Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие по русскому языку "Прочь с дороги все, что портит нашу речь!"
    план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) по теме

    Вискова Наталья Евгеньевна

    Цели внеклассного мероприятия  "Прочь с дороги все, что портит нашу речь!": 

    1.Помочь учащимся раскрыть неисчерпаемые богатства русского языка.
    2.Предостеречь школьников от неправильного употребления слов и 
    выражений.

    3.Прививать любовь и бережное отношение к языку.

    4.Воспитывать культуру речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prezentatsiya_1.pptx1.37 МБ
    Файл proch_2.docx39.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Прочь с дороги все, что портит нашу речь! Автор: Вискова Н.Е.., учитель русского языка и литературы ТОГБОУ « Горельская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

    Слайд 2

    Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Паустовский К. Г . Эпиграф

    Слайд 3

    Легенда древней Греции о языке Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу Эзопу купить «самую дорогую вещь в мире». Эзоп пошел на базар и принес …язык. Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая вещь в мире? – спросил Ксанф . Конечно,- ответил Эзоп . - Разве может быть в мире что-нибудь дороже языка? Язык – это первые слова ребенка: «мама», «солнце», «цветок». Язык дает нам возможность понимать друг друга. Язык – это целый мир . Хорошо ,- согласился Ксанф . - Иди опять на базар и принеси мне теперь самую дешевую вещь в мире» Эзоп ушел и принес…язык. Снова язык?!- удивился господин. Да . Язык – самая дешевая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы».

    Слайд 4

    Задание 1. Восстановите пословицы: Острый язык – дарование, больней огня жжет. Человеческое слово, длинный – наказание. Слово может спасти человека, вылетит – не поймаешь. Слово не воробей, может и убить.

    Слайд 5

    1 задание . Ответы: Острый язык – дарование, длинный – наказание . Человеческое слово больней огня жжет. Слово может спасти человека, может и убить . Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

    Слайд 6

    «Страшные» ошибки Кого мы «надеваем»? Что мы «одеваем»? Сколько время? Сколько времени? Кушать, есть Хочем или хотим ? Как это…? Блин Оба, обе и «обои»

    Слайд 7

    ЗАПОМНИ! Сколько ВРЕМЕНИ? КОТОРЫЙ ЧАС? ПОЕМ - Ребенок покушал . - «Кушай яблочко, мой свет. Благодарствуй за обед» Сколько ВРЕМЯ? ПОКУШАЮ ХОЧЕМ ХОТИМ

    Слайд 8

    Мы целый день с тобой хохочем, Остановиться всё не хочем . Сказать вернее - не хотИм , Всё хохотим да хохотим ! ( С.Белорусец ) ЗАПОМНИ! хотИм хочем

    Слайд 9

    Любезный друг, не надо забывать, Что «одевать» не значит «надевать» ; Не надо путать эти выраженья, У каждого из них свое значенье! ЗАПОМНИ! Одеть можно кого-то , а надеть что-то! Первый глагол всегда сочетается с предметами одушевлёнными, а второй – с неодушевлёнными.

    Слайд 10

    ПОПРОСИМ НЕ ПУТАТЬ! Надежду одевают Одежду надевают

    Слайд 11

    НЕВЕРНО!

    Слайд 12

    ЗАПОМНИ! Для существительных мужского и среднего рода Для существительных женского рода Оба, обоих, обоим, обоим обои ! Например: Оба окна. На обоих окнах. Обе, обеих, обеим, обеими Например: Обе сестры. С обеими сестрами. Когда речь идет о двух предметах, мужского и женского рода, употребляется "оба". Например: Брат и сестра. Оба пьют компот. Мальчик и девочка закрылись в комнате, их обоих ищут друзья.

    Слайд 13

    Задание 2 «Редактор». Исправь ошибки в предложениях: Я одел пальто и пошел гулять. Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками . У дороги стоял пожилой гриб. Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов . Ляжьте на мат и выполните кувырок.

    Слайд 14

    Задание 2 «Редактор». Ответы: Я на дел пальто и пошел гулять. Наш класс известен всей школе хорошими отметками. У дороги стоял старый гриб. Наша команда проиграла из-за отсутствия двух ведущих спортсменов. Лягте на мат и выполните кувырок.

    Слайд 15

    ЗАПОМНИ! ЛЯЖЬ ЛЯГ ЛЯГТЕ

    Слайд 16

    Задание 3 «Отгадай слово» Приставка в слове «поплавок» , Корень спрятался в «звонок», Суффикс все «молчит-молчит» , А окончание на тебя «глядит» !

    Слайд 18

    Задание 3. «Отгадай загадки» В праздник я приду ко всем, Я большой и сладкий. Есть во мне орешки, крем, Сливки, шоколадки. Дорожка сшита-связана, Постирана, разглажена. Танюшку охраняет, Холод отгоняет. Они красивы и длинны, И в спальне всем они нужны: С утра поссорятся – светло, А помирятся – темно. Розовая бабочка С крылышками в складочку Никуда не улетает На косичках обитает.

    Слайд 20

    Задание 4. «Отгадай ребус» 1,2,3,4 Д 6,7

    Слайд 22

    Задание 5. З ачеркните буквы Г, Д, Ж, Ф Какое вы получите предложение? И Г Д С Т Ж И Ф Н Г Н Д А Ж Я Л Ю Д Б О В Ь К С Ж В О Е Ф Й С Д Т Р А Г Н Ф Е Н Е М Д Ы С Л Ж И М Г Ф А Б Д Е З Л Ю Ж Б Г В И Д К Ф С В Ж О Е Д М У Ф Я З Ы К У

    Слайд 23

    Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Паустовский К.Г.

    Слайд 24

    Учите русский годы кряду, С душой , с усердием , с умом! Вас ждет великая награда, И та награда - в нем самом.

    Слайд 25

    Вы молодцы!

    Слайд 26

    Список использованных интернет-источников Арбатская Л.Н. Вечер, посвященный Международному Дню родного языка.- «Последний звонок», 2008, №8. Внеклассная работа по русскому языку / Авт.-сост. Баскакова В. П., Городкова И. Н. – Волгоград: Издательство «Корифей», 2009. Гайворонская Т.А. Срочно нужен переводчик.- «Последний звонок», 2008, №8 Галкина Г. В., Полонецкая Л. З. Занимательные задачи по русскому языку, Ростов-на-Дону, 2009. Материалы Интернет- сайта (высказывания о языке). Павликовская Н. И. – М.: Издательство «Глобус», 2009. Шустина И. В. Русский язык на «пятёрку». Олимпиадные задания, вопросы, тесты, Ярославль, 2010.



    Предварительный просмотр:



    «Прочь с дороги все, что портит нашу речь!»
    Цель: 

    1.помочь учащимся раскрыть неисчерпаемые богатства русского языка, 
    2.
    предостеречь школьников от неправильного употребления слов и 
    выражений;

    3.прививать любовь и бережное отношение к языку;

    4.воспитывать культуру речи.

    Оборудование: презентация, дидактический материал, карточки для самостоятельной работы
                                                       
    Ход занятия

    1. Вступительное слово.

    Говорят, что встречают по одежке, провожают - по уму. А откуда узнают об уме? Конечно, из речи человека, из того, как и что он говорит. Говорить умеют все люди на земле. Они говорят на разных языках, но у всех языков одна задача – помогать людям понимать друг друга при общении. Но в последнее время много стали говорить о засорении русского языка иностранными словами, о небрежном отношении человека к языку и речи. И с этим можно согласиться. Вот об этом мы сегодня и поговорим. Тема нашего занятия написана на доске…


    Но что это? Похоже, слова  решили поиграть в чехарду и перепутались. Помогите расставить их так, чтобы получилась фраза, являющаяся темой нашего сегодняшнего разговора (слайд №1)
     2.Содержание занятия.

    Ведущий. Знаете ли вы, какая вещь самая дорогая и самая дешевая 
    одновременно? Расскажу вам легенду. Перенесемся на минуту в 
    древнюю Грецию.
    Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу Эзопу купить «самую дорогую вещь в мире». Эзоп пошел на базар и принес …язык. «Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая вещь в мире? – спросил Ксанф. «Конечно»,- ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь дороже языка? Язык – это первые слова ребенка: «мама», «солнце», «цветок». Язык дает нам возможность понимать друг друга. Язык – это целый мир.
    «Хорошо,- согласился Ксанф. - Иди опять на базар и принеси мне теперь самую дешевую вещь в мире»,- сказал Ксанф. Эзоп ушел и принес…язык. «Снова язык?!- удивился господин. «Да. Язык – самая дешевая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы». (слайд №3)
    - Трудно не согласиться с Эзопом. Почему? Как вы думаете?
    Без языка невозможна жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники, искусства.
      

    Ведущий. Значение языка отмечают и русские пословицы и поговорки.


    1 задание. Восстановите пословицы  (слайды №4-5):

    • Острый язык – дарование, больней огня жжет
    • Человеческое слово, длинный – наказание
    • Слово может спасти человека, вылетит – не поймаешь
    • Слово не воробей, может и убить

    Ведущий. Не всегда, к сожалению, легко выразить свою мысль четко, ярко и 
    образно. Согласны? Многие считают, что как сказал, так и хорошо, сойдет, а некоторые, что особенно печально, сознательно портят язык, стараясь подражать бессмысленным модным словечкам, грубому жаргону только потому, что «так говорят». А кто говорит? Откуда идет весь этот языковой сор? Кто старается портить наше достояние – язык? Люди недалекие, у которых низок культурный уровень. 
    Частенько мы являемся свидетелями, а то и участниками такой сцены.

    2 задание. :Найти речевые ошибки, которые допусти Юля?

     Инсценировка «Прочь с дороги…»

    (Комната. В ней стол. Стулья. Девочка читает книгу. Мать шьет.)
    Юля. Мама, сколько время? Ой, я покушаю и побегу в школу.
    Мама. Что за спешка?
    Юля. Да мы с подругой хочем сегодня участвует в соревнованиях… как это?... по легкой атлетике.
    Мама. Обед стоит на плите.
    Юля. Блин, опять суп? Хорошо, а мясо я разрежу: себе возьму меньшую половину, а тебе оставлю большую половину. (Ест).
    Маша (вбегая): Юля! Что ты так долго?
    Юля. Сейчас. Только попью. Мама, у нас есть холодный кипяток? (пьет). А что 
    мне одеть?
    Мама. Возьми пальто.
    Маша. Пальто не стоит. Возьми лучше… как это, блин ? Свитер.
    Мама. Действительно, возьми свитер.
    Юля. Хорошо. (Миша и Юля уходят).
    Мама. Не могу понять, почему и Юля и Миша, да и другие ребята не следят за 
    своей речью. Кажется, и книги читают, и в школе по русскому языку 
    хорошие отметки получают, а говорить по-русски не умеют.

    Какие ошибки были допущены Юлей? (слайд №6)

    (Появляются Время, Прилагательное, Половина, Надеть, Одеть, Кушать, Как это)
    Говорят хором: Мы удивляемся, мы возмущаемся.
    Время. Вы слышали, что со мной сделали? Во-1, мой Родительный падеж - 
    Времени, а во-2, вопрос «Сколько времени» требует продолжения, 
    например: «Сколько времени я вас жду?». А в том смысле, как спросила 
    Юля, надо сказать «Который час?». Видите, как со мной небрежно 
    обращаются.
    Прилагательное. Нет, имена Существительные, уж если кому и тяжело 
    приходится, так это нам – Именам Прилагательным. С нами совсем не 
    считаются, присоединяют, не думая, к любому Существительному, 
    пользуясь нашей дружбой с вами. Вот и получается – «холодный 
    кипяток». А ведь если кипяток остыл, он уже перестал быть кипятком, а 
    стал кипяченой водой. И говорить «холодный кипяток» так же нелепо, 
    как «сладкая соль».
    Половина. Да, Имена Прилагательные, вы совершенно правы. Вы уже знаете, что я одно из двух равных частей какого-нибудь целого, и разве не смешно 
    слышать, когда говорят: «Большая половина», «меньшая половина» и даже 
    «третья половина»? Очевидно, меня путают с существительным Часть, про 
    которую можно сказать и большая, и меньшая, и третья часть. Ох, как 
    тяжело! (садится).
    ^ Надеть и Одеть (спутанные вместе).
    Надеть. Да, товарищ Половина. Мы вас очень, очень хорошо понимаем и 
    сочувствуем вам, так как меня и моего брата часто путают, что скоро мы 
    сами не сможем разобраться, где должен стоять я – Надеть, и где мой 
    брат – Одеть.
    ^ Одеть. Одеть можно кого-то, одушевленный предмет: например, одеть ребенка.
    Надеть. Надеть на что-то или на кого-то: например, надеть кольцо на 
    палец, надеть пальто. А нас все путают и путают.
    Кушать. Если вас путают, то вас два брата и вы очень похожи, а я? Меня 
    литературный язык не допускает в первое лицо. Вместо «я кушаю», «мы 
    кушаем», надо говорить «я ем», «мы едим». И даже в третьем лице меня 
    употребляют ограниченно. Лишь о ребенке можно сказать: он кушает, а 
    в остальных случаях – он ест. Вот в вежливой форме при приглашении к 
    еде мною пользоваться не запрещено. Помните, как у Пушкина в 
    «Сказке о мертвой царевне» сказано: «Кушай яблочко, мой свет. 
    Благодарствуй за обед».
    Как это? Блин!

    Конечно, вы все можете обижаться, что вас употребляют неправильно. 
    Но что сказать мне? Меня совершенно замучили: прибавляют без всякого 
    смысла к любому слову. Зачем? Не знаю.

    Ведущий.                                                     
    В разговоре же Юли и Миши мы видим и ошибки из-за незнания 
    грамматики, и непонимания смысла слова, и слова-сорняки, которыми мы 
    заполняем паузы, когда не можем найти нужного слова.

    Работа с презентацией (слайды 7-12)


    Все. Прочь с дороги все, что портит нашу речь!

    Ведущий. Что же делать, что бы не делать подобных ошибок, какие сделали Юля и Миша? Как быть? Об этом расскажет  сценка.

    Сценка «Рецепт»

    Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика:
    - В каком классе учишься, молодой человек?
    - В пятом «Бы».
    - «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?
    - Жутко дружно, жутко весело…
    - Жутко и весело! А учитесь-то хорошо?
    - Порядок! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
    - Порядок… В пух и прах хвалит… Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. 
    Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Вот тебе рецепт.

    (Выдает рецепт – учебник русского языка).

    Ведущий. А теперь давайте порешаем занимательные задачи по русскому языку.

    1. Редактор (слайды 13-14).

    Ведущий: В этом конкурсе мы проверим ваше умение правильно строить предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении.

    • Я одел пальто и пошел гулять. (На себя – надел.)
    • Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками. (Известен всей школе.)
    • У дороги стоял пожилой гриб. (Старый.)
    • Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов. (Из-за.)
    • Ляжьте на мат и выполните кувырок. (слайд 15)

    2.Конкурс «Отгадай слово» (слайды 16-17)

    Приставка в слове «поплавок»,

    Корень спрятался в «звонок»,

    Суффикс  все «молчит-молчит»,

    А окончание на тебя «глядит»! (звонит)

    Задание: поставьте правильно ударение в слове.

    3.Конкурс «Отгадай загадки» (слайд 18)

    а)В праздник я приду ко всем, 

    Я большой и сладкий. 

    Есть во мне орешки, крем, 

    Сливки, шоколадки. 

    Ответ: торт- торты

    б)Дорожка сшита-связана, 
    Постирана, разглажена. 
    Танюшку охраняет, 
    Холод отгоняет.
    Ответ: шарф-шарфы

    в)Они красивы и длинны,

    И  в спальне всем они нужны:

    С утра поссорятся – светло,

    А помирятся – темно.

    Ответ: Жалюзи

    г)Розовая бабочка

    С крылышками в складочку

    Никуда не улетает

    На косичках обитает .

    Ответ: Бант- банты

    Задание: запиши  слова во мн.числе и поставьте ударение: торты, шарфы, жалюзи, банты (на доске)

    (Таблица, слайд  19, ЗАПОМНИ!)

    4. Ребус «Молодцы!» (слайды 20-21)

    Ведущий. Учиться говорить нужно. Ведь «обращаться с языком кое-как, значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». А русский язык поистине богат и могуч.  О языке и речи говорят известные люди.

    Задание 5. Зачеркните буквы Г, Д, Ж, Ф

    Какое вы получите предложение?  Прочитайте.

    И

    Г

    Д

    С

    Т

    Ж

    И

    Ф

    Н

    Г

    Н

    Д

    А

    Ж

    Я

    Л

    Ю

    Д

    Б

    О

    В

    Ь

    К

    С

    Ж

    В

    О

    Е

    Ф

    Й

    С

    Д

    Т

    Р

    А

    Г

    Н

    Ф

    Е

    Н

    Е

    М

    Д

    Ы

    С

    Л

    Ж

    И

    М

    Г

    Ф

    А

    Б

    Д

    Е

    З

    Л

    Ю

    Ж

    Б

    Г

    В

    И

    Д

    К

    Ф

    С

    В

    Ж

    О

    Е

    Д

    М

    У

    Ф

    Я

    З

    Ы

    К

    У

    ОТВЕТ:

     Истинная любовь
    к своей стране

    немыслима без любви к своему языку.  (слайды 22-23)

    Паустовский К. Г.

    3.Заключительная часть. Подведение итогов.

    Учите русский

    годы кряду,

    С душой,

    с усердием,

    с умом!

    Вас ждет великая награда,

    И та награда - в нем самом.

    В  ходе сегодняшнего занятия мы убедились, насколько  важно знать свой язык, его историю,  бережно пользоваться словом, чтобы наша жизнь стала ярче и интереснее.

    Русский язык - это наше национальное достояние. Наша задача - передать эту драгоценность последующим поколениям в чистоте, её красоте и богатстве.

             Молодцы! Вы настоящие ценители, хранители, защитники, пропагандисты русского языка.  От нас с вами зависит будущее нашей страны, каким оно будет: великим или достойным сожаления?

    Больше читайте, пополняйте свой словарный запас, не употребляйте слова-паразиты, не засоряйте язык.


    Литература.

    1. Арбатская Л.Н. Вечер, посвященный Международному Дню родного языка.- «Последний звонок», 2008, №8.
    2. Внеклассная работа по русскому языку /  Авт.-сост. Баскакова В. П., Городкова И. Н.  – Волгоград: Издательство «Корифей», 2009.
    1. Гайворонская Т.А. Срочно нужен переводчик.- «Последний звонок», 2008, №8
    2. Галкина Г. В., Полонецкая Л. З. Занимательные задачи по русскому языку, Ростов-на-Дону, 2009.
    3. Материалы Интернет- сайта (высказывания о языке).
    4. Павликовская Н. И. – М.: Издательство «Глобус», 2009.
    5. Шустина И. В. Русский язык на «пятёрку». Олимпиадные задания, вопросы, тесты, Ярославль, 2010.

    Приложение 1.

     Инсценировка «Прочь с дороги…»

    (Комната. В ней стол. Стулья. Девочка читает книгу. Мать шьет.)
    Юля. Мама, сколько время? Ой, я покушаю и побегу в школу.
    Мама. Что за спешка?
    Юля. Да мы с подругой хочем сегодня участвует в соревнованиях… как это?... по легкой атлетике.
    Мама. Обед стоит на плите.
    Юля. Блин, опять суп? Хорошо, а мясо я разрежу: себе возьму меньшую половину, а тебе оставлю большую половину. (Ест).
    Маша (вбегая): Юля! Что ты так долго?
    Юля. Сейчас. Только попью. Мама, у нас есть холодный кипяток? (пьет). А что 
    мне одеть?
    Мама. Возьми пальто.
    Маша. Пальто не стоит. Возьми лучше… как это, блин ? Свитер.
    Мама. Действительно, возьми свитер.
    Юля. Хорошо. (Миша и Юля уходят).
    Мама. Не могу понять, почему и Юля и Миша, да и другие ребята не следят за 
    своей речью. Кажется, и книги читают, и в школе по русскому языку 
    хорошие отметки получают, а говорить по-русски не умеют.

    Приложение 2.

    Сценка «Рецепт»
    Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика:
    - В каком классе учишься, молодой человек?
    - В пятом «Бы».
    - «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?
    - Жутко дружно, жутко весело…
    - Жутко и весело! А учитесь-то хорошо?
    - Порядок! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
    - Порядок… В пух и прах хвалит… Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. 
    Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Вот тебе рецепт.
    (Выдает рецепт – учебник русского языка).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

    Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

    Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

    Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

    Внеклассное мероприятие по русскому языку в 10-11 классах "И мы сохраним тебя, русская речь"

    Данное мероприятие направлено на воспитание  у учащихся бережного отношения к русскому слову,  развитию интереса к изучению предмета, повышению  культуры речи  и развитию тво...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Мы за чистоту русской речи!"

    В разработке представлен материал для выступления на тему "Мы за чистоту русского языка!", призывающий беречь свой язык, не засорять его словами - паразитами, жаргонизмами....

    Внеклассное мероприятие по русскому языку "По дорогам и тропам языка"

    Во время внеклассного мероприятия обучающиеся совершают путешествие по страницам ркусского языка....

    Внеклассное мероприятие по русскому языку "От Кирилла и Мефодия до наших дней"

    Познавательная   игра  «От Кирилла и Мефодия до наших дней»      Цель: 1)развивать межпредметные связи уроков русского языка и основ православной культуры Крыма...

    Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе «Прочь с дороги всё, что портит нашу речь!».

    Мероприятие посвящается культуре речи. Как бережно надо относится к языку, к его чистоте, не засорять его ненужными словами, чтобы грамотнее стала речь....