Исторический комментарий к уроку русского языка
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Антонова Надежда Николаевна

Использование исторического  комментария   на уроках   помогает  учащимся  лучше уяснить  современные явления  в русском языке, а также заинтересовать школьников.  Исторический комментарий может стать и ценным средством  создания на уроках проблемной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoricheskiy_kommentariy.docx12.11 КБ

Предварительный просмотр:

Исторический комментарий.

Являются ли равн и ровн двумя разными корнями или вариантами корней? Обратимся к истории языка. В древнерусском языке слова с этими корнями имели одно и то же значение, были лексическими дублетами. Причем в одном  и том же корне совмещались  и значение "равный", "одинаковый", "такой же" и значение "ровный, гладкий, прямой, плавный". Еще в 19 веке слово "ровный" могло употребляться и в значении "равный", "одинаковый". Например: Она жила на счет Марфы Тимофеевны, но на ровной с ней ноге (Гоголь); Имение было разбито на три ровные части (Герцен).

Затем происходит их "размежевание", из дублетов они превращаются в разные корни, каждому из которых язык "присваивает" свое значение. Но старые отношения в некоторых словах закрепились на письме. Теперь эти слова, если учитывать современное значение корней равн и ровн приходится считать исключениями: равнина, ровесник, поровну, уровень.

Но отступлениями от морфологического принципа являются фонетические написания, т. е. пишем, как слышим.  К фонетическим написаниям относится правописание приставок на з- и с- и правописание гласных ы, и после приставок (безымянный). Наряду с фонетическим и морфологическим принципами орфографии существует еще и традиционно- исторический.  При традиционно- историческом правописании на письме передается звуковой состав слов  применительно не к современному состоянию языка, а к его прошлому. Например, написание буквы г в окончании прилагательного красного, синего  объясняется только исторически, правописание непроверяемых согласных о и а: забор, забота, железо. Такие правописания рекомендуется запомнить. Однако правописание непроверяемых безударных гласных во многих случаях все-таки можно, если не проверить, то объяснить правомерность написания той или иной буквы.  Для этого достаточно лишь обратиться к истории русского языка или к другим языкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Историческая грамматика на уроках русского языка и литературы в средней школе"

Данная работа представляет собой материалы по вопросу изучения исторической грамматики на уроках русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе.Эта тема представляется мне достаточн...

упражнения с использованием исторического комментария на уроках русского языка

Изучение курса русского (родного) языка в основной школе  строится на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистичес...

О необходимости использовать исторические комментарии на уроках русского языка

О необходимости использовать исторические комментарии на уроках русского языка (на примере темы «Наречие»)....

Создание мотивации к учебной деятельности на уроках русского языка путем обращения к исторической грамматике (на примере исторических чередований оро/ра, ере/ре, оло/ла, оло/ле)

Статья посвящена вопросам создания мотивации учебной деятельности на уроках русского языка путем обращения к исторической грамматике (историческим чередованиям). В статье рассматриваются возможные фор...

Формирование исторического мировоззрения на уроках русского языка и литературы через этимологию слова

При изучении “трудных” слов на уроках русского языка просто необходимо использование различных словарей (особенно этимологического и толкового) для получения сведений о происхождении и строении слова,...

О необходимости использования исторического комментария на уроках русского языка

Материал используется при изучении темы "Наречие" в 7 классе....

Урок русского языка по теме "Создание комментария к проблеме" (подготовка к ЕГЭ).

Урок разработан на текстовом материале романа Л. Н. Толстого "Война и мир"....