«Активизация познавательной деятельности обучающихся во внеклассной работе по русскому языку»
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Панова Елена Ивановна

Статья «Активизация познавательной деятельности обучающихся во внеклассной работе по русскому языку или Тотальный диктант в сельской школе» рассказывает о том, как организовать на базе сельской школы площадку для проведения Всемирной акции по проверке грамотности Тотальный диктант и зачем это нужно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Панова Елена Ивановна

д. Покровское Истринского района Московской области

«Активизация познавательной деятельности обучающихся во внеклассной работе по русскому языку или Тотальный диктант в сельской школе»

Тотальный диктант – ежегодная всемирная образовательная акция, которая проходит в России и мире с 2004 года. Это исключительно добровольный и волонтерский проект.  За эти годы Тотальный диктант из разового ежегодного мероприятия стал единым образовательным проектом, включающим в себя курсы подготовки к диктанту для всех желающих, конференции, на которых собираются лучшие филологи страны,  разбор ошибок после диктанта, церемонии награждения победителей. Это всемирное масштабное событие. По итогам диктанта опубликованы десятки научных статей. Тотальный диктант можно написать на одной из 2600 площадок по всей стране и за рубежом, а если вы изучаете русский язык, как иностранный, то время акции вы можете принять участие в  тестировании. Институты, академии, университеты, учреждения дополнительного образования, библиотеки участвуют в проекте, предоставляя свои помещения для написания диктанта и проведения курсов подготовки, тысячи волонтеров по всему миру помогают организовывать и проверять диктант, и только школы почему-то остаются в стороне. В Москве можно по пальцам пересчитать школы, где пишут тотальный диктант, многие учителя и не знают об этой акции. И это в Москве. Что говорить о Московской области или других регионах России. А ведь именно школа – прекрасная площадка для проведения диктанта в любом, особенно маленьком, населенном пункте. И именно учителя русского языка – самые заинтересованные люди в повышении грамотности не только своих учеников, но и их родителей.

В нашей школе уже три года Тотальный диктант – одно из немаловажных общешкольных  мероприятий. С каждым годом  в одну из апрельских суббот приходят в школу и дети, и взрослые, чтобы принять участие в акции. В тотальном диктанте нет победителей и побежденных, каждый соревнуется, прежде всего, с собой, и оценку за диктант узнает только сам участник. Это как марафон, в котором принимают участие тысячи людей. Совсем немногие становятся победителями, но все гордятся участием.  Именно поэтому наши ученики и выпускники приходят в школу и приводят собой родителей, чтобы еще раз сесть за школьную парту и под диктовку написать диктант. Мы призываем не бояться ошибок, ведь лучше весело ошибаться, чем списывать и ныть. В Покровской школе сейчас работает два учителя русского языка. Одна из них, педагог с сорокалетним стажем, «вырастившая» на своих уроках добрую половину деревни, уже третий год  «диктатор» акции, так ласково называют человека, который диктует текст.  На Тотальном диктант приходят ее выпускники – родители  нынешних  учеников.

Текст для Тотального диктанта специально для акции создают современные известные поэты, прозаики, драматурги, публицисты, философы, литературоведы. Среди них Борис Стругацкий, Захар Прилепин, Евгений Водолазкин, Дина Рубина, Дмитрий Быков, Леонид Юзефович и другие.  Написание диктанта – это возможность для участников, среди которых много старшеклассников, познакомиться с произведениями писателей двадцать первого века.  Учащиеся имеют дело не с искусственным текстом, содержащим примеры на изучаемые орфографические и пунктуационные правила, который мы диктуем на уроках, а с реальным текстом, написанным на современном русском языке. Не адаптированный под школьную программу диктант  не только расширяет кругозор учеников, но и развивает познавательный интерес к русскому языку и современной литературе.  

Проведение диктанта позволяет нам, учителям,  привлечь внимание общественности к вопросам грамотности и объединить вокруг акции неравнодушных людей, недаром одним из девизов диктанта в Покровской школе является: «Напиши диктант в хорошей компании». Также акция помогает выявить те правила русского языка, которые усваиваются труднее и быстрее всего забываются после окончания школы. Эти наблюдения ложатся в основу корректировки рабочих программ по русскому языку для всех классов.  

Тотальный диктант призван разрушить стереотип о том, что грамотное письмо – атрибут зануды-отличника. Цель акции – распространение моды на грамотность, убеждения, что умение правильно расставить запятые – признак успешного, уверенного в себе человека. Именно эта воспитательная задача стоит перед многими учителями русского языка и Тотальный диктант, несомненно, помогает решать эту задачу. Решать весело, интересно и непринужденно, без лишней демагогии и морализаторства. А для создания нужной атмосферы организаторы диктанта каждый год снимают информационно-юмористический видеоролик, который демонстрируется в начале акции.

Общими словами стали высказывания о падении языковой культуры и снижении уровня грамотности населения. Тотальный диктант призван бороться с этими явлениями, и школа здесь просто не может оставаться в стороне. Чувство сопричастности к сообществу людей, любящих и знающих русский язык – именно это чувство испытывают участники тотального диктанта, самому младшему из которых – 8 лет, а самой старшей – 78.

Таким образом, проведение Международной акции Тотальный диктант в школе развивает познавательный интерес школьников к русскому языку как предмету, позволяет в доброжелательной атмосфере проверить свою грамотность всем желающим и привлекает внимание общественности к проблеме знания языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках русского языка"

Методы, применяемые мною для активизации познавательной деятельности на уроках письма в коррекционной школе...

Активизация познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка

Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики.Нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как...