Разработка урока русского языка по теме "Наклонения глаголов" 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Полыгалова Елена Викторовна

 

Цель урока: знакомство с наклонениями глаголов.

Задачи урока:

  1. дать понятие наклонения глаголов;
  2. научить отличать наклонения глаголов;
  3. научить образовывать наклонения глаголов;
  4. повторить сведения о морфологических признаках глаголов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nakloneniya_glagolov.rar110.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема: «Наклонения глаголов. 6 класс.»

Цель: знакомство с наклонениями глаголов.

Задачи:

  1. дать понятие наклонения глаголов;
  2. научить отличать наклонения глаголов;
  3. научить образовывать наклонения глаголов;
  4. повторить сведения о морфологических признаках глаголов.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Устная разминка.

– Какую часть речи мы начали изучать на прошлом уроке?

– Охарактеризуйте глагол как часть речи.

– Перечислите постоянные морфологические признаки глагола.

– Расскажите о виде глагола.

– Расскажите о спряжении глагола.

– Какие непостоянные морфологические признаки глагола вы знаете?

– Образуйте от глагола ЧИТАТЬ формы настоящего, прошедшего и будущего времени.

– Как изменяется глагол в прошедшем времени?

– Как изменяется глагол в настоящем и будущем времени?

III. Изучение новой темы.

– Сегодня на уроке мы с вами познакомимся ещё с одним непостоянным морфологическим признаком глагола. Это наклонение глаголов.

– Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему сегодняшнего урока: «Наклонения глаголов».

Цель урока: узнать всё о наклонении глаголов.

– Эту цель мы достигнем, если сумеем решить поставленные задачи. Помогите сформулировать задачи нашего урока. Что мы будем делать сегодня на уроке? (Дети формулируют задачи, после этого учитель открывает то, что написано на доске).

  1. узнаем, какие есть наклонения у глагола;
  2. узнаем, чем эти наклонения друг от друга отличаются;
  3. научимся образовывать наклонения глаголов;
  4. научимся их определять.

– Мы, конечно же, неслучайно оказались сегодня в компьютерном классе. Изучить новую тему нам сегодня поможет компьютер. Откройте презентацию «Глагол», в строке «Меню» найдите кнопку «Показ слайдов», далее «Начать показ».

1 слайд. 

– Что появилось на экране? (Тема урока).

2 слайд. 

– Перед вами грамматическая сказка. Мы будем читать текст и отвечать на вопросы.

3 слайд. 

– Охарактеризуйте мне первого дровосека, при этом обратите внимание на то, как он стоит, что он говорит. (Он стоит без топора, руки у него за спиной. Он любит командовать, но при этом сам ничего не собирается делать).

4 слайд. 

– Охарактеризуйте второго дровосека. (Этот дровосек тоже вряд ли станет работать, потому что он сидит на камне и курит трубку, а топор лежит рядом с ним).

5 слайд. 

– Охарактеризуйте третьего дровосека. (Третий дровосек немногословен, именно он и будет работать за себя и за первых двух).

– Подумайте, сколько наклонений есть у глаголов? Почему вы так решили?

– Действительно, дровосеки появились неслучайно. У глаголов три наклонения, давайте вместе посмотрим, что это за наклонения.

6 слайд. 

– Перечертите схему в «Помощницу» (специальную тетрадь по теории, которая ведётся с пятого класса).

– Назовите наклонения глаголов.

– Что обозначает повелительное наклонение глагола, приведите пример.

– Что обозначает условное наклонение глагола, приведите пример.

– Что обозначает изъявительное наклонение глагола, приведите пример.

7 слайд – 9 слайд (образование наклонений глагола).

– Перечертите схемы образования наклонений глаголов в «Помощницу».

!!! По временам изменяются только глаголы в изъявительном наклонении.

IV. Закрепление.

1. В рабочей тетради заполняем таблицу.

инфинитив

повелительное наклонение

условное наклонение

изъявительное наклонение

брать

бери

брал бы

брал

беру

буду брать

причесать

причеши

причесал бы

причесал

причешу

писать

пиши

писал бы

писал

пишу

буду писать

рассказать

расскажи

рассказал бы

рассказал

расскажу

учить

учи

учил бы

учил

учу

буду учить

2. 10 слайд.

– Выполнить самостоятельно задание в рабочей тетради (распределить глаголы по группам), далее следует проверка выполненного задания (11, 12, 13 слайды).

3. Задание:

Переписать предложения с доски, найти в них глаголы, надписать над ними наклонения, расставить знаки препинания, начертить схемы.

Предложения на доске:

  1. Без тебя я не добралась бы до города и замёрзла бы на дороге.

(Без тебя я не добралась бы (условн.) до города и замёрзла бы (условн.) на дороге.)

  1. Звёзды сверкали остро и холодно и небо на востоке уже посветлело.

(Звёзды сверкали (изъявит.) остро и холодно, и небо на востоке уже посветлело (изъявит.).)

  1. Я услышал голос брата принеси мне яблоко.

(Я услышал (изъявит.) голос брата: «Принеси (повелит.) мне яблоко».)

– Ребята, а если бы к вам обратились: «Принеси мне яблоко!» – захотели бы вы это сделать?

– Конечно же, нет. Поэтому вы сами, когда обращаетесь к кому-нибудь с просьбой, не забывайте о «вежливых» словах: спасибо, пожалуйста…

V. Подведение итогов.

1. Рефлексия.

– Посмотрите на доску (задачи урока). Что нам сегодня удалось сделать из того, что мы вместе наметили?

2. Оценки за урок.

3. Домашнее задание.

        1. выучить теорию;

2. выполнить упражнение №477: переписать, выделить пропущенные орфограммы, над глаголами надписать наклонение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 7-8 классах сельской малокомплектной школы

Представленная здесь разработка может быть интересна учителям сельских малокомплектных школ, где из-за малого количества обучающихся приходится объединять классы. Естественно, это требует отличн...

разработка урока русского языка "Обучающее сочинение". 11 класс.

Разработка урока русского языка по теме «Обучающее сочинение-рассуждение «Что же делать?» с элементами интеграции (НРК — знакомство с южноуральским автором Сергеем Гальпериным)...

Разработка урока русского языка в 5 «В» классе: «Имя прилагательное»

Тема урока:  «Имя прилагательное», 5 классЦель: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.Задачи:обучающая:  пополнить практический опыт учащихся в уп...

Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 6 класса "Выделение причастного оборота на письме"

Урок по теме «Выделение причастного оборота на письме»  из раздела «Причастие  в языке и речи», относящийся к  уроку закрепления знаний,  разработан для учащихся 6  класса, об...

Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 7 класса (ОС "Школа 2100") по теме "Повторение изученного о деепричастии"

Урок по теме «Повторение изученного о деепричастии»  из раздела «Деепричастие в языке и речи», относящийся к  уроку обобщения и систематизации знаний,  разработан для учащихся 7  к...

Разработка урока русского языка "Сложносочинённое предложение" (9 класс)

Разработка урока русского языка "Сложносочинённое предложение" (9 класс)...