Открытый урок в 5 классе: «Грамматическая основа предложений. Односоставные и двусоставные предложения».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

АКАЕВА ТАМАРА ВАХАЕВНА

Открытый урок «Грамматическая основа предложений. Односоставные и двусоставные предложения». (5 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ou_grammaticheskaya_osnova_predlozheniya_.docx121.74 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект открытого урока по русскому языку

Тема: «Грамматическая основа предложения. Односоставные и двусоставные предложения.»

Учитель: Акаева Тамара Вахаевна

Дата проведения: февраль, 2024г.

Класс: 5-А

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: совершенствование умения находить грамматическую основу предложения; знакомство с односоставными и двусоставными предложениями.

Задачи урока:

Образовательные: расширять и углублять знания учащихся по русскому языку, формировать умение работать самостоятельно.
Развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, строить аналогии, делать выводы, развивать внимание.
Воспитательные: способствовать нравственно-эстетическому развитию детей, их приобщению к культурным ценностям, развивать коммуникативные способности во время работы на уроке, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения.

Формируемые УУД:

Предметные: определять способы выражения грамматической основы; уметь отличать односоставные и двусоставные предложения

Личностные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Регулятивные: следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования главных членов предложения.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Формы работы: беседа, работа с учебником, работа в парах, работа в группе.

Оборудование: учебник, компьютерная презентация, маршрутные листы, индивидуальные карточки с заданиями.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Цель этапа, формируемые УУД.

#1054;рганизационный этап. Приветствие учащихся

(1-2 минуты)

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Высказывание добрых пожеланий.

Объяснение заполнения листа контроля (каждый этап урока фиксируется)

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием: Я желаю вам хорошего настроения и отличных оценок. Давайте поприветствуем друг друга и постараемся сохранить хорошее настроение.

А теперь присаживайтесь на свои места и посмотрите на листы контроля, которые лежат на ваших партах. Подпишите их. Вы сможете на каждом этапе урока оценить свою работу.

Приветствие учащихся.

Знакомство с листом контроля.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

УУД: личностные, коммуникативные

2. Проверка домашнего задания

(2-3 минуты)

Организация проверки домашнего задания (упр. 846).

На столах есть образец выполнения домашнего задания и критерии оценивания.

Слово учителя:

- Ребята, что вы видите на партах? (представлен текст домашнего задания)

- В начале урока мы проверим упражнение, которое было задано на дом (упр. 846). Обменяйтесь тетрадями со своими соседями и оцените выполнение домашнего задания по критериям.

- Чем вы пользовались для правильного выполнения домашнего задания? (кластер «Главные члены предложения» (Приложение 1))

- Давайте отметим наш этап урока в листе контроля.

Учащиеся отвечают на вопрос учителя, обмениваются тетрадями с соседями по парте и проводят проверку домашнего задания по критериям оценивания.

Критерии:

0-1ошибка – 5 баллов 2-3 ошибки – 4 балла 4-5 ошибок – 3 балла 5-6 ошибок – 2 балла

Используют кластер «Главные члены предложения», составленный на прошлом уроке для объяснения материала.

Заполнение листа контроля.

Цель – произвести проверку выполнения домашнего задания

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся)

3. Актуализация опорных знаний учащихся

(3 минуты)

Организация работы на повторение, подведение итогов беседы в игровой форме.

Слово учителя:

- Проверяя домашнее задание, мы вспомнили то, что нам уже известно по этой теме. Чтобы закрепить изученный материал, выполним тест «Верные – неверные утверждения». Я буду читать утверждения, в тетрадях ставите номер и слово «ДА» или «НЕТ». Затем проверим. При выполнении можно опираться на текст домашнего упражнения.

Игра «Верно - неверно»

1. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, называется фонетика.

2. Словосочетание состоит из двух слов – главного и зависимого.

3. ПРИРОДА РАСЦВЕТАЕТ – это тоже словосочетание.

4. Подлежащее и сказуемое в предложении могут выражаться различными частями речи.

5. Грамматическая основа предложения может состоять только из подлежащего и сказуемого.

- Давайте отметим наш этап урока в листе контроля.

Запись учащимися в тетради числа.

Обучающиеся выполняют задания, отвечая на вопросы. Затем проверяют, используя карточки. За верный ответ выставляют 1 балл.

Проговаривают ответ, опираясь на утверждения теста. Отвечают, вспоминая изученное ранее.

Заполнение листа контроля.

Цель – повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные

4. Постановка целей урока

(2-3 минуты)

Создаёт проблемную ситуацию. Подводит к формулированию темы, целей и задач урока.

Слово учителя:

- Почему последнее утверждение неверно?

- Какое предложение из текста домашнего задания опровергает это утверждение? Верно: Ему коня подводят. (есть только сказуемое)

- О чём пойдёт речь на уроке? Что мы с Вами должны сегодня еще выяснить на уроке?

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Какие цели мы ставим перед собой на сегодняшнем уроке?

- Давайте отметим наш этап урока в листе контроля.

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока. Формулируют цели урока

Заполнение листа контроля.

Цель – создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

5. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков

(8-10 минут)

Организация работы с текстом.

Слово учителя:

- Давайте с Вами поработаем с текстом и выясним, часто ли встречаются нам такие предложения, попробуем определить их особенности. На столах у вас тексты с заданием.

Задание:

  1. Прочитать текст.
  2. Озаглавить его.
  3. Вставить пропущенные буквы.
  4. Определить тему текста и его основную мысль.
  5. Охарактеризуйте предложение 4 по эмоциональной окраске.
  6. Охарактеризуйте предложение 2 по цели высказывания.
  7. Найти в предложениях грамматическую основу. Определить, чем выражены главные члены предложений.

- Давайте отметим наш этап урока в листе контроля.

Работа с текстом.

(1) Л…са – величайшие источники зд…ровья. (2) Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль.

(3) Вы попада...те в л.. .са из душных г…родских домов и чу…ствуете уд. . . вительное состояние радости и силы.

(4) Какой воздух! (5) Вдыха…м его живительный глоток и наслаждаемся жизнью.

(K. Паустовский)

Заполнение листа контроля.

Цель: закрепление пройденного материала

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные

6. Постановка и решение проблемы

(5 минут)

Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Слово учителя:

- Что особенного заметили в двух последних предложениях? (только один главный член предложения.)

- На ваших столах лежат пустограммы (Приложение 2). Давайте заполним их, прослушав лингвистическую сказку.

Лингвистическая сказка «К чему привела ссора подлежащего и сказуемого»

В тридевятом царстве, в тридевятом государстве жили-были два лучших друга – подлежащее и сказуемое. Жили они дружно и счастливо и составляли грамматическую основу предложений. Но однажды подлежащее и сказуемое поссорились, и ученые взяли и разделили их.

Осталось сказуемое совсем одиноким. Как же дальше жить без подлежащего? Второстепенные члены предложения, как настоящие друзья, решили поддержать сказуемое. Пришли обстоятельство и дополнение к нему и сказали:

-Хватит печалиться! Создай лучше такие предложения, в которых ты будешь главным. И назовем мы такие предложения односоставными. Можно даже разделить их на виды. А мы тебе поможем. И будут у нас односоставные распространенные предложения.

А к подлежащему пошло определение и тоже поддержало друга.

Послушались подлежащее и сказуемое второстепенных членов предложения и начали создавать односоставные предложения. Увидели ученые, что у главных членов все налаживается, и снова помирили их. С тех пор в русском языке есть два вида предложений…

- Какие эти виды, ребята?

- Теперь давайте заполним наши пустограммы материалом из сказки.

- Посмотрите на схемы предложений, которые мы составили. Сделайте вывод, на сколько групп можно разделить предложения по наличию главных членов предложения? (На две. Первая группа – предложения, в которых есть и подлежащее, и сказуемое; вторая – в которых только один главный член предложения.)

- Как вы думаете, односоставные предложения бывают только нераспространёнными?

- Похолодало. Распространите это предложение.

- Давайте отметим наш этап урока в листе контроля.

Проводят самостоятельное наблюдение. Анализ с целью выделения общих признаков, подведение под понятие, построение логического рассуждения. Отвечают на вопросы. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель)

Заполнение листа контроля.

Цель: решение устной задачи и обсуждение проекта её решения.

УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные

7. Физкультминутка (1-2 минуты)

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать и отвечать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Повторяют действия за учителем.

8. Перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений

(7-8 минут)

Организация деятельности по применению новых знаний, включению их в систему знаний. Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.

Слово учителя:

– Мы вспомнили все, что знали о главных членах предложения. Теперь нужно закрепить наши знания, выполнив упражнение на карточках у Вас на партах.

Работа с карточками: Летом ребята отдыхали в лагере. Люблю классическую музыку. Сухие листья шелестели под ногами. По радио объявили о посадке самолёта. Мне долго не открывали. Мне не спится. Печальный дождь падает из туч на землю. Какая ночь!

Задание:

  1. Выпишите в первый столбик двусоставные предложения, во второй – односоставные.
  2. Выделите грамматические основы предложений, укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.

Решают типовые задачи с проговариванием алгоритма вслух. Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Выполнение упражнений в учебнике. Извлечение из текста необходимой информации.

Заполнение листа контроля.

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

УУД: познавательные, регулятивные, личностные

9. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

(5-7 минут)

Организует контроль по применению новых знаний.

Слово учителя:

А теперь мы с вами проверим усвоенный материал при помощи игры «Корректор».

Задание: Ученик Петя из 5 класса выполнил задание на закрепление, но допустил ошибки. Найдите ошибки, которые допустил Петя, исправьте их и попробуйте объяснить Пете, в чем он ошибся.

Приложение 3

Выполнение действий по алгоритму. Самостоятельное решение задачи. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

При проверке по очереди называют предложения и подчеркивают главные члены, называют какой частью речи выражены подлежащие и сказуемые. Определяют, в каких предложениях присутствует только один главный член предложения.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

УУД: познавательные, регулятивные

10. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. Выставление оценок

(7 минут)

Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности.

Слово учителя:

Итак, с какой задачей мы сегодня столкнулись?

Какую тему мы сегодня проходили? Какие цели ставили перед собой? Достигли ли мы этих целей?

Все ли этапы работы мы выполнили?

Делают отметку в конце листа контроля в таблице.

Поставьте любой знак напротив предложенной формулировки

Мне всё понятно, я могу даже объяснить эту тему другим ребятам!

Мне понятно всё, но пока объяснить тему другим затрудняюсь…

Мне понятен материал, но я дома всё повторю и тогда смогу объяснить тему другим ребятам.

Я ничего не понял(а). Мне нужна помощь.

Продолжите фразы:

Сегодня я узнал(а)…

Я меня получилось…

Было интересно…

Я научился(ась)…

Теперь я могу…

Было трудно…

Мне захотелось…

Я выполнял(а) задания и …

Я понял(а), что…

Оценивают, насколько решены в течение урока познавательные цели, поставленные в начале.

Подводят итог своей работе на уроке в устном высказывании.

Соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

УУД: регулятивные, личностные, коммуникативные

11. Сообщение домашнего задания

(1-2 минуты)

Задание для всех: учить правило в ТП.

Подобрать 5 односоставных, 5 двусоставных предложений, выделить в них грамматические основы, определить, чем выражены подлежащее и сказуемое.

Записывают домашнее задание в дневники.

Приложение 1.

Приложение 2.

Виды предложений по строению грамматической основы

Главный член в предложении

Схема

Как называется такое предложение?

Пример

Подлежащее и сказуемое

Приложение 3.

Игра «Корректор».

Задание: Ученик Петя из 5 класса выполнил задание на закрепление, но допустил ошибки. Найдите ошибки, которые допустил Петя, исправьте их и попробуйте объяснить Пете, в чем он ошибся.

Предложение (подчеркните грамматическую основу)

Какие главные члены предложения присутствуют?

Какой тип предложения по строению грамматической основы + схема

Смеркалось.

Подлежащее

Двусоставное

Весна.

Сказуемое

Односоставное

На лугах расцветают полевые цветы.

Сказуемое

Двусоставное

В лесах можно найти много грибов и ягод.

Подлежащее и сказуемое

Односоставное

Иногда человек вносит красоту в природу.

Подлежащее

Односоставное

Работа с текстом.

Задание:

1. Прочитать текст.

2. Озаглавить его.

3. Вставить пропущенные буквы.

4. Определить тему текста и его основную мысль.

5. Охарактеризуйте предложение 4 по эмоциональной окраске.

6. Охарактеризуйте предложение 2 по цели высказывания.

7. Найти в предложениях грамматическую основу. Определить, чем выражены главные члены предложений.

(1) Л…са – величайшие источники зд…ровья. (2) Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. (3) Вы попада...те в л.. .са из душных г…родских домов и чу…ствуете уд. . . вительное состояние радости и силы. (4) Какой воздух! (5) Вдыха…м его живительный глоток и наслаждаемся жизнью.

(K. Паустовский)

Приложение 4. Лист контроля.

1. Проверка домашнего упражнения 846.

#1048;гра «Верно-неверно».

Формулировка темы урока и целей работы на уроке.

#1056;абота с текстом.

#1047;аполнение пустограммы по теме.

3. Работа с текстом.

4. Игра «Корректор»

#1057;амоанализ учебной деятельности.

Мне всё понятно, я могу даже объяснить эту тему другим ребятам!

Мне понятно всё, но пока объяснить тему другим затрудняюсь…

Мне понятен материал, но я дома всё повторю и тогда смогу объяснить тему другим ребятам.

Я ничего не понял(а). Мне нужна помощь.

Продолжите фразы:

Сегодня я узнал(а)…

Я меня получилось…

Было интересно…

Я научился(ась)…

Теперь я могу…

Было трудно…

Мне захотелось…

Я выполнял(а) задания и …

Я понял(а), что…

+ полностью справился

? допустил 1 - 3 ошибки

- не справился (допустил больше 3 ошибок)

Работа с карточками:

Задание:

1. Выпишите в первый столбик двусоставные предложения, во второй – односоставные.

2. Выделите грамматические основы предложений, укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.

#1051;етом ребята отдыхали в лагере. 2. Люблю классическую музыку. #1057;ухие листья шелестели под ногами. #1055;о радио объявили о посадке самолёта. #1052;не долго не открывали. 6. Мне не спится. #1055;ечальный дождь падает из туч на землю. 8. Какая ночь!

Проверка домашнего задания:

Из шатра,

Толпой любимцев окружённый,

Выходит Пётр. Его глаза

Сияют. Лик его (каков?) ужасен.

Движенья (каковы?) быстры. Он (каков?) прекрасен.

Он весь как божия гроза.

Идёт. Ему коня подводят.

(каков?) Ретив и смирен верный конь.

Критерии оценивания:

0-1ошибка – 5 баллов

2-3 ошибки – 4 балла

4-5 ошибок – 3 балла

5-6 ошибок – 2 балла

Проверка домашнего задания:

Из шатра,

Толпой любимцев окружённый,

Выходит Пётр. Его глаза

Сияют. Лик его (каков?) ужасен.

Движенья (каковы?) быстры. Он (каков?) прекрасен.

Он весь как божия гроза.

Идёт. Ему коня подводят.

(каков?) Ретив и смирен верный конь.

Критерии оценивания:

0-1ошибка – 5 баллов

2-3 ошибки – 4 балла

4-5 ошибок – 3 балла

5-6 ошибок – 2 балла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольный тест по теме "Односоставные и двусоставные предложения" (8 класс)

В тест включены задания  на различение   односоставных и двусоставных предложений,  умение различать типы односоставных  предложений. Подбор материала позволяет  повторить так...

Тематическая работа по теме "Односоставные и двусоставные предложения. Однородные члены предложения".(8класс, в формате Статград 2015)

В работе представлены аналогичные задания тем, что предлагаются в системе Статград по теме "Односоставные и двусоставные предложения. Неполные предложения. Однородные члены". Такую работу полезно пров...

Открытый урок 9 класс "Грамматические нормы"

Грамматические нормы (Правила согласования определения с определяемым словом)...

Цикл уроков русского языка в 11 классе по теме "Односоставные и двусоставные предложения" в рамках программы "Качество"

Серия уроков разработана для 11 класса общеобразовательной школы на основе программы  «Русский язык 10-11 классы»  Н.Г.Гольцовой, учебника Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина «Русский язык. 10-11 кла...

Урок по теме «Синонимия односоставных и двусоставных предложений»

  Данный урок позволяет обобщить  изученный материал по теме «Односоставные и двусоставные предложения». Кроме того, развивает умение классифицировать, опознавать различат...

Открытый урок 6 класс. «Грамматическая структура to be going to" по теме досуг выходного дня

УМК: Rainbow English - учебник английского языка 6 класса для общеобразовательных учреждений издательства «Дрофа» авторы - О.Афанасьева ,И.В.Михеева; презентация; раздаточный материа...