Конспект урока в 5 классе по русскому языку на тему: "Наклонение глагола"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Баталова Дарья Александровна

Урок получения новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naklonenie_glagola_5_klass.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема урока: Наклонение глагола.

Класс: 5

Тип урока: изучение нового материала.

По УМК по русскому языку Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. для 5 класса

Цели урока:

- личностные: формирование устойчивого познавательного интереса к предмету; формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к окружающим и их мнению, формирование познавательного отношения к предмету.

- метапредметные:

А) регулятивные: формирование умения осуществлять самоконтроль, определения причин успеха и неуспеха, нахождение способов выхода из неуспеха; умение самостоятельно контролировать свое время;

Б) познавательные: формирование умения систематизировать учебный материал, умение строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи;

В) коммуникативные: формирование умения выражать и доказывать свою точку зрения, формирование уважительного отношения к окружающим и их мнению.

- предметные:

А) познавательные: повторить уже изученный материал по глаголу (вид), знакомство с понятием наклонение, виды наклонений.

Б) практические: закрепить знания об условиях выбора правильного написания в различных видах орфограмм; познакомиться с видами наклонений глагола, закрепить полученные знания, формирование умения определять наклонение глагола,

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слово учителя: здравствуйте, ребята! Проверьте, как вы готовы к уроку. Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и слова «классная работа».

  1. Актуализация уже изученного материала.

Слово учителя: ребята, сегодня мы продолжаем с вами изучать глагол. Давайте вспомним, что обозначает глагол? (действие в широком смысле – процесс, состояние, отношение и др). Молодцы!

  1. Наблюдение над языком с целью выявления существенных признаков нового материала.

Слово учителя: ребята, посмотрите на доску. Перед вами три предложения. Давайте прочитаем ихи запишем:

Я пишу аккуратно.

Я писал бы аккуратно, если бы не отвлекался.

Пиши аккуратно!

*слово «Аккуратно» является словарным и пишется с двумя буквами «к».

Слово учителя: ребята, давайте сравним эти предложения. Найдите в них формы одного и того же глагола. Какой это глагол? (писать).

В каком предложении говорится, что действие произошло на самом деле? (в первом).

В каком предложении говорится о действии, которое могло бы произойти только при определенном условии? (во втором).

В каком предложении говорящий призывает совершить действие? (в третьем).

Слово учителя: ребята, в каждом из этих предложений глагол «писать» имеет форму определенного наклонения.

Таблица в учебнике + отображение таблицы на доске. (Учащиеся ее переписывают в тетрадь)

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальное действие, которое происходит, происходило или будет происходить на самом деле в определённом времени (настоящем, прошедшем или будущем). Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам: занимаюсь, читаю, пишу, играю (настоящее время), занимался, читал, писал, играл (прошедшее время), буду заниматься, буду читать, буду играть (будущее время).

Ребята, все ли вам понятно?

сослагательное (условное, то есть действие возможно при каком-либо условии или желательно): я была бы очень рада, если бы ты пришел вовремя; или читал бы ты побольше, а отвлекался поменьше.

Ребята, все ли вам понятно?

повелительное(побуждение к действию, просьба, приказ): напишите, пожалуйста, письмо. Срочно напишите письмо!Напишите, пожалуйста, письмо!

Ребята, все ли вам понятно?

Отметим, чточастица БЫ (Б) всегда пишется отдельно от глагола.

Работа в классе.

Упражнение 1. Общая работа по определению наклонения глагола. (Распечатанный текст + на доске).

Учитель читает предложение, учащиеся вместе с учителем определяют наклонение. Необходимо вставить пропущенные буквы, объяснить написание.

Текст:

Я посм..трел науч..ный фильм о космосе. Я посм..трел бы этот фильм, если бы он был о космосе. Посм..три этот науч..ный фильм о космосе.

Я прочитал бы эту книгу, если бы было время. Я прочитаю эту книгу. Прочитай эту книгу.

Маша с..ела бы эту кашу, если бы она была сла..кая. С..еш.. эту кашу! Маша с..ела кашу.

Упражнение 2.(Распечатанный текст). Работа по вариантам.

Самостоятельно составить предложения со словом 1 вариант - «помочь», 2 вариант – «испечь».Записать в тетрадь.

По схеме: Я помог (помогаю, помогу) …    Я испек (испеку)…

                   Я бы помог … , если бы …         Я бы испек … , если бы …

                   Помоги … !                                   Испеки … !

Ребята зачитывают свои предложения.

Упражнение 3. (распечатанный текст + выводится на экран)

Слово учителя: ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение «Помощница» Агнии Барто. Обратите внимание, что в слове «помощница» пишется буква Щ.

У Танюши дел немало.

У Танюши много дел:

Утром брату помогала (НВ),

Он с утра конфеты ел (НВ).

Вот у Тани сколько дела:

Таня ела (НВ), чай пила (НВ),

Села (СВ), с мамой посидела (СВ),

Встала (СВ), к бабушке пошла (СВ).

Перед сном сказала (СВ) маме:

- Вы меня разденьте (СВ) сами,

Я устала (СВ), не могу(НВ),

Я вам завтра помогу(СВ).

Слово учителя: ребята, я читаю вам еще раз стихотворение, а вы считаете, сколько глаголов в нем? (13 глаголов).

Скажите, в каком наклонении употреблены глаголы? (изъявительное).

Вы уже знаете, что такое совершенный и не совершенный вид глагола. Определите вид глагола. (подписать над каждым глаголом). (НВ -несовершенный вид; СВ – совершенный вид).

Упражнение 4. (устная работа + сопровождение картинками к каждому предложению)

Слово учителя: ребята, я прочитаю вам отрывки из произведений. Устно определите, пожалуйста, к какому наклонению относятся глаголы и скажите, из каких произведений эти отрывки?

  1. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи! («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». А. С. Пушкин).
  2. Я бы уступил свое место, да не бывать Марту прежде Февраля. (Самуил Маршак «Двенадцать месяцев»).
  3. Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу, научи ее говорить всякие смешные слова и носи по дворам. («Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстой).
  4. Не сжег бы ты кожу лягушачью, оборотилась бы я снова красной девицей. (русская народная сказка «Царевна-лягушка»).
  5. В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет. («Сказка о царе Салтане…» А. С. Пушкин).

  1. «Смилуйся, государыня-рыбка!» - ей с поклоном старик отвечает. («Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин).

Упражнение5.
Распределите глаголы в три столбика (изъявительное, сослагательное (условное) и повелительное наклонение). Записать в тетрадь.

Скажите, сказал бы, рассказал, уйдите, написал бы, брошу, поработал, поработай, купил, выздоравливай, вижу, прочитал бы, лечу, буду петь, напишу, не пой, приготовил, прилягу, ляг.

  1. Закрепление изученного материала.

Слово учителя: ребята, давайте подведем итоги урока. Ответьте на вопросы.

- Сколько наклонений выделяют у глаголов? (Три)

- Назовите их (Изъявительное, условное, повелительное)

- Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении? (Обозначают действие, которое происходит, происходило или будет происходить, то есть реально совершаемое действие). Приведите примеры:

- что обозначают глаголы в сослагательном (условном) наклонении? (Действие желаемое или возможное при каком-либо условии).

- что обозначают глаголы в повелительном наклонении? (побуждение к действию, просьбу, приказ).

Слово учителя: молодцы ребята! Вы хорошо потрудились сегодня. На следующих уроках вы подробнее изучите сослагательное и повелительное наклонения.

  1. Домашнее задание.

Слово учителя: ребята, откройте учебник, упражнение 626 в учебнике. Вам необходимо списать, подчеркнуть глаголы. Определить наклонение. Обратите внимание, что в этом упражнении есть второе задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка по теме "Наклонения глаголов" 6 класс

Цель урока: знакомство с наклонениями глаголов. Задачи урока: дать понятие наклонения глаголов; научить отличать наклонения глаголов; научить образовывать наклонения глаголов; повторить...

Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения

Представлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения....

Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения 2

Преставлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения...

Конспекты уроков 4 класс по русскому языку для индивидуального обучения

Конспекты уроков 4 класс по русской литературе для индивидуального обучения....

Конспект урока 5 класса по русскому языку

Открытый урок по русскому языку для 5 класса. Тип урока: комбини рованный....

методическая разработка урока 5 класс по русскому языку по теме " Вид глагола"

Презентация к уроку, подсказка по ходу урока, маршрутный лист. Урок проводился по технологии " Перевернутый класс"...

План-конспект урока русского языка по теме: "Наклонение глагола"

План-конспект урока русского языка по теме: "Наклонение глагола". Урок с элементами проектной деятельности...