Урок русского языка в 5 классе "Слово и его лексическое значение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Буйлова Наталия Николаевна

Урок построен в соответствии с компетентностым подходом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока, построенного на основе компетентностного подхода

Подготовила: Буйлова Наталия Николаевна (СОШ №20 Г.Йошкар-Ола)

Тема урока: «Слово и его лексическое значение»

Цели урока:

  • дать представление о разделе науки о языке «Лексика», познакомить с понятием «лексическое значение слова», научить пользоваться толковым словарем;
  • развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, развивать устную и письменную речь учащихся;
  • создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.

УУД: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.

Компетенции: коммуникативные, учебно-познавательные, ценностно-смысловые, информационные.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель:

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать.

- Ребята! Я рада видеть вас на уроке. Думаю, что сегодняшнее наше общение принесет нам радость.

  1.  Актуализация знаний.

Прием «Перепутанные логические цепочки».

Есть  образуют все слова состав которые лексику его в языке словарный или.

И лексическое имеет значение слово.

- Итак, давайте сделаем вывод.

3. Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Лексика, слово и его значение).

- Какова главная цель урока? (Понять, что такое лексическое значение слова).

- Какова задача урока? (Научиться определять лексическое значение слова).

- А как мы будем определять лексическое значение слова?

4. Построение проекта выхода из проблемной ситуации. 

1. Работа с толковым словарем.

- Что ещё  можно узнать о слове из словарной статьи? (Ударение, грамматические признаки, употребление слова в речи).

Задание: Раскройте лексическое значение слов, самостоятельно составив статью толкования.

Доброта,-ы,ж. Отзывчивость, душевное отношение к людям.

Каникулы,…

Конкурс,…

Обелиск,…

- Какие способы определения лексического значения слова вы можете назвать? (подбор синонимов, антонимов, описательно, по картинке).

5. Первичное закрепление учебного материала.

1. Индивидуальная работа.

Дайте ЛЗ слов вестибюль, интерьер, фестиваль.

- Какие трудности возникли? (Не знаю значение слова…)

- Что нужно сделать, чтобы добиться успеха? (Обратиться к толковому словарю).

2. Чтение стихотворения И.Токмаковой.

Ложка — это ложка.

Ложкой суп едят.

Кошка — это кошка.

У кошки семь котят.

Тряпка — это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка — это шапка,

Оделся и пошёл.

А я придумал слово,

Смешное слово — плим.

Я повторяю снова:

Плим, плим, плим!

Вот прыгает и скачет

Плим, плим, плим!

И ничего не значит

Плим, плим, плим.

- Сделайте вывод. Удалось ли мальчику придумать новое слово и почему? (Нет, не удалось, потому что слово должно иметь лексическое значение, смысл).

6. Самостоятельная работа.

1. Выполнение задания в паре.

Прочитайте ЛЗ слов. Запишите слова, которые соответствуют этим значениям.

1)      Относится к кому -, чему-нибудь с глубоким уважением и любовью.

2)      Старый, бывалый, опытный воин.

3)      Успех в битве, войне, полное поражение противника.

(Выполняют задание, проверяют его и оценивают друг друга)

7. Включение новых заданий в систему повторения:

1. Игра «Угадай-ка»

Дайте толкование какого-либо слова, понятия, а мы будем отгадывать и записывать. Кому трудно составить ЛЗ слова самим, обратитесь к толковому словарю. Но постарайтесь сначала составить самостоятельно.

(Составляют слова и оценивают друг друга).

8. Рефлексия деятельности (Итог урока).

1. Прием незаконченные предложения.

Словарный состав языка образует …

Слово имеет …

Лексическое значение  слова можно разъяснить следующими способами…

Если есть затруднения в определении лексического значения слова нужно…

(Оценивание своей работы на уроке, работы  класса).

Домашнее задание.  Выпишите из толкового словаря лексическое значение  слов компания и кампания, или проанализируйте структуру словарной статьи из толкового словаря, или объясните разными способами лексическое значение слов кукла и искусственный (задание на выбор учащихся).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"

Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок  составлен для изучения качественных прилагательных....

Интеграция уроков русского языка и литературы при изучении лексических средств создания комического в 5 классе.

  Современная школьная практика преподавания русского языка и литературы приводит к тому, что на уроках литературы анализ произведений ведется с литературоведческих позиций, а на уроках русского языка...

Разработка урока русского языка в 11 классе по теме "Значения и употребления местоимения МЫ"

В данном разделе содержится описание педагогического опыта:  "Коммуникативно-деятельностный подход в преподавании русского языка" . Дана разработка урока русского языка, проводимого в 11 классе н...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Лексическое значение слова"

«Существует несколько способов объяснения лексического значения слова:1). Рисунок.2). Подбор синонимов.3). Краткое толкование....

Урок русского языка ФГОС "Слово и его лексическое значение. Словари"

Урок русского языка по теме "Слово и его лексическое значение. Словари" предназначен для учащихся 5 классов ( УМК Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.) и разработан с учетом требований ФГОС. Материал состои...

Технологическая карта урока русского языка "Лексикология. Слово и его лексическое значение (вводный урок)"

Технологическая карта урока русского языка Тема:  Лексикология. Слово и его лексическое значение (вводный урок)Класс: 5 Цели: совершенствование умения понимать роль слова в формировании и вы...