Рабочая программа по Речеведению для 10-11 классов
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Петренко Лиана Эстатьевна

Актуальность данного элективного курса заключается, прежде всего, в том, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют подготовить учащихся к ЕГЭ ( в части сочинения) по русскому языку в 11 классе, а также в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием художественного и публицистического текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11kl_rechevedenie_2016petrenko.doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:

     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Написание сочинения-рассуждения   в структуре Государственной итоговой аттестации – одно из сложных заданий для современных школьников. Именно оно позволяет в полном объёме проверить и объективно оценить речевую подготовку экзаменуемых, их практическую грамотность, уровень сформированности речевых умений и навыков: понимание содержания предложенного текста и его проблемы; формулирование собственной точки зрения; выстраивание композиции письменного высказывания, соблюдая нормы русского языка.

Многолетний опыт подготовки выпускников к Единому государственному экзамену показывает, что основные трудности в выполнении третьей части работы связаны с ограничением времени на экзамене, за которое им нужно проанализировать исходный текст и создать собственное развернутое высказывание, опираясь на авторскую позицию, выраженную, как правило, не прямо, а опосредованно, при помощи средств языка. Также не все выпускники хорошо знакомы с критериями оценивания части «С», которыми будут руководствоваться проверяющие при разборе экзаменационной работы, анализируя не работу в целом, а отдельно каждую составляющую.

Именно поэтому возникла необходимость введения данного курса при  подготовке к сочинению-рассуждению, благодаря которому обучающиеся могли бы добиться максимально предельных результатов на итоговой аттестации.

Актуальность данного элективного курса заключается, прежде всего, в том, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют подготовить учащихся к ЕГЭ ( в части сочинения) по русскому языку в 11 классе, а также в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием художественного и публицистического текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.

Новизна программы  учебного курса «Речеведение» заключается в том, что она создана на основе критериев оценивания задания с развернутым ответом Демонстрационного варианта ЕГЭ 2015 г. Русский язык, 11 класс, составленного на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней.

Ценность данной программы заключается в соединении доступности, глубины и широты подачи учебного материала по русскому языку, что поможет старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ и вступительным экзаменам. Курс нацелен на достижение обучающимися коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей, поможет обеспечить эффективную подготовку обучающихся к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.

Программа предназначена для обучения обучающихся 11 класса как базового, так и гуманитарного профилей, рассчитана на 35 часов, базируется на программно-методических материалах: «   А.Балясникова «Применение кейс-технологии при подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С ) 10-11 классы ; В.Я.Рыбникова  «Готовим учащихся к выполнению задания «С»; Т.И.Павлова ,Т.В.Белоусова «Аргументация собственного мнения на основе читательского опыта в сочинении рассуждении на ЕГЭ по русскому языку»; Мальцева Л.И.Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2016. В 2-х Книгах и анализе результатов части «С» ЕГЭ предыдущих лет.

Цели  курса:

  • создание условий для формирования у обучающихся ключевых коммуникативных компетентностей, необходимых для успешной социализации личности;
  •  развитие речемыслительного потенциала выпускника, подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ.

Задачи курса:

  • развитие коммуникативной компетенции обучающихся;
  • формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения;
  • овладение нормами русского литературного языка;
  • обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • развивать умение выявлять, осмыслять и интерпретировать содержащуюся в исходном тексте смысловую информацию;
  • формировать умение определять личностную позицию по поводу прочитанного и собственное отношение к содержанию исходного текста;
  • обучение работе над сочинением в соответствии с требованиями ЕГЭ;
  • воспитание способности воспринимать и оценивать мастерство художника слова.

  • Познакомить обучающихся с критериями оценивания части «С» ЕГЭ.
  • Совершенствовать умение понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей.

  • Развивать навыки грамотного владения письменной речью.
  • Совершенствовать умение передавать в письменной форме индивидуальное восприятие поставленных в тексте проблем, свою оценку фактов и явлений.
  • Формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

 

Исходя из задач преподавания курса «Как написать сочинение на ЕГЭ», программа предусматривает формирование следующих 

умений и навыков:

 - умение анализировать содержание читаемого текста;

- умение формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;

- умение аргументировано доказывать собственное мнение;

- умение ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста сочинения;

- умение структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу;

- использовать в речи варианты грамматических конструкций и лексическое богатство языка, а также изобразительно-выразительные средства;

- соблюдать нормы современного русского языка;

 - пользоваться справочной и лингвистической литературой.

 Курс « Речеведение» базируется на концепции профильного обучения, он повышает речевую и письменную грамотность, расширяет возможности социализации учащихся.

     Курс связан со всеми разделами языкознания, а также с теорией литературы.

 Общая характеристика предмета

Элективный курс по русскому языку «Речеведение» предназначен для учащихся 10-11 классов.

Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя.

Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и, по мнению большинства учителей, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли.

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Актуальность данного элективного курса заключается прежде всего в том, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания, позволяют подготовить учащихся к ЕГЭ ( сочинение) по русскому языку в 11 классе. А также в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием художественного и публицистического текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.

Особенность содержания данного курса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии связной речи и опирается на данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи.

Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков  использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков  создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.

 Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы)  подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной  ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.   Данная рабочая программа  предусматривает  углубление  и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется  работе с текстами публицистического и художественного стиля речи, практическому овладению учениками данными стилями;  это  связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и  окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь( владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).

Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков  использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков  создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего  ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с обучающимися. Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:

  • уроки-лекции;
  • уроки применения знаний на практике;
  • уроки навыков (тренировочные);
  • уроки комплексного применения знаний.

Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:

  • работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);
  • самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
  • работа в группах;
  • индивидуальная работа.

Организация занятия предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.

       МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «РЕЧЕВЕДЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 КТП курса рассчитано на 34учебных недели при  1уроке в неделю . При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на учебный год расписанием и календарным графиком количество составило  35 часов . Если вследствие непредвиденных причин количество уроков измениться , то для выполнения государственной программы по предмету это изменение будет компенсировано перепланировкой подачи материала .

Кл.

Полное

название курса, предмета, дисциплины (модуля)

инвариантная или вариативная часть учебного плана

Количество  часов

11

в неделю

в год

1

по программе

фактически

Речеведение

вариативная

1

35

35

 

                                                СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «РЕЧЕВЕДЕНИЕ» 11 КЛАСС

Разделы  курса и (или) содержательные линии программы

Характеристик а основных содержательных линий

Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий, направления проектной деятельности

Введение. Знакомство с критериями оценивания ответа на задание «С» ЕГЭ. Входной контроль (сочинение)

 Теоретическая часть

Критерии оценивания ответа на задание «С» ЕГЭ.

Практическая часть

Вводное сочинение-рассуждение (часть «С» ЕГЭ)

Входной контроль сочинение-рассуждение (часть «С» ЕГЭ)

Формулировка проблем исходного текста

Теоретическая часть

Определение темы и проблематики текста . Смысловой анализ текста на основе составления его логической схемы Что такое проблема текста?  Типы проблем. Способы выявления проблемы.  Типичные ошибки при формулировании проблемы. авторской позиции по проблеме. Работа с текстами.

Практическая часть

Как сформулировать проблему? Приемы формулировки проблемы. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Работа с текстами.

 

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Теоретическая часть

Что такое комментарий? Отличие комментария от пересказа. Комментарии – рассуждения, пояснительные и критические замечания о чём-либо. Объяснение текста с опорой на вопросы: 1. Как, на каком материале автор раскрывает проблему? 2. На чём заостряет внимание? 3. Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте? 4. Как выражено авторское отношение к изображаемому? 5. Какие эмоции автора выражены в тексте?

Практическая часть

Как оформить комментарий? Два способа изложения материала. От формулировки проблемы к комментарию. От комментария к формулировке проблемы.   Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Типичные ошибки при комментарии проблемы. Работа с текстами.

 

Отражение позиции автора исходного текста

Теоретическая часть

Что такое позиция автора? Осмысление авторской позиции текста

Средства выражения позиции автора. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании авторской позиции. Работа с текстами.

Языковые средства, выражающие авторскую позицию.

Практическая часть

Как выявить позицию автора? Как сформулировать позицию автора?

Работа с текстами.

Аргументация собственного мнения по проблеме

Теоретическая часть 

Что такое аргументация? Приёмы логического мышления. Смысловая цельность текста. Абзацное членение текста. Логические Виды Виды аргументов, их «ценность». Структура аргумента. Источники а аргументов». Работа с текста

 Типы аргументации в изложении собственной позиции

Практическая часть

Способы ввода аргументов. «Банк аргументов».

Речевое оформление сочинения

Теоретическая часть

 Работа с текстом. Смысловая цельность текста. Абзацное членение текста. Логические ошибки Выявление языковых приёмов связи предложений в тексте (лексический повтор, однотематическая лексика, местоимённые замены, видовременная соотнесённость глаголов) Речевые ошибки.

Практическая часть

Речевое оформление текста.

Сочинение

Композиция сочинения.

Композиционное единство при создании собственного текста. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. Работа с текстами.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Теоретическая часть

  Установление причинно-следственных отношений первого предложения текста и последующих

Практическая часть

Оформление развернутого ответа в соответствии с композиционной стройностью, связностью, логичностью

Точность и выразительность речи

Теоретическая часть Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка. Соблюдение фактологических норм в фоновом материале. Работа с текстами.

Выразительные средства языка. Анализ языковых средств выразительности.Тропы(эпитет,метафора, олицетворение, гипербола и т.д.) Анализ языковых средств выразительности. Контекстные синонимы и антонимы. Антитеза. Парцелляция. Градация. Риторический вопрос. Ряды однородных членов. Инверсия Стилистические фигуры.

Практическая часть

Речевое оформление текста.

Орфографические нормы сочинение

Теоретическая часть

Орфографические нормы. Типичные орфографические ошибки в экзаменационных сочинениях.

Практическая часть

Развернутый ответ на задание «С» ЕГЭ с учетом орфографических норм.

Сочинение

Пунктуационные нормы

Теоретическая часть

Пунктуационные нормы. Типичные пунктуационные ошибки в экзаменационных сочинениях.

Практическая часть

Развернутый ответ на задание «С» ЕГЭ с учетом пунктуационных норм.

Языковые нормы

Теоретическая часть

Языковые нормы. Их классификация.

Практическая часть

Развернутый ответ на задание «С» ЕГЭ с учетом языковых норм.

Речевые нормы

Теоретическая часть

Речевые  нормы. Классификация речевых ошибок.

Практическая часть

Развернутый ответ на задание «С» ЕГЭ с учетом речевых норм.

Этические нормы

Теоретическая часть

Этические нормы.

Практическая часть

Развернутый ответ на задание «С» ЕГЭ с учетом этических норм.

Фактологические точности в фоновом материале

Теоретическая часть

Фактологические точности. Фоновый материал. Классификация фактических ошибок.

Практическая часть

Развернутый ответ на задание «С» ЕГЭ с учетом фактологических точностей.

Итоговый практикум  сочинение

Практическая часть

Сочинение-рассуждение (часть «С» ЕГЭ)

Сочинение


 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «РЕЧЕВЕДЕНИЕ» 11 КЛАСС

        

Наименование темы

Всего

Характеристика  основных видов деятельности ученика

(ФКГСОО - «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» )

1.

Введение. Знакомство с критериями оценивания ответа на задание «С» ЕГЭ.

Входной контроль (сочинение)

 2

 Знакомство с критериями ;

исследовательская и практическая деятельность

2.

Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Работа с текстами.

Формулировка проблем исходного текста

2

 конспектирование

исследовательская и практическая деятельность

анализ текста

3.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

3

 конспектирование

исследовательская и практическая деятельность лекция,

4.

Отражение позиции автора исходного текста

3

 

исследовательская и практическая деятельность

5.

Аргументация собственного мнения по проблеме

2

 

исследовательская и практическая деятельность

6.

Речевое оформление сочинения

2

 

исследовательская и практическая деятельность

7

Композиция сочинения

2

8.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

2

 

исследовательская и практическая деятельность

9.

Точность и выразительность речи

2

 

исследовательская и практическая деятельность

10.

Орфографические нормы

2

 

исследовательская и практическая деятельность

11.

Пунктуационные нормы

2

Работа с таблицей ;исследовательская и практическая деятельность

12.

Языковые нормы

2

Работа с таблицей

исследовательская и практическая деятельность

13.

Речевые нормы

2

Работа с таблицей

исследовательская и практическая деятельность

14.

Этические нормы

1

 

исследовательская и практическая деятельность

15.

Фактологические точности в фоновом материале

2

 Работа с текстами;исследовательская и практическая деятельность

16.

Итоговый практикум

2

Написание сочинение-рассуждение

Итоговый практикум

2

Анализ сочинений,подведение итогов

Всего:

35

                           КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «РЕЧЕВЕДЕНИЕ» 11 КЛАСС

№ урока

Дата

  П

Дата  

Ф

Название раздела, темы, урока

К /

ч

Оборудование

Основные виды учебной деятельности

Требования  к результатам

Дополнительная литература.

Виды  контроля

(мониторинг)

1-2

2.09

9.09

Введение. Знакомство с критериями оценивания ответа на задание «С» ЕГЭ.

2

Компьютер

Проектор

Работа с инструкцией

знать требования к выполнению части С ЕГЭ

Вводное сочинение-рассуждение (часть «С» ЕГЭ)

3-4

16.09

23.09

Формулировка проблем исходного текста

2

Групповой практикум:  анализ текстов

Знать способы формулирования проблемы текста ,виды проблем.

Уметь формулировать проблему текста

Мальцева Л.И.Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2016. В 2-х Книгах

Проверка работ, определение уровня знаний учащихся.

5-7

30.09

7.10

14.10

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

3

Компьютер

Проектор

Составление логических схем к текстам, анализ фрагментов ученических сочинений Составление собственных комментариев к тексту

Знать способы комментирования  текста .

Уметь давать комментарий текста

Мальцева Л.И.Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2016. В 2-х Книгах

Коллективная оценка результа

Тов

Проверка работ, определение уровня знаний и умений учащихся

8-10

21.10

28.10

11.11

Отражение позиции автора исходного текста

3

Компьютер

Проектор

Исследовательская работа в группах с текстами, обсуждение итогов Самостоятельная работа учащихся с текстами

Знать приёмы отражения авторской позиции в  тексте ,виды проблем.

Уметь формулировать  позицию автора текста

Мальцева Л.И.Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2016. В 2-х Книгах

Проверка работ

11-12

18.11

25.11

Аргументация собственного мнения по проблеме

2

Компьютер

Проектор

Аналитическое наблюдение текстов, изложение собственного мнения по проблемам текстов, его аргументация

Знать способы формулирования проблемы текста ,виды проблем.

Уметь формулировать проблему текста

Мальцева Л.И.Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2016. В 2-х Книгах Т.И.Павлова ,Т.В.Белоусова «Аргументация собственного мнения на основе читательского опыта в сочинении рассуждении на ЕГЭ по русскому языку»

Коллективный анализ результат

Ов  Взаимопроверка творческих работ учащихся по критериям

13-14

2.12

9.12

Речевое оформление сочинения

2

Компьютер

Проектор

Написание  сочинения по прочитанному тексту

 Знать функциональные стили речи и сферы их использования. языковых приёмов связи предложений в тексте

Уметь отрабатывать навыки определения причинно-следственных связей между частями текста

Мальцева Л.И.Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2016. В 2-х Книгах

Сочинение

15-16

16.12

23.12

Композиция сочинения

2

Компьютер

Проектор

В.Я.Рыбникова стр.83-88

17-18

13.01

20.01

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

2

Компьютер

Проектор

Подведение итогов взаимопроверки,

обсуждение возможных вариантов вступлений и заключений к сочинению Анализ предложенных вариантов вступлений и заключений к текстам, составление собственных вариантов Обсуждение предложенных сочинений, авторы которых не во всем согласны с автором первичного текста

Уметь

Знать правила установления причинно-следственных отношений первого предложения текста и последующих ;

языковых приёмов связи предложений в тексте

Мальцева Л.И.Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2016. В 2-х Книгах

Сочинение по

 прочитанному тексту

19-20

27.01

03.02

Точность и выразительность речи

2

Компьютер

Проектор

Повторение изобразительно-выразительных средств, анализ текстов публицистического стиля Аналитическое наблюдение предложенных текстов, их оценка по критериям К7-К12

Знать выразительные средства языка

Уметь использовать их на практике при написании сочинения

Мальцева Л.И.Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2016. В 2-х Книгах

Таблица ИВС

21-22

10.02

17.02

Орфографические нормы

2

Компьютер

Проектор

Повторение орфограмм Выполнение орфографического разбора ,взаимопроверка сочинений

Орфографические нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике.  

Сочинение

23-24

24.02

02.03

Пунктуационные нормы

2

Компьютер

Проектор

Повторение  пунктограмм Выполнение  пунктуационного разбора текста ,редактирование сочинений

Пунктуационные нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике.  

В.Я.Рыбникова стр.89-

25-26

09.03

16.03

Языковые нормы

2

Компьютер

Проектор

Работа с теорией

Редактирование предложений

Тест

Языковые нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике.  

В.Я.Рыбникова стр.89-90. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева [и др.]. — М., 2003

27-28

23.03

06.04

Речевые нормы

2

Компьютер

Проектор

Работа с теорией

Редактирование предложений

Тест

Знать речевые нормы литературного языка, соблюдать их  в речевой практике.  

В.Я.Рыбникова стр.90-92

29

13.04

Этические нормы

1

Компьютер

Проектор

Знать этические нормы литературного языка;соблюдать их в речевой практике.  

30-31

20.04

27.04

Фактологические точности в фоновом материале

2

Компьютер

Проектор

соблюдать  фактологические точности в фоновом материале

Сборник текстов

 

32-

33

04.05

11.05

Итоговый практикум Сочинение

2

Компьютер

Проектор

Самостоятельная работа учащихся с текстами

Знать теоретические основы написания сочинения 

Уметь писать сочинение в формате ЕГЭ

конспект

 Сочинение

34-35

18.05

25.05

Итоговый практикум

2

Компьютер

Проектор

Анализ сочинений, подведение итогов курса, рекомендации учащимся

Уметь анализировать текст сочинения согласно критериям

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение  образовательного процесса

Литература  

Обязательная

  • Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2004.

               Мальцева Л.И.Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2016. В 2-х Книгах

  • Т.А.Балясникова «Применение кейс-технологии при подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С ) 10-11 классы
  • Т.И.Павлова ,Т.В.Белоусова «Аргументация собственного мнения на основе читательского опыта в сочинении рассуждении на ЕГЭ по русскому языку»
  • В.Я.Рыбникова  «Готовим учащихся к выполнению задания «С»
  •  
  • Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2006.
  • Ефремова Т. Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка / Т. Ф. Ефремова, В. Г. Костомаров. — М., 1999.
  • 2. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева [и др.]. — М., 2003.
  • Русский язык: Единый государственный экзамен, часть С, 2006 г. / О. В. Загоровская, О. В. Григоренко, Т. И. Канина, Е. В. Васильева. — Воронеж, 2006.

Дополнительная

  1. Александров В. Н. Единый государственный экзамен: русский язык: сочинение-рассуждение: учеб. пособие для 10—11 кл. / В. Н. Александров, О. И. Александрова. — Челябинск, 2005.
  2. Власенков А. И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. пособие для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. — М., 2004.
  3. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя / Г. С. Меркин, Т. М. Зыбина, Н. А. Максимчук, О. С. Рябикова; под ред. Г. С. Меркина, Т. М. Зыбиной. — М., 2002.

 

Интернет-ресурсы

  1. http://www.ege.edu.ru
  2. http://rustest.ru
  3. http://www.prosa.ru
  4. http://www.pritchi.nm.ru

 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

К концу изучения курса учащиеся должны

ЗНАТЬ:

  • критерии оценивания части «С» ЕГЭ по русскому языку;
  • теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения;
  • особенности понятий: проблема, комментарий, авторская позиция, аргументы, абзацное членение, композиционная стройность;
  • классификацию логических, грамматических, речевых, стилистических, фактических и этических ошибок.

УМЕТЬ:

  • читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
  • передавать в письменной форме индивидуальное восприятиепоставленных в тексте проблем, свою оценку фактов и явлений;
  • подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
  • стройно и последовательно излагать свои мысли.
  •  применять такие коммуникативные умения , как умение:
  • интерпретировать содержание исходного текста;
  • последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме;
  • выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм;
  • создавать свой текст определённой модели, соответствующий требованиям выполнения части С;
  • анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
  • владеть:
  • коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения.

 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

  1. текущий  (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке)
  2. промежуточный (проводится в форме творческих работ)
  3. итоговый (в конце курса) проводится в форме развернутого ответа на задание «СОЧИНЕНИЕ» ЕГЭ

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

При оценке сочинений-рассуждений и творческих работ обучающихся следует руководствоваться критериями оценивания задания ответа на задание «С» ЕГЭ по русскому языку 2013 года, подготовленного Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ». Максимальное количество баллов – 23.

 

 

                        МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 

Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний, навыков и умений обучающий получал в результате практической деятельности.. Практические занятия - работа с текстами, со схемами, составление плана, конспектирование, работа с дополнительными источниками, поиск и отбор материала, написание сочинений, очерков, будут способствовать формированию устойчивого интереса к изучению родного языка,

Техническую оснащённость курса обеспечивают  , мультимедийный проектор, компьютер, видеозаписи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...