конспект урока в 5 классе "Что такое грамматическая основа предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Халбанова Эльвира Михайловна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (5  КЛАСС).


Цель урока:

Вспомнить отличительные признаки предложения; расширить понятийную базу о грамматической основе предложения, учить находить грамматическую основу предложений, распознавать односоставные и двусоставные предложения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_5_klasse.docx40.13 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (5  КЛАСС).

Учитель:  Халбанова Эльвира Михайловна

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тема урока

Что такое грамматическая основа предложения

Цель урока:

Вспомнить отличительные признаки предложения; расширить понятийную базу о грамматической основе предложения, учить находить грамматическую основу предложений, распознавать односоставные и двусоставные предложения.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • повторить понятия «главные члены предложения, «подлежащее», «сказуемое»;
  • усвоить алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого, выраженных разными способами;
  • научиться находить грамматическую основу предложения.

Регулятивные: способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение, применять методы информационного поиска, исправлять ошибки и находить правильное решение.

Познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; использование общих учебных  умений; развивать навыки исследовательской деятельности, смысловое чтение текста с извлечением полезной информации; поиск лишнего; работа по алгоритму, схеме. способствовать развитию критического мышления учащихся.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью, работа в парах; инициативное сотрудничество, умение слышать друг друга при поиске решения.

Практическое освоение учащимися основ исследовательской деятельности,

практическое освоение методов познания,

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,

собственные возможности ее решения;

формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности;

умение отстаивать свое мнение, понимать значение и смысл обучения, оценивать усваиваемый материал.

Условия реализации урока

Информационные ресурсы

Учебная литература

Оборудование

Microsoft Word 2010

Microsoft Power Point 2010

 Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций,  в 2ч. Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. Глазков А.В. – 3-е изд. – Москва.: Просвещение, 2014.

Рабочая тетрадь. Русский язык. 5 класс.    в  2 ч.. Л.М.Рыбченкова, Т.Н.Роговик, Москва, Просвещение, 2014 г.

Учебники и рабочие тетради с печатной основой под редакцией Л. М. Рыбченковой, Т.Н.Роговик, карточки, листы самоконтроля, компьютер, проектор, экран.

Основные понятия

«грамматическая основа», «подлежащее», «сказуемое», «предложение», «односоставные, двусоставные предложения»

Форма проведения урока

Урок усвоения новых знаний.

Технологии

Развивающего обучения, развития исследовательских навыков,  группового обучения (работа в паре), РКМЧП, ИКТ, здоровьесбережения

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

УУД

  1. Организационный момент.

Цель этапа: создание доброжелательной атмосферы, мотивация учащихся на определенный эмоциональный настрой.  

Приветствие, проверка готовности к уроку.

- Высказывание добрых пожеланий.

- Организация самопроверки д/з. по образцу

- Запись числа и «Классной работы».

Здравствуйте, ребята! Хочу всем пожелать хорошего настроения, плодотворной работы на уроке. Ребята,  что пригодится нам для успешной работы на уроке? Конечно, внимание, желание узнать новое, активность.

Итак, ребята, начинаем наш урок. И начнем мы его с проверки д/з, проверка по образцу (образец выведен на экран).

Орфографическая разминка -  упражнение на стр.106

Приветствуют учителя и друг друга.

Проводят самопроверку д/з по образцу, Выставляют себе оценку.

Делают записи в тетрадях (число, «Классная работа»)

Выполняют упражнение по орфографии стр.106 п.62.

Взаимопроверка в парах,

Выставление оценок друг другу.

Сверка по образцу на экране.

Заполняют лист контроля(приложение 3)

Регулятивные УУД:

  • эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

II. Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности. Создание проблемной ситуации

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для закрепления новых знаний», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося; включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Тренировочные задания.

  1. упражнение 477. Вопросы  и задания выведены на экран.
  2. Ответить на вопросы: (вопросы на экране)

1). «Какие группы слов образуют предложение, а какие – нет? 2).Без каких членов не может быть построено предложение? 3).Превратите группы слов, которые не образуют предложение, в предложение? Что нужно добавить?

  1. Запишите получившиеся предложения, подчеркните главные члены предложения.

Работа в парах.

Читают предложения, обсуждают.

Отвечают на вопросы,  каждая пара по очереди.

Выполняют задания, комментируют по очереди

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • достижение договоренностей и согласование общего решения.

Личностные УУД:

  • мобилизация внимания, уважение к окружающим.

Познавательные УУД:

  • Выдвижение гипотез и их обоснование.

III. Постановка учебной цели

 Цель этапа: формулирование темы и учебной цели урока.

Создаёт проблемную ситуацию. Подводит к формулированию темы, целей и задач урока.

-Как называются сочетания слов, которые добавили, без которых не может быть построено предложение?

-Какими членами предложения являются?

-Вспомните, как по-другому называются главные члены предложения?

-О чём пойдёт речь на уроке?

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

-  Какую цель мы должны поставить перед собой?

- Что мы должны «знать» и уметь», чтобы достичь поставленной цели?

- Заполните 1-ю графу «Бортового журнала». Возьмите примеры из карточки 1.

- Обсудите свои записи с соседом по парте. Дополните их, если считаете это необходимым.

Предполагаемые ответы:

- добавили подлежащее и сказуемое - это главные члены предложения, без них не может быть построено предложение.

-на уроке речь пойдет о главных членах предложения.

тема урока – грамматическая основа предложения.

 -цель: учиться находить грамматическую основу предложений.

- узнать еще сведения о грамматической основе

 Ведение «Бортового журнала». Заполнение таблицы (Приложение 2)

 У каждого ученика имеется распечатанная таблица.

Обсуждение записей в парах, заполнение.

Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса.
  • достижение договоренностей и согласование общего решения.

Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала;
  • умение планировать и оценивать свои действия;
  • умение выявлять, что уже усвоено, а что подлежит усвоению.

Познавательные УУД:

  • умение анализировать языковой материал;
  • поиск и выделение необходимой информации.

IV. Объяснение нового материала

Цель этапа: обеспечение восприятия и осмысление нового материала.

Cоздание проблемной ситуации.

1. Работа с текстом упр.479

Списать, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматическую основу  в выделенных предложениях.

- В чем выражается грамматическая связь подлежащего и сказуемого? Начертите схему.

- Проверьте себя по смайлику на стр.108., что обозначают эти схемы?

- Прочитайте теоретический материал на стр.108.

-Как по-другому назвать главные члены предложения?

2.Работа с предложениями. (Карточки – каждому ученику).

- Дописать пословицы, подставив нужное по смыслу слово. Подчеркнуть грамматическую основу предложений.

 - Почему возникли затруднения при выполнении задания?

- Исправим ошибки, допущенные вами при нахождении подлежащего и сказуемого

Постановка проблемы.

- Достаточно ли полученных ранее знаний для выполнения подобных знаний?

- В каких предложениях будет только один главный член?

- Работа с учебником. Прочитать теорию на стр.108 и 109 о двусоставных и односоставных предложениях.

- упр.481.Какие главные члены могут быть в односоставном предложении?

1. Работа с текстом упр.479.

Предполагаемые ответы.

Они связаны друг с другом по смыслу и грамматически, можно задать вопрос от подлежащего к сказуемому, от сказуемого к подлежащему.

Подлежащее и сказуемое образуют грамматическую основу.

Бортовой журнал, заполнить 2-ю графу.

2. Работа с предложениями в карточках.

Смелость города… . Правда в огне не горит и в воде… . Цыплят по осени … . Много будешь знать, скоро … . Слезами … не поможешь. Долг платежом… .

Слова для справок: берёт, считают, состаришься, не тонет, горю, красен.

Предполагаемые ответы.

 - Нет, не достаточно.

- Почему-то  в некоторых предложениях один главный член.

- Работа с учебником. Читают правила на стр.108 и 109.

- Упр.481 устно. Грамматическая основа односоставного предложения может состоять из одного подлежащего или одного сказуемого.

Бортовой журнал. Заполнить 2-ю графу.

Познавательные УУД:

  • извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные УУД:

  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

-Регулятивные:

  • Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению).

V. Физкультминутка.

Цель этапа: снятие напряженности и усталости

- Ребята, а сейчас отдохнем и выполним физкультминутку.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть. 

Выполняют физкультминутку вместе

 с учителем.

Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке

VI. Закрепление изученного материала

Цель этапа: проговаривание и закрепление новых знаний, выявление первичного осмысления изученного материала.

- Организует выполнение заданий

Задание. Работа в РТ. Упр.2 п.62 РТ

Указать вид предложений  по количеству главных членов.

Работа с учебником. Организует смысловое чтение текста стихотворения  упр.482

1.Чтение про себя.  

2.Анализ языкового материала. Коллективное обсуждение по вопросам упражнения.

Вывод.  

Выполнение заданий в РТ. п.62 упр.2 РТ

Самопроверка по образцу с экрана с проговариванием в речи.

Работа с учебником. Смысловое чтение.

Работают с текстом стихотворения            А.Жигулина. упр.482

Выполняют задания к упражнению.

Коллективное обсуждение. Вывод.

Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником.

Регулятивные УУД:

  • умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном;
  • коррекция;
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов.

Личностные УУД:        

  • самоопределение.

VII.  Домашнее задание

Цель этапа: настроить учащихся на самостоятельную работу по изученной теме.

Задаёт домашнее задание:

- выучить теоретический материал стр.108, 109;

- выполнение упр. № 483 (письменно).

 Записывают домашнее задание в дневники.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной работе

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Комментирование оценок.

Вспомним правила составления синквейна и попробуем составить синквейн по теме урока

Составление синквейна: 

       Грамматическая основа

Фундаментальная, обязательная

Сообщает, побуждает, спрашивает,

Бывает односоставное и двусоставное

                Предложение.

Заполняют таблицу рефлексии (приложение 1)

Регулятивные УУД:

  • саморегуляция осознание качества и уровня усвоения знаний;

Личностные УУД:

  • оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли.
  • инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации.

Приложение 1

+ / -

+ / -

1.На уроке я работал

хорошо

плохо

2.Своей работой на уроке я

доволен

не доволен

3.Урок для меня показался

коротким  

длинным

4.За урок я

не устал

устал

5.Мое настроение

стало лучше

стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен

не понятен

7.Домашнее задание мне кажется

легким

трудным

Приложение 2 Бортовой журнал

Грамматическая основа предложения

Что мне известно по данной теме

Что нового я узнал по данной теме

Приложение 3  Лист контроля

1. Проверка домашнего упражнения

2. Орфографическое упражнение стр. 106

3.Верные и неверные утверждения

4.Упражнение 2 п.62  в РТ

3. Работа с текстом

4. Составление  синквейна

                    +     полностью справился

                    ?     допустил 1 - 3 ошибки

                    -     не справился (допустил больше 3 ошибок)

Приложение 4

Карточка №1  Расскажи товарищу и помоги ему вспомнить изученное ранее

На какие вопросы отвечает подлежащее? Незримо по лесам бродит осень. (Что бродит? – Осень. ) Осень – это подлежащее.

Какой частью речи выражается? Сухие листья тихо шуршат под ногами.

В каком падеже стоит подлежащее? К утру мороз (что сделал?) высушил дорогу. Высушил – это сказуемое.

Как графически выделяется? Луч солнца осветил вершины могучих дубов.

На какие вопросы отвечает сказуемое?

Какой частью речи выражается?

Как графически выделяется?

Подлежащее – это главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, обладает определённым признаком, подлежащее отвечает на вопросы И.п.  кто? или что?Описание: https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54c53db12fc3a/konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-v-sootvietstvii-s-fgos-grammatichieskaia-osnova-priedlozhieniia_4.png

Сказуемое – это главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего, сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? что такое предмет? кто такой? какой (каков) предмет

Верные и неверные утверждения Приложение 5

  1. Слово ПУНКТУАЦИЯ происходит от латинского  слова PUNCTUM – запятая. НЕТ
  2. Среди знаков препинания есть знаки завершения, разделения, присоединения. НЕТ
  3. Словосочетания изучает синтаксис. ДА
  4. Словосочетание состоит из двух слов – главного и зависимого. ДА
  5. Зависимое слово связывается с главным только по смыслу. НЕТ
  6. ВЕСЁЛЫЙ ПРАЗДНИК – это словосочетание. ДА
  7. РИСОВАТЬ В АЛЬБОМЕ – это тоже словосочетание. ДА
  1. ПРИШЛИ ГОСТИ – это тоже словосочетание НЕТ

Использованные источники:

1. Учебник.  Русский язык. 5 класс. Учебник  для общеобразовательных организаций. в 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

2.Рыбченкова Л.М. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.М.Рыбченкова, И.Г.Добротина –  М.: Просвещение, 2011.

 3.Рабочая тетрадь. Русский язык. 5 класс.    в  2 ч.. Л.М.Рыбченкова, Т.Н.Роговик, Москва, Просвещение, 2014 г.

4.Материалы Интернета

 

Отражение полученных сведений в схеме

Главные члены предложения

                                                                                               подлежащее                     +                           сказуемое

                                                                                                к т о? ч т о?                                               что делает предмет? — глаг.

                                                                                               сущ. Им.п.,                                                какой он? каков он? — прилаг.

                                                                                               мест. Им.п.                                               что он такое? кто он такой? — сущ.

                                                                                           сочетание слов

                                                                                      грамматическая основа предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Грамматическая основа предложения"

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Грамматическая основа предложения" с использованием технологий РКМЧП и ИКТ...

Урок русского языка в 5 классе "Грамматическая основа предложения" по ФГОС

Урок общеметодической направленности с использованием технологий здоровьесбережения, развивающего обучения, РКМЧП, ИКТ, группового обучения, развития исследовательских навыков. Решаемые проблемы: каки...

Презентация и технологическая карта урока в 5 классе по теме "Предложение. Грамматическая основа предложения".

Данный урок открытия нового знания предназначен для обучающися 5 класса по учебнику Русский язык. 5 класс.Ладыженская Т.А, Баранов Т.А., Тростенцова Л.А. и др.; М.: Просвещение, 2014. Данный урок из р...

Задание 8 ОГЭ Грамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языку

Задание 8 ОГЭГрамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языкузадание 8 ОГЭ теория:Подлежащее — ...

Грамматическая основа предложения – простое предложение

Цели: закреплять изученное о предложении; уточнить понятие о грамматической (предикативной) основе предложения; показать взаимосвязь подлежащего и сказуемого; дать понятие об односоставных и двусостав...

Грамматическая основа. Предложения простые и сложные. Односоставные предложения. Виды односоставных предложений.

Грамматическая основа. Предложения простые и сложные. Односоставные предложения. Виды односоставных предложений....