Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе «Прочь с дороги всё, что портит нашу речь!».
    материал по русскому языку (6 класс) на тему

    Одикадзе Ж.В.

    Мероприятие посвящается культуре речи. Как бережно надо относится к языку, к его чистоте, не засорять его ненужными словами, чтобы грамотнее стала речь.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Мероприятие о чистоте языка.21.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Внеклассное мероприятие

     по русскому языку в 6 классе

    «Прочь с дороги всё, что портит нашу речь!».

    Подготовила учитель русского языка и литературы Одикадзе  Жужуна  Владимировна.

    Оформление: сцена, стол, стулья, перед сценой помещён плакат с высказыванием И. С. Тургенева о русском языке:

    «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

                                                         И.С.Тургенев

                                       

    Действующие лица:

     Учитель,

    Мать,

    Катя (дочка)

    Костя (одноклассник Кати),

    Время, Имя прилагательное, Половина, Надеть, Одеть, Кушать, КАК БЫ.

    Открывается занавес. Небольшая комната. В ней стол, стулья. Девочка сидит и читает книгу, мать шьёт.

    КАТЯ.    Мамочка, сколько время? Ой, я опаздываю.

    Быстро покушаю и побегу в школу.

    МАТЬ.  Доченька, обед стоит на плите.

    КАТЯ.  Борщ? Хорошо. Мясо я разрежу: себе возьму меньшую половину, а тебе оставлю большую.

    (Режет мясо и ест.)

    Костя. (Вбегает) Катя! Мы же опаздываем!

    КАТЯ.  Сейчас, сейчас. Вот только попью чай. (Быстро встаёт.) Мама, а у нас есть холодный кипяток? (Наливает из графина воду и пьёт). Что мне одеть? Я одену свитер. Хорошо?

    КОСТЯ.  Одень … как бы … пальто.

    МАТЬ.  Да, Катенька, возьми лучше пальто.

    КАТЯ.  Хорошо, я одену пальто.

    Катя и Костя уходят.

     МАТЬ.  Не могу понять, почему Катя и Костя да и другие ребята не следят за своей речью. Кажется, и книги читают, и по русскому языку в школе хорошие отметки получают, а говорить по-русски не умеют.

    На сцене появляются  ВРЕМЯ, ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПОЛОВИНА, НАДЕТЬ, ОДЕТЬ, КУШАТЬ, КАК БЫ  и говорят все хором.

    -Мы по- ра-жа-ем-ся, мы у-ди-вля-ем-ся , мы воз-му-ща-ем-ся. Послушайте, что сказала Катя.

    ВРЕМЯ. Вы слышали, что со мной сделали? Во-первых, мой родительный падеж - времени, а во-вторых, вопрос «сколько времени» требует продолжения, например: «Сколько времени я вас жду?», а в том смысле, как спросила Юля, надо сказать:                  «Который час?» Видите, как со мной небрежно обращаются!

    ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.  Нет, имена существительные, уж если кому и тяжело приходится, так это нам, именам прилагательным. С нами совсем не считаются, присоединяют, не думая, к любому существительному, пользуясь нашей дружбой с вами, вот и получается «холодный кипяток». Ведь если кипяток остыл, он уже перестал быть кипятком, а стал кипячёной водой, и говорить «холодный кипяток» так же нелепо, как «сладкая соль».

    ПОЛОВИНА. Да, имена прилагательные, вы  совершенно правы. Вы же знаете, что я одна из двух равных частей какого-нибудь целого, и разве не смешно слышать, когда говорят: «большая половина, меньшая половина» и даже «третья половина». Очевидно, меня путают с существительным «часть», про которую можно сказать и большая, и меньшая, и третья часть. Ох, как тяжело! (Падает со стула.)

    НАДЕТЬ, ОДЕТЬ.  Да, Половина, мы вас очень хорошо понимаем и сочувствуем вам, так как меня и моего брата Одеть так часто путают, что скоро мы и сами не сможем разобраться, где должен стоять я – НАДЕТЬ - и где мой брат – ОДЕТЬ.

    Одеть можно кого-то, одушевлённый предмет: одеть ребёнка; надеть на что-то или на кого-то: надеть кольцо на палец, надеть пальто. Помните, у Маршака «Рассеянный с улицы Бассейной»: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду». А всё же нас путают и путают. Помогите нам распутаться.

    КУШАТЬ.  Если вас путают, то вас два брата и вы очень похожи, а я … меня литературный язык не допускает в первое лицо, и вместо  «я кушаю», «мы кушаем» говорят: я ем, мы едим. И даже в третьем лице меня употребляют ограниченно. Лишь о ребёнке можно сказать: он кушает, а в остальных случаях – он ест. Вот в вежливой форме при приглашении к еде мною пользоваться не запрещено. Помните как у Пушкина в «Сказке о мёртвой царевне» сказано: «Кушай яблочко, мой свет. Благодарствуй за обе».

      КАК БЫ.  Конечно, вы все можете обижаться, что вас употребляют неправильно, но что сказать мне? Меня совершенно замучили: прибавляют без всякого смысла к любому слову. Зачем? Не знаю.

    МАТЬ.  Как интересно вы рассказали о себе. Мне понятны ваши обиды. К сожалению, нередко у учеников есть два русских языка; одним они пользуются на уроках и вообще, когда следят за собой, а другим – в разговоре со своими товарищами. Писатель Лев Успенский как-то рассказывал о своей встрече с двумя ребятами – близнецами. Побывав летом в деревне у бабушки, они «нахватали» множество слов, никому не известных в их городе. Почему? Потому что там, где они были, в окрестностях Пскова люди старшего поколения ещё говорят не на необыкновенном русском, общем для всех русских людей языке, а на своём, особом псковско-русском наречии. А оно иногда довольно сильно отличается от нашей речи. Наша страна очень велика, и в отдельных местностях можно услышать слова, выражения, отличные от нашей литературной речи. Это так называемые диалектизмы. Они понятны людям, живущим в данной местности, ими пользуются писатели для обрисовки людей, жизни именно той местности. Употребление же диалектизмов в нашей обыденной речи только засоряет её.

    УЧИТЕЛЬ.  А ещё бывает так, что люди щеголяют словечками, взятыми из языка различных специалистов. Употребление в речи всяких непривычных, мало кому известных слов и называется засорением языка.

    МАТЬ.  В разговоре же Кати и Кости мы видим ошибки из-за незнания грамматики, непонимания смысла слова и слова-сорняки, которыми люди часто  заполняют паузы, когда не могут найти нужное слово.

    УЧИТЕЛЬ. Так скажем же все хором: «Прочь с дороги всё, что портит нашу речь!»

                     

                                      Занавес закрывается.

    Перед занавесом  читается отрывок из стихотворения (В.Масс и М.Червинский)  «Как его зовут?»

    Друзья, вот вам на всякий случай

    Стихи о школьнике одном.

    Его зовут…а впрочем, лучше

    Мы здесь его не назовём.

    «Спасибо», «здравствуйте», « простите»

    Произносить он не привык.

    Простого слова «извините»

    Не одолел его язык…

    Ему бывает часто лень

    Сказать при встрече «добрый день!»

    Казалось бы простое слово,

    А он стесняется, молчит

    И в лучшем случае «здорово»

    Он вместо «здравствуйте»  бубнит.

    А вместо слова «до свиданья»

    Не говорит он ничего

    Или заявит на прощанье:

    «Ну , я пошёл… Пока! Всего!»

    Не скажет он друзьям по школе:

    Алёша, Петя, Ваня, Толя,

    Своих друзей зовёт он только:

    Алёшка, Петька, Ванька, Толька.

    Ребята, мы не можем тут

    Сказать вам как его зовут.

    Мы честно вас предупреждаем,

    Что имени его не знаем

    Но имя что? Ведь суть не в нём –

    Вам этот школьник не знаком?

    УЧИТЕЛЬ. Ребята, давайте постараемся отныне более тщательно следить за своим языком, не засорять его ненужными словами. И вы сразу увидите, насколько красивой и грамотной станет ваша речь. Спасибо всем за участие в мероприятии.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

    Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

    Русский язык 8 класс Тема: Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.

    Цель: Знать основные способы передачи чужой речи.Уметь выразительно читать пр. с прям. речью, правильно ставить знаки препинания....

    Русский язык. Конспект урока. Части речи. 5 класс.Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

    Конспект урока. Предмет "Русский язык". 5 класс. Тема: "Повторение. Части речи". Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [ Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Гл...

    Внеклассное мероприятие по русскому языку "Прочь с дороги все, что портит нашу речь!"

    Цели внеклассного мероприятия  "Прочь с дороги все, что портит нашу речь!": 1.Помочь учащимся раскрыть неисчерпаемые богатства русского языка.2.Предостеречь школьников от неправиль...

    Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

    Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

    Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

    Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...