конспект урока по теме "Относительные прилагательные"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Догадина Ольга Владимировна

Урок изучения нового материала и закрепления первичных знаний. Это второй урок по теме "Разряды прилагательных".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_otnositelnye_prilagatelnye.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Догадина Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ Краснодонская ООШ  Волгодонского района Ростовской области.

Класс: 6 класс, русский язык.

Тема: «Относительные прилагательные» 

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели урока:

  1. повторить и обобщить сведения по теме «Имя прилагательное. Качественные прилагательные»;

       2)познакомить учащихся с относительными прилагательными,

           с опознавательными признаками относительных прилагательных;

      3)научить отличать относительные прилагательные от качественных; познакомить со значением новых словарных слов;

  1. развивать умение находить относительные прилагательные, отличать их от качественных, использовать в речи

  1. закрепить орфографические, пунктуационные и грамматические умения учащихся, приобретенные в ходе изучения темы «Имя прилагательное».

Задачи:

  1. создать условия для повторения и обобщения сведений по теме ««Имя прилагательное. Качественные прилагательные» и для изучения новой темы «Относительные прилагательные»
  2. создать условия для самостоятельной деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения и структурирования материала, развивать речевые навыки;
  3. облегчить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся; организовать активный отдых учащихся средствами учебного предмета; снять умственное и физическое напряжение.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  1. готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  2. сформированность мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты:

  1. уметь прогнозировать учебную ситуацию; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; делать выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирования знаний; обобщать полученную информацию;
  2. работать по предложенному учителем плану; выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью; оценивать учебную ситуацию;
  3. аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения; адекватно использовать речевые средства;
  4. самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность и организацию учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками.

Методы обучения: теоретический опрос, лингвистический эксперимент, работа в группах, беседа, самостоятельная работа.

Педагогические технологии: ИКТ - технологии, личностно - ориентированные технологии, технологии сотрудничества, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал, доска, карточки, Толковый словарь

 Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие.  Формулирование темы и целей урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня необычный урок. У нас присутствуют гости.

Учитель: Запишите число, вид работы.

Учитель: Сегодня мы с вами продолжим работу по теме, начатой вчера. А сформулировать тему урока нам поможет небольшое стихотворение:

 Школьный прозвенел звонок, и пришли мы на урок

Потрудиться, не ленясь, не медля и не торопясь,

Отвечая, улыбаясь, и при этом, не теряясь.

В работе будем мы внимательные, изучая прилагательные.

_ Кто же сформулирует тему урока?

Объявление темы урока. Относительные прилагательные.

2. Как вы думаете, ребята, какие цели стоят перед нами на сегодняшнем уроке? (Ответ учащихся)

3. Действительно, мы познакомимся еще с одним разрядом прилагательного – с постоянным морфологическим признаком, узнаем отличительные признаки относительных прилагательных, научимся отличать их от качественных.

4. Запишем в тетради тему урока.

II. Повторение.

  1. Начнем нашу работу с повторения.

Раздаются карточки с заданиями для индивидуальной работы:

  1. Найти по толковому словарю значение слов:  «языковОй», «языкОвый».
  2.  Найти по толковому словарю значение слов: «искусный», «талант».

 

3. Произвести синтаксический разбор предложения (У доски) В сильный мороз весело трещат в печи берёзовые дрова.

4. Карточка. Среди прилагательных найти качественные. Хитрый, деревянный, зелёный, январский, песчаный, узкий, высокий, стеклянный, кожаный, широкий, яркий, сладкий, осенний, весенний, сельский.

  С одним прилагательным составь и разбери предложение.

ВСЕ ВМЕСТЕ

5. Повторение. Проверка усвоения темы и д/з. На прошлом уроке мы изучали качественные имена прилагательные. Расскажите о них, приводя примеры.

 Слайды 1-10. Примеры из д/з и проверка на доске.

  1. Лингвист. Эксперимент. Из предложения выписать словосочетания прил.+сущ. (сильный мороз, берёзовые дрова) Определите разряд прилагательных. Докажите. Со словом «сильный» можем образовать степени сравнения, а со словом «берёзовые» нет!

IV. Изучение новой темы. Слайды 11-16

1. В отличие от качественных прилагательных относительные обозначают такой признак предмета, которые не может проявляться в большей или меньшей степени в предмете.

  2. У вас на столах карточки «Опознавательные признаки относительных прилагательных». Обратите внимание на опознавательные признаки относительных прилагательных и прочитайте, какие признаки предметов могут обозначать относительные прилагательные. (Ученики читают по – очереди).

1. Не имеют степеней сравнения.

2. Не имеют краткой формы.

3. Не сочетаются с наречием очень.

4. Не имеют антонимов.

Обозначают:

- материал (стеклянная стена, песчаный берег);

- количество (двухэтажный дом, пятилетняя дочь);

- местонахождение (речной порт, московский житель);

- время (прошлогодний план, январские морозы);

- назначение (стиральная машина, спортивная обувь);

- вес, длину, меру (стограммовая гиря, метровая палка, двухлитровая банка).

V. Закрепление изученного материала. Параграф 59

1. Упр. № 344    По группам.

 2. В чем вы видите различие слов языковОе (явление) и языкОвая (колбаса)? (Ответ учащегося, работавшего со словарем)

3. Слова талант и искусный (упр.345 и связь с технологией и жизнью)

4. С классом физзарядка. Встаём при употреблении относительных прилагательных

Белый, пластмассовый, подводный, высокий, луковый, здешний, тонкий, нагревательный, темный, компьютерный, алый, вечерний, копировальный.

5. В это время с классом пишется цифровой диктант: ИЛИ Слайды (18-24)

1 – качественные прилагательные,

2 – относительные прилагательные.

Русские люди, талантливые умельцы, удивительные игрушки, деревянные поделки, золотые изделия, языковОе явление, языкОвая колбаса

 (Ключ: 2,1,1,2,2,2,2)

6.Проверяем цифровой диктант.

7. Работа с текстом.

1) Тяпка    мой симпатичный пёс. 2 )Гуляя с ним, мы часто уходим в сосновый лес, не подозревая об огорчениях, подстерегающих нас. 3)На зелёной ш..лковистой опушке леса черные пятна от костра. 4) В ложбине, изв..ваясь между камней, т..чёт ручей. 5)Тяпка пьёт из него,  а я (не) могу. 6)Вижу, наклонившись к воде, кусок кем-то брошенного целлофанового пакета. 7)По дну стелется, зац..пившись за камешек, капроновый чулок. 8)Течение н..сёт школьную, с ф..олетовыми страницами, тетрадь, делает воду мутной. 9)Вон у берега груда железных пружин от раскладушки, соломенные остатки веника.

 10)Кто и зачем пр..нёс сюда всё это?

1. О чём текст? Какие чувства вы испытывали, читая текст? Почему?

2.Актуальна ли проблема, затронутая автором? Как вы к этому относитесь?

3.Найдите в тексте прилагательные. Какова их роль?

4. Определите разряд.

5. Объясните пропущенные буквы. Расставьте знаки.

      1 вариант– 1-5 предложение

     2 вариант     - 6-10 предложение.

VI. Обобщение.

1. Выполнили ли мы задачи, которые стояли перед нами в начале урока?

2. С какими прилагательными познакомились сегодня на уроке?

3. По каким опознавательным признакам мы сможем их определить?

VII. Задание на дом. Комментирование задания.

Параграф 59. Упражнение 343.

VIII. Оценки.

- Спасибо за урок

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Склонение полных прилагательных»

Конспект урока "Склонение полных прилагательных", 6 класс...

Конспект урока "Степени сравнения прилагательных" с презентацией

Представляю Вашему вниманию конспект урока по совершенствованию навыков употребления степеней сравнения прилагательных с презентацией данного правила....

Конспект урока "Степени сравнения прилагательных"

Конспект представлен в виде  плана  работы с песней ("Everything at once" исполнитель Lenka), целью которого является усвоение учащимися материала по теме "Степени сравнения прилагательных"....

План-конспект урока "Степени сравнения прилагательных"

План-конспект урока "Степени сравнения прилагательных"...

Конспект урока "Степени сравнения прилагательных" 4 класс

технологическая карта и конспект урока...

Конспект урока "Степени сравнения прилагательных"

Материал представляет введение материала по теме "Степени сравнения прилагательных"....

конспект урока "Степени сравнения прилагательных".

конспект урока английского языка в 5  классе по теме   "Степени сравнения прилагательных"....