Урок русского языка в 6 классе «Употребление наклонений глагола»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Пашкова Татьяна Ивановна

Цель:

закрепить знания о наклонении глагола, полученные на предыдущих уроках,

отработать умения и навыки использования в речи разных наклонений глагола;

способствовать развитию творческих умений;

формировать устойчивый интерес школьников к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6klglagol_yanvar_2018g.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе «Употребление наклонений глагола»

Цель: Закрепить знания о наклонении глагола, полученные на предыдущих уроках, отработать умения и навыки использования в речи разных наклонений глагола; способствовать развитию творческих умений; формировать устойчивый интерес школьников к русскому языку.

Оборудование: учебник русского языка, 6класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. Таблица «Наклонения глагола», распечатанные тексты для индивидуальных заданий, карточки

Вид урока: комбинированный  

Форма урока: практикум

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания

Запись темы урока

II. Разминка на закрепление ЗУН о наклонениях глагола

«Заполни таблицу»  (на доске). Учащиеся выходят к доске «по цепочке».

Неопределенная форма глагола

Изъявительное наклонение (любое время)

Условное наклонение

Повелительное наклонение

( 1-е лицо)

Повелительное наклонение

( 2-е лицо)

рисовать

красить

спрятать

быть

капать

(не) греметь

ехать

мечтать

положить

лечь

(не) ложиться

выйти

( Можно составить с данными глаголами текст с ошибками для редактирования его учащимися)

2. Повторение. Различение повелительного наклонения от формы будущего времени изъявительного наклонения

а)  Запись в грамматическую тетрадь.

«Говори правильно»: ляг – лягте, клади – кладите, положи – положите, беги – бегите.

б) Вопрос классу:

-Чем отличаются две фразы

                Вы бегите! (повел. накл.)

                        и

                Вы бежите? (изъяв. накл.)

в) Запись предложений под диктовку с объяснением. (Выделяем суффикс и окончание)

Отыщите значение слова в толковом словаре.

Когда вы отыщете, составьте с ним предложение.

Когда вы дышите, легкие очищаются. Во время зарядки дышите ровно.

Вычеркните неудачные обороты – и сочинение станет лучше.

 Когда вычеркнете неудачные обороты – сочинение станет лучше.

(Постановка тире в последних предложениях – действие и его результат)

физкультминутка

III. Изучение нового материала 

(На доске в столбик записаны предложения)

Принеси, пожалуйста, тетрадь. (форма просьбы)

Быстро принеси тетрадь! (форма приказа)

Принеси-ка тетрадь, я посмотрю, что ты сделал. (форма с постфиксом (частицей)-ка)

Не мог бы ты принести мне тетрадь? (вежливая форма)

- Определите, какой оттенок имеет каждое предложение, с помощью чего этот оттенок достигнут.

Вывод: используя разные формулировки, переставляя слова в предложении, можно добиться совершенно разного оттенка своих высказываний.

Повелительное наклонение употребляется с частицами –ка, пусть, пускай, например:

Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана.

В форме повелительного наклонения может выступать глагол 3 лица ед. и мн. числа с частицей да.

Да здравствует мир! (По цели высказывания такие предложения побудительные)

IV.  Тренировочное упражнение

1. Работа с таблицей (распечатано)

Н.ф. глагола

Форма приказа

Форма просьбы

Форма с постфиксом -ка

Вежливая форма

принести

Принеси мне книгу!

Принеси книгу, пожалуйста.

Принеси-ка книгу

Вы не могли бы принести книгу

подойти

дать

вернуть

выйти

убрать

подвинуться

Взаимопроверка.

V.   Словарная работа.

Запись слов в словарики: фасоль, салат, винегрет, сельдерей, звонит, звонят.

VI . Закрепление изученного материала. Работа с учебником. П. 94

2. Выполнение упражнения 562. (устно)

-Используя «волшебные слова», выразите разными способами просьбу.

3. Выполнение упражнения 564. (устно) «Рецепт»

Затем, на примере данного текста, написать (составить) какой-либо рецепт. Творческое задание «Рецепт».  Работа в группах.

VII. Самостоятельная работа. (Работа с текстом)

        На другой же день приступила она к исполнению своего плана. Послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитье всю девичью, и к вечеру все было готово. Лиза примерила обнову и призналась пред зеркалом, что никогда еще так мила самой себе не казалась. Она повторила свою роль, на ходу низко кланялась и несколько раз потом качала головою, наподобие глиняных котов, говорила на крестьянском наречии, смеялась, закрываясь рукавом, и заслужила полное одобрение Насти. Одно затрудняло ее: она попробовала было пройти по двору босая, но дерн колол ее нежные ноги, а песок и камушки показались ей нестерпимы. Настя и тут ей помогла. Он сняла мерку с Лизиной ноги, сбегала в поле к Трофиму – пастуху и заказала ему пару лаптей по той мерке. (По А.С.Пушкину)

Задание: Выписать из текста все глаголы. Образовать от них формы всех наклонений. Для удобства можно глаголы выписать в столбик, а формы наклонений записывать рядом с соответствующим глаголом в строчку.

VIII. Домашнее задание: упр. 567 или  упр.568

Приложение

Н.ф. глагола

Форма приказа

Форма просьбы

Форма с постфиксом -ка

Вежливая форма

принести

Принеси мне книгу!

Принеси книгу, пожалуйста.

Принеси-ка книгу

Вы не могли бы принести книгу

подойти

дать

вернуть

выйти

убрать

подвинуться

VI. Самостоятельная работа. (Работа с текстом)

        На другой же день приступила она к исполнению своего плана. Послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитье всю девичью, и к вечеру все было готово. Лиза примерила обнову и призналась пред зеркалом, что никогда еще так мила самой себе не казалась. Она повторила свою роль, на ходу низко кланялась и несколько раз потом качала головою, наподобие глиняных котов, говорила на крестьянском наречии, смеялась, закрываясь рукавом, и заслужила полное одобрение Насти. Одно затрудняло ее: она попробовала было пройти по двору босая, но дерн колол ее нежные ноги, а песок и камушки показались ей нестерпимы. Настя и тут ей помогла. Он сняла мерку с Лизиной ноги, сбегала в поле к Трофиму – пастуху и заказала ему пару лаптей по той мерке. (По А.С.Пушкину)

Задание: Выписать из текста все глаголы. Образовать от них формы всех наклонений. Для удобства можно глаголы выписать в столбик, а формы наклонений записывать рядом с соответствующим глаголом в строчку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Повелительное наклонение глагола» в 6 классе

Урок построен в технологии деятельностного метода и направлен на формирование универсальных учебных действий....

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...

Русский язык. 6 класс. Изъявительное наклонение глагола.

Элемент открытого урока в 6 специальном (коррекционном) классе VII вида по теме "Изъявительное наклонение глагола".Задачи:Выработка умений и навыков по различению наклонений глаголов.Развитие интереса...

Урок русского языка по теме "Условное наклонение глагола"

Урок проводится в нестандартной форме - урок - лингвистическая экспедиция. Ученики побывают  на планете Мечта, заглянув в Город изъявительных фактов, столицу глаголию, город Мечтателей, город Пов...