электив для 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

дополнительное образование к урокам русского языка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_9_klass.docx61.6 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая учебная программа элективного курса по  русскому языку
«Содержание и языковой анализ текста»
для 9 класса  (34 часа)


Составил:
учитель русского языка и литературы Поздникина Е.Г.

Пояснительная записка
    Элективный курс русского языка «Содержание и языковой анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. 

    Задачи изучения элективного курса:
 - обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;  
 - применение  обобщённых знаний и умений  при анализе текста.
    Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.  
    Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.   
    Механизм формирования  лингворечевой компетенции:  
 - использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
 - извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
 - анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
 - анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
 - анализ особенностей использования лексических средств и средств вырази-тельности;
 - тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка.
    В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку.  Таким образом,  программа создает условия для реализации   деятельностного подхода к изучению русского языка в  9 классе.  
    Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.  
    В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой гимназии  у обучающихся в процессе изучения русского языка  совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.   
    Курс рассчитан на 17 часов. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.     
    Для изучения элективного курса используется пособие  Корчагиной Е.В. (Корчагина Е.В. Русский язык: Содержательный и языковой анализ текста: 9-й кл. – М., 2009).



 


Рабочая учебная программа элективного курса по  русскому языку
«Сочинение-рассуждение как способ формирования коммуникативной компетенции школьников»


Пояснительная записка
    Элективный курс русского языка  «Сочинение-рассуждение как способ формирования коммуникативной компетенции школьников» предназначен для обучающихся 9 класса, рассчитан на 17 часов.

  Цель курса – формирование языковой  коммуникативной компетенции и её практическая реализация при подготовке к ГИА,  что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
    Задачи изучения элективного курса:
 - углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
 - применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
    Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.  
    Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.   
    Механизм формирования  лингворечевой компетенции:  
 - использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
 - извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
 - создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
 - редактирование собственного текста;    
 - применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
 - соблюдение в практике письма основных норм языка;
 - использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.
    В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку.  Таким образом,  программа создает условия для реализации   деятельностного подхода к изучению русского языка в  9 классе.  
    Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.  
    В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой гимназии  у обучающихся в процессе изучения русского языка  совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.   
    Курс рассчитан на 17 часов. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.     
    Для изучения элективного курса используется пособие Симаковой Е.С. (Симакова Е.С. Русский язык: Сочинение: 9-й кл. – М., 2009).

ЛИТЕРАТУРА

Для учащихся

Базжина Т. В., Крючкова Т. Ю. Русская пунктуация: Пособие-справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. — М., 2000.

Беднарская Л. Д. Грамотный человек. — Тула, 2003.

Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы / Капинос В. И. и др. — М., 2002, 2003—2004

Львова С. И. Словообразование — занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся 8—11 классов. — М., 2006.

Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005.

Львова С. И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.

Львова С. И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). — М., 1991.

Розенталь Д. Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. — М., 2000.

Цыбулько И. П., Львова С. И. Русский язык. Эффективная подготовка. 2004. — М., 2004.

Словари

Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.

Букчина Б. 3., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно. (Опыт словаря-справочника). — 2-е изд. — М., 2001

Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь. — М.. 2002

Для учителя

Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. — М., 2000

Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983.

Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.

Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов на-Дону, 2005.

Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.

Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии Пособие  дляучителя.

Элективный курс по русскому языку 9 класс

 

                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Элективный курс «Сочинение-рассуждение как способ формирования коммуникативной компетенции школьников» предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 17 часов.

    Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.     

    Цель элективного курса: научить обучающихся сочинению –рассуждению как способу формирования коммуникативной компетенции школьников.

    Курс отвечает важным целям, связанным с общими целями образования обучающихся 5-9 классов,  знакомит с практикой экзамена по русскому языку в форме ГИА

     Задачи курса:

1.систематизирование знаний, полученных ранее о рассуждении;

2. расширение и углубление познаний обучающихся  о рассуждении;

3.применение полученных знаний о рассуждении в жизни (профессии).

    Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой. 

        Основными способами формирования  речевой  компетенции являются:  
 - различные виды чтения текстов (ознакомление, конспектирование.) в зависимости от коммуникативной задачи;
 - построение сочинения-рассуждения по данному тексту;
 - редактирование собственного текста;    
 - соблюдение в работе  основных норм современного русского языка;

- использование в сочинении-рассуждении лексических возможностей русского языка;
 - использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного

     Выполнение части С требует от обучающегося не только знания теории языка и норм его употребления, но и способности эти знания уместно использовать.  В структуру коммуникативной компетентности входят способность понимания текста, вербальное оформление этого понимания, способность к словесному оформлению собственной позиции, включающая в себя владение способами построения текстов и нормами использования языка, а также рефлексивные способности.

       Важность  данного элективного курса заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием  текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений при самостоятельном построении собственного высказывания; работы, направленной на обобщение и систематизацию знаний, полученных в 5 - 9 классах.
    В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой гимназии  у обучающихся в процессе изучения русского языка  совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.   
     Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.     
    Для изучения элективного курса используется пособие Симаковой Е.С. (Симакова Е.С. Русский язык: Сочинение: 9-й кл. – М., 2009).

 

                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Элективный курс «Подготовка к успешной сдаче ГИА» предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 17 часов.

    Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.     

    Цель элективного курса: научить обучающихся грамотно использовать различные приёмы сжатия текста, правильно воспринимать материал блоков А и В, уметь выбирать нужные ответы.

    Курс отвечает важным целям, связанным с общими целями образования обучающихся 5-9 классов,  знакомит с практикой экзамена по русскому языку в форме ГИА

 Задачи курса:

Научить учащихся следующим умениям и навыкам:

1. владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

2. определять проблему текстов и формулировать её разными способами;

3. грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;

4. владеть формами обработки информации исходного текста;

5. работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл;

6. выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;

7. определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами ( с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи);

8. сжимать авторский текст;

9. редактировать свое сочинение и изложение.

    Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой. 

     

   Формы работы:   коллективная и групповая при работе над текстом, индивидуальная письменная работа по созданию текстов.

 На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Содержание ГИА по русскому языку.

Первая часть работы  ГИА в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

— умение адекватно воспринимать авторский замысел;

— умение вычленять главное в информации;

— умение сокращать текст разными способами;

— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

— умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа  и задания с. кратким открытым ответом. При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения.

     Задания группы А проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками, его культурно-ценностных категорий.

     Задания группы В проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую  направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

    В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой гимназии  у обучающихся в процессе изучения русского языка  совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.   
     Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.     
    Для изучения элективного курса используется пособие Симаковой Е.С. (Симакова Е.С. Русский язык: Сочинение: 9-й кл. – М., 2009).

               

Пояснительная записка

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Цель: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.

Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

В ходе занятий учащиеся должны научиться: 

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
  • научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
  • владеть формами обработки информации исходного текста;
  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл;
  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
  • самостоятельно ограничивать  временные рамки на выполнение заданий;
  • работать с бланками экзаменационной работы;
  • сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Модуль 1

Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение

Первая часть работы  ГИА в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

— умение адекватно воспринимать авторский замысел;

— умение вычленять главное в информации;

— умение сокращать текст разными способами;

— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

 — умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего  научить понимать, что любой текст содержит  главную и второстепенную информацию. Главная информация – то, ч то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить  воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Третья часть работы ГИА содержит два альтернативных творческих задания (С2.1 и С2.2), из которых ученик должен выбрать только одно. Оба задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной  деятельности. 1

Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще Подлинная рациональность, включающая способность аргументации  доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню  развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Дата

Тема занятия

Виды деятельности

1

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

2

Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ГИА 2010.

Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ГИА.

Часть 1

3

Задание С1. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Работа с текстом, границы микротем исходного текста.

4

Задание С1. Структурные особенности сжатого изложения.

Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения.

5

Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста.

Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста.

6

Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

7

Задание С1 Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

8

Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

9

Задание С1. Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста.

Создание собственного текста изложения, оценивание работы.

Часть 1

10

Задание С2.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1.

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

11

Задание С2.1. Тезис сочинения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему.

Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему.

12

Задание С2.1. Заключение в сочинении на лингвистическую тему. Практическое занятие.

 Написание сочинения на лингвистическую тему. Практическое занятие.

13

Задание С2.2.  Структура сочинения-рассуждения по тексту. Критерии оценки задания С2.2.

Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

14

Задание С2.2. Тезис сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении.

Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту.

15

Задание С2.2. Заключение в сочинении-рассуждении. Практическое занятие.

 Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Модуль 2

Учимся выполнять тестовые задания

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (А1 – А6) и задания с. кратким открытым ответом (В1–В14). При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения.

Шесть заданий группы А проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками, его культурно-ценностных категорий.

Четырнадцать заданий группы В проверяют комплекс умений определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую  направленность, так как языковые явления, провёряемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

Дата

Тема занятия

Виды деятельности

Часть 2

1

Задание А1. Понимание текста.

Работа с тестом, заполнение бланков

2

Задание А2. Целостность текста.

Работа с тестом, заполнение бланков

3

Задание А3. Извлечение информации.

Работа с тестом, заполнение бланков

4

Задание А4. Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Работа с тестом, заполнение бланков

5

Задание А5.Лексическое значение слова.

Работа с тестом, заполнение бланков

6

Задание А6. Повторение по теме «Морфология».

Работа с тестом, заполнение бланков

7

Задание В1. Стили речи.

Работа с тестом, заполнение бланков

8

Задание В2. Правописание корней.

Работа с тестом, заполнение бланков

9

Задание В3. Правописание приставок.

Работа с тестом, заполнение бланков

10

Задание В4. Правописание суффиксов.

Работа с тестом, заполнение бланков

11

Задание В5. Знаки препинания в простом осложненном предложении.

Работа с тестом, заполнение бланков

12

Задание В6Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Работа с тестом, заполнение бланков

13

Задание В7. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Работа с тестом, заполнение бланков

14

Задание В8. Словосочетание.

Работа с тестом, заполнение бланков

15

Задание В9. Грамматическая основа предложения.

Работа с тестом, заполнение бланков

16

Задание В10,11. Простое осложненное предложение.

Работа с тестом, заполнение бланков

17

Задание В13, 14, 15. Синтаксический анализ сложного предложения.

Работа с тестом, заполнение бланков

18

Задание В13, 14, 15. Синтаксический анализ сложного предложения.

Работа с тестом, заполнение бланков

19

Заключительное занятие Рекомендации учителя. Практическое занятие.

Работа с тестом, заполнение бланков

Литература:

  1. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. – М.: Экзамен, 2009
  2. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). – М.: Эксмо, 2009
  3. Семенец О.П. Изложение в 9 классе: технология подготовки. Экзамен: новый формат. – Санкт-Петербург: Сага, 2010
  4. Сычева В.П. Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. Критерии оценок. 9 класс. – М.: Экзамен, 2009
  5. Сычева В.П. Экспериментальная экзаменационная работа. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. – М.: Экзамен, 2008
  6. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2009: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Астрель, 2009
  7. ФИПИ  http://www.fipi.ru/

 

«ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Составитель программы: Печказова С.П.,

учитель русского языка и литературы  МОУ «Многопрофильный лицей №1»

Тематическое планирование элективного курса

по русскому языку в 9 классе

Всего уроков                                                         Теоретическая часть                                      

Контрольных работ

34

30

 4

Учитель Печказова С.П.

Пояснительная записка

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Цель: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.

Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

В ходе занятий учащиеся должны научиться: 

  1. овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
  2. научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
  3. владеть формами обработки информации исходного текста;
  4. работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл;
  5. четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
  6. самостоятельно ограничивать  временные рамки на выполнение заданий;
  7. работать с бланками экзаменационной работы;
  8. сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Модуль 1

Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение

Первая часть работы  ГИА в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

— умение адекватно воспринимать авторский замысел;

— умение вычленять главное в информации;

— умение сокращать текст разными способами;

— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

 — умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего  научить понимать, что любой текст содержит  главную и второстепенную информацию. Главная информация – то, ч то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить  воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Третья часть работы ГИА содержит два альтернативных творческих задания (С2.1 и С2.2), из которых ученик должен выбрать только одно. Оба задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной  деятельности. 1

Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще Подлинная рациональность, включающая способность аргументации  доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню  развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Дата

Тема занятия

Виды деятельности

1

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

2

Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ГИА 2010.

Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ГИА.

Часть 1

3

Задание С1. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Работа с текстом, границы микротем исходного текста.

4

Задание С1. Структурные особенности сжатого изложения.

Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения.

5

Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста.

Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста.

6

Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

7

Задание С1 Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

8

Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

9

Задание С1. Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста.

Создание собственного текста изложения, оценивание работы.

Часть 1

10

Задание С2.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1.

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

11

Задание С2.1. Тезис сочинения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему.

Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему.

12

Задание С2.1. Заключение в сочинении на лингвистическую тему. Практическое занятие.

 Написание сочинения на лингвистическую тему. Практическое занятие.

13

Задание С2.2.  Структура сочинения-рассуждения по тексту. Критерии оценки задания С2.2.

Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

14

Задание С2.2. Тезис сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении.

Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту.

15

Задание С2.2. Заключение в сочинении-рассуждении. Практическое занятие.

 Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Модуль 2

Учимся выполнять тестовые задания

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (А1 – А6) и задания с. кратким открытым ответом (В1–В14). При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения.

Шесть заданий группы А проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками, его культурно-ценностных категорий.

Четырнадцать заданий группы В проверяют комплекс умений определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую  направленность, так как языковые явления, провёряемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

Дата

Тема занятия

Виды деятельности

Часть 2

1

Задание А1. Понимание текста.

Работа с тестом, заполнение бланков

2

Задание А2. Целостность текста.

Работа с тестом, заполнение бланков

3

Задание А3. Извлечение информации.

Работа с тестом, заполнение бланков

4

Задание А4. Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Работа с тестом, заполнение бланков

5

Задание А5.Лексическое значение слова.

Работа с тестом, заполнение бланков

6

Задание А6. Повторение по теме «Морфология».

Работа с тестом, заполнение бланков

7

Задание В1. Стили речи.

Работа с тестом, заполнение бланков

8

Задание В2. Правописание корней.

Работа с тестом, заполнение бланков

9

Задание В3. Правописание приставок.

Работа с тестом, заполнение бланков

10

Задание В4. Правописание суффиксов.

Работа с тестом, заполнение бланков

11

Задание В5. Знаки препинания в простом осложненном предложении.

Работа с тестом, заполнение бланков

12

Задание В6Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Работа с тестом, заполнение бланков

13

Задание В7. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Работа с тестом, заполнение бланков

14

Задание В8. Словосочетание.

Работа с тестом, заполнение бланков

15

Задание В9. Грамматическая основа предложения.

Работа с тестом, заполнение бланков

16

Задание В10,11. Простое осложненное предложение.

Работа с тестом, заполнение бланков

17

Задание В13, 14, 15. Синтаксический анализ сложного предложения.

Работа с тестом, заполнение бланков

18

Задание В13, 14, 15. Синтаксический анализ сложного предложения.

Работа с тестом, заполнение бланков

19

Заключительное занятие Рекомендации учителя. Практическое занятие.

Работа с тестом

Аннотация

Программа элективного курса «Сочинение –рассуждение как способ формирования коммуникативной компетенции школьников» предназначен для учащихся 9- классов общеобразовательных учреждений.

Курс ориентирован на всех обучающихся, желающих повысить уровень знаний по данной теме, независимо от того, какой профиль образования будет ими выбран в 10-11 классах.

Элективный курс поможет научить  обучающихся логически мыслить , ориентироваться в тексте, выявлять главное, отбирать нужный материал, пользоваться словарями, справочниками.

На занятиях проводится систематизация знаний, полученных в 5-9 классах. Даются тексты и разнообразные высказывания, дающие возможность проверить способности обучающихся.

Предлагаемый курс поможет в подготовке к написанию сочинения- рассуждения по русскому языку  в форме ГИА.

«Успешно пишем сочинение и изложение»

 

                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Элективный курс «Успешно пишем сочинение и изложение» предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 8 часов. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА).

      Традиционное подробное изложение с элементами сочинения проверяло в основном память, владение речевыми навыками и практическую грамотность. ГИА по русскому языку в новой форме, кроме того, включает задания на лингвистический анализ разнообразных языковых явлений. Значит, подготовка к экзамену требует повторения теоретических сведений по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике.

       ГИА предполагает разнообразные виды деятельности ученика: восприятие текстов на слух и в напечатанном виде; выбор ответа из нескольких предложенных; сжатый письменный пересказ; создание собственного текста на одну из двух предложенных тем. Каждый из этих видов нужно специально отрабатывать. Необходимо целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5-9 классах. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении.

      Оставшись один на один с заданием, выпускники должны продемонстрировать не только знания и умения, которые в основном охватывают части А и В, но и уровень компетентности. Очевидно, что выполнение части С требует от обучаемого не только знания теории языка и норм его употребления, но и способности эти знания уместно использовать.  В структуру коммуникативной компетентности входят способность понимания текста, вербальное оформление этого понимания, способность к словесному оформлению собственной позиции, включающая в себя владение способами построения текстов и нормами использования языка, а также рефлексивные способности.

       Новизна данного элективного курса заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием  текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений при самостоятельном построении собственного высказывания; работы, направленной на обобщение и систематизацию знаний, полученных в 5 - 9 классах.

Цель элективного курса: обеспечение подготовки девятиклассников к успешному написанию изложения и сочинения.

Задачи курса:

Научить учащихся следующим умениям и навыкам:

1. владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

2. определять проблему текстов и формулировать её разными способами;

3. грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;

4. владеть формами обработки информации исходного текста;

5. работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл;

6. выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;

7. определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами ( с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи);

8. сжимать авторский текст;

9. писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С;

10. редактировать свое сочинение и изложение.

                  

Формы работы:   коллективная и групповая при работе над пониманием, индивидуальная письменная работа по созданию текстов.

 На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Содержание ГИА по русскому языку

Первая часть работы  ГИА в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

— умение адекватно воспринимать авторский замысел;

— умение вычленять главное в информации;

— умение сокращать текст разными способами;

— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

— умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего  научить понимать, что любой текст содержит  главную и второстепенную информацию. Главная информация – содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить  воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Третья часть работы ГИА содержит два альтернативных творческих задания (С2.1 и С2.2), из которых ученик должен выбрать только одно. Оба задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной  деятельности.

Умение отстаивать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры человека. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации  доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню  развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (А1 – А6) и задания с. кратким открытым ответом (В1–В14). При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения.

Шесть заданий группы А проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками, его культурно-ценностных категорий.

Четырнадцать заданий группы В проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую  направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

Аннотация

Программа элективного курса «Подготовка к успешной сдаче ГИА» предназначен для учащихся 9- классов общеобразовательных учреждений.

Курс ориентирован на всех обучающихся, желающих повысить уровень знаний по данной теме, независимо от того, какой профиль образования будет ими выбран в 10-11 классах.

Элективный курс поможет научить  обучающихся логически мыслить , ориентироваться в тексте, выявлять главное, отбирать нужный материал, пользоваться словарями, справочниками, вспомнить пройденный материал, углубить познания по некоторым темам.

На занятиях проводится систематизация знаний, полученных в 5-9 классах. Даются тексты и разнообразные высказывания, дающие возможность проверить способности обучающихся, разнообразные тесты  различных уровней, предлагаются разнообразный материал  для отработки навыков сжатия текстов.

Предлагаемый курс поможет в подготовке к написанию сочинения- рассуждения по русскому языку  в форме ГИА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Избирательное право электив 10 класс

Рабочая программа "Избирательное право" электив 10 класс...

Рабочая программа. Электив 9 класс "Биосфера и человечество"

Данная программа составлена на основе программы И.М.Швец "Биосфера и человечество" из сборника "Экологическая составляющая курса биологии в основной школе" и расчитана на учащихся 9 класса....

Электив 8 класс Арифметические задачи по рыночной экономике

Финансовая математика — это система практически необходимых расчетов во времени с учетом инфляции, валютных курсов, процента и прочих юридических и фактических условий выполнения договоров. В эп...

Электив 9 класс

Избранные задачи планиметрии...

Электив 9 класс

Методы  решения тестовых задач...

Электив 11 класс решение генетических задач

Элективный курс рассматривает вопросы в незначительной степени рассматриваемые в программе общего образования. Способствует углублению и расширению знаний по генетике....