Урок по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Гарейшина Зиля Раисовна

Урок русского языка в 5 классе на тему: "Антонимы" соответствует КТП, составленному в соответствии с образовательной программой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antonimy.docx38.58 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Фамилия, имя, отчество

Гарейшина Зиля Раисовна

Место работы

МБОУ «Заглядинская СОШ»

Должность

Учитель русского языка и литературы

Класс

5

Модуль

Русский язык

Тема урока

Антонимы

Тип урока

«открытие нового знания»

Форма урока

Урок – исследование

Кол-во часов

1

Базовый учебник

«Русский язык 5 класс» под редакцией Е.А. Быстровой М.: «Русское слово», 2013 г.

Цель урока

формирование понятия «антонимы»

Задачи урока

- уметь находить антонимы в предложениях;

- подбирать антонимы к указанным словам;

- использовать антонимы в речи.

Технологии обучения, используемые на уроке

Личностно – ориентированная, сотрудничество, ИКТ, групповая, развитие критического мышления через чтение и письмо (ТРКМПЧ), здоровьесбережения, коллективного способа обучения.

Методы и приемы обучения, используемые на уроке

Повторение изученного на основе групповой работы; формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.): формирование целей урока на основе собственных наблюдений и выводов, самостоятельная работа с теоретическим материалом учебника и раздаточного материала, выполнение тренировочных упражнений при помощи различных приемов, выставление оценок.

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, групповая, индивидуальная; беседа, работа с источником информации, самостоятельная работа, учебный диалог.

Необходимые технические средства и наглядности

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация.

Ожидаемые учебные результаты

Личностные

Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитие интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его знание в процессе получения школьного образования.

Предметные

  1. Усвоение понятия «антонимы»;
  2. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного)

Метапредметные

Познавательные УУД

  1. Умение находить, преобразовывать и передавать информацию.
  2. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить рассуждения.
  3. Устанавливать причинно – следственные связи.
  4. Строить рассуждения.

Регулятивные УУД

  1.  Выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
  2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
  3. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД

  1.  Использовать современные коммуникационные технологии.

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (УУД)

1.Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Просмотр мультимедийный презентации, сопровождающей ход урока.

Здравствуйте, садитесь! Зовут меня Зиля Раисовна, сегодня я буду вести у вас урок, но не простой, а урок – исследование «Следствие ведут знатоки» (слайд 1). Где знатоками будите вы (слайд 2)

 Откроем тетради, запишем число, классная работа.

-Ребята, давайте сыграем с вами в игру: «Угадай слово».

Я читаю лексическое значение слова, а вы записываете эти слова в тетрадь.

-Группа специалистов, оценивающее выступление или присуждающая премии на выставках, конкурсах, состязаниях.

- Красная строка, отступ вправо в начале строки.

-Здание или комплекс зданий для обслуживания пассажиров и размещения служб на железнодорожных, автомобильных и водных станциях.

-Слова, которые имеют одно лексическое значение.

- Слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.

(Ответы: жюри, абзац, вокзал, однозначные, синонимы.)

Отвечают на вопросы,  изучают презентацию, выполняют задания.

Групповая

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательный: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

2. Выявление места и причины затруднения

Беседа

- Итак, начнем наше исследование (слайд 3). Прочитаем строчки из известного стихотворения.

Он разыскивал на рынке величайшие б..тинки.

Он разыскивал штаны небывалой ш..рины.

-Кто герой этих предложений? (Дядя Степа)

- Кто автор произведений о дяде Степе?(С. Михалков)

-Выполним синтаксический разбор предложений у доски и в технологических картах, которые лежат у вас на столах.

 Ребята, давайте попробуем подобрать синонимы к выделенным в  предложениях словам.

Организует и сопровождает деятельность детей, контролирует правильность выполнения задания.

Обдумывают ответы на вопросы, отвечают на них.

Групповая

Личностные: осознают свои трудности и стремятся  к их преодолению.

Познавательные: устанавливают причинно – следственные связи, делают выводы.

3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

Посмотрите на рисунок.(Слайд 4) Какими словами мы опишем дядю Степу? (Высокий, огромный, большой, гигантский).

- А какими кажутся люди, находящиеся рядом с дядей Степой?(Маленькими, крошечными, невысокими, небольшими, низкими)

-В чем особенность значения названных нами прилагательных? (У них противоположное значение)

Формулирует цель учебной деятельности в диалоге с учителем, высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. Делают выводы.

Индивидуальная, групповая

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

4.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Подбор своих примеров

Русский язык необыкновенно богат и разнообразен. В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположные значения. Это антонимы («анти» - против, «онима»- имя.) (Слайд 5, 6). Сегодня мы будем изучать антонимы.

-Как вы думаете, какие цели мы должны поставить перед собой? (Ответы учащихся)

- (Слайд 7, Знать: определение антонимов.

-Уметь: подбирать к словам антонимы,

находить их в тексте,

составлять предложения, употребляя антонимы.)

-Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной. Но необходимо помнить, что антонимичные пары возможны лишь у таких слов, значение которых соотносительны. Например: здоровый – больной, высокий - низкий, радость – горе и т.д. Поэтому не все слова могут иметь антонимы. Обычно эти слова обозначают конкретные предметы стол, дом, железный, деревянный.

Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи. Но при выборе антонимов необходимо также учитывать возможность многозначности слова. Так слово, низкий может быть антонимом не только к слову высокий (низкий дом – высокий дом), но и к слову благородный (низкий поступок – благородный поступок), возвышенный (низкая цель – возвышенная цель).

Прочитаем в учебнике, что нам сказано о антонимах.

Существует словари антонимов, например, «Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р. Львова.(Слайд 8, 9)

Изучают презентацию, воспринимают информацию на слух, осваивают лингвистические термины

Фронтальная

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: стоят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно – познавательных задач.

Физминутка

Я называю вам пары слов, если это синонимы поднимаем руки вверх, если антонимы – приседаем, руки перед собой.

Большой – огромный, красивый – безобразный, сторож – охранник, толстый – худой, идти – топать, мягкий – жесткий, мокрый – сырой, грустный – веселый.

Выполняют физические упражнения

 

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье

5. Первичное закрепление с комментированием

6. Самостоятельная работа.

Обобщение и  систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника, обсуждение результатов.

-Многие поэты и писатели используют в своих произведениях антонимы, которые делают речь богатой, яркой, выразительной. И мы с вами должны «знать антонимы в лицо» так и называется следующий этап нашего исследования. Прочитайте строчки Я. Козловского и найдите в них антонимы.

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И радушно холодом дышать.

Я. Козловский

-Подчеркните их в своих технологических картах

- Прочитайте высказывание Ф.Кривина о русском языке и найдите антонимы.

Язык. Устный и письменный, литературный и разговорный, свой и чужой, знакомый и незнакомый, правдивый и лицемерный, мертвый и живой – и все это язык, язык объединяющий и разъединяющий людей.

-Подчеркните их в своих технологических картах

-Ребята, если внимательно присмотреться к тому, что нас окружает, то можно найти очень много антонимов. Посмотрите друг на друга и попробуйте найти антонимы.

 

-Следующий этап заданий называется «Подскажи словечко»

-Нам необходимо вспомнить кто автор этого стихотворения и вставить пропущенные слова, работаем с технологическими картами. 

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И… И… Кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Пойдет … - песнь заводит,

… – сказку говорит.

Не гляди, что позади,

А гляди, что …

А. Твардовский

За часом час уходит прочь,

Мелькают свет и ….

Звезда над речкой – значит, ночь.

А солнце – значит, …

Н. Рубцов.

-И мы переходим к «лабиринту пословиц».

-Подберем антонимы

Родная сторона – мать, чужая -….  .

Корень ученья горек, а плод - ….   .

Что посеешь, то и …

-Следующий этап «Загадочная дверь» (Слайд 10)

-Но сначала найдем ошибку (слайд 11).

  • Вера,3 года
  • Просит маму попрыгать с ней вместе, мама отказывается:
  • - Я уже старенькая, прыгать не могу!
  • Внимательно оглядела маму.
  • - Нет, мамочка, ты новенькая!

 Почему девочка не поняла маму?

Попробуем и мы с вами подобрать антонимы к многозначным словам. Работаем в парах в своих технологических картах. (Слайд 12, 13)

1 вариант – старый человек - …

                    Старая мода - …

                    Старый дом  - …

2 вариант – острый нож - …

                    острый перец - ….

                    острая шутка -

Выполним следующие задания.

Задание 1. Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях.

Добрый друг –   злой враг

Теплый день –

Хорошее начало –

Полезный труд –

Утренний уход –

Последнее поражение –

Задание 2. К словам левой колонки подберите антонимы из правой.

Близкий                                              злой

Честь                                                холодный

Редкий                                               незнакомый

Правдивый                                        новый

Узкий                                                 молчать

Известный                                       дальний

Говорить                                         ложный

Активный                                        густой

Старый                                          бесчестье

Горячий                                          широкий

Добрый                                           пассивный

Выполним самостоятельно задания. Выберите приемлемый для себя вариант. Эту работу мы выполняем в своих рабочих тетрадях.

Основной уровень.

Запишите пословицы, в которых попарно встречаются соединенные здесь слова.

посеешь – пожнешь

Летом- зимой

Дело – потеха

Свет – тьма

Легко – трудно

Больше – меньше

Продвинутый уровень.

Спишите текст, заменяя выделенные слова антонимами.

В конце февраля осень сделала свой последний налет. С елей и сосен дождем смыло снег, и те опять повяли. И грустно и волнующе запахло замерзшим кедром

(начало, весна, первый, зазеленели, радостно, оттаявший).

Уровень повышенной сложности

Составьте с предложенными словосочетаниями СВЯЗНОЙ ТЕКСТ.

Плохим учеником, грязные тетради, небрежно писал, грустно плёлся домой, мама огорчалась, я  стал внимательным, хорошим учеником, чистые тетради, аккуратно писать, радостный бежал, радовалась.

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. Выделяют главное, устанавливают причинно- следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решение учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность учетом конкретных учебно – познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

7. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений. Обучающая игра

А теперь пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко»,

А ты  ответишь ….(низко).

Скажу я слово далеко,

Ты возразишь мне ...(близко)

Скажу я слово потерял,

А ты кричи скорей ….(нашел).

Скажу тебе с укором: трус,

Ты гордо скажешь: я…(храбрец).

Теперь начало я скажу,

А ты ответишь: нет, ….(конец.)

Принимают участие в обучающей игре. Выполняют задание

Индивидуальная, групповая

Познавательные: используют знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

- Вот и пришло время подвести итоги исследования (слайд 14,15,16).

-Сегодня я узнал…..

- Было интересно…

- Было трудно…

- Я научился…

-У меня получилось…

 -Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных  на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом,        нет – карточку с грустным лицом.

Домаш. Задание п.62, стр. 253, упр. 1 (задания 2, 5 или 3, 6 – на выбор)(Слайд 17)

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Индивидуальная

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Урок по русскому языку: Русский язык – один из развитых языков мира

Урок вводно-ознакомительный, направлен на расширение представления о русском языке, еего силе и возможностях....

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...