Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе по программе М.М. Разумовской (136 часов)
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс) на тему

Один из вариантов КТП по русскому языку в 7 классе по программе М.М. Разумовской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon КТП по русскому языку в 7 классе341 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7  классе (136 часов)

№ урока

Тема урока                              

Кол-во

часов

Элементы содержания

Результат обучения

Виды и формы

контроля

Дата по плану

Дата фактическая

Прим.

О языке

(1 ч.)

1

 

Изменяется ли язык с течением времени.

1

Знакомство с учебником русского языка для 7 класса

Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе, как явление развивающееся, изменяющееся течением времени.

Иметь представление о том, как язык развивается, изме-

няется ли с течением времени. Уметь строить небольшие рассуждения на лингвистическую тему с использованием материалов этимологического анализа.

Работа с текстом; составление миниатюры «Жизнь языка – это драма языка»

 

Язык. Правописание. Культура речи.

Закрепление и углубление изученного в 5-6 классах (11+ 4 р.р.)

 

2

Р/Р Что мы знаем о стилях речи.  Обобщение и углубление

изученного

в 5—6 классах

1

Повторение и обобщение изученного о стилях.

Уметь строить связное высказывание научного стиля на основе обобщающих схем, опорных языковых конструкций, выполнять стилистический разбор небольших текстов по предложенному плану

Высказывание научного стиля.

Стилистический разбор небольшого текста

3

Р/Р  Что мы знаем о типах речи. Обобщение и углубление

изученного

1

Расширение круга сведений о речевых средствах, характерных для художественной, деловой, научной и разговорной речи. Деятельность лингвиста Г.О.Винокура

Уметь строить связное высказывание научного стиля на основе обобщающих схем, опорных языковых конструкций, выполнять стилистический разбор небольших текстов по предложенному плану.

Высказывание научного стиля.

Стилистический разбор небольшого текста

4

Входная контрольная работа

1

Проверить знания обучающихся

5

Фонетика и орфоэпия.

1

Систематизация знаний по теме на основе схем учебника: №8

Звуковая сторона речи. Звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация. Орфоэпическая норма.

Умение видеть фонетические и орфоэпические особенности слова, делать фонетический, орфографический и орфоэпический разбор слова, владеть навыками работы с орфоэпическим словариком.

Фонетический анализ небольшого текста

Фонетический разбор слова Объяснительный диктант.

6

Фонетика и орфоэпия

1

Систематизация знаний по теме на основе схем учебника: №8

Звуковая сторона речи. Звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация. Орфоэпическая норма

Умение видеть фонетические и орфоэпические особенности слова, делать фонетический, орфографический и орфоэпический разбор слова, владеть навыками работы с орфоэпическим словариком.

Фонетический анализ небольшого текста

Фонетический разбор слова Объяснительный диктант.

7

Фонетика и орфоэпия.

1

Орфоэпическая норма.

Звукопись.

Опознавать звукопись в поэтических текстах, понимать роль этого приема в создании художественного образа.

Работа с текстами по определению приемов звукописи (аллитерация, ассонанс).

 8

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи.

1

Словообразование

знаменательных изменяемых частей речи. Способы словообразования. Морфемный (по составу) разбор слова.

Знать способы образования  

слов с помощью морфем.

 

Уметь определять способы словообразования и строить словообразовательные цепочки, на их основе определять морфемное строение слова. уметь работать со словообразовательным словариком.

Выборочный диктант с творческим заданием (добавление ласкательных суффиксов).

 9

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи.

1

Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу. Построение словообразова-тельных цепочек, восстановление их звеньев.

10

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи.

1

Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу.

11

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи.

1

Проверить остаточные знания учащихся

12

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи.

1

Способы словообразования. Морфемный (по составу) разбор слова.

Уметь определять способы словообразования и строить словообразовательные цепочки, на их основе определять морфемное строение слова. уметь работать со словообразовательным словариком

Разбор слов по составу

13

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи.

1

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Способы словообразования. Морфемный (по составу) разбор слова.

Уметь определять способы словообразования и строить словообразовательные цепочки, на их основе определять морфемное строение слова. уметь работать со словообразовательным словариком

Выборочный творческий диктант. Разбор слов по составу. Построение словообразова-тельных цепочек, восстановление их звеньев.

14

Контроль-

ная работа

(№1) по мор-

фемике, сло-

вообразова-

нию, лекси-

ке, фонетике

и орфоэпии

1

Уметь делать фонетический, словообразовательныйморфемный разбор.

 Работа по словообразованию морфемике, фонетике, орфоэпии

15

Р/Р Текст. Способы и средства связи

предложений

1

Знать средства связи и  способы связи предложений в тексте: последовательный и параллельный.          Уметь

составлять небольшие тексты с последовательной связью.

Аналитическая работа с текстом

16

Р/Р

(Контрольная работа

№ 2) Обучающее

изложение по рассказу Ю. Казакова «Арктур - гончий пёс»

1

Уметь полно, подробно излагать текст с сохранением авторского стиля

Обучающее изложение (контрольная работа) по рассказу

Ю. Казакова «Арктур — гончий

пес».

Правописание: орфография и пунктуация (21+4р.р)

Способы словообразования. Морфемный (по составу) разбор слова.

17

О роли чтения и письма в жизни людей. Орфо-

графия и

пунктуация

1

Повторение правил правописания

Владеть орфографическим словарем.

Объяснительный диктант

18

Правила

употребления некоторых букв:  Ъ и Ь разделительные

1

Повторение правила правописания Ъ и Ь (таблица), тренировочные упражнения для закрепления этого навыка

Знать правила употребления на письме разделительных Ъ и Ь, Ь для обозначения мягкости согласного звука. Безошибочно писать слова с данными орфограммами.

19

ь для обо-

значения

мягкости

и как по-

казатель

грамма-

тической

формы

слова

1

20

Буквы о — е (ё)

после ши-

пящих и ц

в разных

морфемах

1

Правила: О и Ё после шипящих и Ц в корне слова, суффиксе и окончании  

Знать правила употребления на письме букв О и Ё после шипящих и Ц в разных морфемах. Безошибочно писать слова с данными орфограммами.

Объяснение по алгоритму, объяснительный диктант, составление текста со словами данной орфограммы

21

Обозначение

на письме

гласных и

согласных

звуков в со-

ставе мор-

фем:

правописа-

ние при-

ставок

1

Правила правописания приставок. Орфографический и пунктуационный разбор.

Знать группы приставок с учетом правил их правописания. Уметь находить соответствующие примеры, верно писать слова с данными приставками.

Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы.

Распределительный диктант с взаимопроверкой.. Творческая работа: составить словосочетания с орфограммой по теме, а затем небольшой текст.

22

Обозначение

на письме

гласных и

согласных

звуков в со-

ставе мор-

фем:

правописа-

ние при-

ставок

1

Правила правописания приставок. Орфографический и пунктуационный разбор.

Знать группы приставок с учетом правил их правописания. Уметь находить соответствующие примеры, верно писать слова с данными приставками.

Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы.

Распределительный диктант с взаимопроверкой.. Творческая работа: составить словосочетания с орфограммой по теме, а затем небольшой текст.

23

Орфограммы в корнях слов

1

Орфограммы в корнях слов. Выделение корня слова. Постановка ударения.

Знать, что в корне употребляются различные орфограммы, их употребление регулируется различными правилами. Уметь дифференцировать орфограммы, опознавать их в тексте.

Тематический тест. (15мин.)

Составление тематического словарного диктанта (спорт) с орфограммой в корне.

24

Орфограммы в корнях слов

1

Орфограммы в корнях слов. Выделение корня слова. Постановка ударения.

Знать, что в корне употребляются различные орфограммы, их употребление регулируется различными правилами. Уметь дифференцировать орфограммы, опознавать их в тексте.

Тематический тест. (15мин.)

Составление тематического словарного диктанта (спорт) с орфограммой в корне.

25

Орфограммы в корнях слов

1

Орфограммы в корнях слов. Выделение корня слова. Постановка ударения.

Знать, что в корне употребляются различные орфограммы, их употребление регулируется различными правилами. Уметь дифференцировать орфограммы, опознавать их в тексте.

Тематический тест. (15мин.)

Составление тематического словарного диктанта (спорт) с орфограммой в корне.

  26

Правописа-

ние суф-

фиксов

1

Правила написания

гласных в суффиксах прилагательных, глаголов, причастий.

Знать частотные суффиксы существительных, прилагательных, глаголов и причастий, вызывающих наибольшие трудности на письме. Уметь приводить примеры слов с данными суффиксами

Лингвистический рассказ Тренировочные упражнения по алгоритму.

27

Правописа-

ние суф-

фиксов

1

Правила написания

гласных в суффиксах прилагательных, глаголов, причастий.

Знать частотные суффиксы существительных, прилагательных, глаголов и причастий, вызывающих наибольшие трудности на письме. Уметь приводить примеры слов с данными суффиксами

28

Правописа-

ние суф-

фиксов

1

Правила написания

гласных в суффиксах прилагательных, глаголов, причастий.

Знать частотные суффиксы существительных, прилагательных, глаголов и причастий, вызывающих наибольшие трудности на письме. Уметь приводить примеры слов с данными суффиксами

29

Правописа-

ние окон-

чаний

1

Правила написания безударной гласной в  

в окончаниях  существительных, прилагательных, глаголов и причастий,

применение их на письме

Знать способ определения  

написания окончаний слов разных частей речи.  

Уметь свободно им пользоваться.

Контрольное списывание.

30

Правописа-

ние окон-

чаний

1

Правила написания безударной гласной в  

в окончаниях  существительных, прилагательных, глаголов и причастий,

применение их на письме

Знать способ определения  

написания окончаний слов разных частей речи.  

Уметь свободно им пользоваться.

Контрольное списывание.

31

(Контроль-

ная работа

№3.) Диктант с грамматико-орфогра-

фическими заданиями потеме «Грамматика и пунктуация»

1

Диктант с грамматико-орфогра-

фическими заданиями

32

Слитно-дефисно-раздельное написание слов:

не с глаголами, деепричастия

ми, причастиями,

существительными и прилага-

тельными

1

Правила слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи. Применения правил на письме. Алгоритм.

Знать правило слитного и раздельного написание НЕ с разными частями речи, уметь применять его, действуя по алгоритму.  Различать «глаголы и его формы – существительные и прилагательные.

Работа в парах с блок-схемой по теме, диктант с творческим заданием с взаимопроверкой

33

Слитно-дефисно-раздельное написание слов:

не с глаголами, деепричастия

ми, причастиями,

существительными и прилага-

тельными

1

34

Слитно-дефисно-раздельное написание слов:

не с глаголами, деепричастия

ми, причастиями,

существительными и прилага-

тельными

1

35

Не и ни

в отрица-

тельных

местоиме-

ниях

1

Знать правила написания не и

ни в составе отрицательных мес-

тоимений, условия их слитного

и раздельного употребления;

уметь приводить соответствую-

щие примеры и верно писать

указанные слова.

36

Употреб-

ление

дефиса

1

Знать правила употребления

дефиса в предлогах, сложных

существительных и прилагательных, местоимениях. Приводить примеры. Грамотно употреблять дефис в изученных

группах слов

37

Употреб-

ление

дефиса

1

Повторение

Лексика и фразеология

2ч.

38

Словарное богатство русского языка.

1

Лексика русского языка как богатство. Работа с лексическими группами, анализ лексического материала.

Деятельность и заслуги ученого-лингвиста Д.Н.Ушакова

Знать, что такое лексический запас человека. Уметь работать с различными типами лексических словарей. Знать о деятельности и заслугах ученого-лингвиста Д.Н.Ушакова

Лингвистический рассказ. Работа со словарями по лексике. Объяснение научных терминов.

39

Русские

лингвисты:

Д. Н. Уша-

ков,

С. И. Ожегов

1

Уметь опознавать в тексте слова,

использованные в переносном

значении; употреблять в речи

слова-синонимы

Повторение

Морфология и синтаксис

4 ч.

40

Грамматика: морфология и синтаксис.

1

Закрепление навыков разграничения частей речи и членов предложения.

Знать морфологические признаки частей речи и их синтаксическую роль. Уметь различать части речи, находить их в тексте.

Объяснительный диктант

41

Грамматика:

морфология

и синтаксис

1

42

Грамматика:

морфология

и синтаксис

1

43

(Контрольная

работа № 4.)

Контрольный диктант по теме «Морфология и синтаксис».

1

Диктант с грамматико-

орфографическими задани-

ями

Стили речи.

5 ч.

44  

Р/Р Стили речи. Публицистический стиль речи.

1

Знакомство с публицистическим стилем: сфера применения, задачи, характерные черты.

Знать специфику и особенности публицистического стиля, уметь видеть эти особенности в тексте.

Лингвистический рассказ с опорой на таблицу о публицистическом стиле в парах.

Анализ текстов публицистического стиля.

45

Р/Р Стили речи. Публицистический стиль речи.

1

46

Р/Р Заметка

в газету

1

Заметка в газету. Характеристи-

ка жанра: тематика — сообщение об интересном факте, событии общественной жизни; цель

речи — привлечь внимание к

этому событию; документальность жанра —сообщается, где, когда произошло событие, называются его участники, сообща-

ется имя автора заметки. Формировать умение просматривать детские и юношеские газе-

ты, находить в них заметки об

интересном факте, определять

их тему, основную мысль, тип

речи (обычно повествование)

47

Р/Р (Контроль-

ная работа

№ 5.) Сочинение в жанре заметки в газету «Человек и природа в городе»

1

Заметка в газету. Подготовка

к сочинению в жанре заметки

в газету. Формирование умения

использовать в заметке средства

публицистического воздействия

на читателя. Возможная педаго-

гическая ситуация: коллективная работа над стенной газетой

на тему «Человек и природа

в городе». Коммуникативная за

дача — рассказать о том, как однажды вам удалось помочь деревьям, животным, птицам, попавшим в беду, или, напротив,

не удалось защитить «меньшого

брата» (упр. 202). Ведущий тип

речи  - повествование

Заметка в газету.

48

Р/Р Анализ

сочинения в жанре заметки в газету «Человек и природа в городе»

1

Работа над ошибками.

Совершенствование текста

                                                                                                           

                                                                                                             Наречие (34+7р.р.)

49

Какие слова

являются

наречиями.

1

Дать понятие о наречии как части речи. Формировать

умение узнавать наречие,

доказывать свое мнение; отличать от  других словоформ

Знать морфологические признаки наречия. Уметь отличать наречия от других частей речи, «видеть» наречие в тексте

Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы. Нахождение наречий в тексте, выписывание словосочетаний с наречиями.

50

Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи.

1

Наречие и созвучные формы других частей речи. Порядок морфологического разбора наречия.

Знать способы отличия наречий от других частей речи. Уметь сопоставлять наречия с другими частями речи и производить его морфологический разбор.

Аналитическая работа с текстом

51

Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи.

1

Иметь представление о наречии

как неизменяемой части речи,

используя прием сопоставления

наречий с соотносимыми слово-

формами других частей речи

(на силу не надейся — насилу

доехали).

Уметь провести семантико-

грамматический анализ наре-

чий.

52

Русские лин-гвисты:

А. Н. Гвоз-

дев

1

На основе семантико-граммати-

ческих особенностей слов опо-

знавать наречия в предложении, в тексте; уметь доказать принад-

лежность слова к классу наре-

чий

53

Разряды наречий по значению.

Слова категории состояния

1

Разряды наречий по значению.

Знать разряды наречий по значению, уметь находить наречия в тексте разных разрядов, употреблять наречия для более точного выражения мыслей, как одно из средств связи предложений в тексте.

Лингвистический рассказ по таблице «Разряды наречий», самостоятельный подбор примеров.

     

54

Разряды наречий по значению.

Слова категории состояния

1

55

Разряды наречий по значению.

Слова категории состояния

1

56

Степени сравнения наречий. Морфологический раз-

бор наречий

1

Образование степеней сравнения наречий.

Знать способы образование сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий, критерии их разграничения от сравнительной степени прилагательных, уметь употреблять наречия как средство связи частей текста, для уточнения различных смысловых оттенков, соблюдать нормы образования и употребления наречий в  сравнительной и превосходной степени

Синтаксический разбор. Нахождение наречий в тексте, образование степеней сравнения, составление предложений

57

Степени сравнения наречий. Морфологи-

ческий раз-

бор наречий

1

58

Степени сравнения наречий. Морфологи-

ческий раз-

бор наречий

1

59

Степени сравнения наречий. Морфологи-

ческий раз-

бор наречий

1

60

Словообразование наречий.

1

Образование наречий с помощью приставок и суффиксов

Знать способы образования наречий с помощью приставок и суффиксов. Уметь различать морфологические омонимы, доказывая свой выбор.

Лингвистическое рассуждение. Объяснительный диктант.

61

Словообразование наречий.

1

62

Словообразование наречий.

1

63

Словообразование наречий.

1

64

Рубежная контрольная работа (№6) по теме «Наречие»

1

Проверить уровень усвоения материала по теме. Выявить слабые места в подготовке учащихся

Уметь опознавать наречия, словосочетания с наречиями, определять разряд по значению и способ образования.

Задания, УМК, с.231

65

Правописание наречий, образованных от имен существительных.

1

Правила  слитно-раздельного написания

наречий.  

Различие наречий и омонимичных словоформ.

Знать правописание наречий, предложенных для заучивания; разграничивать наречия и созвучные им формы других частей речи (в миг – вмиг и др.)

Выбор предложений с наречиями в тексте среди предложений с омонимичными частями речи. Составление предложений или текста с такими конструкциями.

66

Правописание наречий, образованных от имен существительных.

1

67

Правописание наречий, образованных от имен существительных.

1

68

Правописа-

ние не

с наречия-

ми на -о, -е

1

Закрепление правила слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными, существительными, определяя взаимосвязь с правилом правописания НЕ с наречиями на -О, -Е

Знать условия выбора слитного и раздель-ного написания Не с наречиями и другими частями речи.  

Уметь формулировать общее правило правописания НЕ с наречиями, прилагательными и существительными, безошибочно писать НЕ с наречиями.

Подбор к наречиям синонимов с приставкой НЕ-, лингвистический рассказ по интерактивной таблице. Распределительный диктант: слитно или раздельно?

69

Буквы Н,НН в наречиях

 на -О, -Е.

1

Правило Н и НН в наречиях. Повторение правила написания Н и НН в прилагательных.

Знать правило написания Н и НН в наречиях, анализировать роль наречий в речи.

Образование наречий с Н и НН от прилагательных. Распределительный диктант. Работа с текстом.

70

Буквы Н, НН в наречиях

 на -О, -Е.

1

Отличать наречия от форм крат-

ких страдательных причастий и

на этой основе верно писать сло-

ва с н, нн в суффиксах данных

групп слов. Знать суффиксы с н, нн имен

прилагательных и причастий.

Верно воспроизводить их при

письме.

71

Буквы о, е

на конце

наречий

после ши-

пящих

1

Понимать, что правило написа-

ния о или е после шипящих

в конце слов является общим

для наречия, существительного

и прилагательного.

Верно писать эти группы слов

72

Р/Р Рассуждение-размышление.

1

Тексты публицистического стиля. Фрагменты рассуждения-размышления в тексте. Виды рассуждений. Композиция сочинения-рассуждения.

Знать признаки публицистического стиля, уметь выделять фрагменты рассуждения-размышления в тексте.

Анализ текстов-рассуждений. Редактирование текста.

Создание небольшого текста-рассуждения.

73

Р/Р (Контрольная работа №7.) Сочинение-рассуждение публицистического стиля по данному началу (тезису) «Хочу» и «надо». Анализ сочинения

1

Сочинение-рассуждение публи-

цистического стиля по данному

началу (тезису). Возможная те-

матика: «“Хочу” и “надо”» или

«Свободное время! Многое в

твоей жизни будет зависеть от

того, как ты его проводишь»

(упр. 285 и 286)

74

Правописа-

ние наречий:

буквы о, а

на конце

наречий

1

-О и –А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-

Знать правило и уметь осуществлять правильно выбор -О и –А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА- для безошибочного написания.

Образование наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-. Работа с текстом

75

Дефис в наречиях.

1

Дефис в наречиях.

повторение: дефис в местоимениях

Знать словообразовательные признаки   наречий,   которые пишутся через дефис. Находить эти наречия в тексте и верно писать их.

Комментированное письмо.

Анализ текстов-рассуждений, части которого связаны с помощью наречий и наречий-вводных слов (во-первых, во-вторых)

76

Дефис в наречиях

1

77

Не и ни в отрицательных наречиях.

1

Не и ни в отрицательных наречиях и местоимениях.

Знать правило и верно писать отрицательные  наречия.

Опознавать сходство и различие в правописании отрицательных    местоимений   и отрицательных наречий.

Распределительный диктант.

Аналитическая работа с текстом.

78

Буква Ь на конце наречий  после шипящих

1

Обобщенное правило    употребления   ь   после шипящих в конце слов разных частей речи.

 Владеть обобщенным правилом   употребления   ь   после шипящих в конце слов разных частей речи. Безошибочно писать наречия на шипящий.

Лингвистический рассказ

79

 Употребление наречий в речи

1

 Употребление наречий в речи.

Понимать роль наречий в художественном   и  научном тексте,   разницу  между  обстоятельственными   и  определительными наречиями.

Работа с текстами художественного стиля.

.

80

Употребление наречий в речи

1

81

Произношение наречий.

1

Произношение наречий.

Уметь произносить наиболее употребительные наречия, применяя правила произношения и ударения.

Работа с орфоэпическим словарем.

82

Произношение наречий.

1

83

Повторение и обобщение изученного по теме «Наречие».

 

1

Морфологические признаки наречия. Правописание наречий. Наречие в словосочетании. Наречие как средство связи предложений.

Уметь опознавать наречия на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов. Уметь различать наречия и созвучные слова других частей речи, определять разряды наречий, пользоваться орфографическим словарем, производить морфемный разбор.

Редактирование текста. Творческое списывание.

84

(Контроль-

ная работа

№8.) Контрольный диктант

по теме «Наречие»

1

Проверить знания обучающихся

Диктант с грамматико-орфогра-

фическими заданиями

Типы речи (продолжение)

5ч.

85

Р/Р Описание состояния человека

1

Текст со значением описания состояния человека.

Уметь сопоставлять фрагмент текста со значением описания состояния человека с другими разновидностями описания. Уметь соединять описание состояния человека с другими фрагментами, необходимыми для развития темы и основной мысли.

Аналитическая работа с фрагментами текста со значением описания состояния человека с другими разновидностями описания.

86

Р/Р Описание состояния человека

1

Описание состояния человека

Уметь передавать описание состояния человека. Пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, существительных; писать этюды,  отражающие состояние человека

Составление текста-описания человека

87

Р/Р Описание состояния человека

1

Рассмотреть способы выражения

«данного» и «нового» в типовых

фрагментах со значением со-

стояния человека. Формирование умения варьировать способы

выражения «данного» и «но-

вого» при создании фрагментов

текста со значением состояния

лица; писать этюды, отражающие то или иное состояние чело-

века, «прочитанное» по фотографии, репродукции картины,

при непосредственном общении

с кем-либо, описывать состояние

того или иного героя кино- или

телефильма, вызванное острым

поворотом сюжетной линии

88

Р/Р (Контрольная работа №9.)

Сочинение-воспоминание «Как я в первый раз…»

1

Сочинение-воспоминание «Как

я в первый раз...» (упр. 339).

Формирование умения рассказы-

вать о своем состоянии (волне-

нии, страхе, радости), вызванном

определенной жизненной ситуа-

цией, соединять описание состо-

яния с другими фрагментами,

необходимыми для развития

темы и основной мысли

89

Р/Р Анализ сочинения- воспоминания «Как я в первый раз…»

1

Работа над ошибками.

Совершенствование текста

                    Служебные части речи. (23+9). Предлог (4+6р.р.)

90

Предлог как

часть речи.

Разряды

предлогов.

Морфологи-

ческий раз-

бор предлога

1

Предлог как часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении.

Знать определение предлогов и уметь отличать его от приставок и других служебных частей речи.

Лингвистический рассказ. Распределительный диктант. Работа с текстом: синонимическая замена предлогов.

91

Правописание предлогов.

1

Роль предлогов в словосочетании и предложении, слитное и раздельное написание, орфограмма «буква Е на конце предлогов». Морфологический разбор предлога.

Уметь правильно писать предлоги.  Знать, какие предлоги пишутся

через дефис.

Тест 15 мин.

Взаимодиктант.

творческое списывание. Морфологический разбор предлога.

92

Правописание производных предлогов.

1

Роль предлогов в словосочетании и предложении, слитное и раздельное написание, орфограмма «буква Е на конце предлогов». Морфологический разбор предлога.

Уметь правильно писать производные предлоги. Верно писать про-

изводные предлоги, соотноси-

мые с другими частями речи:

вследствие, навстречу, несмо-

тря, ввиду, в течение, в продол-

жение, в заключение

Тест 15 мин.

Взаимодиктант.

творческое списывание. Морфологический разбор предлога.

93

Употребление предлогов в речи

1

Употребление предлогов в речи. Работа с текстами.

Уметь употреблять предлоги в составе словосочетаний в речи, характеризовать их.

Работа с текстами: вычленение словосочетаний с предлогами, характеристика предлогов, сжатие текста, Озаглавливание.

94

Р/Р Прямой порядок слов в спокойной монологической речи.

1

Анализ сочинения-рассуждения. Прямой порядок слов в речи (упр458). «Данное» и «новое» как смысловые части предложения, формировать умение располагать их последовательно в спокойной монологической речи.

Прямой порядок слов в спокойной монологической речи, его особенности в текстах разных типовых значений. Предложения, не членящиеся на данное и новое. Формирование умения использовать в речи нерасчленяемые предложения

Знать, что представляют «данное» и «новое» как смысловые части предложения, их последовательность в спокойной монологической речи. Уметь устанавливать порядок слов в спокойной монологической речи.

Знать, что есть предложения, не членящиеся на данное и новое.  Уметь использовать в речи нерасчленяемые предложения в спокойной монологической речи

Анализ сочинения-рассуждения. (упр458). Рассуждение по поводу установления   порядка слов в   спокойной монологической речи.

Прямой порядок слов в спокойной монологической речи (упр.466).

Редактирование текста.

95

Р/Р Прямой по-

рядок слов

в спокойной

монологиче-

ской речи

1

Анализ сочинения-рассуждения.

Зависимость порядка слов в пред-

ложениях от замысла автора.

«Данное» и «новое» как смысло-

вые части предложения, их по следовательность в спокойной

монологической речи. Форми-

рование умения устанавливать

нужный порядок слов с уче-

том развития мысли в тексте

(упр. 374)

96

Р/Р Прямой по-

рядок слов

в спокойной

монологиче-

ской речи

1

Особенности порядка слов в тек-

стах разных типовых значений.

Предложения, не членящиеся

на «данное» и «новое»; прямой

порядок слов в этих предложе-

ниях. Формирование умения ис-

пользовать в тексте нерасчленя-

емые предложения

97

Р/Р Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи

1

Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи.

Знать особенности обратного порядка слов в текстах различных типовых значений.

Уметь замечать обратный порядок слов

Уметь сознательно пользоваться порядком слов как средством для лучшего выражения мыслей и передачи эмоциональности речи.

Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи (упр.473. упр.477, 478)

98

Р/Р Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи

1

Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи

Уметь сознательно пользоваться порядком слов как средством для лучшего выражения мыслей и передачи эмоциональности речи.

Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи (упр.477, 478).

99

Р/Р (Контрольная работа № 10)

Изложение «Поговорим о бабушках»

1

Изложение «Поговорим о бабушках».

Уметь сохранять при пересказе типологическое строение текста, публицистический стиль, обратный порядок слов, параллельное соединение предложений, экспрессивный повтор.

Изложение.

Методические рекомендации:     с. 149

Союзы (7+4 р.р.)

100

Союз как часть речи. Разряды союзов.

1

Сведения о союзе как части речи;   союзы в предложении,   схемы предложения и  их грамотное оформление   на письме.

Знать разряды союзов и типы предложений, в которых они употребляются. Знать перечень простых и составных союзов и уметь различать их. Уметь употреблять союзы для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного.

Составление предложений по схемам. Лингвистический рассказ «Что я знаю о союзе»

101

Союз как часть речи. Разряды союзов.

1

102

Правописание союзов. Морфологический разбор союза

1

Формировать умение пра-

вильно писать составные

союзы, различать союзы и

омонимичные слова.

Знать и безошибочно писать

союзы,    предложенные   для

заучивания. Отличать союзы от созвучных местоимений с предлогами.

Тест 10 мин.

Осложненное списывание

103

Правописание союзов. Морфологический разбор союза

1

104

Употребление союзов в простых и сложных предложениях.

1

Сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова.

Употребление союзов в простых и сложных предложениях.

Уметь обнаруживать союз, определять тип предложения и пунктуационно правильно оформлять его на письме. Иметь представление о союзных словах, их роли в сложном предложении и отличии от подчинительных союзов.

Конструирование предложений с союзами в простом и сложном предложении.

105

Употребление союзов в простых и сложных предложениях

1

106

(Контроль-

ная работа

№11.) Контрольный диктант по теме «Союз»

1

Проверить знания обучающихся

Диктант с грамматико-орфогра-

фическими заданиями

Текст (продолжение)

4ч.

107

Р/Р Описание внешности человека

1

Описание внешности человека. Презентация: способы выражения признаков описания внешности, портреты

Знать, в каких ситуациях необходимо описание внешности человека, ряды определений для делового описания внешности. Уметь находить признаки. Указывающие на особенности человека

Уметь находить признаки, указывающие на особенности героя художественного произведения.

Аналитичекая работа с текстом: №508. 509.

Лингвистическая игра: угадай по взгляду, какое у человека настроение

Аналитическая работа с художественным текстом произведения.

108

Р/Р Описание предмета

1

Строение текста: описание пред-

мета (возможно в сочетании

с описанием места). Совершенст-

вование умения анализировать

и строить текст, используя в нем

конструкции, характерные для

описания предмета (ч т о? —

к а к о й?) и описания места

(г д е? — ч т о?)

109

Р/Р Описание внешности человека

1

Формирование умения строить

текст со значением описания

внешности человека, выбирая в

зависимости от основной мысли

тот или иной способ выражения

признака (словосочетание, пред-

ложение, тип речи).

110

Р/Р Описание внешности человека

1

Сочинение-миниатюра «Кто он?

Портрет интересного человека»

Частицы (9)

111

Частица как часть речи. Разряды частиц.

Морфологический разбор частиц

1

Частица как часть речи. Разряды частиц.

Знать формообразующие частицы и уметь использовать их при образовании глаголов.

Знать группы частиц по значению, правильно их писать, выделять среди других частей речи читать предложения с частицами, выражая при помощи интонации различные чувства, употреблять в речи частицы для выражения смысловых оттенков речи.

Лингвистический рассказ по таблице. Составление текста с употреблением в нем частиц.

112

Правописание частиц.

1

Формирование умения раздельно-дефисного написания  частиц.  Закрепление

умения определять, к какой части речи относится слово.

Знать случаи употребления   ,

на письме частиц не и ни с  отдельными частями речи.  

Уметь объяснять их правописание и верно употреблять их в собственной письменной речи. Знать правила употребления и написания частиц ЛИ, ЖЕ, БЫ, -ТО, -КА. Разграничивать частицы и приставки не-, ни-, верно их писать.

Объяснительный диктант.

Тест 15 мин.

113

Правописание частиц.

1

114

Правописание частиц.

1

115

(Контроль-

ная работа

№12.) Контрольный диктант по теме «Служебные части речи»

1

Проверить усвоение правописания   наречий,   предлогов и союзов, местоимений, н-нн в суффиксах, а также постановки знаков препинания в сложном предложении, в конструкциях с однородными членами, деепричастными оборотами

Уметь правильно писать  наречия,   предлоги и союзы, местоимения, н-нн в суффиксах, а также правильно ставить  знаки препинания в сложном предложении, в конструкциях с однородными членами, деепричастными оборотами

Диктант с грамматико-орфогра-

фическими заданиями

116

Употребление частиц в речи.

1

Объяснить смысловую роль

частицы   в  анализируемом

высказывании.

Наблюдать за использованием частиц в отрывках их художественных произведений

Составление текста с употреблением частиц.

117

Употребление частиц в речи.

1

118

Произношение предлогов, союзов и частиц

1

Упражнять   в   правильном

произношении    предлогов,

союзов, частиц.

Знать    некоторые    правила

ударения в предлогах, союзах,    частицах.    Правильно произносить наиболее употребительные предлоги, союзы, частицы в текстах и фразах разных жанров и стилей

Работа с орфоэпическим словарем. Произношение предлогов, союзов и частиц

119

Произношение предлогов, союзов и частиц

1

Междометия и звукоподражательные слова (3ч.)

120

Междометие.

1

Познакомить учащихся с междометием как частью речи, назначением в языке,

употреблением в роли других частей речи. Формировать умение отличать междометия от знаменательных

и служебных частей речи. Совершенствовать навыки выразительного чтения высказывания.

Знать языковые особенности

междометий; изучить перечень наиболее употребительных междометий. Уметь определять роль междометий в высказывании.

Образование слов разных частей речи от междометий.

Употребление междометий в реи (в тексте).

121

Междометие.

1

122

Звукоподражательные слова.

1

Дать понятие о данной категории слов.

Знать отличие звукоподражательных слов от междометий.

Уметь опознавать звукоподражательные слова, образовывать от них глаголы, существительные Выразительно  читать   предложения со звукоподражаниями.

Образование глаголов и прилагательных от звукоподражательных слов.

Омонимия слов разных частей речи

3ч.

123

Омонимия разных частей речи.

1

Закрепить   умение   различать  омонимичные  формы

и правильно писать их.

Уметь различать омонимичные части речи на основе семантико-граммати-ческого анализа.

тест 15 мин.

124

Омонимия разных частей речи.

1

125

Омонимия разных частей речи.

1

Текст (продолжение)

8 ч.

126

Р/Р Характеристика человека

1

Дать  представление о  характеристике. Формировать

умения различать характеристики полные и краткие, определять роль характеристики персонажа в художественном произведении

Знать  отличие  краткой  характеристики    от        полной.

Уметь создавать сжатую деловую характеристику на основе художественной.

Составление текста-характеристики человека

 

127

Р/Р Характеристика человека

1

Деловая (информативная) речь

и художественная (изобразительная) речь. Формирование

умения анализировать те и другие тексты; создавать сжатую

деловую характеристику на основе художественной (стилистическая трансформация).

128

Р/Р Характеристика человека. Подготовка к сжатому изложению.

1

Характеристика человека. Подготовка к сжатому изложению. Учить определять смысловую структуру текста, вычленять  в нём микротемы,     находить     в тексте основную и дополнительную информацию.

Уметь отбирать материал для

сжатого изложения.

Характеристика человека на основе портрета с использованием опорных слов.

129

РР (Контрольная работа № 13.) Сжатое изложение по тексту К. И. Чуковского «О Чехове»

1

Сжатое изложение

«О Чехове».

Уметь применять разные способы сжатия текста

Сжатое изложение «О Чехове».

130

Р/Р Анализ сжатого изложения по тексту К. И. Чуковского «О Чехове»

Работа над ошибками.

Совершенствование текста

131

Р/Р

Повторение

изученного

по теме

«Характеристика

человека»

1

 Подготовка к сочинению.

Уметь передавать описание состояния человека. Пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, существительных

132

Р/Р 

(Контроль-

ная работа

№ 14 .) Сочинение «Знакомьтесь, - это я!»  «Что за человек мой друг (подруга, сестра…)

1

Уметь передавать описание состояния человека, его характер. Пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, существительных

Сочинение о человеке. Пример-

ные темы: «Каким человеком

был мой дедушка (отец, ...)?»

или «Что за человек мой друг

(брат, ...)?» (характеристика че-

ловека и описание его внешно-

сти)

133

Р/Р Анализ

сочинения «Знакомьтесь, - это я!»  «Что за человек мой друг (подруга, сестра…)

1

Работа над ошибками.

Совершенствование текста

                                                                                                 

                                                                                               Повторение и обобщение изученного (3 ч.)

134

Повторение

изученного. Грамматика, морфология и синтаксис.

1

Грамматика, морфология и синтаксис: повторение знаменательных частей речи, их синтаксической роли. Нарушение грамматических норм и их устранение.

Уметь определять, какая грамматическая ошибка допущена

Рассуждение на лингвистическую тему на основе схемы: №571.

Аналитическая работа с текстом из учебника истории, осложненное списывание (№572, 579).

135

Повторение

изученного. Орфография. Пунктуация.

Русские

лингвисты:

Г. О. Вино-

кур

1

Закрепить трудные вопросы раздела, связанные с правописанием (звонкие -глухие согласные, непроизносимые согласные, роль ь и ъ; безударные гласные. Обобщение знаний

Знать основные правила орфографии и пунктуации и правильно писать знаменательные и служебные части речи в тексте, расставляя знаки препинания.

Знать материал, изученный в 7 классе

Контрольное списывание с восстановление верных написаний слов и пропущенных знаков препинания.

Словарный диктант: №594 Творческая работа (№598).

Рассуждение на лингвистическую тему

136

Итоговая контрольная работа (№15)

1

Итоговая проверка знаний по всем разделам

Уметь выполнять задания по всем изученным разделам

Задания в тестовой форме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 6 кл. к УМК М.М.Разумовской

Планирование расчитано на 204 часа в год. Представлены формы контроля и обратной связи на уроках....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 7 кл. к УМК М.М.Разумовской

Планирование содержит формы контроля и обратной связи на уроке...

Развернутое тематическое планирование по русскому языку 9 класс по программе М.М.Разумовской

Развернутое  тематическое планирование по русскому языку 9 класс по программе М.М.Разумовской...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку . 8 класс . По программе –136 часов в год, 4 часа в неделю. (автор учебника С.И.Львова, В.В.Львов)

Календарно-тематическое планирование  по русскому языку . 8 класс . По программе –136 часов в год, 4 часа в неделю.  (автор учебника С.И.Львова,  В.В.Львов)...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс по программе Т.А.Ладыженской (175 часов)

Календарно-тематическое планирование содержит не только темы, но и формы контроля и основные виды деятельности обучающихся...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 6 класс по программе Т.А.Ладыженской (210 часов)

КТП по русскому языку содержит не только темы уроков, но и формы контроля и основные виды деятельности обучающихся...