План-конспект урока русского языка по теме: "Наклонение глагола"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Рябчикова Ольга Васильевна

План-конспект урока русского языка по теме: "Наклонение глагола". Урок с элементами проектной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Приложение№2          

План-конспект урока русского языка в 6 классе

Наклонение глагола

Цели урока:

  • знакомство с изъявительным, условным и повелительным наклонениями;
  • отработка умения различать наклонения глагола;
  • предупреждение ошибок в употреблении наклонений глагола в речи;
  • упражнение в конструировании предложений с использованием различных форм глагола.

Тип урока: урок изучения нового материала.

 
Задачи:


  1. Познавательные:

  • Дать понятие категории наклонения глагола.

  • Дать понятие изъявительного, условного и повелительного наклонения глагола.

  • Указать формальные признаки наклонения глагола.

  1. Практические:

  • Научить определять наклонение глагола.

  • Научить образовывать от инфинитива формы всех трех наклонений.

  • Научить отличать форму условного наклонения от формы прошедшего времени глагола; форму повелительного наклонения от формы настоящего и будущего времени 2 л., мн.ч.

  1. Общепредметные:

- Развивать логическое мышление в ходе изучения категории наклонения глагола.

- Развивать точность и логичность речи учеников путем указания на смысловые оттенки, передаваемые наклонением глагола.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная, групповая.

Методы обучения:частично поисковый, , объяснительно-иллюстративный, проектно - исследовательский.

План урока:


  1. Оргмомент (1 мин.).

  2. Психологическая подготовка (беседа; 2 мин.).

  3. Изучение нового материала (беседа, составление кластера по теме, 10 мин.).

  4. Закрепление изученного (работа с учебником, беседа, работа с текстом; 23 мин.).

  5. Итог урока (3 мин.).

  6. Домашнее задание (1 мин.).

Ход урока:
I Оргмомент.
II Психологическая подготовка к восприятию нового материала. Метод – беседа.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему я взяла в качестве эпиграфа пословицу   :

                                            «Движение и его выражение – глагол – являются основой языка.                                    Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе»                                                                         (А.Н.Толстой)

      Дети дают свои варианты ответов.

 Сегодня мы продолжаем изучение глагола, но прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним, какую часть речи мы называем глаголом. (Ребята отвечают).

III Изучение нового материала.

А теперь обратим внимание на предложения, записанные на доске:

  1. Япрочитал эту книгу.
  2. Я прочитал бы эту книгу, если бы было время.
  3. Прочитай эту книгу: много полезного найдёшь в ней для
      себя.

Найдите формы одного и того же глагола в  этих  предложениях. Это глагол «прочитать». Какое действие обозначает этот глагол в первом предложении? В первом предложении этот глагол обозначает, что действие произошло на самом деле, но произошло ли данное действие в других предложениях? (Нет). А что тогда обозначают глаголы «прочитал бы» и «прочитай»? (В первом случае – возможность действия; во втором – призыв к действию).

Вывод:

прочитал- действие уже произошло на самом деле

прочитал бы- действие возможно при каком- то условии

прочитай- выражен призыв к действию

2. Слово учителя:

Таким образом, глаголы могут обозначать не только реальные действия, но и выражать желательность действия или побуждение к нему. Эти оттенки значения передает новая для вас
глагольная категория – НАКЛОНЕНИЕ, которая выражает отношение действия к реальной действительности. Как вы уже поняли, в русском языке существует три вида наклонения: изъявительное, условное (или сослагательное), повелительное. Попытайтесь определить, в какой строчке притаились эти наклонения?

Запишите в тетради:


Наклонение - это категория глагола, которая выражает  отношение действия к реальной действительности.

3.Работа с учебником.  Работа в группах. Обмен информацией. С результатами исследования выступает ученик от каждой группы, остальные внимательно слушают, дополняют

  • 1-ая группа – изучает изъявительное наклонение; (стр. учебника114 , параграф 91 )
  • 2-ая группа – условное наклонение; (стр. учебника117-118, параграф 92)
  • 3-ья – группа – повелительное наклонение; (стр. учебника 121-124, параграф 93)

Физкультминутка: (на  мониторе компьютера)

4.Проектная работа Иминовой К. (презентация)

Предметом моего исследования являются наклонения глаголов.

Цель данной работы:  

дать теоретический материал о наклонении глаголов.

Задачи исследования:

- дать понятие наклонения глагола

- проанализировать анкетирование, проводимое мной среди учеников 7-11 классов нашей школы, выявить, глаголы каких наклонений мы больше употребляем в речи.

В своей работе я использовала следующие методы:

- метод поиска информации;

- теоретический анализ (обобщение, сравнение и анализ информации).

Наклонение – это категория глагола, которая выражает отношение действия к действительности. Например,  читаешь, читал бы, читай.

В русском языке различаются три наклонения: изъявительное, условное (или сослагательное) и повелительное.

Изъявительное наклонение обозначает действие, которое происходило до момента речи, происходит в момент речи и произойдет после момента речи: совершенный вид: прочитал, напилил, улетел - прошедшее время; настоящего времени  у глаголов совершенного времени нет; будущее время - прочитаю, напилю, улечу; несовершенный вид:  прошедшее время-рисовал, мечтал,  настоящее время: рисую, мечтаю, будущее время: буду рисовать, буду мечтать. Глаголы изъявительного наклонения изменяются по временам, лицам и числам.

Изъявительное наклонение противопоставляется условному и повелительному, так как оно способно передавать реальное  действие.

Условное наклонение обозначает действие, которое может осуществиться только при каком-то условии. Образуется сочетанием глагола прошедшего времени и частицы бы или б. Например, Если  у бабушки были бы колёса, то была б не бабушка , а велосипед. Форма прошедшего времени в составе условного наклонения не имеет временного значения, поэтому глаголы условного наклонения не изменяются по временам , а только изменяются по родам и числам. Частица бы  может стоять в любом месте предложения, кроме его начала. Частица б  употребляется после слова, оканчивающегося на гласный. Например,  Только не было б войны.

Повелительное наклонение выражает повеление, просьбу, приказ. Оно обозначает действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника. При выражении про-сьбы часто употребляются  слова будьте добры, пожалуйста, которые на письме выделяются запятыми. Например, Скажите, пожалуйста, который час?

 Глаголы повелительного наклонения изменяются по числам. Чтобы образовать форму повелительного наклонения единственного числа, нужно к основе настоящего или будущего времени прибавить суффикс –и – принесут- принеси, помогут- помоги. Некоторые глаголы образуют форму повелительного наклонения без суффикса –и, например, встань, намажь . Формы повелительного наклонения множественного числа  образуются путём прибавления окончания – те к форме единственного числа. Например, несите, спешите, возьмите.  В форме множественного числа  мягкий знак сохраняется.

При образовании форм глаголов  повелительного наклонения  надо учитывать вид, например, обуть- обуй- обуйте( сов. вид)   и обувать – обувай- обувайте( нес. вид).

Способы образования форм глаголов повелительного наклонения  разнообразны. Они могут также образовываться сочетанием  глагола 3 лица  с частицей пусть, пускай, да. Пусть сильнее грянет буря. Пускай польют огород. Да здравствуют каникулы!

Таким образом, если глагол употреблён в каком – либо времени, значит, это изъявительное наклонение. Если глагол обозначает действие, которое возможно при каком-то условии, то это условное наклонение. А если глагол выражает просьбу, приказ или совет, то ,значит, он употреблён в повелительном наклонении.

Заключение

 Работая над исследованием категории наклонения, меня заинтересовал вопрос : «А в  каком наклонении глаголов мы больше всего употребляем в речи?»

 Для этого я провела анкетирование среди учеников 7-11 классов нашей школы.  Выяснилось, что чаще всего мы употребляем глаголы изъявительного наклонения (70  процентов), 20 процентов- глаголы повелительного наклонения и всего лишь 10 процентов глаголы условного наклонения.

5. Вывод: Чтобы определить наклонение глагола, нужно обратить внимание на его значение и форму. Подсказка в определении наклонения:

Наклонение

Значение глагола

Признаки

Примеры

повелительное

приказ, просьба,

побуждение к действию

*суффикс –И-

*окончание во мн. ч. -ТЕ

уйди, помогите, послушай, прочитайте

условное

действие, которое произошло бы при каком – либо условии

глагол в форме прошедшего времени + БЫ

Съел бы, пришел бы, помыла бы

изъявительное

действие, которое происходило, происходит или будет происходить

изменение по временам

Ходил, хожу, пойду, смотрю, бежит, рисуешь, соберем

Если :

- глагол употреблён в каком – либо времени - изъявительное наклонение;

-  действие может произойти при каком-то условии и  в наличие частица бы (б) - условное наклонение;

-  в действии выражается просьба, приказ, совет - повелительное наклонение.

6.Закрепление изученного.

 «Образовать от глаголов в инфинитиве все три формы наклонения в ед.ч.».

Цель упражнения: отрабатываются умения учебно-познавательные (морфологические: образование различных форм глагола), логические (анализ и синтез языкового материала).
Выполнение упражнения: запишите глаголы в таблицу.
 Писать – пишу – писал бы - пиши
Жить – живу – жил бы - живи
Мазать – мажу – мазал бы - мажь
Бросать – брошу – бросил бы - брось
Бороться - борюсь – боролся бы - борись
Стричь – стригу – стриг бы - стриги

Игра «Сундучок»- найди меня

Прочитать предложение, найти глагол, определить наклонение.

8.Написать мини-сочинение  по выбору темы:

Задание: употребить глаголы  всех наклонений.

  • Если я был бы…
  • Весна- чудесное время года.
  • Люби и охраняй природу…
  • Как бы я хотел помочь...
  1. Беседа:

Прочитайте глаголы, сделайте вывод, почему они так пишутся? Чем они отличаются?

Напишете, напишите, выйдете, выйдите, скажете, скажите.

Это формы изъявительного наклонения - будущего времени 2 л., мн.ч и повелительного наклонения .

Запомните: формы повелительного наклонения, похожие на 2 лицо мн.ч., оканчиваются на – ИТЕ, какого бы спряжения ни был глагол.

 10.   Подведение итогов.

  • О каких трех наклонениях глагола вы узнали сегодня на уроке?
  • Чем они отличаются друг от друга?
  • В каком наклонении глаголы изменяются по временам?
  • Постоянный ли признак глагола — наклонение?

Рефлексия. Дети продолжают любое по выбору любое предложение:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я теперь могу…
  • У меня получилось..
  • Мне захотелось…
  •  Я смог…
  • Я попробую…

Домашнее задание.

  1. Прочитать параграфы 91-93 ,составить по теории общий кластер , выучить(обязательно для всех);
  2. выписать из упражнения 567 все глаголы и определить их наклонение.

жение №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)

Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...

План-конспект урока русского языка по теме "Виды глагола"

ПЛАН-КОНСПЕКТ  МАСТЕР-КЛАССА  В  5 «А» КЛАССЕПО ТЕМЕ «ВИДЫ ГЛАГОЛА»Учитель русского языка Л.Н.Нагаева 2011/2012 уч.год ТЕМА УРОКА: Виды глагола.ЦЕЛИ: 1) Ознакомить с новой гр...

План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами ...

Разработка урока русского языка по теме "Наклонения глаголов" 6 класс

Цель урока: знакомство с наклонениями глаголов. Задачи урока: дать понятие наклонения глаголов; научить отличать наклонения глаголов; научить образовывать наклонения глаголов; повторить...

План-конспект открытого урока русского языка в 6 классе с использованием приёмов ТРКМ по теме: "Склонять или не склонять? Вот в чём вопрос ("Несклоняемые имена существительные"")

Цель: познакомить учащихся понятием «несклоняемые имена существительные» а) уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; б) учить детей иссл...

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....