Конспект урока по теме "Притяжательные прилагательные"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Позднякова Светлана Николаевна

Конспект урока для 6 класса по русскому языку разработан к учебнику под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока19.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Притяжательные прилагательные»

Цели урока:

1) обучающие:

- закрепить термин «притяжательные прилагательные» и особенности склонения данного разряда;

- разъяснить учащимся условия перехода притяжательных прилагательных в качественные.

2) развивающие:

- научить находить притяжательные прилагательные в тексте;

- совершенствовать навык составления предложений с притяжательными прилагательными;

- показать правила морфемного разбора притяжательных прилагательных;

- закрепить навык различать омонимичные качественные, относительные и притяжательные прилагательные, составлять с ними предложения; употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

 Тип урока: урок изучения нового материала.

Метод урока: частично-поисковый.

ХОД УРОКА:

I Оргмомент

II Повторение изученного:

Задание:1. Определите разряд прилагательных.

     Красивый (К), сегодняшний (О), змеиное, горячий (К), городской (О), охотничий, точильный (О), сладкая (К),  бабушкин, золотое (О), белый (К), лисий.

III Изучение нового материала:

Задание:1. Сравните имена прилагательные Красивый, бабушкин, городской

Сделайте вывод по прилагательному бабушкин:

  1. Отвечает на вопрос: ЧЕЙ?
  2. Не имеет степеней сравнения.
  3. Не имеет краткой формы.
  4. Не сочетается с наречием очень.
  5. Не имеет антонимов.
  6. Нельзя образовать с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов однокоренные слова.
  7. Не образуют сложные прилагательные. 
  8. Работа с грамматическими синонимами.

- Замените словосочетания  с притяжательными прилагательными   синонимичными словосочетаниями.

Уши волка – волчьи уши

Домик охотника – охотничий домик

Хвост павлина – павлиний хвост

Глаза папы – папины глаза

=> Притяжательное прилагательное

NB!1. Если притяжательное прилагательное образовано от одушевленного имени собственного, оно пишется с прописной (заглавной) буквы:

Ольга – Ольгина (сумка); Дима – Димин (портфель).

2. Если притяжательное прилагательное образовано от неодушевленного имени собственного, оно пишется со строчной буквы:

Тянь-Шань – тянь-шаньский.

Сравните: отцовский дом (дом отца) – отцовские чувства (как и у отца, тёплые). Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных: заячий хвост (хвост зайца) – заячий тулуп (тулуп из зайца).

IV Закрепление изученного

1. Задание:  «Преобразуй словосочетания».

                            Молоко козы – козье молоко

                            берлога медведя – медвежья берлога

                            глаза коровы – коровьи глаза

                            зубы щуки – щучьи зубы

                            след кабана – кабаний след

                            песня лебедя – лебединая песня

                            ружьё охотника – охотничье ружьё

                            гнездо воробья – воробьиное гнездо

2. «Распределительный диктант.

Задание: Все прилагательные распределите в три столбика на доске.

    Лисья хитрость, лисья нора, лисья шуба, птичье мясо, птичье лицо, птичье гнездо, волчьи зубы, волчий нрав, волчья шапка, медвежья шуба, медвежья лапа, медвежья походка, заячье сердце, заячья лапка, заячья шкурка.

Ключ к ответу:

Качественные               Относительные                      Притяжательные

лисья хитрость                   лисья шуба                                 лисья нора

птичье лицо                       птичье мясо                                птичье гнездо

волчий нрав                       волчья шапка                              волчьи зубы

медвежья походка             медвежья шуба                          медвежья лапа

заячье сердце                     заячья шкурка                            заячья лапка  

3.Задание: выпишите только те словосочетания, в состав которых входят притяжательные имена прилагательные; суффиксы прилагательных выделите:

(1) Мыши…ый хвост; (2) глиня…ый кувшин; (3) петуши…ый крик; (4) авиацио…ый билет; (5) багря…ый закат; (6) тигри…ый рык; (7) оловя…ый солдатик; (8) поросячий визг; (9) льви…ая грива; (10) змеи…ое жало, (11) мужестве…ый воин; (12) гуси…ый клюв; (13) миллио…ый заработок; (14) ястреби…ые когти; (15) маши…ый след.

4.Задание: у прилагательных определите разряд; выделите суффиксы и окончания:

(1) Сердечная болезнь – сердечный друг; (2) медвежья лапа – медвежья шуба – медвежья услуга; (3)лисий воротник – лисья нора – лисий хвост – лисья улыбка; (4) орлиное гнездо – орлиный взгляд – орлиные перья; (5) золотая свадьба – золотая цепочка – золотые руки – золотая осень; (6) стальной трос – стальная хватка.

5.Задание: упр. 349

6.Задание: Найдите лишнее словосочетание и объясните выбор.

  1. Красивая девочка, старый дедушка, сильный соперник, орлиный клюв

орлиный клюв - притяжательное;

  1. Сестрин платок, беличий хвост, мамин плащ, строгий директор

строгий директор - качественное;

  1. Гусиное перо, волчий хвост, заячьи уши, лисья шапка

лисья шапка – относительное, т.е. шапка из лисы;

  1. Оловянный солдатик, собачья будка, деревянный дом, стеклянная ваза.

собачья будка – притяжательное.

V Итог урока. Рефлексия.

Чем интересен был урок?

Чем особенно запомнился?

Какую орфографическую задачу решили?

Рефлексия:

Мне сегодня понравилось, как работал(а) на уроке …..

Теперь я знаю , что  ……

Особенно интересно было….

Я сегодня уйду с урока с … настроением

VI. Домашнее задание: §60; упражнение № 350


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Склонение полных прилагательных»

Конспект урока "Склонение полных прилагательных", 6 класс...

Конспект урока "Степени сравнения прилагательных" с презентацией

Представляю Вашему вниманию конспект урока по совершенствованию навыков употребления степеней сравнения прилагательных с презентацией данного правила....

Конспект урока "Степени сравнения прилагательных"

Конспект представлен в виде  плана  работы с песней ("Everything at once" исполнитель Lenka), целью которого является усвоение учащимися материала по теме "Степени сравнения прилагательных"....

План-конспект урока "Степени сравнения прилагательных"

План-конспект урока "Степени сравнения прилагательных"...

Конспект урока "Степени сравнения прилагательных" 4 класс

технологическая карта и конспект урока...

Конспект урока "Степени сравнения прилагательных"

Материал представляет введение материала по теме "Степени сравнения прилагательных"....

конспект урока "Степени сравнения прилагательных".

конспект урока английского языка в 5  классе по теме   "Степени сравнения прилагательных"....