Рабочая программа внеурочной деятельности "Живая классика" для учащихся 6 классов
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности "Живая классика" разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности для учащихся 6-х классов | 35.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37
имени Новикова Гаврила Гавриловича»
Принята на заседании Утверждена педагогического Совета приказ № ______ от _____ 2016 протокол № 1 Директор МБОУ «СОШ №37» от «_____» августа 2016 г. ____________ В.М. Марчук Согласована Зам.директора по ВР Л.Г.Игнатьева |
Программа курса внеурочной деятельности
по интеллектуальному направлению
«Живая классика»
для 6-х классов общеобразовательных школ
(срок реализации – 1 год)
Составитель:
Зименкова Марина Алексеевна,
литературы
Кемерово, 2016
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Живая классика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №37», в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы общеобразовательного учреждения.
Наряду с реализацией концепции интеллектуального развития и воспитания программа «Живая классика» выделяет приоритетные направления, среди которых:
- развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических ценностей ориентаций и качеств личности;
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Актуальность программы состоит в том, учащиеся получат не только теоретические знания, но и станут участниками литературных конкурсов и проектов; опубликуют творческие работы в средствах массовой информации, в том числе во всероссийском журнале «Добрята».
Цели программы:
- создание деятельностной ситуации для мотивации обучающихся к активному изучению поэтических и прозаических произведений русской классической литературы, биографии писателей; для развития ценностных отношений школьника к русской литературе и культуре, труду, знаниям;
- формирование компетентности в области стихосложения, развитие творческого потенциала учащихся;
- формирование мотивации к активному участию учащихся в конкурсах, литературных чтениях и социокультурных проектах.
Задачи программы:
- Обучающие
- развивать интерес к русской литературе и культуре;
- формировать развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения;
- формировать знания о правилах стихосложения, выразительного чтения и постановки голоса, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации о творчестве писателей, истории создания произведений;
- формировать развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения;
- совершенствовать коммуникативную и речевую культуру учащихся, способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;
- формировать способность и готовность учащихся к литературному творчеству.
- Воспитательные
- формировать и развивать у учащихся разносторонние интересы, культуру мышления, эстетический вкус;
- формировать культуру поведения в библиотеке;
- воспитывать любовь и уважение к родной литературе, истории своего района, города, края.
- Развивающие
- приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умения собирать информацию по определенной теме;
- развивать умения пользоваться разнообразной справочной, научно-популярной, художественной литературой.
- формировать способность к самооценке, развитию коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.
Планируемы результаты. Метапредметные
Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Познавательные УУД |
Учащийся научится: | ||
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу; - планировать свои действия; - анализировать условия и пути достижения цели; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. | – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; – осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); – пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; – пользоваться словарями, справочниками; – устанавливать причинно-следственные связи; – строить рассуждения. |
Учащийся получит возможность научиться: | ||
– составлять план решения учебной проблемы; - проявлять познавательную инициативу; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; - самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. | – выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - владеть монологической и диалогической формой речи. - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | – самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; – осуществлять анализ и синтез; - использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. |
Планируемы результаты. Воспитательные
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни | ВТОРОЙ УРОВЕНЬ формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом | ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия |
приобретение общих знаний о культуре поведения, преодоление дисгармонии с окружающим миром и в самом себе, усвоение представлений об организации собственной творческой, культурной и духовной жизни в различных сферах и ситуациях; осознание общепринятых ценностей и оценка своих способностей и потребностей. | перенятие опыта переживания, преодоление негативных приобретенных черт личности: застенчивости, неуверенности, грубости, боязни ошибки, замкнутости, неверия в свои силы; получение возможности стать полноправным участником общекультурной жизни взрослых, попытка осознать параметры требований и содержания культуры школьного и человеческого сообщества. | получение опыта самостоятельного действия; овладение потенциалом межличностного взаимодействия в разных сферах культурной и общественной жизни; приобретение умений представить собственные проекты сверстникам, родителям, учителям. |
Методы оценки достижений учащихся: публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах, публикация своих произведений в журнале «Добрята», участие в различных конкурсах.
- Содержание курса внеурочной деятельности
Особенность программы заключается в том, что в процессе обучения большое внимание уделяется разнообразным формам творческого и социального взаимодействия детей и педагога, возможности освоения различных социальных ролей и формирование положительного социального опыта; развитию информационной компетентности и повышению информационной культуры учащихся. В связи с этим предполагается работа с текстами и видеоматериалами культурно-исторического и гражданско-патриотического содержания, детскими периодическими изданиями, тесное сотрудничество с библиотекой имени И.Киселева. В итоге у учащихся формируется способность не только ориентироваться в мире информации, но и продуктивно использовать полученные знания для достижения как личных, так и социально значимых целей.
Программа внеурочной деятельности реализуется в парадигме системно-деятельностного подхода, является неотъемлемой частью образовательного процесса. Срок реализации программы – один год, занятия проводятся два раза в неделю.
Принципы реализации Программы:
- непрерывность образования и воспитания личностных качеств школьника как механизма обеспечения полноты и цельности образовательного и воспитательного процесса;
- признание ученика субъектом собственного воспитания наравне с родителями и педагогами;
- принцип связи обучения и воспитания с жизнью;
- принцип культуросообразности – развитие школьников на основе культурно-исторических традиций народа, особенностей его национального характера;
- принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследовательской, экскурсионной) деятельности;
- принцип учета возрастных особенностей учащихся;
- принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Раздел № 1 «Включение в игровое творчество».
Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. Анкетирование с целью выяснения читательского кругозора и художественного вкуса детей.
Раздел № 2 «Освоение элементов художественной формы»
Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Системы стихосложения. Ритм. Рифма, виды рифм. Метрика: двухсложные разделы стиха. Хорей. Ямб. Трехсложные размеры стиха. Дактиль. Амфибрахий. Анапест. Размер стиха. Сюжет и композиция. Единство содержания и формы. Звуковая организация стиха. Ассонанс. Аллитерация.
Раздел № 3 «Открытие в себе автора»
Подбор рифм, игра «Угадай рифму», игра «Подскажи словечко». Написание четверостиший, мини-сочинений, статей, зарисовок на заданную тему. Практическая работа: подбор эпитетов, сравнений, метафор. Сочинение белого стиха. Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами. Конкурс стихов, посвящённый определённой тематике (красота, дружба, времена года, здоровый образ жизни, любовь к Родине и др.)
Раздел № 4. «Формирование коммуникативно-оценочного отношения к искусству»
Знакомство с фотокопиями черновиков поэтов – классиков. Подражательность и плагиат. Чтение и обсуждение четверостиший, зарисовок, миниатюр на заданную тему. Конкурс на лучшего чтеца стихотворения собственного сочинения. Работа над публикацией сборника «Проба пера».
Формы организации деятельности
- Разработка исследовательских проектов.
- Конкурсы чтецов (разного уровня)
- Праздники, посвященные знаменательным датам.
- Литературные викторины и конкурсы, социокультурные акции.
- Встречи с поэтами, литературные вечера.
- Работа с дополнительной литературой.
- Создание презентаций.
- Целевые экскурсии.
- Издание сборника «Проба пера».
- Публикация во всероссийском журнале «Добрята».
Виды деятельности
Познавательная деятельность, игровая деятельность, проблемно-ценностное общение, досуговое общение, художественное творчество.
- Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Что такое поэзия? Поэтические жанры. | 1 | 1 | |
3 -4 | Труд поэта – «добычи радия». | 2 | 1 | 1 |
5-6 | Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. | 2 | 1 | 1 |
7-8 | Метафора и её разновидности | 2 | 1 | 1 |
9-10 | Олицетворение и гипербола | 2 | 1 | 1 |
11-12 | Я рисую словами | 2 | 1 | 1 |
13-14 | Виды систем стихосложения | 2 | 1 | 1 |
15 | Роль ритма. | 1 | 1 | |
16-17 | Поход за вдохновением | 2 | 1 | 1 |
18-19 | Метрика. Двухсложные разделы стиха Хорей. Ямб. | 2 | 1 | 1 |
20-21 | Трехсложные размеры стиха. | 2 | 1 | 1 |
22-23-24 | Что такое техника выразительного чтения. Учимся выразительно читать стихи | 3 | 1 | 2 |
25-26-27 | Сказки матушки-зимы | 3 | 1 | 2 |
28-29 | Экскурсия в библиотеку имени Игоря Киселева | 2 | 1 | |
30-31-32 | Новогодние приключения. Литературный квест. | 3 | 3 | |
33-34 | Поэзия и штампы. | 2 | 1 | 1 |
35-36 | Связная речь. | 2 | 1 | 1 |
37-38-39 | Роль живописи в поэтическом творчестве. | 3 | 1 | 2 |
40-41-42 | Музыка в поэзии. | 3 | 1 | 2 |
43-44 | Музыка слов | 2 | 1 | 1 |
45-46 | Что такое техника выразительного чтения. Учимся выразительно читать стихи | 2 | 1 | 1 |
47-48 | Подготовка к конкурсу художественного чтения, посвященному 8 Марта | 2 | 1 | 1 |
49-50 | Конкурс художественного чтения, посвященному 8 Марта | 2 | 2 | |
51-52 | Конкурс чтецов стихотворений собственного сочинения | 2 | 2 | |
53-54 | Экскурсия – способ получения красочных образов | 2 | 2 | |
55-56 | Подготовка ко Всемирному дню поэзии. | 2 | 1 | 1 |
57-58 | «Я знаю слов набат» | 2 | 1 | 1 |
59-60 | Книги - это собрание житейской мудрости | 2 | 1 | 1 |
61-62 | «Моим стихам, написанным так рано, настанет свой черёд». Подготовка к изданию сборника. | 2 | 1 | 1 |
63-64-65 | Наш сборник «Проба пера» | 3 | 1 | 2 |
66-67-68 | Презентация сборника | 3 | 3 |
Методическое обеспечение
Основная литература
- Рабочая тетрадь «Мастерская постановки голоса и выразительного чтения» для 5 класса. – М., 2014
- Фонды библиотеки имени Игоря Киселева
- Г.И.Беленький. Приобщение к искусству слова.- М, 1990
- В.А. Горский. Примерные программы внеурочной деятельности. – М, 2010
- М. П.Волина. Игры в рифмы. –М, 2010
- Л.В. Тодоров. Русское стихосложение в школьном изучении. –М,2010
- Интернет-ресурсы: http://www.brest-fortress.by/; http://www.blokadamus.ru/cgi-bin/blokadamus.cgi; http://www.depcult.ru/item/33.html;
http://xn--90aamkbbnf2a4b.xn--b1afaboidnttn.xn--p1ai/; http://rifma.com.ru/; http://www.stihi.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.
Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»
Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...
Рабочая программа внеурочного занятия во 2 классе "Занимательная информатика" ФГОС .
«Рассмотренно»...
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 8 классов: История России к.XVII-XVIIIвв. в лицах
Рабочая программа внеурочной деятельности "История России к.XVII-XVIIIвв. в лицах" разработана для занятий с учащимися 8-х классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 5 классов "Студия театрального искусства"
Образовательная программа внеурочной деятельности по немецкому языку «Студия театрального искусства» для 5 классов составлена согласно требованиям ФГОС и является составной частью уче...
Читая "Алису в Стране Чудес" рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 7 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся 7 классов с целью совершенствования навыков чтения, монологической речи на основе прочитанного, обогащения лексического запа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности для учащихся 7-8 классов «За рамками учебника» /общекультурное направление/
Образовательная программа внеурочной деятельности по немецкому языку "За рамками учебника" является составной частью учебно-воспитательного процесса школы...