Разработка урока русского языка в 7-8 классах сельской малокомплектной школы
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Кошелева Евдокия Павловна

 

Представленная здесь разработка может быть интересна учителям сельских малокомплектных школ, где из-за малого количества обучающихся приходится объединять классы. Естественно, это требует отличной от традиционной организации работы на уроке. Большая  часть времени на таких уроках – самостоятельная работа учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           МАОУ «Чердынская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

                                                              Конспект урока русского языка  в  разновозрастной  группе (7 -8 классы)

                                                                                            Учитель Кошелева Евдокия Павловна                                                                                                                

                                         7 класс                                                                                                           8 класс

                     Тема: «Написание  НЕ с наречиями  на О - Е»                                              Тема: «Безличные предложения»

                   Цель: знакомство со слитным и раздельным                                                  Цель: знакомство с группой безличных предложений

                               написанием НЕ с наречиями на О-Е 

                  Задачи:  закрепление знаний учащихся  о написании                                   Задачи: формирование умения находить безличное

                  наречий, формирование умения различать наречия                                     предложение  и характеризовать его,  

                   и омонимичные словоформы,                                                                         закрепление знаний учащихся о группе односоставных

                  совершенствование навыка самостоятельно                                                 предложений глагольного типа

                  формулировать правило.                                                                   .

        

                  Оборудование: раздаточный материал, электронные тестеры, опорный конспект  «Односоставные предложения  

                                            глагольного типа»,  словари различных типов.

                   Тип урока:  изучение нового материала и закрепление знаний, умений и навыков.  

                                                                         

                                                                                                                 Ход урока                                                                                                             время

                         1. О целях и задачах урока                                                                                                                                                                           2 мин.  

                    Оформление работ


                    2. Этимологическая разминка. Записать слова по началу этимологической справки к ним.                                                                5 мин.

                          Отметить гласные, проверяемые этимологией слова  

                                               …лат.   porto   (порто)                           …лат.  plane     (плане)

                                            …греч.  tele     (теле)                             …лат.  trado     (традо)

                                                       …лат.   festa    (феста)                           …лат.  patria   (патриа)

                                              …итал. soldo   (сольдо)                         …греч. phone   (фоне)

                      Возможные слова: портфель, портсигар, портмоне, телевидение, телефон, фестиваль, солдат, планетарий,

                                                     планета, традиция, патриот, фонетика, фонотека и др.


                  3. Изучение нового материала.                                                                                                                                                                    17 мин.

                        а) Самостоятельная работа                                                                            а) Работа с опорным конспектом  (см. Приложение  №1)

                     Учебник, стр. 112 – 113, упр. 252-                                                             «Односоставные предложения глагольного типа»

                            подготовиться к ответу по данному                                                           Подобрать примеры на каждый тип

                     материалу, подобрать примеры на                                                               К какому типу вы не можете подобрать предложение?            

                     каждый пункт и записать в тетрадь                                                             б) Работа с материалом учебника, стр. 83 – 84.

                     б) Проверка выполнения самостоятельной                                                  в) Самостоятельно: составить схему по новому материалу

                        работы . Сформулировать правило написания                                          (см. Приложение №2 – возможный вариант)

                         Не с наречиями (предварительно, если кто-либо

                    из учащихся пожелает, записать ответ на диктофон                                    Выполнение упражнения №132

                    с последующим его анализом )


                 4.  С а м о с т о я т е л ь н а я   р а б о т а.    Вспомнить слова категории состояния ( 7 – 8 кл. вместе)                                                    6 мин.

                     - Где можно употребить слова категории состояния?  Составить безличные предложения со словами категории

                       состояния. Например, мне грустно оттого, что весело тебе.                                                

                                                                  Работа со словами, записанными в тетради во время этимологической разминки.

                                                                                                           Выбрать 5 слов.

                    С данными словами, используя наречия,                                              С данными словами  составить безличные и другие

           составить предложения и записать их                                                   односоставные   предложения и записать их в тетрадь.

                      в тетрадь.

                 

                    5. Самостоятельная работа с тестами (проверка усвоения нового материала и закрепление ранее изученного

                                                                                                с использованием электронных тестеров)

                       Задания по теме «Наречие»                                                                       Задания по теме  «Односоставные предложения»             7 мин.

                                                                                       (см. Приложение №3)


                6.  Самостоятельная работа.  Из набора   выбрать нужные предложения и записать в тетрадь                                                        6 мин.

                                                                       (Предложения со словом заря, см. Приложение №4)

                       Выписать предложения с наречиями                  Выписать односоставные предложения , из четверостиший записать

                                                                                                       одно простое предложение   (дать его характеристику – по плану)


                7. Подведение итогов урока. Прокомментировать  работу учащихся на уроке.                                                                                 2 мин.

                        Вопросы учащимся.

                         - Что  вы взяли для себя с сегодняшнего урока? Что нового узнали?

                        -  Какое из заданий было самым интересным? Как вы оцениваете свою работу на уроке

                    8. Домашнее задание

                        параграф 18, упражнение 257.                                             параграф 21, упражнение 135                                                                     45 мин.

                        Никита – 10 предложений с наречиями

                        из художественных текстов.



                    Односоставные предложения глагольного типа

                                                                                                                                                                                                                              (Приложение №1)

  1. Определённо – личные предложения.

Формы глаголов  1-го и 2-го лица употребляются в единственном  и множественном числе

изъявительного и повелительного наклонения.


  1. Неопределённо – личные предложения

Глагол имеет форму 3-го лица множественного числа или форму

прошедшего времени множественного числа


  1. Обобщённо – личные предложения

Обобщённое значение передаётся формами глагола 2-го лица ед. числа, реже – формами 3-го лица  множественного числа при условии отсутствия подлежащего.  (Пословицы, афоризмы)


  1. Безличные предложения.

Глагол не указывает и по своей форме не может указывать на действующее лицо.


       

                                                                                       Безличное предложение                                                                                               Приложение №2

                                                                     Сказуемое   в  безличном   предложении  может   быть   выражено:



                                          безличным глаголом,                  словами НЕТ,  НЕ БЫЛО

                                          при котором подлежащее            (не оказалось, не удалось и др.                                            инфинитивом в сочета-

                                          невозможно.                                    Друзей нет ( не было, не                                                       нии с безличным вспо-

                                          Нездоровится.                                                     оказалось).                                                           могательным глаголом

                                         Знобит. – Знобило.                                                                                                                             Друзей мне не удалось  

                                                                                                                                                                                                        повидать.

                                                                                                                инфинитивом

                                       безличной формой личного               Эту дверь не открыть.

                                       глагола, который может

                                       употребляться в двусостав-                                                                           наречиями (словами категории состояния)  или

                                       ном предложении.                                                                                            краткими страдательными причастиями в форме

                                      Понаехало гостей. –                                                                                         среднего рода  со словом  БЫТЬ  или без него

                                      Гости понаехали.                                                                                             Мне было грустно. На улице жарко.

                                                                                                                                                                   Об экзаменах уже сообщено.

                                                                                                                  Приложение №3

                                      7 класс    Тест по теме «Наречие»                                                                          8 класс  Тест по теме «Односоставные предложения»

  1. Какое из данных слов – наречие?                                                                                1. Найдите безличное предложение

а)  шалаш                                                                                                                           а) От вас беру воспоминанье, а сердце оставляю вам.

                    б) красив                                                                                                                             б) Действительно, в наших краях знают толк в пении.

                    в) возьмёшь                                                                                                                        в) Придорожным мёдом веяло с гречих.

                    г) наотмашь                                                                                                                        г) Храни меня, мой талисман.

                         

  1. В каком из предложений есть наречие в сравнительной степени?                           2. Найдите двусоставное предложение.

а)  Мой брат выше меня.                                                                                                   а) Наряжу коня, наточу булат, затяну чекмень, полечу в леса.

б)  Человеческое слово стрелы острее.                                                                            б) Сейчас за нами придут.

в)  Дым Отечества светлее чужого огня.                                                                         в) Предрассветная синяя тишина.

г)  Мой брат через планку прыгает выше меня.                                                             г) Миша встал и ощупью в потёмках добрался до окна.

              3.  Найдите наречие, образованное суффиксальным способом.                                       3. Найдите определённо-личное предложение.

                   а) когда-нибудь                                                                                                                     а) Теперь зубров не только охраняют, но и разводят.

                   б) негде                                                                                                                                    б)  Чужим умом умён не будешь.

                   в)  доныне                                                                                                                               в)  Вижу, вижу лунный луг сквозь листву густых ракит.

                   г)  во-первых                                                                                                                           г)  Ночью холодом веет с земли.

              4. Какое из наречий обозначает время действия?                                                               4. Найдите безличное предложение.

                   а)   приехали сегодня                                                                                                              а)  Мох пахнет грибной сыростью.

                   б)  мало интересовался                                                                                                          б)  На шоссе было совершенно безлюдно.

                   в)  сражайся смело                                                                                                                 в)   Его последнее слово ещё звенело в ушах.

                   г)  обидеть сгоряча                                                                                                                 г)   Лекарства хранят в тёмном и прохладном месте.

               5. В каком из словосочетаний НЕ пишется раздельно?                                                     5. Найдите обобщённо-личное предложение.

                   а)  сделать (не)аккуратно                                                                                                       а)  Снявши голову, по волосам не плачут.

                   б)  пришить (не)крепко, а слабо                                                                                            б)  У нас сорвало обе мачты и паруса.

                   в)  висит (не)высоко                                                                                                                в)  Примите дивное посланье из края дальнего сего.

                   г)  выглядеть (не)опрятно                                                                                                       г)  От его слов Илье становится жутко.

                6. В каком словосочетании НЕ пишется слитно?                                                               6. Найдите безличное предложение

                   а)  ничуть (не)высоко                                                                                                             а)  Охотно мы дарим, что нам не нравится самим.

                   б)  нисколько (не)далеко                                                                                                        б)  Пашню пашут, так руками не машут.

                   в)  излагать (не)последовательно                                                                                          в)  В небесах торжественно и чудно!

                   г)  вовсе (не)красиво                                                                                                               г)  Отвели мне участок неподалёку от автозавода.

               7.  К какому глаголу можно добавить отрицательное наречие с приставкой НИ?           7. Найдите двусоставное предложение

                   а)  идти  …                                                                                                                                а)  Чуть тянет морозный утренний ветерок.

                   б)  положить   …                                                                                                                      б)  Остаётся пожелать вам счастливого пути.

                   в)  ждать   …                                                                                                                             в)  Тетрадей оказалось достаточно

                   г)  не боялся   …                                                                                                                       г)  Бумагу изготовляют из древесины ели и сосны.

                                                                                Приложение№4

                                                    1.         Чаще всего зарницы бывают в июле-августе, когда созревают хлеба. Поэтому

                                                                и существует народное поверье, что зарницы «зарят хлеб» - освещают его по ночам-

                                                                и от этого хлеб наливается быстрее.

                                                                           Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово «заря» - одно из пре –

                                                                краснейших слов русского языка. Это слово никогда не говорят громко.

                                                                                                                                                                                                              (К. Г. Паустовский)                                              

                                                   2.      Там о заре прихлынут волны                    3.   И не пуская тьму ночную

                                                            На брег песчаный и пустой,                            На золотые небеса,

                                                            И тридцать витязей прекрасных                     Одна заря сменить другую

                                                            Чредой из вод выходят ясных…                     Спешит, дав ночи полчаса.  

                                                                                                                                                                                                                         (А. С. Пушкин)

                                                    4. Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

                                                        Белый пар по лугам расстилается.  

                                                        По зеркальной воде, по кудрям лозняка

                                                        От зари алый свет разливается.

                                                                                                                                                                                                                      (И. С. Никитин)

                                                   5. Осенние зори  иные – хмурые, медленные.  Дню неохота просыпаться – всё равно

                                                       не отогреешь озябшую землю и не вернёшь убывающий солнечный свет.

                                                                                                                                                                                                                 (К. Г. Паустовский)

                                                   6.   Встаёт заря во мгле холодной,

                                                         На нивах шум работ умолк,

                                                         С своей волчихою голодной

                                                         Выходит на дорогу волк…                                                                                                               (А. С. Пушкин)



Примечание: учебники Русский язык 7, 8 кл. под ред. М. М. Разумовской

                     Журналы «Русский язык в школе» (разных лет издания)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида «Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)

Урок русского языка в 8-м классеспециальной (коррекционной) школы VIIIвида«Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)...

разработка урока русского языка "Обучающее сочинение". 11 класс.

Разработка урока русского языка по теме «Обучающее сочинение-рассуждение «Что же делать?» с элементами интеграции (НРК — знакомство с южноуральским автором Сергеем Гальпериным)...

Урок русского языка "Имя существительное" 9 класс, специальная (коррекционная) школа, VIII вид

Урок русского языка по теме «Имя существительное» проводится в 9 классе коррекционной школы (VIII вид). Тип урока: обобщение и систематизация знаний обучающихся. Для развития интереса и положительной ...

Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 7 класса (ОС "Школа 2100") по теме "Повторение изученного о деепричастии"

Урок по теме «Повторение изученного о деепричастии»  из раздела «Деепричастие в языке и речи», относящийся к  уроку обобщения и систематизации знаний,  разработан для учащихся 7  к...

План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: «Понятие о числительном как части речи».

Познакомить учащихся с новой для них частью речи - именем числительным, учить различать имена числительные среди других частей речи, дать понятие о порядковых и количественных числительных....

Разработка урока русского языка для учащихся 6 класса Тема урока: «Истолкование и восприятие публицистического и художественного текстов на тему: «Человек и звёзды»

Разработка урока  по формированию  грамотного чтения  литературного текста,  развивающего умения   формулировать  тему текста и   основную мысль,  пон...