Русский язык. 6 класс. Изъявительное наклонение глагола.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Элемент открытого урока в 6 специальном (коррекционном) классе VII вида по теме "Изъявительное наклонение глагола".

Задачи:

  1. Выработка умений и навыков по различению наклонений глаголов.
  2. Развитие интереса к языку.
  3. Коррекция звукопроизношения и обозначения этих звуков на письме.

Формы работы: работа со скороговорками, выполнение тестовых заданий, "Эскалатор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_6_klass_izyavitelnoe_naklonenie.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 136 (8.15)

Элемент открытого урока «Изъявительное наклонение»

(закрепление ранее изученного материала)

Цель:

  1. Выработка умений и навыков по различению наклонений глаголов.
  2. Развитие интереса к языку.
  3. Коррекция звукопроизношения и обозначения этих звуков на письме.

Оборудование: классная доска, 2 ноутбука, распечатки с текстами скороговорок и чистоговорок (формат А4), карточки для игры «Эскалатор».

Ход урока:

  1. Оргмомент (приветствие, настрой на работу).  Сегодня не звенит звонок, но начинается урок. Ещё раз здравствуйте, друзья. Вас снова рада видеть я.

  1. Логопедическая разминка – поработаем над артикуляцией.

На доске записаны гласные «А», «И», «О», «У», «Ы», «Э».

Задание:

  1. произнесите данные звуки по три раза «ААА-ИИИ-ООО-УУУ-ЫЫЫ-ЭЭЭ»;
  2. добавьте к данным звукам согласный звук «К», произнесите полученное сочетание по три раза, найдите среди предложенных предложений чистоговорку на «КИ» (ки-ки-ки – Вот идут быки);
  3. добавьте к гласным согласный звук «Р», произнесите сочетание звуков по три раза, найдите среди предложенных  предложений чистоговорку на «РУ» (ру-ру-ру – Лиса юркнула в нору);
  4. добавьте к гласным согласный звук «С», произнесите сочетание звуков по три раза, найдите среди предложенных предложений чистоговорку на «СУ» (су-су-су – Мы увидели осу).

Задание: выпишите из предложенных предложений последнее, выполните синтаксический разбор.  Мы увидели осу (повест., невоскл., прост., распр.). В этом предложении используется глагол УВИДЕЛИ. На предыдущих уроках мы изучали с вами тему глагол. Вспомним некоторые правила, которые позволяют отличить глагол от других частей речи. Для этого поиграем в «Эскалатор».

  1. Игра «Эскалатор». 4 человека задают вопросы (Что такое глагол? Как изменяется глагол? Что такое изъявительное наклонение глагола? Как правильно написать гласные Е-И в корнях глаголов?), остальные 4 человека попеременно отвечают на эти вопросы, пересаживаясь от одного к другому.

  1. Работа с текстами скороговорок.  Итак, вы вспомнили информацию о глаголе. Напомните, что такое изъявительное наклонение (Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить). Значит, глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам (прошедшее, настоящее, будущее). Всё то, что мы с вами повторили, поможет в дальнейшей работе. Перед вами лежат тексты со скороговорками. Прочитаем вслух некоторые из них медленно, а потом быстрее:
  1. Купила Марусе бусы бабуся, на рынке споткнулась бабуся о гуся.
  2. Брат бродом в брод бредёт.
  3. На горе Арарат вырастет крупный красный виноград.
  4. Бородатый барабашка забарабанит в барабан.
  5. Горожане нагородили, пригород разгребает.
  6. Крякает кряква, что кто-то хрюкает в брюкве.
  7. У маленькой Сани перевернутся сани.

Задание: выпишите из текста скороговорок глаголы в изъявительном наклонении, определите время глагола, далее проверим, что у вас получилось.

  1. Дифференцированная проверочная работа. 2 сильных учащихся работают за ноутбуками (решение тестов по теме «Наклонение глагола»).  Остальные учащиеся вспоминают скороговорки, в которых есть глаголы. 1 говорит, остальные повторяют (2-3 скороговорки). Они же выполняют морфемный разбор 2 глаголов (вырастет, нагородили). В случае быстрого выполнения теста ребята выполняют задания вместе с классом.

ВЫРАСТЕТ – растущий, выращенный. НАГОРОДИЛИ – город, городской, горожанин.

  1. Рефлексия. По проделанной работе учащиеся делают выводы: 1. Какой вопрос в «Эскалаторе» показался сложным? Над каким вопросом думали дольше всего? 2. Какую скороговорку было труднее произносить? Какая скороговорка больше всех запомнилась? Проговорить ее.  3.  Почему в некоторых глаголах есть суффикс Л, а в некоторых нет.

Сделать общий вывод: возвращаемся к теме урока. Определить особенности глаголов изъявительного наклонения (работа с опорной схемой).

  1. Подведение итогов. Сегодня на уроке я запомнил (а), что глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам (прошедшее, настоящее, будущее).

На этом мы заканчиваем сегодняшний урок. Об особенностях условного и повелительного наклонения глаголов вы узнаете на следующих уроках. Всем спасибо.

  1. Домашнее задание.

Чистоговорки

су-су-су – Мы увидели осу

ру-ру-ру – Лиса юркнула в нору

ки-ки-ки – Вот идут быки

Скороговорки

  1. Купила Марусе бусы бабуся, на рынке споткнулась бабуся о гуся.
  2. Брат бродом в брод бредёт.
  3. На горе Арарат вырастет крупный красный виноград.
  4. Бородатый барабашка забарабанит в барабан.
  5. Горожане нагородили, пригород разгребает.
  6. Крякает кряква, что кто-то хрюкает в брюкве.
  7. У маленькой Сани перевернутся сани.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...

Разработка урока русского языка по теме "Наклонения глаголов" 6 класс

Цель урока: знакомство с наклонениями глаголов. Задачи урока: дать понятие наклонения глаголов; научить отличать наклонения глаголов; научить образовывать наклонения глаголов; повторить...

План-конспект урока русского языка по теме: "Наклонение глагола"

План-конспект урока русского языка по теме: "Наклонение глагола". Урок с элементами проектной деятельности...