Дидактический материал
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Кузнецова Екатерина Валерьевна

Повторите правописание е, и в окончаниях имен существительных; безударные окончания прилагательных и глаголов; з, с на конце приставок; гласные и согласные в приставках; а, о в корне -рос- раст-; разделительный ь; знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diktanty_5_kl.doc37.5 КБ
Office presentation icon deform_teksty_5_kl.ppt57.5 КБ
Office presentation icon vstavte_propushchennye_bukvy.ppt23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Повторите правописание е, и в окончаниях имен существительных; безударные окончания прилагательных и глаголов; з, с на конце приставок; гласные и согласные в приставках; а, о в корне -рос- раст-; разделительный ь; знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении.

Текст 1

НОЧЬЮ И НА РАССВЕТЕ В САДУ

Особенно хорошо в (беседка) в тих... осенн... ночи когда в саду шумит вполголоса неторопливый, отвесный дождь.

Пр...хладный воздух едва кача...т язычок свечи. Угловатые тени от виноградных лист...ев лежат на (потолок) (беседка). Ноч(?)ная бабочка сади...ся на ра...крытую книгу и оставляет на (страница) тончайш... пыль.

На (ра...свет) я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В (туман) падают листья. Я вытаскиваю из к...лодца в...дро воды. Из ведра выскакива...т лягушка. Я обл...ваюсь колодезной водой и слушаю рожок пастуха. Он поет еще д...леко, у самой (околица).

Я иду в пуст... баню кипячу чай. На (печка) заводит свою песню сверчок.

Текст 1

НОЧЬЮ И НА РАССВЕТЕ В САДУ

Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый, отвесный дождь.

Прохладный воздух едва качает язычок свечи. Угловатые тени от виноградных листьев лежат на потолоке беседки. Ночная бабочка садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую пыль.

На рассвете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из колодца ведро воды. Из ведра выскакивает лягушка. Я обливаюсь колодезной водой и слушаю рожок пастуха. Он поет еще далеко, у самой околицы.

Я иду в пустую баню, кипячу чай. На печке заводит свою песню сверчок.

(По К. Г. Паустовскому. 97 слов.)

Текст 2

ПОЛЯНКА В ЛЕСУ

Березки последнее свое золото ссыпают на ели и на уснувшие муравейники. Я иду по лесной тропе, и осенний лес мне становится как море, а полянка в лесу – как остров.

На этом острове стоит тесно несколько елок, под ними я сел отдохнуть.

У этих елок, оказывается, вся жизнь вверху. Там, в богатстве шишек, хозяйствуют белка, птицы, клесты и, наверно, еще много неизвестных мне существ. Внизу же, под елями, мрачно, черно, и только видишь, как летит шелуха; это белки и клесты шелушат еловые шишки и достают себе из них вкусные семечки. Из такого семечка выросла когда-то и та высокая ель, под которой я сейчас сижу.

(М. М. Пришвин. 105 слов)

Текст 3

БОЛЕЗНЬ МАРУСИ

Близилась осень. В поле шла жатва, листья на деревьях желтели. Вместе с тем Маруся начала прихварывать. Девочка большую часть времени проводила в постели, и мы с Валеком развлекали ее. Я чувствовал, что мое появление вызывает румянец на щеках девочки. Валек обнимал меня, и даже Тыбурций смотрел на нас троих какими-то странными глазами.

На время небо опять прояснилось. С него сбежали тучи, и над просыхающей землей засияли солнечные дни. Мы каждый день выносили Марусю наверх, и здесь она как будто оживала.

Ясные дни миновали, и Марусе опять стало хуже. Она смотрела на все равнодушно, и мы давно уже не слышали ее смеха.

(По В. Г. Короленко. 101 слово)

Текст 4

НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНЕ

Тихо сижу под елкой на середине лесной поляны. Шелест падающих листьев будит спящих под деревьями зайцев, они встают и уходят куда-то из леса.

Вот один такой вышел из густых елок и остановился, увидев большую полянку. Слушает заяц, встал на задние лапки, огляделся: везде шелест, куда идти?

Не посмел идти прямо через поляну, а пошел вокруг всей поляны, от березки к березке.

Кто боится чего-то в лесу, тот лучше не ходи, пока падают листья и шепчутся.

Можно, конечно, и трусливому зайцу набраться храбрости и не оглядываться, но тогда как бы ему не попасть в настоящую беду: под шум листьев за ним лисица крадется; не оглянется храбрый заяц на шелест, а тут тебя под шумок и схватит рыжая кумушка.

(М. М. Пришвин. 116 слов)

Текст 5

ПРОСТАЯ ИСТИНА

Однажды днем в лугах ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня, задевала за плечо, кричала жалобно и настойчиво, будто я у нее отнял птенца, и просила отдать его обратно. Я не мог догадаться, что ей нужно. Я рассказал об этом деду Митрию, и он посмеялся надо мной.

– Эх ты, безглазый! – сказал он. – Дай покурить, тогда я тебе все объясню.

Я дал ему покурить, и он открыл мне простую истину: когда человек идет по некошеному лугу, он спугивает сотни кузнечиков и жуков, и ласточке незачем выискивать их в густой траве – она летает около человека, ловит их на лету и кормится без всякой заботы.

(К. Г. Паустовский. 103 слова)

Текст 6

ЛЕТНИМ СОЛНЕЧНЫМ УТРОМ

Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались, заливались разными голосами скворцы, храпели, насвистывали то соловьем, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем, – пересмешничали, фальшивили ужасно. Сереньким платочком сквозь прозрачные березы пролетал дятел; садясь на ствол, оборачивался, дыбом поднимая красивый хохолок.

И вот в воскресенье, в солнечное утро в еще не просохших от росы деревьях, у пруда закуковала кукушка; печальным, одиноким, нежным голосом благословила всех, кто жил в саду, начиная от червяков:

– Живите, любите, будьте счастливы, ку-ку. А я уж одна проживу, ку-ку...

Весь сад слушал молча кукушку. Божьи коровки, птицы, всегда всем удивленные лягушки, сидевшие на животе, кто на дорожке, кто на ступеньках балкона, – все загадали судьбу. Кукушка откуковала, и еще веселее засвистал весь сад, зашумел листьями.

(А. Н. Толстой. 126 слов)

Текст 7

«ВСЕ ВЫ БЫЛИ ПЕРВЫМИ»

Вечером после победы у Рымника Суворов шел по русскому лагерю. Остановился Суворов, прислушался.

«Первым ворвался в турецкий лагерь Гагин», – говорит один из солдат. Второй его поправляет: «Не Гагин, а Хотин». «И не Гагин, и не Хотин, а Знамов», – уверяет третий.

Решили солдаты вызвать и Гагина, и Хотина, и Знамова. Пусть скажут сами.

Заинтересовался Суворов, решил подождать. Приходят солдаты.

«Гагин, ты был первым?» – спрашивают его товарищи. Тот отвечает: «Нет, первым был Хотин». У другого спрашивают: «Хотин, ты был первым?» Хотин отвечает: «Нет, не я. Первым был Знамов». А Знамов воскликнул: «Братцы, так я же и третьим не был! Первым был Гагин. За Гагиным – Хотин».

Порадовался Суворов солдатской скромности, подошел к ним и говорит: «Дети! Чудо-богатыри! Все вы были первыми. Все вы герои».

(С. Алексеев. 120 слов)

 (По К. Г. Паустовскому. 97 слов.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторите правописание е, и в окончаниях имен существительных; безударные окончания прилагательных и глаголов; з, с на конце приставок; гласные и согласные в приставках; а, о в корне -рос- раст-; разделительный ь; знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении. Текст 1 НОЧЬЮ И НА РАССВЕТЕ В САДУ Особенно хорошо в (беседка) в тих... осенн... ночи когда в саду шумит вполголоса неторопливый, отвесный дождь. Пр...хладный воздух едва кача...т язычок свечи. Угловатые тени от виноградных лист...ев лежат на (потолок) (беседка). Ноч(?)ная бабочка сади...ся на ра...крытую книгу и оставляет на (страница) тончайш... пыль. На (ра...свет) я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В (туман) падают листья. Я вытаскиваю из к...лодца в...дро воды. Из ведра выскакива...т лягушка. Я обл...ваюсь колодезной водой и слушаю рожок пастуха. Он поет еще д...леко, у самой (околица). Я иду в пуст... баню кипячу чай. На (печка) заводит свою песню сверчок. (По К. Г. Паустовскому. 97 слов.)

Слайд 2

Вспомните правописание сомнительных согласных и безударных гласных в корне, проверяемых ударением. Повторите окончания глаголов I и II спряжения, правописание ь в глаголах 2-го лица и отсутствие ь в глаголах 3-го лица, окончания е, и в именах существительных, чередование о, а в корне -рос-/-раст. Запомните, как пишутся слова: березки, вверху, шелуха, шелушить, ожог, ожоги ( но жечь), внизу. Текст 2 ПОЛЯНКА В ЛЕСУ Бере...ки последнее свое золото ссыпают на ел... и на уснувшие муравейники. Я иду по л...сной тр...пе, и осенний лес мне ст...нови...ся как море а полянка в л...су – как остров. На этом остров... ст...ят тесно несколько елок, под ними я сел отдохнуть. У этих елок, оказыва...ся, вся жизнь вверху. Там, в богатств... шишек, хозяйству...т белка, птиц..., клесты и, наверно, еще много неизвес...ных мне существ. Внизу же, под елями, мрач(?)но, черно, и только вид...ш(?), как летит шелуха; это белки и клесты ш...лушат еловые шишки и д...стают себе из них вкусные семеч(?)ки. Из такого семеч(?)ка выр...сла когда-то и та высокая ель, под которой я сейчас сижу. (М. М. Пришвин. 105 слов)

Слайд 3

Повторите падежные окончания имен существительных. Расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях. Текст 3 БОЛЕЗНЬ МАРУСИ Близилась осень. В пол... шла жатва листья на деревьях желтели. Вместе с тем Маруся начала прихварывать. Девочка большую часть времени проводила в постел... и мы с Валеком развлекали ее. Я чувствовал что мое появление вызывает румянец на щеках девочк... Валек обнимал меня и даже Тыбурций смотрел на нас троих какими-то странными глазами. На время небо опять прояснилось. С него сбежали тучи и над просыхающей землей засияли солнечные дни. Мы каждый день выносили Марусю наверх и здесь она как будто оживала. Ясные дни миновали, и Марусе опять стало хуже. Она смотрела на все равнодушно, и мы давно уже не слышали ее смеха. (По В. Г. Короленко. 101 слово)

Слайд 4

Повторите правописание з, с на конце приставок; гласные и согласные в приставках; раздельное написание предлогов (с личными местоимениями); отсутствие ь между согласными. Текст 5 ПРОСТАЯ ИСТИНА Однажды днем в лугах (ко) мне пристала ласточка. Она кружилась (около) меня, зад...вала за плечо, кричала жалобно и настойчиво, будто я (у) нее отнял пт...нца, и пр...сила о...дать его обратно. Я (не) мог д...гадаться, что ей нужно. Я рассказал об этом деду Митрию, и он п...смеялся (надо) мной. – Эх ты, безглазый! – сказал он. – Дай п...курить, тогда я тебе все объясню. Я дал ему п...курить, и он открыл мне простую истину: когда человек идет по некошеному лугу, он спугивает сотни куз(?)нечиков и жуков, и ласточ(?)к... незачем выискивать их в густой тр...ве – она летает около человека, ловит их на лету и кормится без всякой заботы. (К. Г. Паустовский. 103 слова)

Слайд 5

Повторите безударные гласные в корне, проверяемые ударением гласные; окончания существительных и глаголов; не с глаголами. Текст 4 НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНЕ Тихо с…жу под елкой на середине лесной поляны. Шелест падающих листьев буд...т спящих под деревьями зайцев, они вст...ют и уход...т куда-то из леса. Вот один такой вышел из густых елок и остановился, увидев большую полянку. Слуша...т заяц, встал на задние лапки, огл...делся: везде шелест, куда идти? (Не) посмел идти прямо через поляну, а п...шел вокруг всей поляны, от березк... к березк... . Кто боится чего-то в лесу, тот лучше (не) ходи, пока падают листья и шепч...тся. Можно, конечно, и трусливому зайцу н...браться храбрости и (не) оглядываться, но тогда как бы ему (не) попасть в настоящ.. .ю беду: под шум листьев за ним лисица крадется; (не) оглянется храбрый заяц на шелест, а тут тебя под шумок и схват...т рыжая кумушка. (М. М. Пришвин. 116 слов)

Слайд 6

Вспомните правописание безударных гласных, проверяемых ударением, правописание разделительного ь и ь для обозначения мягкости. Повторите правописание окончаний е, и в именах существительных. Проверьте по словарю, как написать слова: жав...р...нок, л...гушка, б...лкон. Текст 6 ЛЕТНИМ СОЛНЕЧНЫМ УТРОМ Как солнцу вст...вать, на всех крышах и скв...реч(?)никах просыпалис(?), зал...вались(?) разными голосами скв...рцы, хр...пели, насвистывали то солов(?)ем, то жав...р...нком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушалис(?) за зиму за морем, – пересмешничали, фал(?)шивили ужасно. Серен(?)ким платоч(?)ком сквоз(?) прозрач(?)ные березы прол...тал дятел; садяс(?) на ствол, оборачивался, дыбом поднимая красивый хох...лок. И вот в воскр...сен(?)е, в солнеч(?)ное утро, в еще не просохших от росы д...рев(?)ях, у пруда закуковала кукушка; печальным, одинок...м, нежн...м голосом благословила всех, кто жил в саду, начиная от ч...рвяков: – Живите, любите, буд(?)те счастливы, ку-ку. А я уж одна проживу, ку-ку... Вес(?) сад слушал молча кукушку. Бож(?)и коровки, птицы, всегда всем уд...вленные л...гушки, сидевшие на животе, кто на дорожк..., кто на ступен(?)ках б...лкона, – все заг...дали судьбу. Кукушка откуковала, и еще в...селее засв...стал вес(?) сад, зашумел лист(?)ями. (А. Н. Толстой. 126 слов)

Слайд 7

Повторите знаки препинания при прямой речи, при обращении и при однородных членах предложения. Текст 7 «ВСЕ ВЫ БЫЛИ ПЕРВЫМИ» Вечером после победы у Рымника Суворов шел по русскому лагерю. Остановился Суворов прислушался. Первым ворвался в турецкий лагерь Гагин говорит один из солдат. Второй его поправляет Не Гагин а Хотин. И не Гагин и не Хотин а Знамов уверяет третий. Решили солдаты вызвать и Гагина и Хотина и Знамова. Пусть скажут сами. Заинтересовался Суворов решил подождать. Приходят солдаты. Гагин ты был первым спрашивают его товарищи. Тот отвечает Нет, первым был Хотин. Удругого спрашивают Хотин ты был первым. Хотин отвечает Нет, не я. Первым был Знамов. А Знамов воскликнул Братцы так я же и третьим не был! Первым был Гагин. За Гагиным – Хотин. Порадовался Суворов солдатской скромности подошел к ним и говорит Дети! Чудо-богатыри Все вы были первыми. Все вы герои. (С. Алексеев. 120 слов)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте приставки. Объясните правописание. ...борник песен, ...жатое изл...жение, старинное ...дание, ...дать в аренду, ...жечь обломки, ...густить краски, ...беречь энергию, ...гладить противоречия, бе...следно ...гинуть,...дешний климат, со...дать комиссию, ...дравые мысли, прово...гласить ...дравицу, путевка в ...дравницу, ...дельная

Слайд 2

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте приставки, поставьте3ударения. Узнать р...списание, ро...пись стен, написать р...списку, р...звалиться от удара, р...сказать сказку, в р...звальни запряже- на лошадь, р...з...грать первенство, объявить роз...ск, алмазные ро...сыпи, р...сыпать семена, р...спроси всех, р...з...скать

Слайд 3

Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Ночью и на рассвете в саду Особенно хорошо в (беседка) в тих... осенн... ночи когда в саду шумит вполголоса неторопливый, отвесный дождь. Пр...хладный воздух едва кача...т язычок свечи. Угловатые тени от виноградных лист...ев лежат на (потолок) (беседка). Ноч(?)ная бабочка сади...ся на ра...крытую книгу и оставляет на (страница) тончайш... пыль. На (ра...свет) я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В (туман) падают листья. Я вытаскиваю из к...лодца в...дро воды. Из ведра выскакива...т лягушка. Я обл...ваюсь колодезной водой и слушаю рожок пастуха. Он поет еще д...леко, у самой (околица). Я иду в пуст... баню кипячу чай. На (печка) заводит свою песню сверчок. (По К. Г. Паустовскому. 97 слов.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к урокам

Дидактический материал предназначен для проведения контрольных работ по УМК "Английский язык" В.П.Кузовлева...

Дидактический материал по аудированию

Материал содержит аутентичные тексты в записи носителями языка...

Дидактический материал

Дидактический материал, созданный в процессе переписки с американскими школьниками...

дидактический материал по аудированию

Материалы для использования на уроке и для подготовки к олимпиадам...

Дидактический материал для проверки знаний по синтаксису : русский язык 8 класс ( первичное усвоение материала)

Дидактический материал я использую при проверке первичного усвоения материала. Карточки выдаю по вариантам, учащиеся на них выполняют задание зелёной пастой, что облегчает проверку....

Дидактический материал для закрепления материала по биологии в 9 классе по теме: Клетка - генетическая единица живого.

Презентацию можно использовать  для закрепления изученного на уроке биологии материала по теме "Клетка - генетическая единица живого" в 9 и 10 классах....

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку,  тема "Служебные части речи"...