О необходимости использования исторического комментария на уроках русского языка
статья по русскому языку (7 класс) на тему

Материал используется при изучении темы "Наречие" в 7 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пальгина Екатерина Ивановна.  Методические материалы.

Санкт-Петербург                                     

ГБОУ СОШ №90

О необходимости использовать исторические комментарии на уроках русского языка (на примере темы «Наречие»)

Обращение к историческому материалу возможно и необходимо на протяжении всего изучения темы «Наречие» в школе, так как принцип историзма  является одним из ведущих в организации деятельности учителя.

Историческую справку можно дать на первом уроке по этой теме. Целесообразно рассказать учащимся, что термин «наречие» встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень –реч-, который имел значение «глагол» («глаголить», т.е. «говорить»). Следовательно, между глаголом и наречием существует непосредственная связь. Основная функция наречия- определять глагол, обозначать признак действия. Такую особенность наречий отметили ещё древние римляне, которые эту часть речи называли adverbium, что в буквальном переводе означает «приглаголие».

Итак, уже древние учёные главную особенность наречия видели в том, что оно должно быть связано с глаголом. Так оно и есть: наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его и сообщая ему чёткость и стилистическую выразительность.

Необходимо указать на соотнесённость наречий с другими частями речи. При знакомстве с указательными, вопросительными, неопределёнными и отрицательными наречиями можно рассказать ученикам о происхождении этих наречий из древних местоимений KЪ, ТЪ, СЪ  др. (при этом можно привести для сравнения местоимения «КОГО, ТОГО, СЕГО, ВСЕГО»), выделить в наречиях древние суффиксы –ДЕ, -ОНДѢ, -ГДΑ, которые сегодня в наречиях не выделяются.

Обращения к этимологии слова требуют трудные темы, связанные с изучением правописания наречий.

Так учащиеся часто испытывают затруднения в определении конечного гласного («О» или «А») на конце наречий с приставками, типа «справа, издавна, засветло, влево» и др. Здесь возможна историческая справка об образовании этих наречий от кратких прилагательных, которые в древности склонялись как соответствующие существительные. Следы этого склонения и зафиксированы в этих наречиях. Мы можем сопоставить эти наречия и сочетания существительных среднего рода типа «окно» с предлогами, соотносительными с приставками: каким будет ударный гласный в окончании существительного, таким и будет суффикс наречия. Например: из окнА- издавна, до окнА- дотемна, с окнА- справа (окончание родительного падежа); а также: в окнО- влево, за окнО- заново, на окнО- набело (окончание винительного падежа).

Этот простой приём не только поможет учащимся избежать орфографических ошибок, но и даст им возможность понять закономерность орфограммы, которая обусловлена не произвольным правилом, а происхождением этих наречий.

В русской орфографии есть ещё одно правило правописания наречий, которое может быть осмыслено при помощи исторических комментариев. Речь идёт о том, что в наречиях, оканчивающихся на шипящий, пишется мягкий знак: НАВЗНИЧЬ, ВСКАЧЬ, НАСТЕЖЬ, НАОТМАШЬ и т.п. Это правило связано с древней мягкостью всех шипящих в русском языке. Исключения же из него (УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ) можно объяснить так: слова НЕВТЕРПЁЖ и ЗАМУЖ пишутся без мягкого знака потому, что они образованы от существительных терпёж и муж, которые относятся ко 2-ому склонению и в современном русском языке не имеют Ь на конце. Наречие УЖ ещё в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля, т.е. во второй половине ΧΙΧ века, писалось как УЖЬ.

Обратиться к истории наречий можно и нужно при изучении темы «Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных».

Наречия образовывались в разное время, и процесс их образования активно продолжается. Это обстоятельство усложняет структуру наречий, а вместе с тем и их орфографию. Во многих наречиях учащиеся затрудняются выделить уже исчезнувшие из языка корни, в других случаях непонятны словообразовательные элементы. Учитель может дать учащимся задание обратиться к этимологическому словарю и найти сведения об образовании таких наречий, как НЕВЗНАЧАЙ, НЕВДОМЁК, ВДОСТАЛЬ, НАОБУМ, НАСМАРКУ, НЕВЗРАЧНО, ВРАСПЛОХ  и др. Это поможет лучше усвоить правописание наречий, образованных от существительных с предлогом, вызовет интерес к истории языка.

В ряде случаев процесс адвербиализации (т.е. перехода в наречия слов другой части речи) ещё не завершён. Поэтому нередки случаи, когда одно и то же слово выступает то в роли наречия, то в роли изменяемой части речи, и с этим связаны различия в орфографии. Например: «Снег падал НА ЛИЦО» и «Все учащиеся НАЛИЦО»; «В ТАЙНЕ его не было ничего важного» и «Нападение готовилось ВТАЙНЕ» и т.п.

Необходимо обратить внимание учащихся и на различия в ударении между наречием и существительным, от которого оно образовано, например: во врЕмя- вОвремя, по нИзу- пОнизу, на бОк- нАбок.

Таким образом, обращение к этимологии наречий, к их соотнесённости с другими частями речи необходимо на уроках русского языка. Ведь именно соотносительностью с другими знаменательными частями речи и определяется специфика наречий и место данной темы в школьной программе.

Все темы, связанные с правописанием наречий, предполагают их сопоставление с другими частями речи, сравнение в их написании. Например, правописание отрицательных наречий с «НЕ», «НИ»- с правописанием отрицательных и неопределённых местоимений; правописание мягкого знака после шипящих в наречиях- с правописанием мягкого знака после шипящих в существительных, прилагательных и глаголах; О,Е после шипящих на конце наречий- О,Е после шипящих в корнях, суффиксах, окончаниях существительных, прилагательных, глаголов, причастий.

Практика показывает, что исторические справки целесообразно давать в тот момент, когда они больше всего нужны детям, т.к. знание, полученные в момент острой необходимости, врезаются в память глубоко и надолго.

Наречия, возникшие позже других знаменательных частей речи, нередко восстанавливают историю давно забытого слова, помогают понять,  что язык непрерывно изменяется, в нём постоянно отмирают и рождаются новые слова.[1]

Например, в древнерусском языке употреблялось существительное ДРЕБЕЗГ со значением «черепок, осколок». От данного слова в В.п. мн.ч. с предлогом В образовалось наречие  ВДРЕБЕЗГИ.

Также в древнерусском языке было и слово ТЛО. В.Даль в «Толковом словаре» писал: «Тло- дно, основание, почва».[2] Наречие ДОТЛА образовано от Р.п. ед.ч. существительного ТЛО с предлогом ДО.

А с приставками В-, ДО- эти наречия пишутся слитно потому, что в современном русском языке без приставок эти слова не употребляются.

Таким образом, изучение темы «Наречие» поднимает мышление учащихся на новый уровень- ассоциативный. Учёт особенностей изучения данной темы, завершающей знакомство учеников со знаменательными частями речи, способствует не только формированию определённых навыков и умений, касающихся наречия, но и даёт возможность поднять общий уровень знаний в области русского языка.

Обращение к истории языка вообще вызывает у учащихся интерес к процессам, происходящим в языке, поможет усвоить правила логическим путём, а не методом механического заучивания.

Привлекая на уроках материал из истории языка, мы тем самым формируем у учеников представления о «жизни» языка во времени, о процессах, в нём происходящих. Сопоставляя современные и исторические языковые факты, мы способствуем соблюдению принципов научности и историзма на уроках русского языка.


[1] Лайкина В.С. Усвоение лексического значения наречий в процессе этимологического анализа.- РЯШ, №1- 1971, стр. 37-39.

[2] Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. -М.: Издательство Эксмо, 2002, стр.650.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проекта на уроках русского языка и литературы

Презентация представляет некоторые этапы исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....

Доклад на тему "Историческая грамматика на уроках русского языка и литературы в средней школе"

Данная работа представляет собой материалы по вопросу изучения исторической грамматики на уроках русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе.Эта тема представляется мне достаточн...

Статья "Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы"

Обобщение опыта по теме :"Использование метода проектов..."...

упражнения с использованием исторического комментария на уроках русского языка

Изучение курса русского (родного) языка в основной школе  строится на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистичес...

Исторический комментарий к уроку русского языка

Использование исторического  комментария   на уроках   помогает  учащимся  лучше уяснить  современные явления  в русском языке, а также заинтересовать школьников....

О необходимости использовать исторические комментарии на уроках русского языка

О необходимости использовать исторические комментарии на уроках русского языка (на примере темы «Наречие»)....

Формирование исторического мировоззрения на уроках русского языка и литературы через этимологию слова

При изучении “трудных” слов на уроках русского языка просто необходимо использование различных словарей (особенно этимологического и толкового) для получения сведений о происхождении и строении слова,...