Рефлексия на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку

Организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya.docx88.18 КБ

Предварительный просмотр:

Рефлексия  на уроках русского языка и литературы

1.       Что такое рефлексия?

Особенностью новых государственных стандартов общего образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Обучающиеся овладевают ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться. Важное требование - формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

      Концептуальной идеей построения технологии обучения по федеральным стандартам второго поколения в системе непрерывного образования явилась идея включения ученика в активную познавательную деятельность. Ещё Сократ говорил о том, что научить человека играть на флейте можно только в том случае, когда он сам будет на ней играть.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

В чем ценность рефлексии для человека? Рефлексия «поворачивает» сознание человека на свой внутренний мир. Задача учителя - воспитать мышление, предусматривающее смещение акцентов в усвоении знаний с увеличения объема информации на выработку личностного отношения к знаниям, критическое их осмысление. Поэтому на уроке мы учим выделять главное, планировать собственную деятельность, анализировать, оценивать.

Рефлексия – самоанализ, самооценка участника образовательного процесса, потребность и готовность учащегося и педагога зафиксировать изменения своего состояния, определить причины этих изменений.

Слово рефлЕксия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов

Цели рефлексии:  вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п.

        Вообще-то рефлексия – это не просто перематывание назад, как в видеомагнитофоне, событий прошедшего, так как по целям, задачам и способам ее организации существуют разные виды рефлексии. При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной  рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

  1. физическую (успел – не успел);
  2. сенсОрную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
  3. интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
  4. духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым.

Классификация

Приемы

Предполагаемый результат

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Приёмы:

цветопись,

букет настроения,

дерево чувств,

художественные изображения,

картина,

музыкальный фрагмент,

эмоциональное состояние,

настроение телом,

карточки с изображением лица,                                                                                    

показ большого пальца вверх или вниз,

гномики,

маятник настроения.

Формирование благоприятного микроклимата

 на уроке, снижение уровня психологических

 и физиологических проблем со здоровьем

у учащихся за счёт реализации     здоровьесберегающей

 технологии.

Рефлексия деятельности

Приёмы:

лестница успеха,

наряди ёлку,

дерево достижений,

солнышко, интеллект- карта.

Рост мотивации учения и развитие умения

определять степень достижения цели. Учащиеся

выходят на более высокий уровень осмысления

способов и приемов своей работы, проявляют умение

 работать в разных режимах (индивидуальном,

коллективном, групповом).

Рост активности каждого учащегося.          

Рефлексия содержания учебного материала

 

Приемы:

 незаконченное предложение, (я не знал… - теперь я знаю…).

выбор афоризма,

точка зрения,

достижение цели,

дерево цели,

отношение к проблеме,

умозаключение,

кластер,

синквейн,

работа с текстом,

работа с фрагментом фильма.

 

Рост уровня осознания содержания пройденного материала.

Развитие речи учащихся ( речь становится более яркой,

выразительной, образной, насыщенной).

Учащиеся размышляют, не бояться выражать свое

 отношение к проблеме, сами ставят цели, осмысливают то, что поняли, что усвоили.

Информацию могут передавать в более сжатой

 форме, выявляя основное. Могут рефлектировать в

 письменной форме, более подробно излагая свои мысли.

Формирование и развитие новых способов самовыражения

учащихся.

Повышение мотивации учения, получения новых знаний.

Рост активности каждого учащегося.

 

Рефлексия как способ обратной связи

Приемы: 

тесты,

сочинения,

стихотворения,

эссе,

размышления над вопросами,

составление таблицы,

многоточие,

открытый финал.

Стимулирование речемыслительной деятельности

учащихся.

Возможность нового взгляда учащихся на проблему.

Формирование и умение выдвигать свои

предположения, гипотезы развития событий.

Развитие гипотетического мышления учащихся.

     

2. Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  • РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ;
  • РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
  • РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА;
  • РЕФЛЕКСИЯ КАК СПОСОБ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ.

При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать:

  • цель занятия;
  • содержание и трудности учебного материала;
  • тип занятия;
  • способы и методы обучения;
  • возрастные и психологические особенности учащихся.

3.Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

На общем большом листе группой или всем классом нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течении 1 минуты).

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов  психолога Макса ЛЮшера:

Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,

красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;

синий – грустное настроение, пассивность, усталость;

зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);

жёлтый – приятное, спокойное настроение;

фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

серый – замкнутость, огорчение;

чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;

коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

Замыкая круг

В конце дня или урока, расспросите каждого учащегося о том, что они узнали в процессе изучения темы или совместной работы. Отметьте ответы, требующие последующего обсуждения.

Ответ для выхода

В конце урока, сформулируйте вопросы и попросите учащихся написать ответы на стикерах, после чего они смогут покинуть класс, повесив стикер на доску. Прочитайте ответы и продумайте необходимые указания.

Напишите письмо (телеграмму)

Учащиеся пишут письмо, обращаясь к самим себе, другому классу или предмету изучения. Это помогает учащимся задуматься о взаимоотношениях, как о личностно-значимом понятии. Используйте эти размышления для оценки понимания.

«Солнышко»

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

«Интеллект-карта»

  1. 1.Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа.
  2. 2.От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.
  3. 3.От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня разукрупнения, раскрывающие идеи, написанные на ветках 1-го уровня.
  4. 4.По возможности используем максимальное количество цветов, для рисования карты.
  5. 5.Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.
  6. 6.При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках.
  7. 7.Для большей понятности нумеруем ветки и добавляем символы.

«Яблоня»

На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.

«Мишень»

Дети на доске заполняют «рефлексивную мишень», оценивая

1. свою деятельность

2. деятельность учителя

3. деятельность учащихся.  

"Дерево предсказаний"

Правила работы таковы: ствол дерева – тема, вид деятельности,  ветви - утверждения, которые ведутся по направлениям - "да" и "нет" (количество "ветвей" не ограничено), и  "листья" - обоснование этих утверждений (аргументы в пользу того или иного мнения, фамилии, оценки, результаты и т.д.)

«Градусник»

Используя такой символ можно определить состояние  эмоций, новизну материала, урока, оригинальность и т.д. 

«Ступени»

 С помощью данного символа можно определить, на каком уровне  ученики выполняли задания, какой ступени соответствует их самооценка и т.д.

«Звездочки»

На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д.

«Корзина идей»

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

«Мордашки»

 

Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащиеся рисуют «мордашки», которые соответствуют их настроению или выбирают из имеющихся.

 

«Пейзаж». Учащимся предлагаются две картинки. Одна картинка проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картинку, которая соответствует их настроению.


« Смайлики»

Выберите смайлик, который характеризует ваше эмоциональное состояние  в начале урока , от урока,  в конце  урока.

hello_html_m5efc5d04.jpgОтличный, захватывающий, заставляющий работать.

hello_html_m151a.jpgНормальный, обычный.

hello_html_m67147ccd.jpgСкучный, ничего интересного.

 «Солнышко»

Моё настроение похоже на:        солнышко,

                                        солнышко с тучкой,

                                        тучку,

                                        тучку с дождиком,

                                        тучку с молнией.

 «Ёлочка настроения»

Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.

 «Моё состояние»

Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки.

                                                        Комфортно

                                Уверен в своих силах

                        Хорошо

                Плохо

Крайне скверно

«Цветик-многоцветик»

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

«Сказочное дерево  (поляна)»

Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне).

Учитель договаривается с детьми  о значении цветов или размеров этих предметов.

«Почта»

В конце урока детям предлагается написать мини-письмо с пожеланиями, отзывом о работе на уроке.  «Почтальон» или дежурный ученик разносит письма по адресам.

«Три лица».

Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

 

«Цветные карточки».

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. 

 

«Слова».

Учитель детям раздаёт листы бумаги и просит написать их за пять минут все слова, которые относятся к теме, которую предстоит изучать. За пять минут все учащиеся выполнят задание и подсчитают, сколько слов им удалось написать. Их количество на каждом из листочков будет разным, потому что у каждого учащегося разная степень готовности усваивать новый материал. (Некоторые списки можно зачитать).

 

«Угадай сказку» (или рассказ). По опорным словам отгадай название рассказа из раздела. 

“Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. 

«Шкала настроения».

У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класс. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце.

 

4. Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, прием «лестницы успеха».  

              В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ

   1.На уроке я работал
  2.Своей работой на уроке я
  3.Урок для меня показался
  4.За урок я
  5.Мое настроение
  6.Материал урока мне был


  7.Домашнее задание мне кажется

    активно / пассивно
   доволен / не доволен
   коротким / длинным
   не устал / устал
   стало лучше / стало хуже
   понятен / не понятен
   полезен / бесполезен
   интересен / скучен
   легким / трудным
   интересно / не интересно

            Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке можно предложить ребятам на листочке условно отмечать свои ответы: 
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«|»  - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.

               Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений,  учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
            
Для того чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

В конце урока обучающимся  можно предложить написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн-короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определенному плану.

Правила написания синквейна.

1 строка - одно слово - название стихотворения, тема, обычно существительное;

2 строка -  два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка -  три глагола, описывающих действия по теме синквейна;

4 строка - фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое                            отношение к теме;

5 строка - слово-резюме-синоним , дающее новую интерпретацию темы.

5.Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Эффективен прием незаконченного предложения (клеше),  пословицы,  подбора афоризма,

рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…);  достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

           Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, итого, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:

сегодня я узнал…

было интересно узнать…

было трудно  выполнять…

теперь я могу решать..

я научился…

у меня получилось…

я смог…

я попробую сам…

          Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

 В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

            Эту таблицу придумал Эдвард де БОно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

Техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий (интеллектуальная рефлексия) способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности.

         Выбери верное утверждение: -  Я сам не смог справиться с затруднением;

                                                   -  У меня не было затруднений;

                                                   -  Я только слушал предложения других;

                                                   - Я выдвигал идеи

     

 Создание кла́стера (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

         Табличка - фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально).

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать

        

 Пометки на полях  (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

«+» - знал,         «!» - новый материал (узнал),        «?» - хочу узнать

         Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.

         Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.

Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).

Приём «Что, если…?»

Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы Вася не познакомился с Валеком и Марусей?(Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»).

 

Подбор афоризма пословицы, стихотворения к уроку.

 

Оценка «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…).

Оценочный лист.

Рефлексия

Выполнил ли я то, что задумал?

__________________________________________________________________

 

Получилось ли сделать то, что я записал как главный результат проекта?

__________________________________________________________________

 

Всё ли получилось так, как я задумывал?

_________________________________________________________________

 

Что было сделано хорошо?

__________________________________________________________________

 

Что было сделано плохо?

_________________________________________________________________

 

Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?

__________________________________________________________________

 

Кто мог бы сказать мне СПАСИБО за проект?

__________________________________________________________________

 

Попрошу взрослых оценить мою работу:

ч т о  с к а з а л а  м а м а:

__________________________________________________________________

 

ч т о   с к а з а л а   у ч и т е л ь н и ц а:

__________________________________________________________________

 

к а к  о ц е н и л и  п р о е к т  д р у з ь я:

__________________________________________________________________

 

В  ч ё м  я с  н и м и   с о г л а с е н,  в ч ё м - н е т ?

__________________________________________________________________

 

“Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

красный - восторженное;

оранжевый - радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый - тревожное, напряженное;

черный - упадок, уныние. 

«Волшебная палочка».

-Если я найду волшебную палочку, я попрошу ее помочь…(кому?)

Анализ своих ошибок. ( работа над ошибками в работах разного вида)

Шкала настроения.

У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класс. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце.

Слова-напутствия.

И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги.

                                                                   К.Паустовский

Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

                                                                     А.де Сент-Экзюпери

 

Работа с сигнальными карточками.

-Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

-Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

-Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

 Лучики солнца.

Детям можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики. 

 «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного. 

 «Светофор».

Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).

Эмоционально-музыкальная концовка. Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.

Если есть время, то можно предложить учащимся выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков.

 «Лестница успеха».

Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.

 

"Бортовой журнал" - форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы.

 

Различные виды дневников: обычный, дневник - художественный альбом, двухчастный дневник (в одной графе - наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой - комментарии) и другие. В отличие от эссе и "бортового журнала", дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени ("отложенная" рефлексия).

 «Письменное интервью» - вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.

 «Лист самоконтроля». Ведется на протяжении всего урока.

           Фамилия, имя ученика_____________________________

 

Вид задания

Отметка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Кто веселее?».

Выберите рисунок, соответствующий вашему настроению. 

Определите свое настроение, поставив кляксу любого цвета.

 «Одним словом». Закончите одним словом:

Сегодняшний урок – это…

Сегодня на уроке я …

Выберите 1 фразу для соседа по парте:

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше.

 

 «Острова».

На доске или у каждого ученика карта настроения. Поставьте знак √, на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости.

 

Запустите корабль в море Знаний. Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил.

                                                                          ЗАЛИВ ПРАВИЛ

МОРЕ ЗНАНИЙ

 

 

 

 

«Кораблик»

-Какое настроение у вас после урока? Прикрепите флажок на соответствующий корабль. Если урок понравился – алый парус, если на душе «тоска зеленая» -зеленый парус, если урок никак не тронул – черный парус.

 

«Лист самооценки»

 

 

 

Узнал что-то новое                                                     Научился

 

 

Расстроился                                     Я   Получил радость

 

Удивился                            ничего не понял                                

 

 

«Акрослово».

Опишите при помощи эпитетов образ цветаевской Москвы.

М-манящая

О –огненно-купольная, отвергнутая Петром

С – святая

К – колокольная, краснокупольная

В – возвеличенная, вольная

А – алтарная.

 

.«Релаксация».

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

 

«Пожелание».

Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу:

-Избавляйся от…

-Будь всегда…

-Помни…

 

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие.

 

Пусть каждый день и каждый час

Вам новой добудет,

Пусть добрым будет ум у вас.

А сердце будет умным.

 

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья,

Дается нам недешево.

                 С.Маршак

«Подбор стихотворения».

Выберите стихотворение, которое наиболее близкое вам сейчас.

И любо мне, и сладко мне,

И мир в моей груди,

Дремотою обвеян я –

О, время, погоди!

Ф.Тютчев

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко – и верится, и плачется,

И так легко, легко.

М.Лермонтов

Земля дрожит в огнях заката,

Любви прекрасная звезда,

А на душе легко и свято,

Легко, как в детские года.

И.Тургенев

 

И с отвращением читаю жизнь свою,

Я трепещу и проклинаю.

И горько жалуюсь. И горько слезы лью,

Но строк печальных не смываю.

А.Пушкин

 

Проходят дни, проходят сроки,

Свободы тщетно жаждем мы,

Мы беспощадно одиноки

На дне своей души-тюрьмы.

В.Брюсов

Смешать печаль, которой нет острей,

С восторгами, которых не бывало.

К.Бальмонт

                              Чемодан, мясорубка, корзина

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

 

 

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

 

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

                                   Анализ урока учащимися

Назовите, чем вы занимались на уроке?

Какие трудности ты испытывал на уроке?

 

Какие формы работы на уроке тебе нравятся больше всего?

Поставь баллы от 1 до 5:

Индивидуальная -                       работа в парах -

По карточкам -                             самостоятельная работа -

Работа в группах -                       коллективная работа -

Необычные уроки (сказки, экскурсия, путешествия) -                    

        

Маятник настроения

Маятник- подвижный, например, деревянная рейка, жёстко закреплённая вверху ватмана. Слева на картинке- хмурый день, тучи, дождь. Справа солнце, безоблачное небо. В зависимости от того, «солнечное» или «дождливое» настроение, маятник в конце дня отклоняется влево или вправо. При этом внизу, в секторе, до которого отклонился маятник, отмечается число и причина.                                        

 Цветик-многоцветик                                                                                                                   

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в один общий цветок.    

                                           Мишень настроения

День это выстрел. В какую область настроения учащийся попал сегодня? В зависимости от этого наклеивается кружок – попадание в одной из цветовых зон. Внутри дата и мотивация

                           Состояние моей души

    

              

Ученик берёт изображение человека и ставит её на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.

                                                    SMS

Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить, как плодотворно он работал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды рефлексии на уроках русского языка и литературы

В статье представлены материалы, которые помогут качественно проводить рефлексию на урока не только русского языка, но и на остальных предметах...

Урок рефлексии в рамках реализации программы ФГОС. Виды деятельности, приемы работы на уроках русского языка и литературы.

Данный материал расскажет о структуре  урока рефлексии. В статье приведены некоторые виды и приемы работы на каждом из этапов урока такого типа....

Организация рефлексии на уроках русского языка и литературы ( по ФГОС)

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к ...

Статья «Организация рефлексии на уроках русского языка и литературы»

Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Рефлексивная деятельность на уроке на...

Методическая разработка "Приёмы рефлексии на уроках русского языка и литературы"

Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить. Эдисон...

Этапы рефлексии на уроках русского языка и литературы

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и ...

Роль рефлексии в формировании регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Рефлексии отводится огромная роль в формировании регулятивных учебных действий...