Внеклассное мероприятие "Знатоки русского языка"
материал по русскому языку (6 класс) на тему

Это мероприятие расширяет кругозор учащихся,развивает познавательный интерес,способствует грамотности .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnekl_meropr.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Знатоки русского языка»

Форма проведения мероприятия: игра-викторина

Аудитория: учащиеся 6-х класса.

Задачи внеклассного мероприятия:

- расширить знания учащихся о русском языке, формировать культуру речевого общения, способствовать повышению грамотности учащихся;

- развивать познавательный интерес, потребность в расширении кругозора и углублении знаний по русскому языку;

- воспитывать гордость за свой родной язык, потребность его сохранять, воспитать чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности.

Ход урока

В игре принимают участие уч-ся 6 Екласса. ( 2 команды) и  (жюри).

Команды: «Оптимисты», «Любознательные»

Жюри из 3 учителей.

                                                                           Ход игры.

Вступительное слово учителя:

             - Добрый день, дорогие ребята! Сегодня в рамках проведения недели русского языка мы с вами собрались на проведение игры –викторины «Знатоки русского языка» между учащимися 6 Е класса.

Но вначале проведем небольшую разминку из 10 вопросов. Кто быстрее ответит , тот выходит на середину. «Разминка».

1) В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (стонет)

2)Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)

 3) Какие буквы могут давать два звука?(е, ё, ю, я)

4) На какие вопросы отвечает обстоятельство? (где, куда, зачем, почему, как…)

5) Что такое антонимы? (слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)

6)Что общего у дня и ночи? («Ь» на конце)

7)В каком слове сорок а? (сорока)

8) Что изучает фонетика?(Звуки и буквы)

9) Значимая часть слова, которая несёт в себе лексическое значение слова”. Что это? (корень)

10) Второстепенный член отвечает на вопросы: какой? чей? ( определение)

Деление на 2 команды проводится посредством жеребьевки.

       Представление команд. Приветствие команды №1«Любознательные». Девиз:  «Соревнуясь нынче с вами, мы останемся друзьями.»

Приветствие команды №2 «Оптимисты». Девиз:  «Мы оптимисты зовем вперед тех, кто верит в победу, кто верит в успех.»

       - Суперобъективное жюри будет следить  за ходом нашей игры . (Представление жюри)

       - Наша игра будет состоять из нескольких конкурсов. За каждый правильный ответ вы будете получать баллы. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, является победителем и знатоком русского языка. Итак, начинаем.

Задание 1. Кто быстрее?  Собери слово из букв: « И, Л, Г, Н, И, В, Т, С, К, И, А”

Задание 2. Конкурс «Фразеологизмы». Заменить фразеологизмы синонимами.(За каждый правильный ответ 1балл)

Команде №1:

1.      Сидеть сложа руки. (Ничего не делать)

2.       На краю света. (Очень далеко)

3 .     В час по чайной ложке. (Очень медленно)

4.      Зарубить себе на носу. (Запомнить)

5.      Работать засучив рукава. (Работать хорошо)

Команде №2:

1.      Работать спустя рукава. (Работать плохо)

2.      Висеть на телефоне. (Долго разговаривать по телефону)

3.      Окунуться с головой. (Посвятить себя работе)

4.      На скорую руку. (Сделать наспех)

5.      Водить за нос. (Обманывать)

Задание 3. Каждой команде будут выданы карточки со словами. Нужно расставить ударения и показать выполненное задание жюри. (1 балл за правильный ответ)

1. Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт,  кухонный, каталог, баржа, балованный, шофер.  

2. Квартал, танцовщица, феномен, документ, торты, красивее, каламбур, звонит, избалованный, средства 

                   Игра с болельщиками . Задание «Одним словом».

Тот, кто беседует с кем-нибудь. (Собеседник)

Тот, кто работает вместе с кем-нибудь. (Сотрудник)

Человек, идущий по одному пути с кем-нибудь. (Попутчик)

Тот, кто завидует. (Завистник)

Человек, живущий за счёт чужого труда. (Тунеядец)

Задание 4. Подобрать как можно больше  синонимов:

Команде№1:  трусливый (боязливый, несмелый, пугливый); говорить (сказать, повторить, молвить, добавить, воскликнуть, заявить);

- антонимы к словам: друг (враг), хорошо (плохо),  , мало (много), разговорчивый (молчаливый), счастье

Команде №2:красивый (симпатичный, обаятельный, привлекательный); жилище (дом, хата, общежитие); - антонимы к словам: доброе утро (спокойной ночи), идти (стоять), свет (тьма), молодость (старость), жизнь (смерть)

Слушаем результаты жюри.

Задание 5.  Занимательный конкурс(задаются занимательные вопросы, на которые надо быстро ответить).

- Отец твоего отца (дедушка).

- Подземная железная дорога.(метро)

– Домашний Дед Мороз.(холодильник)

 – Знаменитый русский писатель.(А. С. Пушкин)

– Какие бывают сказки?(литературные и народные)

 - Участок земли для овощей.(огород)

 – Говорящая птица.(попугай)

– Кто совершил 12 подвигов в Древней Греции?(Геракл)

– Дедушка, бабушка, мама, папа и я - они вместе кто?(Семья)

-- Дом автомобиля.(гараж)

— Детёныш коровы.(телёнок)

 – Что у зайца позади, а у цапли спереди.(Ц)

 – Что находится между городом и селом? (И)

– Я в озёрах и реках, но в воде меня нет.(Р)

 – Комната для занятий в школе.(класс)

Задание №6. Конкурс «Шарики». (Лингвистическое мастерство)

С каждой команды 3 участника  лопают 3 шарика и вынимают вопрос.

1.      Употребите глагол «звонить» в форме 1 лица мн.ч. настоящего времени (звоним)

2.      Закончите предложение: Он красивый, а его сестра ещё …(красивее)

3.      Поставь слово «торт» в И.п. мн. ч. (торты)

4.      Как правильно творог или творог? (оба варианта являются правильными)

5.      Найдите речевую ошибку.  На улице прохладно. Я одену пальто. (Вместо слова «одену» нужно употребить слово «надену»)

6.      Найдите речевую ошибку.  Все автобусы были отремонтированы к восемнадцатому марту. (При указании даты название месяца ставится в форме Р.п. – «марта»)

Задание № 6.“Два слова из одного”. К словам, которые написаны на доске, нужно подставить одну букву или в начале, или в середине, или в конце слова так, чтобы получилось новое. Из каждого слова должно получиться ещё по 2, например: плот – Оплот, пИлот; вол – волК, волЯ; лапа – лаМпа, лаПта.

Вот слова: Веер, сок, баня, рис, мак, арка, стол, тара.

Слово жюри.

Задание № 7.Конкурс  "Лингвистическая угадайка". Угадайте слово по его описанию.

1.      «Глаз» автомобиля      (фара)

2.      «Свежезамороженный» дождь (град)

3.      «Слово» регулировщика     (свист)

4.      Родной или крестный         (папа)

5.      Шляпка на ножке            (гриб)

6.      Лесной барабанщик                 (дятел)

7.      Собачья радость             (кость)

8.      Такса, а не собака           (плата)

9.      Орел, но не птица           (город)

10. Не носки и не чулки   (гольфы)

Задание № 8. Конкурс « Полиглот»(загадываются загадки, отгадки должны быть на трёх языках)

- В школьной сумке я лежу, как ты учишься скажу(дневник - кунделік - diary)

- Белый, а не снег, сладкий, а не мёд (сахар – секер - sugar)

- То в клетку, то в линейку, написать по ней сумей - ка, можешь  и нарисовать называюсь я…..(тетрадь - дәптер - copy book)

- Белый камешек растаял, на доске следы оставил(мел – бор - chalk)

- Круглое, румяное, оно растёт на ветке, любят его взрослые и маленькие дети (яблоко – алма - apple)

- Я люблю прямоту, я сама прямая, сделать ровную черту всем я помогаю (линейка - сызгыш - ruler)

- Четыре ноги, а ходить не может(стол - үстел - table)

- Кто молча учит?(книга – кітап - book)

- Февраль богат снегом, а апрель….(вода - су - water)

- Если б не было его, не сказал бы ничего(язык – тіл - language)

- Один костёр весь мир согревает(солнце – кун - sun)

- 12братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят(месяц - ай - months)

Задание 9. “Вопросы – шутки”. Отгадайте вопросы – и вы в победителях:

- Без чего дома не построишь? (без угла)

- За чем чай пьют? (за столом)

- За чем во рту язык? (за зубами)

- За что ученика выгнали из класса? (за дверь)

- По чему в лес ходят? (по земле)

- По чему утка плавает? (по воде)

Задание 10.Конкурс капитанов. (5 баллов) . Собери слова. Из букв слова ГОСУДАРСТВО должны собрать как можно больше слов.(Например, товар, год, суд, дар, сосуд, город и т.д.)

  Вопросы болельщикам:

 Пока капитаны  готовятся, давайте вспомним героев произведений. В газете напечатали объявления. Отгадайте, кто их написал?

1.      Отнесу пирожок вашей бабушке. (Волк)

2.      Прекрасный квартет ищет работу. (Козел, баран, медведь, осел)

3.      Утеряна туфелька. Нашедшего прошу вернуть за вознаграждение. (Золушка)

4.      Сплю и вижу принца. (Спящая красавица)

        Учитель: Дорогие друзья! Вот и подошла к концу наша встреча. Завершая нашу игру, я хочу сказать что язык – самый гибкий инструмент,  с помощью которого мы выражаем свою мысль. Язык сплачивает, объединяет людей разных наций. Русский язык является одним из мировых языков, языком межнационального общения.

Жюри подводит итоги игры. Награждение команд.

Награждение победителей.

На прощание хочется пожелать вам успехов в изучении русского языка. До свидания! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Открытое внеклассное мероприятие "Русский язык +".

Открытое занятие кружка в национальной школе помогли провести Г. Остер  и "Методическая копилка" И.Агеевой. Если не боитесь хулиганить, можно провести в 5-6 классах русской школы....

Внеклассное мероприятие "Русский язык - язык мира и добра"

Внеклассное мероприятие в рамках проведения недели русского языка и литературы...

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...