Активизация познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Масленникова Елена Петровна

Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики.

Нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_frolovo.docx24.91 КБ
Файл vystuplenie.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 3 городского округа город Михайловка

Волгоградской области»

Активизация познавательной деятельности

обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка

                                                                             

                                                         Учитель русского языка и литературы Масленникова Е.П.

                                     

                                          Михайловка 2016

Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики.

Нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески.

А в последнее время всё чаще замечаешь: дети не хотят учиться. В чём же причины этого нежелания? Таковых, на мой взгляд, немало. Это и неумение преодолевать трудности познавательной деятельности, и огромный объём учебного материала, и отвлекающие факторы подростковой жизни, однообразие и монотонность учебного процесса. Очевидно, что причины нежелания учиться бывают самые разные. И не все из них легко устранить.

Я работаю с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья уже несколько лет. Особенностью этих детей является недостаточность процессов восприятия, внимания, памяти, логического мышления, характерна низкая познавательная активность. Поэтому в своей педагогической деятельности я акцентирую внимание, в первую очередь, на развитие познавательных способностей детей, и передо мной стоит задача повысить их интерес к процессу обучения, включить в активную познавательную деятельность по приобретению знаний. Любой учитель знает, что заинтересованный ученик учится лучше.

В решении этой задачи мне помогают чёткое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приёмы подачи учебного материала. Чёткое структурирование облегчает восприятие материала. Если одни идеи вытекают из других, если ясна связь и обоснована последовательность сообщаемых сведений, школьники легче воспринимают, осознают и запоминаю. Изложение материала должно быть логичным, ярким, увлекательным. Это побуждает учащихся слушать то, что говорит учитель, полностью включаться в процесс познания.

На уроках русского языка важно своевременное чередование различных занятий, более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на сбережение физического и психического здоровья детей. Это укрепляет работоспособность обучающихся. Новизна материала, необычность его подачи также побуждают учащихся лучше присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нём. Считаю своей задачей всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить что-то новое, ранее неизвестное. Кроме того я всегда помню, что интерес вызывает только полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовлю материал для уроков.  

Основными направлениями коррекционной работы по русскому языку являются:

– увеличение пассивного и активного словарного запаса;

– формирование связной речи;

– развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;

– развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического).

Особое внимание на всех уроках уделяется развитию речи, так как главной задачей обучения детей с ограниченными возможностями является достижение такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы им наиболее полную социальную адаптацию.

Я расскажу лишь о некоторых методах и приёмах, используемых на уроках русского языка.

Используются дидактические игры на развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности, логического мышления, речи.  ("Футбол", "Испорченный телефон", " Чепуха – не чепуха")

 "Футбол". (Имя существительное, имя прилагательное, глагол)

Игра проводится на последнем, повторительно-обобщающем уроке.

Класс делится на 2 команды.

1. Члены команды совместно продумывают вопросы для соперников, каждый  вопрос должен вытекать из предыдущего. Переход инициативы в руки соперников происходит после того, как они ответят на заданный вопрос.

2. Если игра заканчивается с одинаковым счётом, начинается серия пенальти: на "воротах" по очереди стоят разные игроки команд, вопросы задаются также по очереди разными игроками, при этом времени на подготовку вопроса и обдумывание ответа не даётся.

"Испорченный телефон".

Для того, чтобы игра проходила в более быстром темпе и не было использовано много времени на уроке, участвуют 3 человека, остальные - наблюдатели (можно дать задания и наблюдателям, например, кто больше ошибок запомнит).

Описание игры: Упражнение проводится по правилам детской игры, с той лишь разницей, что передаётся не одно слово, а целый текст. Количество слов и предложений в тексте  зависит от возраста и индивидуальных особенностей игроков. Задача учеников: пересказать текст как можно ближе к оригиналу.

Например, в 9 классе (8 вид) есть специальные упражнения на развитие памяти, где даны четверостишия. Посмотрите: Вот одно из них (на слайде)

"Чепуха - не чепуха "

Игра проводится на этапе изучения строения текста, предложения, знаков препинания при прямой речи и диалоге.

Описание игры: Задача учеников  записывать точный ответ на вопрос учителя. Вопрос- задание зависит от темы урока. Ответы не сворачиваются, а задача учеников продолжить текст   в соответствии с предыдущими словами и фразами. Конечная цель - связный текст.        

Минимальный комплект вопросов для игры: ВЫ ВИДИТЕ на слайде

Обычно игра проводится в начале урока и не только создаёт эмоциональный настрой, но и является началом изучения или обобщения темы.

Стараюсь создавать ситуацию успеха на каждом уроке, так как считаю это самым эффективным стимулом познавательной деятельности. Ситуация успеха удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении и повышении престижа, что в конечном итоге ведёт к сохранению и укреплению психического здоровья ребёнка.

При ситуации успеха использую метод редактирование текста, который способствует развитию внимания, подключает аналитическое мышление, функции долговременной памяти. Используемые формы работы:

- ролевая игра с применением готовых текстов;

- поиск материала с ошибками в повседневной жизни.

Проблемный метод. Часто на уроках русского языка для активизации познавательной деятельности учащихся создаю проблемные ситуации, ситуации затруднения, которые побуждают учащихся к поиску, доказательству, обоснованию. Важно давать такие задания, которые учащиеся воспринимают как посильные, но для выполнения которых у них недостаёт каких-либо знаний или умений. Например, в 9Б классе даю предложения с союзами, соединяющими однородные члены и части сложного предложения, предлагаю выявить сходство и различие. Для облегчения задачи использую иллюстрирование. Создаётся ситуация поиска, в результате которой коллективными усилиями учащиеся решают поставленную перед ними проблему, обобщают, делают выводы.

Работа  ведётся в двух направлениях:

- выдвижение проблемного вопроса;

  • создание проблемной ситуации.

Пробуждению интереса к изучаемому материалу способствует и использование нестандартных форм урока, которые отличаются от традиционных новизной и оригинальностью. Особенно такие уроки уместны при повторении и обобщении изученного материала, а цель их – привитие интереса к учёбе в целом и к урокам русского языка в частности. Например, для организации итогового повторения по теме «Местоимение» в 9Б классе можно провести урок-КВН, а , систематизируя и обобщая изученное по теме «Наречие» – урок – «космическое путешествие».

Для оживления интереса учащихся и в традиционный урок ввожу элементы игры: разгадывание кроссворда по теме, решение ребусов, шарад. Особенно актуальны эти виды работы при изучении темы «Фонетика», «Лексика». Для организации такой работы чаще всего использую объединение в группы и команды, так как у детей с ОВЗ присутствует страх перед изоляцией. В результате совместных усилий учебные достижения заметно улучшаются.

Работа в малых группах, направленная на формирование навыка грамотного правописания через сравнение слов в полученном тексте с эталоном очень активизирует познавательную деятельность школьников. Использую метод речетворчество. Данная методика основана на «обучении умения писать сочинения разного характера, при этом развивается  образное мышление, ассоциативные представления, устная и письменная речь учащихся, пополняется активный словарь.

Приёмы:

- «Прием свободных ассоциаций»; (по данным картинкам)

-  «Что было бы, если бы…» (ученик задает себе такой вопрос и пытается на него ответить)

-  «Продолжи рассказ».

Метод «смысловых единиц» служит для развития смысловой памяти, логического мышления. Приёмы: 

-анализ текста или его мини- изложение, при котором ученик должен последовательно отвечать на два вопроса: «О ком (или о чем) говорится в этом тексте?" и «Что говорится (сообщается) об этом?». Используемые мини-изложения помогают формироваться эмоционально-волевой сфере, уничтожая страх перед большим по объёму текстом.

- Использование личного опыта : установление родственных связей внутри текста или предложения по аналогии с родственными связями в семье. (например, при изучении темы «Простое предложение»).

Создание условий, обеспечивающих коррекционно-развивающее сопровождение учебного и воспитательного процессов, направленных на формирование психически здорового, социально-адаптивного, физически развитого выпускника является целью работы нашей школы. Для достижения этой цели необходим системный подход во всех направлениях урочной и внеурочной деятельности каждого участника образовательного процесса. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 3 городского округа город Михайловка Волгоградской области» Учитель русского языка и литературы Масленникова Е.П . Активизация познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка

Слайд 2

“Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность» Бернард Шоу Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?

Слайд 3

Причины нежелания учиться неумение преодолевать трудности познавательной деятельности, огромный объём учебного материала, отвлекающие факторы подростковой жизни, однообразие и монотонность учебного процесса. Причины нежелания учиться бывают самые разные.

Слайд 4

Существует ряд условий, при соблюдении которых активизация познавательной деятельности осуществляется успешно: учет психофизических особенностей детей; работа в зоне актуального и ближайшего развития; использование «адресной» помощи ребенку.

Слайд 5

Задачи обучения русскому языку детей имеющих нарушение интеллекта: повысить уровень общего и речевого развития учащихся; научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; выработать элементарные навыки грамотного письма.

Слайд 6

Дидактические игры «Футбол» Данная игра способствует коррекции устной речи, памяти, внимания, аналитического мышления; происходит развитие коммуникативных навыков «Испорченный телефон» Способствует развитию внимания, памяти, речи, коммуникативных навыков. Мне грустно! Меня раздражает И солнца осеннего блеск, И лист, что с березы спадает, И поздних кузнечиков треск.

Слайд 7

«Чепуха – не чепуха» Способствует развитию образного мышления, воображению, речи. Вопросы для игры: - Кто? - С кем? - Что делали? - Кто пришёл? - Что спросил? - Что ответили? -Как отреагировал? - Чем закончилось?

Слайд 8

Ситуация успеха – метод редактирования текста Формы работы: Ролевая игра с применением готовых текстов Поиск материала с ошибками в повседневной жизни

Слайд 9

Проблемный метод Например: Цветы под солнцем увянут и пожелтеют. Пришла весна, и природа ожила. Создается ситуация поиска, в результате которой коллективными усилиями решается поставленная проблема и делаются выводы. Направления: Выдвижение проблемного вопроса Создание проблемной ситуации

Слайд 10

Нестандартные формы урока Урок-КВН Урок-путешествие Урок-викторина Урок-игра Урок-зачет

Слайд 11

Метод речетворчество Приёмы: «Прием свободных ассоциаций»; (по данным картинкам) «Что было бы, если бы…» (ученик задает себе такой вопрос и пытается на него ответить) «Продолжи рассказ»

Слайд 12

Метод «смысловых единиц» Приёмы: Анализ текста или его мини-изложение, при котором ученик должен последовательно отвечать на два вопроса: «О ком (или о чем) говорится в этом тексте?" и «Что говорится (сообщается) об этом?». Используемые мини-изложения помогают формироваться эмоционально-волевой сфере, уничтожая страх перед большим по объёму текстом. Использование личного опыта : установление родственных связей внутри текста или предложения по аналогии с родственными связями в семье. (например, при изучении темы «Простое предложение»)

Слайд 13

Использование различных приёмов, форм, методов на уроках русского языка ведёт к пробуждению интереса обучающихся к предмету, что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка...

Педагогический проект « Современные образовательные технологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы"

ОДНИМ ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И  КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЯВЛЯЮТСЯ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ....

мастер-класс "Игроваяя технология как средство познавательной и творческой деятельности на уроках русского языка"

Дидактическая игра является самым действенныым методом для развития и совершенствования умственных, познавательных и творческих способностей детей. Целью обращения к игровым технологиям является приоб...

Образовательный проект «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка»

Цель данной работы: теоретически обосновать и показать процесс формирования познавательных универсальных учебных действий, активизирующих самообразование школьников на уроках русского языка.  В э...