Имена существительные общего рода.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Крячкова Людмила Павловна

Конспект урока русского языка в 5 классе "Имена существительные общего рода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushch._obshchego_roda.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт урока по предмету «Русский язык» в условиях реализации ФГОС ООО в 5 классе

УМК: Е.А. Быстрова, Л.В.Кибирева и др. Русский язык. Москва.: ООО «Русское слово», 2012.

Тема: Имена существительные общего рода.

Тип: введение нового знания

Цель: сформировать понятие о существительных общего рода

Задачи:

  1. Образовательные:
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • развить умение находить и различать  существительные общего рода в тексте;
  • повторить морфемный разбор слов;
  • формировать умение использовать существительные общего рода  в речи;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические и  умения.
  1. Развивающие:
  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения групповой и парной работы.
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Планируемый результат:

  • научатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей  и условиями её реализации.
  • научатся использовать общие приёмы решения задач, оценивать процесс и результат действия.
  • научатся осуществлять анализ информации, аргументировать свою позицию и координировать её с позиции одноклассников.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку;
  • веб-камера.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: 

создание доброжелатель-ной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

Приветственное слово учителя

- Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД:   личностные

 (самоопределение), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками).

2. Актуализация

Знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действиии

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

3.Выявление места и причины затруднения.

Цель этапа: создать проблемную ситуацию, спрогнозиро-вать предстоящую деятельность.

Вспомните, какую тему мы начали изучать.

 - Что такое имя существительное?

 - Расскажите, что вы знаете об имени существительном?

 - Назовите постоянные и непостоянные признаки имени сущ.

 - Вспомните, какие сущ. относятся к м.р, ж.р и ср.р.

К слову я подставлю «мой» -
Это значит род мужской.
Женский род – запомню я –
То, про что скажу «моя».
Средний род оно «моё» -
Вот и выучил я всё.

-Неужели мы не умеем определять род имен существительных?  Что же мы будем изучать?

- Как будет звучать тема нашего урока? Что мы должны выяснить?

- С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю послушать стихотворения и отгадать слово.

Зеркало любит чистые лица.
Зеркало скажет:
- Надо умыться.
Зеркало охнет:
- Где же гребёнка?
Что же она не пречешет ребёнка?
Зеркало даже темнеет от страха,
Если в него поглядится НЕРЯХА!

Что за вой? Что за рёв?
Там не стадо ли коров?
Нет, там не коровушка -
Это Ганя-РЕВУШКА

Плачет, заливается,
Платьем утирается...

- Будут ли слова «неряха»  и «ревушка» являться существительными?

- Что обозначают данные слова?

- Как называются такие слова вы узнаете, когда прочитаете материал на с.121.

- Что вы узнали о таких существительных?

- Уточните тему занятия. Сформулируйте наши цель и задачи  урока.

На доске – кластер:

Род  М. –а, -я,

         Ж.- а, -я

         Ср. – о, -е

Род имен существительных.

Принцип деятельности.

УУД:

познавательные (умение структуировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД:

познавательные, (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

4.Построение выхода из затруднения.

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое существительные общего рода и алгоритм их определения

5.Первичное закрепление знаний.

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

- Я предлагаю угадать слова общего рода по их толкованию.

Упр.178

- Что объединяет данные слова?

- Найдите слово, которое не употребляются без НЕ.

- Какую оценку придают существительные общего рода словам, обозначающим лиц?

 - Распределите по группам слова в зависимости от оценки, положительной или отрицательной.

- Дополните своими примерами. Сделайте комплимент товарищу.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Упр.176 (письм.)

Работа в группе – учащиеся выполняют упр.178

 невежда  

   

Работа в парах

Показывают правильность выполнения задания, обобщают наблюдения над языковым материалом.

1) Умница, чистюля.

2) Неженка, злюка, задира, обжора, плакса, невежда.

Проверка с веб-камерой

Принцип деятельности.

УУД:

познавательные (выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий), регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

УУД:

познавательные (опираются на уже известное).

Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону.

Упр.177 (самост.)

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД:

познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия учебной деятельности.

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Какую цель мы ставили сегодня на уроке? Достигли её? Докажите.

В старину  и сейчас про таких людей придумывали дразнилки ( жанр фольклора)

                      а) Плакса, вакса, гуталин

                           На носу горячий блин

                           Плакать не годится

                           Можно простудиться

                      б) Жадина - говядина

                           Три копейки дадено

                            За четвертую копейку

                            Расшибется об скамейку.

Что это я опять о плохом. Вы сегодня на уроке были просто умницами, молодчинами, работягами и трудягами

УУД:

познавательные(умение структуировать знания, оценка процесса и результатов деятельности),

регулятивные(выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование)

Домашнее задание.

Параграф 22, словарный диктант стр.119

Запись учащимися задания в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по русскому языку в 6 классе. "Имена существительные общего рода"

Урок составлен с учётом требований Нового Стандарта, где применены  новые технологии и указаны планируемые результаты....

Имена существительные общего рода, 6 класс

Презентация может быть использована на уроке по теме "Имена существительные общего рода". Материал предназначен для учащихся 6 класса....

Имена существительные общего рода (на материале басен И.Крылова)

Данная разработка представляет собой комбинированный урок, где вначале повторяются трудные случаи правописания, в ходе изучения нового материала рассматриваются вопросы и определения рода данных сущес...

Имена существительные общего рода

Материал использова при объяснении нового материала...

Имена существительные общего рода

Данная презентация может быть использована на уроках русского языка в 6 классе при изучении существительных общего рода. Презентация содержит постановку проблемной ситуации, объяснение нового материал...

Имена существительные общего рода.

Имена существительные общего рода - презентация 6 класс...

Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.

Цели: - распознавать имена существительные общего рода;- группировать имена существительные общего рода в соответствии со значением-характеристикой;- отличать склоняемые имена существительные от...