Репортаж — материал с места событий
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Белякова Марина Леонидовна

Репорта́ж — материал с места событий

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon reportazh_-_material_s_mesta_sobytiy.zip2.42 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

5 класс

Тема: "Репортаж — материал с места событий"

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

Белякова М.Л.


Цели: познакомить с жанром репортажа; узнать, к какому стилю речи относится данный жанр; познакомить учащихся с особенностями составления репортажа; развивать навыки составления репортажа.

Задачи:

  • развивать умение обсуждать, анализировать и аргументировать свою точку зрения;
  • развивать умение наблюдать события текущей жизни, давать им оценку;
  • работать над развитием устной и письменной речи учащихся;
  • воспитывать любовь к родному языку, его богатству.

Тип урока: урок изучения нового материала (комбинированный).

Оборудование: мультимедийный  проектор, компьютер, экран, карточки с картинками, слова для справок.

Ход урока

1. Оргмомент.

Цель этапа: мотивация к действиям на уроке, целеполагание.

- Ребята, сегодняшний урок мы начнем с  просмотра интересной сценки, которую подготовили ваши одноклассники.

(слайды №№1-8, приложение № 1)

 Сценка- репортаж "Спортивный матч".

2. Подготовка к изучению новой темы.

Цель этапа: создать мотив к учебному исследованию.

Беседа по сценке:

- Ребята, что мы сейчас посмотрели? (репортаж со спортивного матча)

                Кто предоставил нам информацию? (наши одноклассники)

                В роли кого выступали ребята?(в роли ведущего новостного блока и человека, который присутствовал на этом матче)

- Действительно, ребята представили нам репортаж. А человек, предоставивший нам информацию о матче, называется репортером.

Давайте подумаем, какова цель нашего сегодняшнего урока?

(мы познакомимся с новым понятием- репортаж,узнаем особенности этого жанра, может быть даже сами побудем в роли репортеров).

- Совершенно верно! Слово репортаж для вас новое. Мы узнаем его определение из разных источников, его характерные особенности, поучимся сами составлять репортажи на предложенные вам темы.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока- "Репортаж" (слайд № 9).

3. Наблюдение над фактами языка.

Цель этапа: при помощи сравнения и сопоставления языковых фактов выделить существенные признаки понятия.

Работа над понятием (слайд № 10).

- Посмотрим на доску. Здесь вы видите определения репортажа, представленные нам из различных источников.

Давайте их сравним и выделим общее из этих терминов.

(чтение вслух определений.

Сообщение о событиях,используется в печатных изданиях, на телевидении и радио, репортер является участником событий).

- Дарья нам рассказывала о событиях, происходящих на матче, то есть посредством речи передавала информацию.

- Вспомните, какие два типа речи вы знаете?

(речь  устная и письменная).

- Верно. Репортаж мы можем увидеть в печатных изданиях,таких как журналы, газеты. ( но обратите внимание на третье определение - слайд № 10). Где еще мы можем увидеть или услышать репортаж? (на радио и телевидении).

-Молодцы! В русском языке, как вам уже известно, существует такой термин как стили речи.

-Как вы его понимаете?

(мы говорим всегда по -разному,  в зависимости от ситуаций и целей, которые перед собой ставим)

- Верно!

- Мы с вами общаясь, имеем цель высказывания. Моя цель- познакомить вас с понятием "репортаж", а ваша- посредством нашего общения, теоретических данных и практических заданий  понять, что же такое "репортаж", где он используется и как составляется. Так вот, все о чем мы говорим, имеет определенную цель. В зависимости от цели высказывания выделяют стили речи.

Вспомним, какие стили речи есть в русском языке.

(разговорный, книжный: официально- деловой, научный, публицистический, художественный).

(слайд № 11)

Зачитывание информации со слайда.

- А сейчас мы с вами устно выполним задание, представленное на слайде № 12.

(публицистический стиль)

- Какие слова помогли вам определить, к какому стилю речи относится репортаж?

(зритель, читатель, слушатель, средства массовой информации).

К публицистическому стилю относится не только репортаж, но и очерки, статьи, фельетоны и т.д.

- Каким образом мы будем отличать репортаж от других жанров?

(наверное, у этого жанра есть свои особенности).

- Вы правы! Взгяните на доску, вам представлены семь основных характеристик репортажа.

 (слайд № 13, приложение № 2).

Чтение слайда, объяснение учителя.

4. Применение понятия на новом языковом материале.

 Цель: закрепить понимание нового понятия.

А сейчас мы проверим ваши новые знания.

Вы побудете в качестве репортеров и составите репортаж по предложенной теме.

Но прежде, чем вы приступите к работе, обратите внимание на памятку, которая поможет вам при написании репортажа.

(слайд № 14)

(работа в группах по картинкам

"Веломарафон", "Концерт, посвященный дню города", "Посадка  "Леса Победы" ")

Приложение № 3

Представление репортажей каждой из групп.

5. Итог урока (рефлексия)

Цель: сформулировать новое знание: ЧТО –  лингвиcтическое содержание –  и КАК - способ действий.

(слайд № 15)

6. Задавание на дом.

Составить  и записать репортаж на тему "Большая перемена в школе".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль и место И.В.Сталина в событиях Второй Мировой войны"

Урок- дискуссия является продуктивным методом обучения. На  уроке предлагается столкновение различных точек зрения по данной проблеме. Предпочтительно проведение групповой дискуссии, так ка...

Урок по теме: "Потсдам - исторические места, события, люди,?!".

По типу урок комплексного применения изученных умений и навыков, полученных на протяжении предыдущих четырех уроков. Цели урока: 1) Совершенствование навыков монологической речи с опорой на схемы...

Фоторепортаж с места событий Черноталова Александра «Участие учащихся 6 «Б» класса МОУ СОШ№6 во Всероссийской акции памяти «Бессмертный полк» на Параде Победы в родном Вольске».

Жанр: репортаж с места событий Журналист-репортёр: ученик 6 «Б» класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г.Вольска Саратовской области» Черноталов Александр Руководитель работы: учитель русс...

Фоторепортаж с места событий Аветисян Александра «Участие учащихся 6 «Б» класса МОУ СОШ№6 во Всероссийской акции памяти «Бессмертный полк» в родном Вольске».

Жанр: репортаж с места событий Журналист-репортёр: ученик 6 «Б» класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г.Вольска Саратовской области» Аветисян Александр Руководитель работы: учитель русского...

Урок развития речи по русскому языку в 7 классе по теме: «Сочинение – репортаж с места раскопок »

Тема урока: «Сочинение – репортаж с места раскопок » Тип урока – урок развития речи с применением ИКТ. Цели урока: обучающая: дать представление о жанровых особенностях репортажа. развивающа...

Репортаж с места событий: водные ресурсы моего района.

Публикация для номинации "Юные журналисты пишут о воде"...

Сочинение «Репортаж с места раскопок в России» 7 класс

Сочинение «Репортаж с места раскопок в России»...