Прямое и переносное значение слов
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Ковальчук Наталия Ярославовна

Урок русского языка в 5 классе на тему "Прямое и переносное значение слов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему:

«Прямое и переносное значение слов»

Тема урока: «Прямое и переносное значение слов»

Планируемые результаты:

Предметные: знать и понимать термины «лексическое значение слова», «однозначные и многозначные слова», «прямое и переносное значение», научиться определять лексическое значение слова; развивать умение работать с толковым словарём;  формировать представление о способах определения прямого и переносного значения слова.

Метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи; уметь планировать свою работу и адекватно оценивать свои результаты;

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала; выделять существенную информацию из текстов разных видов; устанавливать причинно-следственные связи;

коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; стремиться к достижению общего решения в совместной деятельности.

Личностные: осознание значимости решения учебных задач, их связи с реальными жизненными ценностями и ситуациями;   формирование положительного настроя в обучении; воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительного отношения к его лексическому запасу; создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности; уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в  парной работе;  развитие уважения друг к другу, воспитание настойчивости в достижении цели.

Технологии: развивающего обучения, личностно-ориентированная,  обучения в сотрудничестве, проблемно-диалогическая, проектная, развития исследовательских навыков, дифференцированного обучения,  информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая.

Формы работы: коллективная, работа в паре, творческая, индивидуальная.

Тип урока: урок освоения новых знаний

Межпредметные связи: литература (работа с художественным текстом).

Внутрипредметные связи: лексика (работа с толковыми словарями), синтаксис (составление предложения).

Методы обучения: проблемно-поисковый, анализ, метод поискового обобщения.

Виды используемых ИКТ: компьютер, мультимедийная установка, презентация

Интернет-ресурсы: www.gramota.ru

Материалы и оборудование: толковый словарь С.И. Ожегова, презентация, раздаточный  материал


Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы оценивания

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:

1.Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие.

Психологический настрой на урок.

Координация деятельности учащихся. Проверка домашнего задания. Мотивация к учебной деятельности.

Игра «Составь слово»

Составьте слово, которое поможет нам сегодня на уроке. (СЛАЙД 2)

1. Ударный звук в слове КУХОННЫЙ.

2. Приставка в слове СРЕЗАТЬ.

3. Звук в слове ПЕНИЕ [?] - согласный, мягкий парный, глухой, парный.

4. Проверяемая гласная в корне слова ЗЕМЛЯ.

5. Отгадай загадку:

"Хи-хи-хи" и "Ха-ха-ха" -

Так хохочет буква ...

Какое слово у Вас получилось? (УСПЕХ) (СЛАЙД 3)

-Это слово нам сегодня поможет на уроке.

-Я вам желаю успеха!

- И вы пожелайте друг другу успеха!

Приветствие.

Работа в паре.

Самостоятельное определение первичного уровня собственных знаний.

Самоопределение.

Формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Анализ объектов с целью выделения  признаков

Словесная функция учителя.

2.Создание проблемной ситуации. Мотивация.

-Послушайте стихотворение  А. Барто (СЛАЙД 4) 

Мне не хватает теплоты,-

 Она сказала дочке.

 Дочь удивилась: – Мерзнешь ты

 И в летние денечки?

 -Ты не поймешь, еще мала,

 Вздохнула мать устало.

 А дочь кричит: – Я поняла! –

 И тащит одеяло.  

                   

 - Почему дочь не поняла свою маму?

 - О какой теплоте говорила мать своей дочери? (о сердечном, добром отношении; отрадном чувстве).

- Скажите, а это важно – понимать другого человека?

 - Какое еще значение имеет слово теплота? (нагретое состояние чего-нибудь: в дом дал тепло) – прямое значение слова. (СЛАЙД 5)

Стихотворение  читает подготовленный ученик.

Слушают стихотворение, отвечают на вопросы

Актуализация имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации

Готовность и способность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации.

Формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Анализ объектов с целью выделения  признаков

3.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Целеполагание. 

Итак, слово «теплота» имеет несколько значений.

Как в лексикологии называются такие слова?

О чем пойдет сегодня речь на уроке?

(Прямое и переносное значение слов) 

- Какова тема урока?

Итак, тема сегодняшнего урока «Прямое и переносное значение слов». Запишите ее в тетради. (СЛАЙД 6)

Целеполагание. 

Сформулируйте цель на урок для себя.

(СЛАЙД 7)

ЦЕЛИ:

УТОЧНЯЮ…

КОНКРЕТИЗИРУЮ…

ОСВАИВАЮ…

УЗНАЮ…

Составление алгоритма действий.

(Учащиеся составляю сами, учитель корректирует ответы детей)

- Что нам поможет достичь поставленных целей?

- Изучение теоретического материала.

- Разграничение понятия прямого и переносного значения слова.

Самостоятельное «добывание» знаний, активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания.

Определение темы урока

Записывают число, тему урока (на доске + на слайде)

Работа со словом

Формирование картины мира; формирование позитивной самооценки.

 

Планирование.

Прогнозирование.

Планирование своих действий; адекватное восприятие оценки учителя; оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Постановка вопросов.

Сотрудничество в поиске и выборе  информации.

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Самостоятельное формулирование цели  темы. Формулирование проблемы.

Самооценка.

4.Реализация построенного проекта и закрепление изученных способов действия.

На доске написаны следующие словосочетания:

Нос животного – нос лодки  

(СЛАЙД 8)

-Ребята, какой корень у этих слов.

- А какое значение  у этих слов?

-А как вы думаете, какое слово появилось первым?

- Правильно, потому что второе «нос лодки» появилось на основе сходства по форме.

Мы с вами сейчас столкнулись с  явлением русского языка - прямым и переносным значением.

- Попробуйте сами привести примеры.

1.Работа по  учебнику.

Чтение и анализ теоретического материала.

-Обратитесь к теоретическому материалу учебника  п.21, стр. 73-74, исследуйте его и составьте план.

-Дополните  наши высказывания о прямом и переносом значении слова.

2.Работа в паре.

 Упр.157 (устно). Найти в тексте прямое и переносное значение слов, объяснить значение.

Вывод: по каким признакам определяют переносное значение? (по сходству, по  смежности)

3.Работа с текстом (СЛАЙД 9)

Когда с утра до вечера сеял дождь, березка сникала и безропотно мокла. Случалось, перед самым закатом у горизонта открывалось чистое небо и на березовую вершину садилось отдохнуть солнце, будто сказочная жар-птица. Запутавшись в ветвях, солнце рассыпалось пучками лучей. Скошенное поле вдруг озарялось низким, тревожным отсветом, вспыхивала и становилась отчетливо заметной каждая серебряная нитка паутины…

- Выпишите слова, употребленные в переносном значении.

4. Игра «Найди слово»

На слово с переносным значением – хлопок в ладошки.

Железный гвоздь – железная воля.

Зелёный лес – лес рук.

Стальной трос – стальные нервы.

Лёгкая жизнь – лёгкая сумка.

Сладкая конфета – сладкая мечта.

Глубокое озеро – глубокие мысли.

Физминутка (СЛАЙД 10)

5. Распределите слова на две группы. Задание по вариантам (СЛАЙД 11)

1 вариант - прямое значение;

2 вариант – переносное значение.

Не забудьте вставить пропущенные буквы, графически объяснить орфограмму.

Два человека работают у доски.

Т..желый ч..модан, мягкая похо(д,т)ка, твердый грунт, ледяной взгляд, золотой ключ(..),  холодный ветер, осл..пительная красота, с..ребро волос, свежий хле(б,п), з..лотая пшеница, ст..клянный графин, ж..лезный характер.

Проверьте выполнение задания у доски.

Воспринимают информацию, отвечают на вопросы. Выполняют задания.

Работа с учебным материалом. Читают теоретический материал, анализируют.

Работа в паре.

Определяют значение непонятных слов.

Формирование картины мира; формирование позитивной самооценки.

 

Планирование.

Прогнозирование.

Планирование своих действий; адекватное восприятие оценки учителя; оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Постановка вопросов.

Сотрудничество в поиске и выборе  информации.

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Самостоятельное формулирование цели  темы. Формулирование проблемы.

Самооценка.

5.Коррекция знаний и способов действий

Резерв.

Подберите к выделенным словам прямое значение, переносное (устно)

Определите прямое или переносное значение слов не хлопайте, если прямое, хлопайте, если переносное.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. (СЛАЙДЫ 12, 13)

      Жар солнца – жар чувства, тяжесть багажа – тяжесть утраты, гибкость ума – гибкость ветки, каменное здание – каменное сердце, зрелый возраст – зрелый плод, молоть зерно – молоть вздор, 

строить планы – строить мост, хранить ценности – хранить молчание.

Организация диалога, проблемно-поисковой деятельности.

Фронтальная работа

Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре.

Контроль.

Оценка.

Коррекция.

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений

действия

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Самооценка.

Взаимооценка.

6.Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.

7.Рефлексия.

Вернёмся к вашим целям, которые вы ставили в начале урока.

- Какую цель ставили в начале урока?

- Достигли ли вы своей цели?

- Какое значение слова называется прямым, переносным?

 

Домашнее задание.

Параграф 21, правила выучить. Упражнение 160.

 (СЛАЙД 14)

Найдите словосочетание в переносном значении. Измените и поставьте его в прямом значении.

Ёлка плакала сначала от домашнего тепла. (Девочка плакала)

Выстирала мать рубашку и говорит: «Неси, сынок, повесь на солнце». (Повесить на верёвку)

Мальчика спрашивают: «Чего это твоя сестричка с петухами ложится?» (Ложиться в кровать)

 Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.  

Поставьте на полях (СЛАЙД 15)

! - если все было понятно.

?! -  не совсем усвоил материал, надо повторить

? - не понял

СПАСИБО ЗА УРОК (СЛАЙД 16)

Актуализация знаний.

Записывают домашнее задание.

Смолообразованиеформирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения.

Осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Умение выражать свои мысли.

Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной; учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Рефлексия - структурирование знаний; выдвижение гипотез и их обоснование.

Самооценка.

Самопроверка.

Заполнение листов самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прямое и переносное значение слова

Конспект урока русского языка (5 класс)...

Занятие №4 кружка по лексике. "Прямое и переносное значение слов"

Занятие и презентация могут быть использованы на уроках и занятих кружка....

Тема «Лексика. Однозначные, многозначные слова. Прямое и переносное значение слов».

Данная технология рассматривается как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курс...

«Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов»

14 ноября 2013 года на базе МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края состоялся окружной семинар «Учитель года»....

Урок по теме "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов"

Автор урока Чернышова У.Н. Редактор презентации Коновалова А.Ю. Урок адаптирован к разным УМК, апробирован в 5 и 6 классах при изучении темы "Лексика"...