Урок русского языка по теме "Условное наклонение глагола"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Царегородцева Мария Вячеславовна

Урок проводится в нестандартной форме - урок - лингвистическая экспедиция. Ученики побывают  на планете Мечта, заглянув в Город изъявительных фактов, столицу глаголию, город Мечтателей, город Повелителей. Урок носит и ярко выраженный метапредметный характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_6_klasse.doc734 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТНОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. СОСНОВКА»

Урок русского языка

в 6 классе по теме

«УСЛОВНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА»

Учитель русского языка и литературы

Царегородцева М.В.

2015

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: нестандартный урок. Урок - лингвистическая экспедиция.

Тема урока:  «Условное наклонение глагола»

Методы, применяемые на уроке: информационно-рецептивный, репродуктивный, частично-исследовательский, проблемный, игровой.

Цели урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Продолжить изучение наклонений глагола, в частности - условного наклонения;
  • Формировать умение образовывать формы условного наклонения;
  • Научить шестиклассников находить глаголы в условном наклонении.

             РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развивать познавательную деятельность учащихся;
  • Формировать творческое мышление учеников;
  • Содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
  • Продолжить развитие коммуникативной компетенции учеников;
  • Развивать и закреплять умения и навыки работы учащихся с текстом.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Способствовать воспитанию преодоления трудностей в учёбе;
  • Воспитывать интерес к русскому языку.

Цели для учащихся

        ЗНАТЬ:

  • образование форм условного наклонения глагола;
  • изменение форм условного наклонения глагола;
  • значение глаголов в условном наклонении;
  • историю возникновения сослагательного наклонения.

                                   УМЕТЬ:

  • находить глаголы в условном наклонении;
  • различать формы изъявительного и условного наклонений;
  • делать выводы на основе полученной информации.

                                   ПРИМЕНЯТЬ:

  • полученные знания для дальнейшего изучения русского языка

Средства обучения: интерактивная доска, программное обеспечение Notebook, мультимедиапроектор.

Ход урока:

1. Организационный момент – 3 мин.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Давайте знакомиться! Меня зовут Мария Вячеславовна.

Ребята, под звуки музыки я предлагаю вам вспомнить ситуацию, в которой вы были очень успешны. Что вы видели вокруг себя, что слышали, что чувствовали? Когда эти ощущения возникнут перед вашим внутренним взором, представьте перед собой круг, окрасьте его в любимый цвет и войдите в него с теми приятными ощущениями, которые вспомнили. Это будет ваш круг совершенства. Возьмите его с собой на урок, он вам поможет стать более уверенными и успешными.

(Звучит  Paul Mauriat “Super instrumental”. )

Учитель рассказывает метафору. (Закрепление ситуации успеха.)

Притча о божьей коровке

Наш мир великолепен! Он полон ярких всевозможных красок. И вот среди всего этого многообразия цветов жила на свете маленькая серенькая букашка. Никто не замечал её, и она очень страдала от одиночества. Букашка очень много трудилась. Она одна могла победить полчища злой, вредной тли. Она помогала всему живому, но никто не ценил её усилия. Все другие насекомые очень гордились своими яркими цветами и не обращали на неё никакого внимания, а вредный колорадский жук всё время насмехался над ней. Так жила маленькая букашечка и горевала: "Как же так! Бог такой мудрый, такой щедрый, неужели он не даст немного красок и мне?"

Утром она проснулась от ласкового прикосновения. Это доброе солнышко гладило её своим лучиком и приговаривало: "Милое дитя, просто поверь в себя, в свои силы! Ты необыкновенная букашка, всё у тебя будет хорошо!"

Маленькая букашечка так обрадовалась, что её кто-то любит, что кто-то верит в неё, что с большим рвением приступила к работе. Она подумала: "Если я все листочки очищу от серой тли, то они станут зелёными, и тогда на их ярком фоне даже мой неприметный серенький окрас будет виден". Она так старалась! С каждым днём она работала всё больше. Листик за листиком, веточка за веточкой букашка очистила все деревья. Потом она огляделась, чтобы полюбоваться проделанной работой. Перед ней был красивый, чистый сад. И каждый листочек на дереве шелестел только для неё: "Спасибо, ты спасла нас! Ты подарила нам новую жизнь, ты самая лучшая!"
Маленькой серенькой букашечке ещё никто и никогда не говорил таких слов. Она была так поражена, что ... покраснела.

Теперь и все другие насекомые обратили внимание на яркую красную букашку. Она была так счастлива! Она просто сияла и излучала такое счастье, добро, радость, что все стали называть её "Божья коровка". Особенно она подружилась с детьми. И теперь всегда, когда люди берут её на руки и просят полететь на небо и исполнить их желание, она с радостью это делает, ведь она - "божья", и она точно знает, что каждый в жизни может получить всё, о чём мечтает, нужно просто поверить в себя!

И я надеюсь, что сегодня вы поверите в свои силы, и у вас всё получится на уроке.

2. Определение целей и задач урока – 4 мин.

Ребята, а вы любите сюрпризы? Сегодня я приготовила для вас урок-сюрприз. И все мы станем участниками удивительной лингвистической экспедиции.

Для этого нужны путевые дневники, где мы будем вести записи. Кстати, подойдут ваши рабочие тетради. Необходимое снаряжение. Проверяйте его готовность: ручка, карандаш, линейка и резинка. И, конечно же, в дорогу мы возьмём багаж. У нас есть два чемодана. Один мы заполним перед дорогой, а другой, наоборот, в пути. Итак, счастливой дороги! Объяснение правил лингвистической экспедиции.

А для начала мы сделаем первую запись в путевых дневниках.

Двадцать седьмое октября.

Классная работа.

Условное (сослагательное) наклонение глагола.

До чего же замечательное

Наклоненье сослагательное!

Д. Родари

Сегодня мы отправляемся в космос  и побываем на прекрасной планете Мечта. Обратите внимание на маршрут нашей экспедиции и помогите мне определить её цель.

Ученики: Если столица Глаголия, то мы должны вспомнить, что мы знаем о глаголе. В городе Изъявительных фактов повторим, наверное, изъявительное наклонение глагола. В городе мечтателей узнаем об условном наклонении.

Учитель: Молодцы, ребята. Вот мы и сформулировали задачи нашего урока: повторить такую часть речи, как глагол, закрепить материал об изъявительном наклонении и познакомиться с условным наклонением глагола.

В дороге нам не обойтись без багажа. А возьмём мы с собой самые необходимые вещи – наши знания.

3. Повторение пройденного материала – 7 мин.

Попасть на планету Мечта, в город Мечтателей, мы сможем только если пройдём через Город изъявительных фактов, столицу Глаголию и выполним следующие испытания.

а) Устный опрос.

- Скажите, пожалуйста, что такое глагол? (Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на  вопросы: что делать? что сделать?)

- Как правильно определить вид глагола?

- Что выражает глагол с помощью такой категории, как наклонение? (С помощью наклонений глагол выражает отношение действия к действительности)

- Какие наклонения глагола вам известны? (Изъявительное, сослагательное (условное), повелительное)

б) Письменная работа.

- Синтаксическая пятиминутка.

Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. На этой планете отсутствует вода, поэтому там никогда не идут дожди. Составьте схемы предложений.

Выпишите глаголы. Определите их наклонение, время.

Отсутствует – глагол, изъяв. накл., наст. вр.

Идут - глагол, изъяв. накл., наст. вр.

- Для написания личных окончаний каких глаголов обязательно определить спряжение. Почему?

- Какая особенность в написании гласной в суффиксе глагола прошедшего времени?

- Орфографический диктант. Учащиеся записывают примеры, объясняют окончание глаголов, указывают наклонение и вид глаголов.

Услышал предание, увидите причудливые растения, видел извержение, заклеит конверт, затеял ссору, посеял вражду, снег растаял, лелеет мечту о кругосветном путешествии, почуял запах горелого хлеба.

4. Объяснение нового материала – 5 мин.

Молодцы, ребята! Сундук собран, и мы отправляемся в путь! Внимание! Мы приближаемся к Городу Мечтателей. Девиз жителей этого города  - если бы да кабы. Посмотрите на них внимательно они всегда ходят парами. Рядом с глаголами – частица бы. Она либо бежит за глаголом, либо отстаёт, пропуская несколько слов, либо перегоняет его и стоит впереди.

Хотите узнать историю их дружбы? Для этого нужно попробовать самостоятельно разгадать небольшой ребус, который начерчен на входе в город. Что же у нас получается? С помощью чего образовались эти глаголы?

Ученики: К основе инфинитива прибавили суффикс Л и частицу БЫ.

Учитель: Правильно. Обратите внимание, ребята, частица бы пишется раздельно. Эта частица может иметь и краткую форму Б. При этом она подчёркивается как сказуемое вместе с глаголом.

Составьте предложения с данными глаголами. А теперь поставьте частицу бы перед глаголом.

5. Закрепление материала – 15 мин.

Вот мы и в городе! Ой, что это? Это дом местного садовника, его дом находится на самой окраине города. Давайте прочитаем в Летописи города, что говорится об этом человеке.

В Городе Мечтателей проживал старый добрый садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором благоухали чудесные цветы, дарили прохладу волшебные деревья и радовали глаз зелёные газоны. Что ни день – старичок в своём саду сажает, поливает и окучивает. Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и обрадовал бы всех печальных…

Какие реальные события происходят в саду? Озвучьте их действиями.

Ученики: Проживал, выращивал, сажает, поливает, окучивает.

Что произошло бы, если бы садовник умел творить чудеса? Озвучьте действиями.

Ученики: Вырастил бы, исцелил бы, обрадовал бы.

Чем отличаются перечисленные вами глаголы?

Ученики: Одни действия были (есть) на самом деле, а другие возможны при каком-то условии.

Учитель: Правильно, ребята, глаголы в условном наклонении обозначает действие, которое возможно при каком-либо условии или желательно. Итак, мы узнали, что обозначает глагол в форме сослагательного наклонения, как образуется эта форма и как пишется частица бы с глаголами. А вот как возникло сослагательное наклонение в языке, нам расскажут наши исследователи.

Ученик: От глагола быть в значении «существовать, быть»... образовалось целое гнездо слов. Прежде всего частицы. В древнерусском языке сослагательное наклонение тоже было... Для образования сослагательного наклонения в древнерусском языке к причастию на л (писалъ, думалъ) нужно было прибавить глагол быть в форме прошедшего времени (оно называлось аорист). Например, сослагательное наклонение от глагола писать выглядело так:

(я) быхъ писалъ,

(ты, он) бы писалъ,

(мы) быхомъ писали,

(вы) бысте писали,

(они) быша писали.

Постепенно система времен в языке менялась. Не стало аориста. А форма его 2-3 лица единственного числа от глагола быти сохранилась как частица бы, образующая сослагательное наклонение: она вытеснила все другие формы и теперь употребляется во всех лицах и числах.

Учитель: Так и живет в языке частица бы, о которой Феликс Кривин сказал, что она «мечтает». Согласны ли вы с этим утверждением?

Ученики: Да, глаголы, употребляемые с частицей бы, обозначают действие, которое только желательно или возможно при каком-либо условии, то есть действие, о котором мы мечтаем.

Учитель: Давайте послушаем стихотворение Д. Родари, прославляющее сослагательное наклонение. А вы, ребята, выпишите из этого стихотворения глаголы в условном наклонении.

Ученик: Я решил бы...

Я сказал бы...

Поспешил бы...

Написал бы...

До чего же замечательное

Наклоненье сослагательное!

Никогда не чертыхается,

Не скандалит, не кричит,

В кресло мягкое забьется

И мечтательно журчит:

Я б турецкий изучил...

Я бы радио включил...

Нет, постойте-ка!

Вначале

Я сыграл бы на рояле...

Я сыграл бы,

Коль умел бы,

Если б мог бы,

Полетел бы,

Я бы съел вагон пирожных,

Если только их имел бы!..

Учитель: Спасибо. А давайте попробуем изменить форму числа и рода в этих глаголах.

Ученик:  Решил бы – решила бы – решило бы – решили бы.

Учитель: Значит, глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе по родам.

Учитель: Продолжим нашу экспедицию и вглядимся в улицы этого города. Что я вижу?

Здания здесь недостроены, одежда недошита, хотя и сделана из прекрасного материала, деревья в садах и парках недосажены, картины художников недописаны, больные недолечены, дети недоучены. Давайте спросим у жителей, когда же они доделают свою работу. Для этого нам придётся разбиться на группы.

1 ряд опрашивает архитектора. Архитектор ответил:

Я бы построил дворец, если бы…

Продолжите предложение.

2 ряд опрашивает городского садовника. Садовник сказал:

Я бы вырастил дерево, если бы…

Продолжите предложение.

3 ряд беседует со швеёй. Швея прошептала:

Я бы сшила новое платье, если бы…

Продолжите предложение.

Учитель: И хотя в городе всё недоделано, глаголы очень довольны своей жизнью. Они пели весёлые песни, с удовольствием слушали стихи о своём городе.  На улицах Города Мечтателей всегда звучит музыка. Ваша задача: выписать из звучащих песен глаголы в условном наклонении.

Музыкальный выборочный диктант.

Мы подошли к последней улице самых отчаянных фантазёров и мечтателей. Н сюда можно попасть только по пропуску. Градоначальник подарил нам пропуска, заполнив которые, мы тоже зачисляемся в мечтатели. Итак, давайте помечтаем. 5 – 6 вариантов послушать.

Учитель: А  теперь, внимание! Сундук, с которым мы вернёмся из экспедиции ещё пустой. Чем же мы заполним его? Конечно, новыми знаниями.

- Как образуются глаголы условного наклонения?

- Как изменяются глаголы условного наклонения?

- Где может находиться частица бы у глаголов условного наклонения и как она пишется?

- Приведите примеры глаголов условного наклонения?

Учитель: А теперь вернемся к эпиграфу нашего урока. Согласны ли вы с тем, что сослагательное наклонение действительно можно назвать замечательным?

Учитель: Посмотрите, какой полный наш сундук, а это значит, что вы хорошо поработали на уроке.

Домашнее задание:

«3»

Спишите, подчеркните глаголы в условном наклонении.

1) Но если бы искрен..им словом с..годня я людям п..мог, (не) ждал (бы) я счастья иного, иных (не) искал (бы) дорог.

2) Если бы каждый человек на куске земли своей ..делал (бы), что он может, как пр..красна была (бы) земля наша.

3) Если я был (бы) маленький-маленький гном,

Я (б) умывался каплей одной дождя,

Я (бы) на бож..ей коровке ездил верхом,

Удочку прятал в дырочку от гвоздя.

«4»

   Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

   На ель Ворона взгромоздясь,

   Позавтракать было совсем уж собралась,

   Да позадумалась, а сыр во рту держала.

   На ту беду, Лиса близёхонько бежала;

   Вдруг сырный дух Лису остановил:

   Лисица видит сыр, -

   Лисицу сыр пленил,

   Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

   Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

   И говорит так сладко, чуть дыша:

   "Голубушка, как хороша!

   Ну что за шейка, что за глазки!

   Рассказывать, так, право, сказки!

   Какие перышки! какой носок!

   И, верно, ангельский быть должен голосок!

   Спой, светик, не стыдись!

   Что ежели, сестрица,

   При красоте такой и петь ты мастерица,

   Ведь ты б у нас была царь-птица!"

Задания:

1. Выпишите глаголы, которые обозначают действия реальные, происходящие на самом деле (сейчас, в прошлом).

2. Выпишите глаголы, которые обозначают действия, возможные при определённых условиях.

3. Определите наклонение, время глагола.

4. Почему глагол в форме условного наклонения не обозначает времени действия? (устно)

«5»

Напишите небольшое сочинение, которое начиналось бы словами:

  • «Как бы я хотел помочь»;
  • «Это мечтательное наклонение»;
  • «Если бы».

Рефлексия.

Наша экспедиция завершается, мне кажется, она получилась интересной и плодотворной, благодаря вашей работе, ребята. И я хотела бы ее оценить. Заполнение листов самооценки.

        Ребята, я согласна с Вами: условное наклонение замечательное. Мечтать нужно. Не зря древнегреческий философ Сократ говорил: «Самый бедный человек … тот, у которого нет мечты!». Но не забывайте, что всё в ваших руках. Если вы будете только мечтать и ничего не делать при этом, то ваша жизнь будет похожа на жизнь жителей Города Мечтателей: платье будет недошито, здание недостроено и т.д. Мечтайте, путь ваши мечты обязательно исполнятся! Всего вам самого доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Виды глагола".

Данный материал  поможет учителю провести урок по теме, опираясь на материал презентации....

План-конспект урока русского языка по теме "Виды глагола"

ПЛАН-КОНСПЕКТ  МАСТЕР-КЛАССА  В  5 «А» КЛАССЕПО ТЕМЕ «ВИДЫ ГЛАГОЛА»Учитель русского языка Л.Н.Нагаева 2011/2012 уч.год ТЕМА УРОКА: Виды глагола.ЦЕЛИ: 1) Ознакомить с новой гр...

Урок русского языка по теме "Безличные глаголы" (6 класс)

Материал содержит конспект урока и презентацию....

Урок русского языка "Правописание НЕ с глаголами"

конспект урока по теме "Правописание не с глаголами"...

Урок русского языка по теме "Безличные глаголы"

Урок изучения нового материала...

Разработка урока русского языка по теме "Наклонения глаголов" 6 класс

Цель урока: знакомство с наклонениями глаголов. Задачи урока: дать понятие наклонения глаголов; научить отличать наклонения глаголов; научить образовывать наклонения глаголов; повторить...

План-конспект урока русского языка по теме: "Наклонение глагола"

План-конспект урока русского языка по теме: "Наклонение глагола". Урок с элементами проектной деятельности...


 

Комментарии

Кунигина Елена Сергеевна

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, остались у вас дополнительные материалы по уроку? (карта, презентация) Буду очень признательна!