Внеклассное мероприятие " КВН по русскому языку "
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Галкович  Оксана Вячеславовна

материал предназначен для учащихся 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_moya_kvn.doc163 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16

станицы Ильинской

муниципального  образования

Новопокровского района

Методическая разработка внеклассного мероприятия КВН по русскому языку

(среди учащихся 9 классов)

Учитель русского языка и литературы : Галкович О.В.

Пояснительная записка

Цели и задачи:

  1. В занимательной форме выявить знания учащихся по русскому языку по разделам: орфография, лексикология, фразеология, синтаксис.
  2. Развитие интереса к предмету «русский язык», творческих способностей учащихся, выразительного чтения, сценических способностей.
  3. Воспитание уважения к русскому языку, творчеству поэтов и писателей, к красоте родной речи.

Технологии: интерактивная технология обучения

Форма проведения: игра

Оборудование: проектор, компьютер, экран.

        

        Ежегодно в нашей школе в рамках празднования Дня русского языка проходят внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе. Большой интерес у учащихся вызывают мероприятия в форме игр. В отличие от предметных олимпиад, научных конференций, разнообразных факультативов, игры позволяют превратить серьезную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, в увлекательное состязание, праздник. Участие в различного вида состязаниях позволит учащимся расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление, проявить умение принимать решения в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени.

        Игровая технология дает возможность в значительной мере усилить воспитательный процесс, который определяется теми благоприятными обстоятельствами, в которых оказываются ее участники – игроки. Игра создает прекрасную возможность для активного межличностного воздействия, ибо играть – значит вступать во взаимодействие с партнерами, игра – это своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения.

        В интеллектуальной игре принимают участие 2 команды (количество участников в каждой команде - шесть). Команды придумывают название, девиз, эмблему, выбирают капитана. У каждой команды есть группа болельщиков, которая также может заработать баллы для своей команды.

Ход мероприятия.

  1. Вступительное слово учителя.

Дорогие друзья, наш КВН посвящён нашему родному языку – русскому языку. В нашей игре примут участие 2 команды.

Правила игры: за каждый правильный и быстрый ответ команда получает жетон.  Команда, набравшая больше жетонов, становится победительницей.

  1. Итак, начинаем игру.

Задание №1. Представление команды: название, девиз, эмблемы.

Девиз – 1 балл;    эмблемы – 2 балла;  

Задание №2. Разминка

                                       « Загадки – шутки»

 - Может ли в слове быть сто одинаковых букв? ( сто-л, сто-г, сто-к)

- Чем заканчивается день и ночь? ( мягким знаком)

- Что стоит посредине Волги? ( буква Л)

- Какое слово имеет 5 букв О? (о-пять)

- Как Каплю превратить в ЦАПЛЮ? (поменять букву К на Ц)

- Как написать СУХАЯ ТРАВА четырьмя буквами? (сено)

Задание №3.  «Шифровщик»

Расшифруйте слова, найдите среди них лишнее слово:

Ланпе (пенал)                                 Чкару ( ручка)

Тарпа (парта)                                   Кисарк ( краски)

Ганик (книга)                                   Вонзок ( звонок)

Задание №4. Исправь ошибку (1 балл)

  1. Я был с Сергеем в кинотеатре, который окончил 9 классов.
  2. Мальчик из кастрюли наливал в стакан компот.
  3. Возвратившись из экспедиции, капитан привез с собой медведя. Он рассказал нам много интересного.
  4. Врач предложил больному каждый день взвешивать себя.

Задание №5. Образовать сложные слова (1 балл)

  1. Паровой, ходить –
  2. Радио, любитель –
  3. Лед, колоть –
  4. Копать, земля –
  5. Пешком, ходить –
  6. Сосать, пыль –
  7. Падать, листья –
  8. Ловить, рыба –
  9. Мясо, рубить –
  10. Тушить, огонь –
  11. Птицы, ловить –

Задание №6.  Хитрый вопрос (1 балл)

  1. Чем оканчивается день и ночь? (Ь)
  2. Как большой дом превратить в маленький? (дом – домик)
  3. Как топор превратить в его рукоятку? (топор-топорище)
  4. Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (сено)
  5. В каком слове слышится три буквы О, а пишется четыре? Какого рода это слово? (трио, средний род)

 Задание №7 «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»

Командам предлагаются разрезанные пословицы:

1 команда:

            Птицу видно по полёту, а человека по делам.

            Нет умного соседа – побеседуй с книгой.

           

  2 команда:

Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

Труд человека кормит, а лень портит.

Задание №8 "Архаизмы".

Чтец

Они пришли издалека,
И ты созвучью их доверься
И знай: ланиты, око, перси –
Не груди, глаз или щека.
Слеза стекает по щеке,
А слезы льются по ланитам...
Повторов нет им в языке, 
Да жаль, оттенки позабыты.
У них особый смысл и суть,
Свое особое значенье.
Мы лишь в высокие мгновенья
На них дерзаем посягнуть.. (Р. Заславский)

        Ведущий: командам по очереди предлагаются устаревшие слова. Необходимо к устаревшим словам подобрать синоним из современного русского языка. Если команда ошибается, дается возможность ответить другой команде. За каждый правильный ответ - 0,5б.

Алтын (три копейки), пиит (поэт), выя (шея), дщерь (дочь), десница (правая рука), посему (поэтому), ведать (знать), льзя (можно), брань (битва), ланиты (щеки), брадобрей (парикмахер), зело (очень), токмо (только), длань (ладонь).

Конкурс для болельщиков "Разговор о еде".
                Ведущий: я буду описывать какое-либо блюдо или кулинарное изделие словами, а вы попытайтесь узнать, что это такое. За каждый правильный ответ - 1б.

 1. С немецкого языка это переводится как «хлеб с маслом» (бутерброд).
2. Это слово украинское и означает оно «пузырь», «пузырек» (бубел). Напоминает оно по форме рубль (бублик).
3. По-французски «винэгр» – кислое вино, уксус. Это кушанье из овощей, политых уксусом (винегрет).
4. В Эфиопии есть область, где появилось дерево, из плодов которого варят этот напиток. Арабы называют его «кохва» или «кава». В Англии – «каффа». (кофе).
5. Греки очень любили это мучное блюдо. Название его происходит от греческого слова «макариа» – благодать, счастье. У греков это слове позаимствовали итальянцы,, назвали им любимое национальное блюдо  (макароны).
6. По-итальянски это означает «зелень». Обычно эго употребляет в пищу со сметаной, майонезом, подсолнечным маслом. Есть много рецептов этого (салат).
7. Название этих небольших кондитерских изделий очень похоже на название разноцветных маленьких круглых бумажек, которыми люди на праздник ради забавы посыпают друг друга (конфета – конфетти).
8. В русский язык это слово пришло из французского, в котором оно значит «пастила из айвы», от испанского «мармело» – айва. А испанское родилось от латинского «мелимелули». В латинский оно попало из греческого  (мармелад).

Задание № 9 Конкурс капитанов.

Чтец

Родная речь - Отечеству основа,

Не замути Божественный родник!

Храни себя. Душа рождает слово -         

Великий святорусский наш язык.

Ведущий:  капитаны отвечают по очереди. За каждый правильный ответ - 1 балл.

1. Кто был создателем первого славянского алфавита? (Греческие миссионеры, просветители славян Кирилл и Мефодий. Создали первый славянский алфавит в IX веке нашей эры, а пользоваться им стали лишь в IX–XI веке)

2. Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и местом основания Кирилло-Мефодиевского общества?  (Киев)

3. В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской» (По Указу Петра Первого)

4. Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)

5. Какая буква самая молодая в русском алфавите? Известен ее создатель, у нее есть “день рождения”. (В 1797 г. писатель Н.М. Карамзин впервые использовал в своем альманахе стихов букву “ё”. С 1735 г. использовали сочетание “iо”, а до этого такого звука вообще не было. Произносили “мед”, “слезы”)

6. С тех пор, как люди изобрели письмо, они старались усовершенствовать его. Как называется искусство красивого письма? (Каллиграфия)

7. Кто составил “Толковый словарь живого великорусского языка”? (Над созданием своего словаря Владимир Иванович Даль работал 47 лет)

8. Кто был первопечатником на Руси? (Иван Фёдоров)

9. Когда вышла его первая книга и как она называлась? (в 16в.,«Апостол»)

10. Какая азбука старше: кириллица или глаголица? (Глаголица)

11. Назовите великого русского учёного, создавшего «теорию 3-х штилей»  (Ломоносов)

12. На какие три большие группы подразделяются современные славянские языки? (Восточнославянские, западнославянские, южнославянские)

Задание №10  «РАЗГАДАЙ  РЕБУСЫ»

1 Команда

               

Запятая                                                             Передача

2 Команда

           

Стрижка                                                                 Курорт

     

Задание №11. Прочитать высказывание о русском языке (по 1 баллу)

Задание №12. Закончить фразеологизм (1 балл)

  1. Волков бояться …
  2. Нет дыма …
  3. Куй железо, …
  4. На безрыбье…
  5. Не гордись званием, …
  6. Знает кошка, …
  7. Под лежачий камень …
  8. После драки …
  9. Не говори «гоп», …
  10. С миру по нитке, …
  11. Дружба дружбой, ….
  12. Не рой другому яму …
  13. Не плюй в колодец, …

Задание №13.  Игра в слова (1 балл)

Подобрать противоположные по смыслу слова. Какая это часть речи?

налево –

быстро –

вдали –

устно –

шумно –

пасмурно –

ярко –

далеко –

весело –

здесь –

крепко –

глубоко –

сильно –

холодно –

Задание №14. Отгадай загадку – пословицу (1 балл)

  1. Моё горе – стрела во мне, чужое горе – стрела в спине. (ЭГОИСТ)
  2. Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится. (САМОУВЕРЕННЫЙ)
  3. Ел, да устал, спал, да намаялся. (ЛЕНИВЫЙ)
  4. Язык без костей, что хочет то и лопочет. (БОЛТУН)

Задание №15.  Скороговорки (2 балла)

Произнести четко и быстро скороговорки.

  1. 33 корабля лавировали, лавировали, так и не вылавировали.
  2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  3. Клара украла у Карла кораллы.
  4. На дворе – трава, на траве – дрова.

Задание №16. Изобразить фразеологизм без слов. (4 балла)

Тянут билеты с фразеологизмами. Готовятся 3 минуты в команде. Затем изображают, а другие команды отгадывают (по 1 баллу)

Задание №17. Заменить фразеологизм одним словом. (1 балл)

  1. Клевать носом (засыпать)
  2. На всех парусах (быстро)
  3. Не покладая рук (усердно)
  4. Надуть губы (обидеться)
  5. Спустя рукава (небрежно)
  6. В час по чайной ложке (медленно)
  7. Сесть в лужу (опозориться)
  8. Вставлять палки в колеса (мешать)

Задание №18. «КТО БОЛЬШЕ ?».

Перед командами ставится слово ГРАММАТИКА. За 2 минуты команды должны составить как можно больше коротких слов из данного. При проверке каждая команда читает по 1 слову. Если это слово есть и у других команд, то оно вычёркивается. Например – грамм, мама,кит, мак, кара, карат, тир, тик, гамма, рама,рак.

Задание №19.  «Расшифруй».

Какая команда быстрее расшифрует предложение.

           Акк  сивкра  скийрус  якыз !

          ( Как красив русский язык !)

Задание №20.  Конкурс «Грамматическая арифметика».

Кабан- ан + лук =   (каблук)                   Корь – ь + идол – л +р =     (коридор)

Ква + рак – ак + тира =  (квартира)       Лоп + ак – к + тар – р =       (лопата)

Задание №21 « Восстанови справедливость»

Злой колдун поменял у слов определения, и получилось вот что:

         1 команда                                                2 команда

- Неуклюжий как крот                            - Верный как слон

- Неповоротливый как собака                - Хитрый как бык

- Слепой как пёс                                      - Длинный как заяц

- Трусливый как медведь                        - Вороватый как жираф

- Злой как лиса                                         - Упрямый как сорока

Восстанови справедливость – верните определения своим владельцам

  1. Подведение итогов. Определение команды - победителя.

Литература:

  1. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000
  2. Коротаева Е. В. Интерактивное обучение: организация учебных диалогов. Русский язык в школе, №5 1999
  3. Евлампиева Е. А. «Внеклассные мероприятия по русскому языку» Чебоксары: «КЛИО», 1999
  4. Афанасьева П. В. «Изучение орфографии с помощью компьютерной программы» Русский язык в школе, №5 2009

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Открытое внеклассное мероприятие "Русский язык +".

Открытое занятие кружка в национальной школе помогли провести Г. Остер  и "Методическая копилка" И.Агеевой. Если не боитесь хулиганить, можно провести в 5-6 классах русской школы....

Внеклассное мероприятие "Русский язык - язык мира и добра"

Внеклассное мероприятие в рамках проведения недели русского языка и литературы...

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...