Рабочая программа Избирательное право электив 10 класс
рабочая программа (право, 10 класс) по теме

Кравцова Валерия Анатольевна

Рабочая программа "Избирательное право" электив 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_elektiv_10_kl_izb.pravo_.doc376.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №40»

РАССМОТРЕНА


на заседании МО учителей обществоведческого цикла

протокол

от «14» июня 2013г. № 8

СОГЛАСОВАНА


заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №40»

 

_______ /………………../

(подпись)

РАССМОТРЕНА


на заседании педагогического совета

протокол

от «30» августа 2013 г. № 1

УТВЕРЖДЕНА


Приказом директора МБОУ «СОШ №40»


от «30» августа 2013г. №___

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по элективному курсу

 «Основы избирательного право»

10 «А», 10 «Б» классы

Составила: Кравцова В.А.

Старый Оскол

2013

Пояснительная записка

(к рабочей программе по основам избирательного  права , 10  класс).

Рабочая программа  по элективному  курсу  10 «А» класса  «Основы избирательного  права» разработана на основе авторской программы  «Основы избирательного права»   Зайцевой Г. С. (решение МЭС УО администрации Старооскольского городского округа от 27 августа 2010 года)

Содержание программы отвечает двум основным условиям. Во-первых, сохраняется преемственность с правовым содержанием обществоведческих курсов основной школы, учитываются межпредметные и внутрикурсовые связи с учебным предметом «обществознание (обществоведение)» в старших классах. Во-вторых, предусмотрено расширение знаний об избирательном  праве с учётом продолжения курса в 11 классе.

Элективный курс представляет единую систему по формированию знаний и практических навыков в области избирательного права. Благодаря своей практической направленности элективный курс формирует общую правовую культуру будущих избирателей, углубляет, расширяет и дополняет знания, полученные на уроках обществознания. Независимо от избранного профиля выпускник школы должен достичь определенного уровня компетентности в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношений (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества).

Элективный курс «Основы избирательного права» рассчитан на учащихся 10-11-х классов и предполагает 35 часов  в 10 классе (1 час в неделю). В содержании программы  дан примерный перечень основных понятий курса.

Цель курса:

  • подготовить молодое поколение к участию в политической жизни общества, освоению социальных ролей человека и гражданина.

Задачи курса:

  • создать у учащихся представление об истоках формирования современного избирательного права РФ.
  • расширить и систематизировать знания подростков в области политико-правовой сферы общества и основ конституционного строя РФ, получаемых ими в курсе изучения обществознания.
  • формировать у учащихся представления об основах избирательного законодательства РФ, о выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.
  • посредством практических занятий с учащимися способствовать усвоению ими сложных понятий и терминов из области избирательного законодательства, формировать навыки активного участия в общественной и политической жизни школы, города;
  • способствовать формированию у учащихся необходимой правовой культуры, правового сознания, чувства гражданской ответственности и гражданского долга.

 Перечень учебно-методического комплекта:

  1. Основы избирательного права РФ: учебное пособие  для студентов вузов /Ершов

В. А. ГроссМедиа, РОСБУХ,2008

  1. Электронное пособие «Навигатор»

При изучении элективного курса используются активные методы обучения - самостоятельная практическая работа с текстами нормативных правовых актов, беседы, дискуссии, интерактивные лекции, тестовый контроль, подготовка докладов и сообщений. Предусматривается проведение конкурса, конференции, ролевой игры, посещение учащимися избирательных участков в период избирательных кампаний.

Формы и методы работы:

  • работа с документами (самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, изучение статистических материалов);
  • изучение материалов СМИ, Интернет-материалов;
  • дискуссии, дебаты, проектная деятельность;
  • практические занятия по решению учебных задач;
  • освоение знаний по региональным и муниципальным выборам в  Белгородской области с помощью приемов деловой игры.

Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, текст Конституции РФ,  рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярную и художественную литературу, различного рода источники и документы, кинофильмы и другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам, умение правильно анализировать явления окружающей жизни.  

Основной формой промежуточного и итогового контроля является тестирование.

Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Критерии оценки по элективному курсу «Избирательное право» являются следующие за устные ответы:

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.

Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.

Оценка «3» -  в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.

За письменные работы:

Оценка "5" - 81-100% выполненных заданий

Оценка "4" - 61-80%

Оценка "3" - 41-60%

Требования к уровню подготовленности учащихся

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для элективного курса «Избирательное право» на этапе среднего (полного) общего образования  в области познавательной деятельности являются: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата); участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования; поиск нужной информации по заданной теме в источниках права, извлечение необходимой информации  из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача  содержания информации адекватно поставленной цели;

Учащиеся должны:

знать/понимать

  • систему и структуру  избирательного права, современные  избирательные системы; общие правила применения  избирательного права;

уметь

  • характеризовать: избирательное право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти;
  • различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
  • анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
  • применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
  • осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
  • обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

Календарно-тематическое планирование учащихся 10 класса


п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

10 «А»

10 «Б»

1

Вводное занятие «Что надо знать о выборах?» Структура  и особенности элективного курса «Основы избирательного права».

1

04.09.13

04.09.13

2

Основные страницы развития избирательного права в России.

1

11.09.13

11.09.13

3

Понятие, система и источники избирательного права

1

18.09.13

18.09.13

4

Принципы избирательного права. Терминологический диктант №1

1

25.09.13

25.09.13

5

Избирательная система

1

02.10.13

02.10.13

6

Избирательная система

1

09.10.13

09.10.13

7

Субъекты избирательного права

1

16.10.13

16.10.13

8

Субъекты избирательного права. Зачет по теме: «Субъекты избирательного права»

1

23.10.13

23.10.13

9

Избиратели, участники референдума.

Гарантии их прав

1

06.11.13

06.11.13

10

Политическая партия

(основы правового статуса)

1

13.11.13

13.11.13

11

Политическая партия

Тест №1 Политические партии

1

20.11.13

20.11.13

12

Кандидат на пост Президента РФ

1

27.11.13

27.11.13

13

Кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ

04.12.13

04.12.13

14

Кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления

1

11.12.13

11.12.13

15

Кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления Терминологический диктант№2

1

18.12.13

18.12.13

16

Избирательные комиссии

1

25.12.13

25.12.13

17

Избирательные комиссии

1

15.01.14

15.01.14

18

Система избирательных комиссий

1

22.01.14

22.01.14

19

Наблюдатели. Уполномоченные представители и доверенные лица.

1

29.01.14

29.01.14

20

СМИ как субъект избирательного права Зачёт по  теме: «Избирательные комиссии»

1

05.02.14

05.02.14

21

Стадии избирательного процесса

Назначение выборов и референдума

1

12.02.14

12.02.14

22

Стадии избирательного процесса

Назначение выборов и референдума

1

19.02.14

19.02.14

23

Выдвижение кандидатов

1

26.02.14

26.02.14

24

Выдвижение кандидатов

1

05.03.14

05.03.14

25

Выдвижение и регистрация кандидатов на пост Президента РФ

1

12.03.14

12.03.14

26

Выдвижение и регистрация кандидатов на пост Президента РФ Тест №2 «Избирательное право»

1

19.03.14

19.03.14

27

Выдвижение и регистрация кандидатов на пост Президента РФ

1

02.04.14

02.04.14

28

Избирательный кодекс Белгородской области

1

09.04.14

09.04.14

29

Избирательный кодекс Белгородской области

1

16.04.14

16.04.14

30

Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного права

1

23.04.14

23.04.14

31

Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного права

1

30.04.14

30.04.14

32

Участие молодёжи в избирательном процессе

1

07.05.14

07.05.14

33

Участие молодёжи в избирательном процессе

Тест №3 «Я–избиратель»

1

14.05.14

14.05.14

34

Участие молодёжи в избирательном процессе

1

21.05.14

21.05.14

35

Итоговое повторение Тест №4  по  теме: «Российское избирательное право»

1

28.05.14

28.05.14

Содержание

Тема № 1. Вводное занятие

Структура  и особенности элективного курса «Основы избирательного права». Методика изучения курса. Знакомство учащихся со структурой  элективного курса,  литературой по теме. Определение тем опережающих творческих  заданий «Что надо знать о выборах?»

Тема №2. Основные страницы развития избирательного права в России.

Основные страницы развития избирательного права в России. Вече — народное собрание в древней и средневековой Руси.

Земский Собор на Руси с середины XVI до конца XVII века — собрание представителей различных слоёв населения Московского государства для решения политических, экономических и административных вопросов.

Городская дума – распорядительный  орган городского управления в России. Государственная дума как представительное введена согласно Манифесту Императора Николая Второго. Государственная Дума - результат  первой русской революции. Попытка созыва Учредительного собрания в 1917-1918 гг. Учредительное собрание – представительное учреждение, созданное на основе всеобщего избирательного права для установления формы правления и выработки конституции России в 1917 году. «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» - важнейший конституционный акт Советской республики, законодательно закрепивший завоевания Великой Октябрьской социалистической революции.

«Сталинская» Конституция 1936 года. Советы народных представителей как социалистическая форма государственного устройства. Верховный Совет СССР: Совет Союза и Совет Национальностей. Съезды народных депутатов РСФСР и СССР. Федеральное Собрание РФ - верхняя и нижняя палаты.

Тема №3. Понятие, система и источники избирательного права

Народ  как носитель суверенитета и единственный источник власти в России. Основы конституционного строя в России. Отраслевая принадлежность норм избирательного права.  Система избирательного права. Источники избирательного права, их иерархия.

Основные принципы избирательного права: всеобщее избирательное право и право на участие референдуме; равное избирательное право; прямое избирательное право; тайное голосование; обязательность и периодичность выборов; независимость органов (комиссий), организующих и проводящих выборы и референдум; открытость и гласность. Установление избирательным законодательством условий получения и реализации избирательных прав – избирательный ценз.

Понятие избирательной системы. Основные типы избирательных систем. Мажоритарная система абсолютного большинства, мажоритарная система относительного большинства. Методика пропорционального распределения депутатских мандатов по результатам выборов депутатов Государственной Думы.

Тема №4. Принципы избирательного права. Избирательная система

Понятие избирательного права в узком и широком смысле. Понятие избирательной системы. Избирательная система РФ. Мажоритарная избирательная система. Пропорциональная избирательная система. Смешанная избирательная система. Как распределяются депутатские места в Госдуме. Принципы избирательного права.

Тема №5. Субъекты избирательного права

Категории избирателей. Носители избирательного права. Избиратели, проживающие на территории соответствующего муниципального образования. Избиратели-военнослужащие, члены их семей и другие избиратели, проживающие в пределах расположения воинской части. Избиратели, проживающие за пределами РФ или находящиеся в длительных заграничных командировках. Лица, осуществляющие регистрацию (учет) избирателей. Основания для регистрации (учета) избирателей. Составление списков избирателей, участников референдума. Сведения об избирателях. Включение граждан в списки избирателей. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списки кандидатов, инициативы проведения референдума. Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах.

Политическая партия – основной субъект пассивного избирательного права при выборах в Государственную Думу РФ. Понятие политической партии. Требования к политической партии, предъявляемые законом (основы правового статуса). Устав партии.

Тема № 6. Выборы Президента Российской Федерации.

Назначение выборов Президента. Выдвижение кандидатур на должность Президента РФ избирателями, партиями, избирательными объединениями ( блоками). Регистрация кандидатов. Предвыборная агитация. Финансирование выборов. Проведение голосования, подсчет голосов, установление результатов выборов. Вступление Президента РФ в должность. Права и обязанности Президента РФ.

Кандидат на пост Президента РФ. Кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления. Пава и обязанности кандидатов; гарантии деятельности кандидата.

Тема №7.  Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Назначение Выборов Президентом РФ. Выдвижение кандидатов по одномандатным округам и федеральному избирательному округу. Избирательные участки и избирательные округа. Финансирование выборов . Предвыборная агитация. Процедура голосования. Особенности подсчета голосов и подведения результатов выборов. Федеральное Собрание Российской Федерации: полномочия Совета Федерации и Государственной Думы.

Тема №8. Выборы в  депутаты представительного органа местного самоуправления.

Назначение выборов. Выдвижение и регистрация кандидатов, их избирательные фонды, агитация. Процедура голосования и подведения итогов края. Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления. Кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления

Тема №9. Избирательные комиссии 

Субъекты, обеспечивающие реализацию субъективного избирательного права. Принципы деятельности избирательных комиссий: независимость, гласность, сменяемость, соподчинение, коллегиальность. Статус членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса: назначение, объем и прекращение полномочий. Реформирование комиссий.

Система избирательных комиссий. Порядок формирования и статус Центральной избирательной комиссии РФ. Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий различных уровней. Использование в деятельности избирательных комиссий Государственной автоматизированной системы «Выборы».

Тема №10. Наблюдатели. Уполномоченные представители и доверенные лица

Наблюдатели. Кто может осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссий в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссий по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов или референдума. Права и обязанности наблюдателей.

Уполномоченные представители и доверенные лица. Уполномоченные представители политической партии и ее региональных отделений. Доверенные лица политических партий. Доверенные лица кандидатов в президенты. Статус доверенных лиц: назначение, гарантии деятельности, прекращение полномочий.

Тема №11. СМИ как субъект избирательного права

СМИ как субъект избирательного права. Понятие СМИ; государственные, муниципальные и негосударственные СМИ. Права СМИ при информационном освещении подготовки и проведения выборов. Общие условия проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях (бесплатное и платное эфирное время; бесплатная и платная печатная площадь).

Тема №12. Стадии избирательного процесса

        Назначение выборов и референдума. Инициатива проведения и назначение выборов РФ. Инициатива проведения и назначение референдума Субъекты принятия решений). Сроки принятия решений. Реализация инициативы проведения всенародного голосования по проекту новой Конституции РФ. Реализация инициативы проведения референдума в соответствии с международным договором РФ.  Образование (определение) избирательных округов, округа референдума. Избирательная комиссия, организующая выборы. Требования к образованию избирательных округов. Образование избирательных участков. Лица, образующие избирательные участки. Требования к образованию избирательных участков. Информирование избирателей: субъекты информирования, содержание информационных материалов.

Тема №13. Выдвижение кандидатов 

Выдвижение кандидатов: общие положения о выдвижении кандидатов; выдвижение федерального списка кандидатов. Статус кандидатов: ограничения, связанные с должностным или служебным положением. Выдвижение и регистрация кандидатов на пост Президента РФ: самовыдвижение кандидата, выдвижение кандидата политической партией, основания для отказа регистрации кандидата, регистрация кандидата в Президенты РФ. Сбор подписей избирателей: количество подписей, необходимых для регистрации; период сбора подписей, место сбора подписей, запреты при сборе подписей. Проверка подписей избирателей.

Агитация: понятие, формы, методы, ограничения. Условия проведения предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий.

Голосование. Требования к помещению для голосования. Избирательный бюллетень: процедура передачи, защита от подделки, форма и текст. Информационные стенды,  время начала и окончания голосования. Досрочное голосование.

Подсчет голосов и установление результатов голосования. Подсчет голосов избирателей и составление протокола об итогах голосования. Определение результатов выборов. Решение о результатах выборов: признание выборов состоявшимися и действительными; признание результатов выборов недействительными; признание выборов несостоявшимися.

Тема №14. Избирательный кодекс Белгородской области

Избирательный кодекс Белгородской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", другими федеральными законами, Уставом Белгородской области и другими законами Белгородской области устанавливает гарантии реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав и права на участие в референдуме, отзыве, дополняющие установленные федеральным законодательством, и определяет порядок и механизм подготовки и проведения выборов в органы государственной власти Белгородской области, в органы местного самоуправления в Белгородской области, референдума области и местного референдума, отзыва Губернатора Белгородской области, депутатов представительных органов и выборных должностных лиц муниципальных образований в Белгородской области. Закон Белгородской области от 28 мая 2013 г. N 207 "О внесении изменений в Избирательный кодекс Белгородской области"

Тема №15. Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного права        Конституционно-правовая ответственность за нарушение норм избирательного права. Субъекты конституционно-правовой ответственности. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права: субъекты, предмет обжалования, порядок обжалования, результат рассмотрения. Отмена решения о результатах выборов или референдума. Административная ответственность за нарушение норм избирательного права: классификация объектов правонарушения, субъекты правонарушений, виды административных правонарушений. Уголовная ответственность за нарушение норм избирательного права: преступления, посягающие на интересы граждан и публичный интерес в отношениях, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов; состав преступления.

Зачетные занятия

Итоговое тестирование.   Организация обобщающих турниров, викторин, деловых игр. Подведение итогов работы учащихся в рамках элективного курса за учебный год: активность на занятиях, участие в школьных, городских, областных олимпиадах и конкурсах по избирательному праву, результат итогового тестирования и др.

Формы и средства контроля

  1. Терминологический диктант – 2
  2. Зачёт – 2
  3. Промежуточный контроль (тестирование) – 3

Тест №1 по теме  «Политические партии»

Тест №2  по теме «Избирательное право»

Тест №3  по теме «Я–избиратель»

Итоговый тест  №4  по  теме «Российское избирательное право»

  1. Фронтальный опрос
  2. Составление  сравнительных таблиц
  3. Самостоятельная  работа учащихся с терминами и  понятиям, с последующей беседой.  
  4. Составление тематических творческих рассказов на основе использования нескольких источников
  5. Работа с документами                               

            Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература и Интернет-ресурсы:

  1. Избирательное право и избирательный процесс в схемах и таблицах: на основе ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» / А.В.Плаксин. – М.: ЦИК РФ, Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК РФ, Издательская серия: «Прикладная юриспруденция», 2007.
  2. Электронное пособие « Обществознание : полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, СВ. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. — М.: ACT : Астрель, 2009. — 478, [2] с. — (Единый государственный экзамен)
  3. Конституция РФ. Москва, издание Центральной избирательной комиссии РФ, 2009
  4. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ  "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в действующей редакции).
  5. Федеральный закон  от 10 января 2003 года  № 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (в действующей редакции).
  6. Федеральный закон от 05.08.2000 года № 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (в действующей редакции).
  7. Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51—ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в действующей редакции).
  8. Федеральный закон от 01.04.2005 года № 182-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (в действующей редакции).
  9. Федеральный закон Российской Федерации от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в действующей редакции).
  10. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 года № 5-ФКЗ "О референдуме в Российской Федерации" (в действующей редакции)
  11. Устав Белгородской области (в действующей редакции).
  12. Избирательный кодекс Белгородской области (в действующей редакции).
  13. Плаксин А.В. Избирательное право и избирательный процесс в схемах и таблицах /РЦОИТ-М., 2007

Дополнительная литература и Интернет-ресурсы:

      1. Обществознание: учебник для 11 классов общеобразовательных учреждений: профильный уровень / [Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008. – 415 с.: ил.

      2. Урок права – глазами учителя. Материалы городского конкурса методических разработок среди педагогов муниципальных общеобразовательных учреждений. – Белгород: Белгородская городская территориальная избирательная комиссия, Управление образования администрации города Белгорода, 2007.

       3. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации- сборник лекционных материалов в помощь организаторам повышения правовой культуры избирателей/Избирательная комиссия Белгородской области; [сост.: Е.А. Абашева, А.А. Ерыгин, В.И. Ерыгина, Г.В.Калитина, В.Н. Шовгеня.] – Белгород: Издательско-полиграфический центр «ПОЛИТЕРРРА», 2007.- 181 с.

        4. Материалы для обучения будущих избирателей основам избирательного законодательства/Избирательная комиссия Белгородской области; [сост.: Н.П.Великих, Г.В.Калитина, Л.Н.Москвитина.] – Белгород: Издательско-полиграфический центр «ПОЛИТЕРРРА», 2006.

        5. Олимпиады по избирательному законодательству – эффективная форма повышения правовой культуры будущих избирателей/Избирательная комиссия Белгородской области;[составители: Л.Б. Белая, Д.Р. Иткина]– Белгород, 2009. Вып.4.– 60 с. А также выпуски:  №1-2006 г., №2- 2007 г., №3- 2008 г.

        6. Клубы избирателей и клубы молодых и будущих избирателей – эффективная форма подготовки организаторов выборов, повышения правовой культуры граждан: материалы областного конкурса на лучшие клубы избирателей, клубы будущих избирателей в Белгородской области: выпуск третий / Избирательная комиссия Белгородской области; [сост.:Л.Б.Белая, Д.Р.Иткина.] – Белгород: КОНСТАНТА, 2008. – 316 с А  также выпуски: №1- 2005 г., №2- 2007 г.

       7. Библиотеки Белгородской области  центры формирования правовой культуры избирателей: сборник материалов областного конкурса среди библиотек Белгородской области на лучшую организацию работы по повышению правовой культуры избирателей. Выпуск третий. /Избирательная комиссия Белгородской области; [сост.: Л.Б. Белая, И.В.Буханцова, Н.П.Гоц, Д.Р.Иткина,]-Белгород: ООО «КОНСТАНТА», 2008. Вып.3

      8. Кодексы РФ;

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор
  2. Компьютер
  3. Экран
  4. Схемы и таблицы «Избирательное право и избирательный процесс»
  5. Раздаточный материал «Статья 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» -  14
  6. Раздаточный материал  «Конституция РФ»-14

Терминологическому диктант №1

Текст с пропусками

Избирательное право – это право граждан избирать и быть избранным. В Российской Федерации избирать имеют право лица, достигшие (1) …….. возраста. Депутатом выборного органа местного самоуправления можно избираться с (2) ….. лет,  депутатом Государственной  Думы – с (3) ….. года, президентом страны – (4) …… лет.  

Принципы избирательного права  - это те требования, при соблюдении  которых выборы признаются законными. Всеобщим избирательным правом в выборах обладают (при определенных цензах) все взрослые граждане мужского и женского пола.

           Выборы являются равными, (5) …………..,  (6) ………… . Голосование на выборах является тайным. Избирательный процесс в нашей стране регулируется Конституцией Российской Федерации и (7) …………. . Избирательные системы в зависимости от способа голосования разделяются на (8) ……………, в этом случае, от каждого избирательного округа выбирается один кандидат,    и (9) ……………, которая основана на голосовании не за конкретного кандидата, а за список кандидатов – представителей конкретной партии. Обе системы имеют свои достоинства и недостатки, поэтому в некоторых странах применяют (10) ………….  систему.

           Выборы – это  юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет  представлять их интересы в тех или иных органах власти.   Результат выборов зависит от многих факторов, главный из которых – ответственный выбор каждого гражданина, понимающего, что  его голос очень важен при определении власти в государстве.  Ответственный выбор – это поступок свободного человека.

 Ответы к терминологическому диктанту:

№ вопроса

ответ

1

18-летнего

2

18

3

21

4

35

5

прямыми

6

свободными

7

федеральными законами

8

мажоритарную

9

пропорциональную

10

смешанную

Вопросы к зачёту по теме «Субъекты избирательного права»

1. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе ___.

А) 30 летБ) 35 лет В) 40 лет

Ответ: б.

2.Избиратель – гражданин РФ:

А) обладающий активным избирательным правом;

Б) обладающий активным и пассивным избирательным правом;

В) обладающий пассивным избирательным правом.

Ответ: а.

3.Кандитат в Президенты должен постоянно проживать в РФ не менее

А) 5 лет Б) 7 лет В) 10 лет

Ответ: в.

4.Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, имеют право участвовать в выборах:

А) Президента РФ;

Б) депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ и Президента РФ;    В) в органы местного самоуправления

Ответ: в.

5.Если кандидат в Президенты РФ или республики Калмыкия сам выдвинул свою кандидатуру, то на бланке бюллетеня напротив его фамилии пишется слово _____.

Ответ: самовыдвижение.

6.Голосование на выборах может быть назначено только на:

А) на воскресенье, в исключительных случаях на субботу;

Б) на воскресенье, в исключительных случаях на пятницу;

В) нет правильного ответа;

Г) на воскресенье, в исключительных случаях на праздничный день.

Ответ: в.

6.Президент Российской Федерации избирается гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при ______ голосовании.

Ответ: тайном.

7. Активное избирательное право – это:

А) право граждан РФ избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

Б) право граждан РФ избирать только в органы государственной власти;

В) право граждан РФ избирать президента РФ и в органы местного самоуправления

Ответ: а.

8.Избирательная кампания начинается с:

А) со дня выдвижения кандидата на избираемую должность;

Б) со дня официального опубликования решения о назначении выборов;

В) со дня официального опубликования решения о выдвижении кандидатов.

Ответ: б.

9.Группа избирателей вправе поддержать самовыдвижение на пост Президента РФ А) только одного кандидата Б) двух кандидатов

В) любого количества кандидатов.

Ответ: а.

10.Могут ли участвовать в предвыборной агитации члены избирательной комиссии?

А) даБ) нетВ) по желанию члена избирательной комиссии

Ответ: б.

11.Содержит ли избирательный бюллетень разъяснение о порядке его заполнения?

А) да Б) нет

Ответ: а.

12.Регистрация кандидата может быть аннулирована:

А) судом  Б) избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата;

В) судом либо избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата

Г) избирательной комиссией, организующей выборы.

Ответ: б.

13.Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ производятся:

А) по мажоритарной избирательной системе;

Б) по пропорционально избирательной системе;

В) по смешанной избирательной системе.

Ответ: б.

14.Голосование на выборах в органы государственной власти проводится __________.

А) с 8.00 до 20.00 час.по московскому времени Б) с 8.00 до 20.00 час.по местному времени

В) с 8.00 до 24.00 час.по московскому времени

Ответ: б.

15.Вправе ли член избирательной комиссии выдать новый избирательный бюллетень взамен испорченного:

А) даБ) нет В) с согласия председателя избирательной комиссии

Ответ: б.

16.Единый избирательный округ – это:

А) оба ответа верны;

Б) избирательный округ, включающий в себя всю территорию, на которой проводятся выборы, а также иную территорию по решению Президента РФ;

В) избирательный округ, включающий в себя всю территорию, на которой проводятся выборы.

Ответ: в.

17.Избирательная комиссия субъекта РФ при подготовке и проведении выборов формирует территориальные избирательные комиссии и назначает их _____________.

Ответ: председателей.

18.Референдум – это:

А) форма прямого и косвенного волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан РФ и иностранных граждан, обладающих правом на участие в референдуме;

Б) форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме;

В) форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам только государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме;

Г) нет правильного ответа.

Ответ: в.

19.Срок полномочий Центральной избирательной комиссии РФ составляет:

А) 3 года;Б) 4 года;  В) 5 лет;Г) 6 лет.

Ответ: б.

20.Агитационный период начинается:

А) за 30 дней до дня голосования;

Б) со дня принятия решения уполномоченным на то органом или должностным лицом о назначении выборов; В) с момента формирования участковых избирательных комиссий;

Г) со дня выдвижения кандидата, списков кандидатов и создания избирательного фонда.

Ответ: г.

Тест №2 по теме: Политические партии

  1. Политическая партия – это

а) добровольный союз на идеологической основе, направленный на завоевание либо участие во власти на государственном уровне

б) непрерывно действующая организация, существующая  как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение власти и стремящаяся с этой целью к народной поддержке

в) общественное движение

2. Политические партии в современном понимании оформились:

а) в конце ХVIII в в Великобритании и США

б) в начале ХIХ века  в Европе

в) во второй половине ХIХ века  в Европе и США

3. Признаками партии являются:

а) защита интересов своих членов

б) добровольность членства

в) разработка программных и уставных норм, регулирующих деятельность

г) ведение политической борьбы за обладание государственной властью

д) отказ от борьбы за власть

4. Соотнести:

1) однопартийная система

2) двухпартийная система

3) многопартийная система

а) партийная система США

б) партийная система ФРГ

в) партийная система СССР

г) партийная система Великобритании

      д) партийная система Италии

5. Основными функциями политических партий являются:

а) организация избирательного процесса

б) подбор кандидатов и выдвижение политических деятелей, влияние на политический процесс

в) обеспечение связи гражданского общества и государства

г) все перечисленные выше

6. Составьте два предложения, используя в них названия любых политических партий современной России

7. Выберите правильный ответ.

В многопартийном государстве 7% порог, необходимый для прохождения в 450 местный парламент, преодолели 4 партии со следующими результатами: партия А – 7%; партия В – 10%; партия Х – 50%. Какая избирательная система установлена в данном государствен?

а) пропорциональная

б) мажоритарная

в) смешанная

г) недостаточно сведений для определения типа избирательной системы

8. Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политической партей называют любое зарегистрированное объединение граждан

Б. По отношению к закону различают легальные и нелегальные политические партии

1) верно только А                      3) верны оба суждения

2) верно только Б                       4) оба суждения неверны

9. В государстве Z депутаты парламента избираются по одномандатным округам. Каждый кандидат встречается с избирателями и пытается убедить их в перспективности своей программы. Какая избирательная система  установлена в государстве Z?

1) демократическая                               3) пропорциональная

2) мажоритарная                                    4) смешанная

Ответы к тесту по теме «Политические партии»:

№ вопроса

ответ

1

а. б

2

в

3

б,в,г

4

1-в, 2-а,г 3-б,д

5

г

6

-

7

г

8

2

9

2

Терминологический диктант №2

О каком термине  идет речь?

1. Право избирать, т.е. право граждан участвовать в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления.

2. Человек, обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, установленных в государстве, которому он принадлежит и с которым связан.

3.Особый порядок ответственности высших должностных лиц государства
перед парламентом, нижняя палата которого играет роль суда — формулирует обвинение и предъявляет его соответствующему должностному лицу.

4. Человек, не являющийся гражданином данной страны и не имеющий доказательств наличия гражданства другого государства.

5. Право быть избранным.

6.Совокупность приемов и методов осуществления политической власти в
обществе.

7. Совокупность прав и обязанностей, которыми наделяется субъект права.
8. Верховенство и независимость государственной власти.

9. Принцип организации государственной власти.

10. Специальные юридические правила, ограничивающие допущение лица к пользованию какими-либо политическими, в первую очередь избирательными, правами.

Ответы к терминологическому диктанту:

№ вопроса

ответ

1

активное избирательное право

2

гражданин

3

импичмент

4

апатрид, лицо без гражданства

5

пассивное избирательное право

6

политический режим

7

правовой статус

8

суверенитет

9

форма правления

10

ценз

Вопросы к зачёту по теме: «Избирательные комиссии»

1.Что представляет собой  система избирательных комиссий?

Ответ: Избирательные комиссии, обеспечивающие периодическое проведение избирательных кампаний, представляют собой гибкую систему, адаптированную к выборам органов федерального, регионального и местного уровней и способную функционировать в автономном режиме. Как всякая сложная социальная система, она является слаженным, живым организмом, части которого (избирательные комиссии) взаимодействуют друг с другом строго по правилам, установленным в соответствующих законах о выборах.Следует особо подчеркнуть, что взаимоотношения избирательных комиссий внутри самой системы строятся с учетом федеративного устройства Российской Федерации. Об этом говорит тот факт, что два высших уровня избирательных комиссий (ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации) формируются соответственно федеральными или региональными законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти на основе принципа разделения властей, закрепленного в Конституции Российской Федерации (ст.10), а реализуют они свои полномочия, исходя из другого конституционного принципа - разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами (ст.5).Не входя ни в одну из трех ветвей государственной власти, система избирательных комиссий в целом действует как государственно-общественная структура, высшие уровни которой являются государственными органами (п.11 ст.21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), а остальные представляют собой общественные образования, решения которых по вопросам, связанным с проведением выборов, также обязательны для государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и их должностных лиц (п.13 ст.21 указанного Федерального закона).

2.Что такое государственно-правовой статус избирательных комиссий?

Ответ: Государственно-правовой статус избирательных комиссий определяет правовое положение избирательных комиссий как участников избирательного процесса по отношению к государству и его органам, а также к другим субъектам правоотношений в сфере организации и проведения выборов. Это понятие раскрывает их политико-правовое положение в структуре и механизме функционирования самих государственных органов, поскольку ЦИК России и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, как отмечалось выше, являются государственными органами, осуществляющими подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации в соответствии с установленной федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

3.  В чем проявляется  независимость и самостоятельность избирательных комиссий?

Ответ:  Для обеспечения законного и демократического избирательного процесса они должны быть в правовом, организационно-техническом и финансовом отношении независимы от государственных органов и их должностных лиц. Для того, чтобы сделать стабильной работу избирательных комиссий, обеспечить преемственность, потребовалось законодательным путем закрепить их деятельность на постоянной основе. Только постоянно действующие ЦИК России и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации в состоянии решать задачи развития избирательной системы России, совершенствования законодательства о выборах и референдумах, освоения новых прогрессивных избирательных технологий, способствующих проведению выборов на уровне международных стандартов в области избирательного права. .Наделение избирательных комиссий четко очерченным кругом полномочий, придание комиссиям высшего уровня статуса особой разновидности постоянно действующих государственных органов явилось важнейшим условием реализации гражданами их избирательных прав.Независимость избирательных комиссий в пределах их компетенции при проведении соответствующих выборов, как отмечалось выше, установлена в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В реальной жизни независимость избирательных комиссий не только не исключает, но и предполагает их тесное взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами при решении таких вопросов, как регистрация (учет) избирателей, предоставление комиссиям необходимых помещений, транспорта, средств связи, технологического оборудования, сведений и материалов, давать ответы на их обращения в срок, установленный соответствующими законами и т.д.

4. Объясните  порядок формирования избирательных комиссий?

Ответ: В основу формирования избирательных комиссий всех уровней положено обеспечение их независимого статуса. Именно в соответствии с этим принципом в марте 1999 года формировалась ЦИК России. В соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» состав был назначен в равной численной пропорции Государственной Думой и Советом Федерации как палатами Федерального Собрания Российской Федерации и Президентом Российской Федерации как главой государства.

Так, из 15 членов ЦИК России с правом решающего голоса по установленной процедуре 5 членов были назначены Государственной Думой Федерального Собрания из числа кандидатур, предложенных депутатскими фракциями в Государственной Думе; 5 членов Комиссии - Советом Федерации Федерального Собрания из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 5 членов Комиссии - Президентом Российской Федерации.

При назначении членов ЦИК России Государственной Думой вначале все депутатские фракции и группы после предварительного обсуждения на своих заседаниях определили 8 кандидатур.

На пленарном заседании путем «рейтингового» голосования по каждой из предложенных кандидатур были определены 5 претендентов, получивших наибольшее число голосов. Затем открытым голосованием был утвержден в целом список из 5 человек. В принятом в марте 1999 года постановлении «О назначении членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» партийная или фракционная принадлежность назначенных членов ЦИК России от Государственной Думы не указывалась, что еще раз подчеркивает независимый статус Комиссии.

По-иному проходила процедура назначения членов ЦИК России в Совете Федерации. Первоначально законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации были сформированы списки кандидатур по группам регионов: Северо-Запад, Центр, Юг, Урал и Западная Сибирь, Восточная Сибирь и Дальний Восток. Затем Советом Федерации были утверждены кандидатуры по каждой группе субъектов Российской Федерации. В результате последующего голосования на должность членов ЦИК России были назначены по одному человеку от каждой группы регионов.

Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 1999 г. «О членах Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» были назначены остальные пять членов ЦИК России.

5. Компетенция избирательных комиссий.

Ответ: Прежде чем перейти к раскрытию этого понятия, рассмотрим особенности организации работы избирательных комиссий как коллегиальных органов, их полномочия по подготовке и проведению выборов.

Одним из определяющих начал правового статуса избирательных комиссий является принцип коллегиальности в организации деятельности комиссий. Этот принцип закреплен в п. 1 ст. 27 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и распространяется на организацию работы всей системы избирательных комиссий в Российской Федерации.

Рядом организационных особенностей характеризуется, в частности, процедура созыва и проведения заседаний избирательной комиссии, распределения обязанностей между ее членами, решения комплекса других взаимосвязанных вопросов. Так, избирательная комиссия может приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного числа. Применительно к ЦИК России федеральными органами государственной власти должно быть назначено, как минимум, 10 членов комиссии с правом решающего голоса.

В соответствии с указанным Федеральным законом заседания избирательной комиссии имеет право созывать председатель комиссии или по его поручению заместитель председателя. Заседание может быть созвано также по требованию не менее одной трети членов комиссии с правом решающего голоса. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Исключение сделано для избирательных комиссий высшего уровня (ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации), заседания которых правомочны при наличии не менее двух третей членов комиссии с правом решающего голоса. Подобное исключение обусловлено тем, что эти комиссии в ходе проведения соответствующих избирательных кампаний осуществляют многообразные координационные функции, в том числе с правоохранительными и налоговыми органами, другими государственными органами, руководят деятельностью нижестоящих избирательных комиссий, принимают важные решения по вопросам обеспечения и защиты избирательных прав граждан, что требует повышенной ответственности членов указанных комиссий.

Члены избирательных комиссий с правом решающего голоса имеют право вносить предложения по повестке дня заседаний, а также замечания и предложения по существу обсуждаемых вопросов

Тест №2 «Избирательное право»

Часть А. Выберите правильный ответ.

1. Как называется Российский парламент:

а) Государственная Дума;        б) Верховный Совет;

в) Национальное Собрание;     г) Федеральное Собрание.

2. Конституционное право, избирательное право, семейное право-это…

а) принципы права;    б) отрасли права;        в) теории права.

3. Депутаты Совета Федерации:

а) избираются гражданами России;        б) назначаются президентом;

в) делегируются субъектами РФ.

4. Сколько раз подряд одно и то же лицо может избираться депутатом Государственной Думы:

а) один раз;         б) два раза;        в) четыре раза;        г) все ответы правильны.

5. Главы Субъектов Федерации:

а) избираются гражданами России;     б) назначаются президентом;

в) назначаются Федеральным Собранием.

6. Президент РФ избирается:

а) гражданами России;        б) Советом Федерации;   в) Федеральным Собранием.

7. Президент издает:

а) постановления;         б) указы;            в) законы.

8. Источником избирательного права является:

а) Конституция РФ;       б) Постановления Конституционного суда РФ;

в) приказы министерств и ведомств.

9. Источником избирательного права РФ не признается:

а) правовой обычай;          б) нормативно-правовой акт;    в) судебный прецедент.

10. Избирательное право регулирует:

а) семейно-брачные отношения; б) личные имущественные и не имущественные отношения;  в) правильный ответ отсутствует.        

11.В какой форме принимается  решение Президента Российской Федерации о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации?

а) указа;       б) закона;       в) постановления;          г) распоряжения.

12.  В какой срок законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру высшего должностного лица субъекта Российской Федерации?

а) в течение  10 дней со дня внесения представления (повторного представления);

б) в течение 14 дней со дня внесения представления (повторного представления);

в) в течение 21 дня со дня внесения представления (повторного представления);

г)  в течение 30 дней со дня внесения представления (повторного представления);

13.Какое количество депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации  должно проголосовать за решение о наделении  гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации?

а) более 50 %        б) более 75 %        в) более 80%        в) более 90 %.

14.Не могут быть представлены в качестве кандидатур высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) граждане Российской Федерации:

а)  не служившие в армии;

б) имеющие  несовершеннолетних детей;

в) работающие  в органах внутренних дел;

г) имеющие неснятую или непогашенную судимость.

15.В какой срок Президент РФ должен внести  представление  о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ (в случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации)?

а) не позднее 30дней со дня досрочного прекращения полномочий;

б) не позднее 20дней со дня досрочного прекращения полномочий;

в) не позднее 50дней со дня досрочного прекращения полномочий;

г) не позднее 90дней со дня досрочного прекращения полномочий.

16.Сколько кандидатур может предложить политическая партия на должность

высшего должностного лица субъекта Российской Федерации согласно законодательству?

а) не менее 5;   б) не менее 3;   в) не менее 2;   г) не менее 4.

17. В какой срок вносятся предложения о кандидатурах на должность высшего должностного лица субъекта РФ Президенту Российской   Федерации?

а) не позднее чем за 90 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;

б) не позднее чем за 30 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;

в) не позднее чем за 50 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;

г) не позднее чем за 20 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

18. Когда официально опубликовываются результаты выборов Президента Российской Федерации Центральной избирательной комиссией?

а) в течение пяти  дней со дня подписания ею протокола о результатах выборов Президента Российской Федерации;

б) в течение трех дней со дня подписания ею протокола о результатах выборов Президента Российской Федерации;

в) в течение четырех  дней со дня подписания ею протокола о результатах выборов Президента Российской Федерации;

г) в течение десяти дней со дня подписания ею протокола о результатах выборов Президента Российской Федерации.

19)  С какого возраста можно стать Депутатом представительного органа местного самоуправления?

а) 18 лет;   б) 21 год;    в) 35 лет;    г) 28 лет.

20) С какого возраста можно стать   должностным лицом местного самоуправления?

а) 30 лет;    б) 21 год;   в) 25 лет;    г) 18 лет.

Часть В

Задания этой части требуют ответа в виде одного слова, последовательности букв и цифр. Задания оцениваются от 0до 2баллов в зависимости от точности и полноты.

1)Вставьте пропущенное слово:

«Участие в _______ дело ответственное, так как гражданин, голосуя за того или иного кандидата, делегирует ему право выражать и защищать свои интересы на государственном уровне».

2) Установите соответствие между различными понятиями и их значениями.

Значения

А) Формирование органов власти из представителей общественных объединений в зависимости от числа набранных голосов

Б) Избрание представительных органов власти по одномандатным избирательным округам большинством голосов

В) Конституционное право граждан РФ избирать и быть избранным в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления

Г) Деятельность граждан РФ, общественных объединений

по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за тех или иных кандидатов (списки кандидатов)

Д) Всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни

Понятия

  1. Референдум
  2. Пропорциональная избирательная система
  3. Предвыборная агитация
  4. Мажоритарная избирательная система
  5. Избирательные права граждан

3) Какие требования являются обязательными для избирательной системы в демократическом обществе? Соответствующие цифры запишите  в порядке возрастания.

1)наличие возрастного ценза, 2)наличие образовательного ценза, 3) тайная подача голосов, 4) информированность граждан о программах кандидатов, 5)допущение привилегий при распределении голосов.

Часть С.

Перечислите в развернутой форме и поясните любые три критерия оценки программы кандидата в депутаты. Ответ оценивается в 2 балла.

Ответы к тест №1 «Избирательное право»

Часть А

1-г

11 – а

2-б

12 – а

3-в

13 - а

4-г

14  - г

5-б

15 - г

6-а

16 - б

7-б

17 - а

8-а, б

18 - б

9-в

19 - а

10- в

20 - б

Часть В

1

выборы

2

А-2,Б-4,В-5,Г-3,Д-1

3

134

Часть С.

Ответ: могут быть названы следующие критерии: наличие  четко сформулированной цели, обозначены средства достижения цели, сроки исполнения, точный и понятный язык и т.д.

Тест №4 по теме: «Я – избиратель»

Ответьте на вопросы, выбрав один из предложенных вариантов ответов.

1. Если Ваш лучший друг будет уговаривать Вас проголосовать за кандидата, который  нравится ему, то:

А) сделаю так, как он просит;    Б) не знаю, как поступить;     В) не выполню его просьбу.

2. Если Вам предложат достойные деньги  за Ваш избирательный бюллетень, то:

А) приму предложение и продам бюллетень;     Б)  не знаю, как поступить;   В) не приму предложение.

3. Если в день выборов у меня появится шанс классно отдохнуть с ночевкой у  на природе в отличной компании, то:

А) выберу отдых и не пойду голосовать;  Б) не знаю, как поступить;

В) пойду голосовать.

4. Если Вы узнаете, что в день выборов Ваши родители собрались на дачу (за город) и не намерены голосовать, то:

А) промолчу;    Б) не знаю, как поступить;   В)  буду просить их проголосовать.

5. Если один из кандидатов пообещает молодежи в случае своей победы ежегодные бесплатные поездки за границу  на протяжении всего срока своих полномочий, то:

А) проголосую за него;   Б) не знаю, как поступить;    В) проголосую за другого кандидата.

6. Если один из кандидатов пообещает перед выборами резко снизить цены на продукты,

А) проголосую за него;     Б) не знаю, как поступить;  В) не проголосую за него.

7. Если один из кандидатов пообещает очистить страну от «инородцев, из-за которых все неприятности», то:

А) проголосую за него;     Б) не знаю, как поступить;  В) не проголосую за него.

8. Если один из кандидатов пообещает организовать быстрые и победоносные военные походы для расширения границ  государства со 100% гарантией успеха, то:

А) проголосую за него;     Б) не знаю, как поступить;  В) не проголосую за него.

Ответы к тесту «Я – избиратель»

Если в ответах преобладает вариант «А», то печальной может быть судьба нашего Отечества. А это означает, что и Ваша судьба незавидна. Вы абсолютно недооцениваете смысл выборов. Вы не понимаете, что от Вашего мнения многое зависит. Во-первых, Вы помогаете тем, кто стремится  искусственно  повлиять на выборы, протащить своего кандидата.  Эти люди рассчитывают не на жизненность своей программы, не на способности своих лидеров, а на интриги и силовые методы. Во-вторых, продавая свой голос за обещанные блага, Вы все равно ничего не получите. Ничто не появляется из ничего. Обещания выполнены не будут.

Если в ответах преобладает вариант «Б», то Вы  немногим отличаетесь от предыдущего избирателя. Вы  думаете, что политика никогда Вас не коснется. Вы боитесь брать ответственность на себя даже за свои решения.  Тогда в чем заключается Ваша свобода?

Если в ответах преобладает вариант «В», то все в порядке. Наша страна будет мощной державой, а значит и Вы, как ее гражданин, будете свободны в своем выборе, т.к. Ваши права и свободы охраняются законом.

Тест №5 по теме  «Российское избирательное право»

Группа №1 – работа по теме «Российское избирательное право»

А1. Как называется право быть избранным в органы государственной власти и выборные

  1. органы местного самоуправления:      2)активное избирательное
  1. пассивное избирательное                     4)классическое избирательное?

А2. Какой из принципов не относится к основам российского избирательного права?

  1. всеобщее    2) прямое     3)принципиальное   4) равное   5) при тайном голосовании

А3. Референдумом называется

  1. право гражданина выступать в качестве избирающего
  2. право гражданина выступать в качестве избираемого
  3. всенародное голосование по важному государственному вопросу
  4. процесс выдвижения кандидатов в депутаты и борьба за голоса и симпатии избирателей

В1. Закончите следующее определение: “Избирательные права граждан – это ….”

В2. Соотнесите принципы избирательного права РФ и их характеристики

1. всеобщее

А) избиратели голосуют на выборах “за” или “против” кандидатов непосредственно;

2. равное

Б) никто из голосующих не получает каких-либо преимуществ, каждый имеет и отдаёт только один голос;

3. прямое

В) избирать имеют право все, кроме категорий граждан, специально оговорённых в законе;

4. с тайным голосованием

Г) какой-либо контроль за волеизъявлением избирателей исключается

С1. Гражданин Д. не пошёл голосовать в день выборов. Ближе к вечеру один из членов участковой избирательной комиссии пришёл к нему домой с ящиком для голосования и, постыдив за гражданскую пассивность, попросил проголосовать.

Гражданин Н. не решился в день голосования отойти от постели больной дочери и попросил избирательную комиссию прислать ему на дом человека с ящиком для голосования, но ему в этом было отказано со ссылкой на крайнюю занятость членов комиссии. Укажите на нарушение(я) избирательного права.

Группа №2 – работа по теме “Система выборов”

А1. При какой избирательной системе в каждом округе большинством голосов избирается один депутат

  1. при пропорциональной системе
  2. при мажоритарной системе
  3. при смешанной системе

А2. Выборы депутатов Государственной Думы РФ осуществляются

только на основе пропорционального представительства

только на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства

на основе смешанной избирательной системы по одномандатным избирательным округам и по партийным спискам

только на основе мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства

А3. По Закону “О выборах депутатов Государственной думы РФ” для проведения выборов депутатов Государственной думы по одномандатным округам образуются

  1. 250 одномандатных округов
  2. 450 одномандатных округов
  3. одномандатные округа не выделяются
  4. 225 одномандатных округов

В1. Сопоставьте понятия и определения

1. Пропорциональная избирательная система

А) когда для победы на выборах требуется получить большинство (абсолютное или относительное) голосов избирателей

2. Мажоритарная избирательная система

Б) когда места в выборном органе распределяются пропорционально количеству поданных за ту или иную партию (блок) голосов.

В2. В приведённой фразе вставьте пропущенное словосочетание

Поскольку выборы являются важнейшим институтом демократического государства, точная и чёткая …………….. – решающее условие развития страны в истинно демократическом направлении.

С1. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы.

“Избирательный бюллетень сильнее пули” (А. Линкольн)

“Ничто так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: закон” (О. Бальзак)

Группа №3 – работа по теме “Избирательные комиссии”

А1. Что такое ценз избирателей?

  1. способность своими действиями приобретать права и обязанности
  2. действия граждан, избирательных объединений по формированию различных органов власти, предусмотренных Конституцией РФ
  3. предусмотренные законодательствам условия, которым должен удовлетворять гражданин для получения права избирать или быть избранным
  4. проект закона, вносимый на рассмотрение законодательного органа.

А2. Сколько членов в Центризберкоме?

  1. 5 человек    2) 7 человек   3)  10 человек   4)  15 человек

А3 Что не относится к функциям участковой избирательной комиссии?

  1. составляет список избирателей по избирательному участку
  2. обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках
  3. осуществляет на территории избирательного округа контроль за соблюдением избирательных прав граждан РФ
  4. оповещает население о своём адресе и номере телефона, времени работы, а также о дне и месте голосования.

В1. Определите, какое звено пропущено в следующей логической цепочке.

Избирательные комиссии: участковые > территориальные (районные, городские) > окружные (при выборе Президента РФ) > _____________ > Центральная избирательная комиссия.

В2. Впишите пропущенное слово: “Высшим непосредственным выражением власти народа являются свободные выборы и _______________”.

С1. Кандидат в депутаты Государственной Думы по Н-скому избирательному округу обратился в Центральную избирательную комиссию с требованием признать результаты выборов недействительными. В ходе выборов наблюдателями были зарегистрированы факты выдачи гражданам нескольких бюллетеней по паспортам членов семей, соседей, которые не в состоянии самостоятельно придти на участок. В день выборов на одном из избирательных участков не успели разместить специально оборудованную кабину для голосования. Граждане, не участвовавшие в голосовании, получили квитанцию о необходимости уплатить штраф за неучастие в выборах.

Какие конституционные принципы избирательного права были нарушены в ходе выборов в депутаты Государственной Думы в данном избирательном округе?

Проблема: определить, насколько важно сегодня быть грамотным избирателем.

Ответы к заданиям теста по теме «Российское избирательное право»

группа №1

группа №2

группа №3

А1 – 2

А1 – 2

А1 – 3

А2 – 3

А2 – 3

А2 – 4

А3 -  3

А3 – 4

А3 - 3

В1 “Избирательное право граждан – это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления”

В1.  1 – Б, 2 - А

В1 - комиссии субъектов РФ.

В2 - процедура

В2 - референдум

С1. При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

Представление собственной точки зрения при раскрытии проблемы. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа

Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт

С1. Нарушены следующие конституционные принципы избирательного права:

прямое, так как избиратели должны голосовать на выборах непосредственно, а не через подставных лиц; с тайным голосованием, так как вовремя не была установлена кабина для голосования, что не исключало бы контроль за волеизъявлением избирателей; принцип добровольности, так как никто не имеет права принуждать каким-либо способом гражданина к участию в выборах

В2. 1 – В, 2 – Б, 3 – А, 4 – Г

С1. В первом случае было нарушено избирательное право гражданина Д. По российскому законодательству участие граждан в выборах добровольное. Никто не имеет права принуждать гражданина участвовать или не участвовать в выборах.

Во втором случае также нарушено избирательное право участковая избирательная комиссия обязана удовлетворить просьбу гражданина Н., если его заявление (устное обращение) было подано в участковую комиссию не позднее чем за 4 часа до окончания времени голосования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по праву 10 класс

Примерная рабочая программа по праву составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (полного) общего образования и программы по праву (автор Никитин А.Ф.)Рабочая программа вкл...

рабочая программа по праву 10 класс

Рабочая программа по праву для 10 класса, базовый уровень,расчитана на 35 часов....

Рабочая программа по праву 10 класс профиль

Рабочая программа по праву 10 класс (профиль)...

Рабочая программа по праву 11 класс профиль по учебнику А.Ф. Никитина

Рабочая программа по праву 11 класс профиль по учебнику А.Ф. Никитина 2 часа (зеленый учебник)...

Рабочая программа по праву 11 класс

Настоящая программа по праву составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень)  и авторской программы...

Рабочая программа по праву 10 класс

Рабочая программа по праву профильный уровень 10 класс...

рабочая программа по праву 11 класс

Рабочая  программа  курса разработана на основе Примерной  программы   по   праву , составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (пол...