Главные вкладки

    Презентация и технологическая карта урока в 5 классе по теме "Предложение. Грамматическая основа предложения".
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Хуснутдинова Ильмира Наиловна

    Данный урок открытия нового знания предназначен для обучающися 5 класса по учебнику Русский язык. 5 класс.Ладыженская Т.А, Баранов Т.А., Тростенцова Л.А. и др.; М.: Просвещение, 2014. Данный урок из раздела "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи" составлен в соответствии с требованиями федерального госудрственного образовательного стандарта.

    На уроке учащиеся узнают, чем отличается предложение от словосочетания,получают понятие о грамматической основе и учатся строить из данных слов предложение. Учитель объясняет, что такое грамматическая связь между словами и учит находить грамматическую основу предложения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_5_a_klasse.docx29.33 КБ
    Office presentation icon pril1.ppt641.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект  урока русского языка в 5 А классе

    в соответствии с требованиями ФГОС

    1. Тема урока: Предложение. Грамматическая основа предложения
    2. Дата: 07.11.2017.
    3. Класс: 5
    4. УМК: Т.А. Ладыженской
    5. Тип урока: Урок открытия нового знания
    6. Технологии: Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, группового обучения, ИКТ
    7. Решаемые проблемы: Какие члены предложения относятся к главным? Что такое подлежащее? Каковы способы его выражения? Что такое сказуемое? Каковы способы его выражения?
    8. Цель урока: углубление знаний о единице синтаксиса - предложении  и его основных признаках
    9. Задачи.

    Образовательные: расширить понятийную базу о грамматической основе предложения;   познакомить учащихся со способами выражения подлежащего и сказуемого; сформировать умение выделять грамматическую основу предложения;

    Развивающие: способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания; формировать у учащихся УУД: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные в соответствии с типом урока (урок общеметодической направленности).  

    Воспитательные: воспитывать культуру сотрудничества и умение работать в коллективе.

    1. Планируемый результат обучения:  

    Личностные:  проявляют положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес  к учебному материалу; высказывают своё мнение, стремятся  к речевому самосовершенствованию.

    Метапредметные:  извлекают  информацию из различных источников, включая учебник «Русский язык. Теория 5-9 классы», свободно пользуются  словарями различных типов, справочной литературой.
    Предметные:
     умеют определять границы предложения,  находить грамматические основы предложения, выделять их; соблюдают  верную интонацию конца предложения; характеризуют  предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.

    1. Содержание учебного материала (СУМ): определение «грамматическая основа», «подлежащее», «сказуемое», «словосочетание».
    2. Единица содержания образования (СО): способ нахождения подлежащего и сказуемого.

    Этапы урока.

    Цель этапа

                     Деятельность

    учителя

    Деятельность

    обучающихся

    Формируемые УУД

    1.Мобилизующий  этап

    Цель: включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность

    Приветствует  обучающихся, проверяет готовность к уроку.

    Хорошо проверь, дружок,

    Ты готов начать урок?

    Все ль на месте,

    Все ль в порядке,

    Ручка, книжка, и тетрадка?

    Все ли правильно сидят?

    Все ль внимательно глядят?

    Каждый хочет получать

    Только лишь отметку… (учащиеся хором: «Пять»).

    – Я очень рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что  в течение урока оно будет только улучшаться.

    Приветствуют учителя,

    слушают;  проверяют учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

    Записывают число, классная работа

    Личностные: положительно относятся к учению,  познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

    Познавательные: осознают познавательную задачу.

    Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

    2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

    Цель: стимулирование познавательной деятельности учащихся, самостоятельное формулирование темы и задач урока.

    1) Предлагает вспомнить лингвистические термины, изученные на предыдущем уроке (Понятие о синтаксисе и пунктуации), и диктует терминологический диктант

    2)Предлагает  выполнить тест «Верные-неверные утверждения»   (Презентация,  слайд 2)

    3)Предлагает с помощью их последнего ответа  теста определить тему урока и предположить, на какие вопросы они получат ответ.

    1) Записывают слова, меняются тетрадками в парах и проводят  взаимопроверку, выставляя оценку (проверяют по 1 слайду).

    2) Смотрят на презентацию, читают вслух  по цепочке помещённые на слайде утверждения, отвечая «да» или «нет». Ответы сразу проверяются по слайду и  анализируются (слайд 2)

    3) Определяют тему, записывают её в тетрадь, формулируют учебные задачи по схеме: узнать… вспомнить… научиться…  (слайд 3-4)

    Личностные: имеют мотивацию  к учебной деятельности, проявляют способность к самооценке своих действий.

    Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материальной и умственной форме: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

    Коммуникативные: читают, слушают и отвечают на вопросы,  высказывают и обосновывают свою точку зрения

    Регулятивные: формулируют тему урока

    3. Актуализация знаний.

    Цель: подготовка обучающихся к осознанию ими внутренней потребности  к построению нового способа действий.

    1) Предлагает проблемное задание:  прочитать устно текст упр.143 Практики

    2) Задаёт вопросы:

    - Что нужно знать, чтобы выполнить задание?

    Предлагает записать 1 предложение на доске, определить его признаки.

    - Всегда ли грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого?

    1)Пытаются прочитать и делают вывод, что мешает выполнению задания: одно предложение не отделено от другого.

    2) Обдумывают ответы на вопросы, отвечают

    Один учащийся записывает 1предложение текста на доске, объясняет свой выбор, определяя грамматическую основу предложения и знаки препинания. Все - в тетрадях. Самопроверка.

    3) Ответы учащихся

    Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

    Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.        

    Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний, ищут пути решения

    Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

    4.Первичное усвоение новых знаний.

    Цель: установление преемственных связей прежних и новых знаний

    Физкультминутка

    Цель: создание условий для снятия переутомления у учащихся

    1)Проводит беседу по прочитанному материалу

    -Назовите уже знакомую для вас информацию

    -Что показалось новым?

    -Что не поняли?  

    (слайд 5,  кластер по новому материалу)

    Вот мы руки развели,

    Словно удивились.

    И друг другу до земли

    В пояс поклонились!

    Наклонились, выпрямились,

    Наклонились, выпрямились.

    Ниже, ниже, не ленись,

    Поклонись и улыбнись

    1)Читают текст на стр.67-68 и делают выводы по упр.143.

     

    Выполняют движения

    Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. 

    Познавательные: читают,  извлекая нужную информацию,  самостоятельно находят ее в материалах учебника. 

    Регулятивные: контролируют учебные действия.

    5. Первичная проверка понимания

    Цель: выяснение осознания учащимися теоретического материала

    Предлагает выполнить упр.141 на стр.68.

    Представляет вниманию образец ответа по выявлению грамматической основы.

    Выполняют упражнение, выбирая предложения с одним главным членом предложения, затем с двумя.

    Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; делают обобщения, выводы.

    Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют давать связный ответ

    6. Информация о домашнем задании

    Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

    Записывает задание на доске:  

    Прочитать параграф 28

    Упр. 142 на стр. 68. – для всех.

    Творческая работа: Дописать текст о вечере или о рассвете (добавить 4-5 предложения)

    Записывают задание для самостоятельной работы в дневник

    Личностные:

    осуществляют познавательную и личностную рефлексию.

    8. Рефлексия

    Цель:  формирование личной ответственности за результаты деятельности, оценивание работы.

    Проводит беседу по вопросам:

    -Что нового узнали на уроке?

    – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

    – Понравилось ли вам на уроке?  - Какое настроение у вас сейчас?

    – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных
    на вашем столе карточек и поднимите ее. Урок понравился – выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом

    Вспоминают ход урока, делятся впечатлениями,  учатся анализировать свою работу или товарищей  на уроке, оценивать её.

    Личностные: приобретают мотивацию к результатам своей деятельности

    Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных
    на уроке знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений.

    Регулятивные: оценивают свою работу.

    Список использованной литературы:

    1. Русский язык: Справ. материалы: Учеб. пособие для учащихся/М.Т. Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; Под ред. Н.М.Шанского. – 5-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1989.
    2. Русский язык: Учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений/А.В. Дудников, А.И. Арбузова, И.И. Ворожбицкая. М.: Высшая школа, 1988.
    3. Русский язык. 5 класс: поурочные планы по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 5 класс». II полугодие / авт.-сост. И.В.Карасева. – Волгоград: Учитель, 2005.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Терминологический диктант Языкознание, синтаксис, пунктуация, интонация, словосочетание, предложение, знаки препинания, пунктуационный разбор.

    Слайд 2

    Слово ПУНКТУАЦИЯ происходит от лат. слова PUNCTUM – запятая. НЕТ Три единицы, которые изучает синтаксис: словосочетание, предложение, текст. ДА Пунктуация изучает слово. НЕТ Словосочетание состоит из двух слов – главного и зависимого. ДА Зависимое слово связывается с главным только по смыслу. НЕТ Соединения слов, связанные между собой по смыслу, грамматически и интонационно. Предложение

    Слайд 3

    Урок русского языка в 5 классе Предложение. Грамматическая основа предложения

    Слайд 4

    Цели урока: узнать… вспомнить… научиться…

    Слайд 5

    Грамматическая основа предложения Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из темы?

    Слайд 6

    Физкультминутка

    Слайд 7

    Главные члены предложения подлежащее + сказуемое к т о? ч т о? что делает предмет? — глаг. сущ. Им.п., какой он? каков он? — прилаг. мест. Им.п. что он такое? кто он такой? - сущ. сочетание слов грамматическая основа предложения

    Слайд 8

    Чем может быть выражено подлежащее? Существительным Ветер унёс лодку в Им. падеже в море. Местоимением Я не приду к обеду. в Им. падеже Словосочетанием Отец с сыном пошли на рыбалку. Что? Кто? Кто?

    Слайд 9

    Чем может быть выражено сказуемое? Глаголом Существительным Прилагательным Мы живём на Земле. Земля – наш дом. Она прекрасна. Что делаем? Какова? Что такое?

    Слайд 10

    Образец ответа Падают кленовые листья. 1. О чём говорится в предложении? О листьях. 2. Основа предложения – падают листья. 3. Листья (что делают?) падают. 4. Падают (что?) листья. 5. Подлежащее листья выражено именем существительным в именительном падеже. 6

    Слайд 11

    Помогите Пете Ошибкину Барсик спит в уголке. любит играть в верёвочку. Щенок увидел кошку шерсть и помчался. Такси у нашего подъезда. Воздух сегодня свежий и Барсик . Взъерошил стояла прохладен. Он , взъерошил стояло прохладный.

    Слайд 12

    Домашнее задание Прочитать параграф 28 Упр. 142 на стр 68. – для всех. Творческая работа: Дописать текст о вечере или о рассвете (добавить 4-5 предложения)

    Слайд 13

    Всем спасибо!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 4-м классе по теме "Грамматическая основа предложения"

    Урок русского языка в 4-м классе по теме "Грамматическая основа предложения" с использованием технологий РКМЧП и ИКТ...

    Сценарий урока "Построение чертежа основы фартука" с презентацией и технологической картой урока

    Тема изучается на третьем занятии раздела «Конструирование и моделирование». Урок имеет важней шее значение в дальнейшем обучении учащихся, т. к. изучаются основы черчения и конструировани...

    Проверочная работа по русскому языку в 5 классе на тему "Грамматическая основа предложения"

    Проверочная работа по русскому языку в 5 классе на тему "Грамматическая основа предложения" (2 варианта)...

    Грамматическая основа предложения, технологическая карта урока 5 класс

    Технологическая карта урока по теме "Грамматическая основа предложения". Урок проводится в 5 классе....

    конспект урока в 5 классе "Что такое грамматическая основа предложения"

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (5  КЛАСС). Цель урока:Вспомнить отличительные признаки предложения; расширить понятийную базу о грамматической основе предложения, учить находить грамм...