План-конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Грамматическая основа предложения. Повторение»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Урок направлен на систематизацию и обобщение знаний о грамматической основе предложения. В ходе урока, опираясь на повторение теории, учащиеся в разнообразных практических заданиях, как индивидуальных, так и групповых, тренируются в нахождении и определении грамматической основы в простых и сложных предложениях, а также анализируют способы её выражения и типы сказуемого. Интерактивные методы, такие как игра "Найди ошибку", и рефлексия в конце урока, позволяют закрепить материал и оценить уровень его усвоения. Урок направлен на формирование предметных, метапредметных и личностных компетенций в соответствии с ФГОС.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.69 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Грамматическая основа предложения. Повторение»
Предмет: Русский язык
Класс: 9
Тема: Грамматическая основа предложения
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний.
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о грамматической основе предложения (подлежащее и сказуемое), способах их выражения, а также умение находить и определять грамматическую основу в простых и сложных предложениях.
Задачи урока:
• Предметные:
* Повторить теоретический материал о грамматической основе предложения, способах выражения подлежащего и сказуемого.
* Совершенствовать умение находить грамматическую основу в предложениях различной структуры.
* Закрепить знания о типах сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное).
• Метапредметные:
* *Регулятивные:
* Формулировать тему и цель урока.
* Планировать свою деятельность на уроке, исходя из поставленной цели.
* Оценивать правильность выполнения заданий (самооценка, взаимооценка).
* Корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
* *Коммуникативные:
* Выражать свои мысли в устной и письменной форме, аргументировать свою точку зрения.
* Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, слушать и понимать мнение других.
* Уметь работать в паре и группе.
* *Познавательные:
* Анализировать и сравнивать языковые явления.
* Классифицировать и систематизировать информацию.
* Обобщать и делать выводы.
* Использовать ранее полученные знания для решения новых задач.
• Личностные:
* Проявлять интерес к изучению русского языка.
* Осознавать важность грамотной речи для успешной коммуникации.
* Формировать умение работать в коллективе, уважительно относиться к мнению других.
* Воспитывать любовь к родному языку.
Методы и приемы:
• Словесные (беседа, объяснение, комментированное письмо).
• Наглядные (презентация, карточки с заданиями).
• Практические (упражнения, работа с текстом).
• Проблемные (постановка проблемных вопросов, поиск решений).
• Работа в группах и парах.
Оборудование:
• Компьютер, проектор, экран.
• Презентация к уроку (с теоретическим материалом, заданиями).
• Карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы.
• Раздаточный материал (таблицы, схемы).
• Учебник русского языка для 9 класса.
Ход урока:
I. Организационный момент (2 мин)
• Приветствие учащихся.
• Проверка готовности к уроку.
• Создание положительного эмоционального настроя.
II. Актуализация знаний и целеполагание (5 мин)
• Беседа:
* Что такое предложение?
* Какие признаки предложения вам известны?
* Какие члены предложения вы знаете?
* Что такое грамматическая основа предложения?
• Проблемный вопрос: Для чего нам необходимо уметь находить и определять грамматическую основу предложения? (понимание смысла, правильная расстановка знаков препинания)
• Формулирование темы и цели урока учащимися: Обобщение и систематизация знаний о грамматической основе предложения.
III. Повторение теоретического материала (10 мин)
• Презентация (с использованием проектора):
* Определение грамматической основы предложения.
* Подлежащее: способы выражения (существительное, местоимение, прилагательное, числительное, инфинитив, словосочетание).
* Сказуемое: типы сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное).
* Опорные схемы и таблицы для запоминания способов выражения главных членов предложения.
• Вопросы к учащимся по материалу презентации:
* Приведите примеры предложений, в которых подлежащее выражено разными частями речи.
* Как отличить простое глагольное сказуемое от составного глагольного?
* Какие компоненты входят в составное именное сказуемое?
IV. Практическая работа (20 мин)
• Индивидуальная работа (карточки с заданиями):
Карточка 1 (Уровень 1 - базовый):
Задание: В данных предложениях найдите грамматическую основу. Определите, чем выражено подлежащее и чем выражено сказуемое.
1. Наступила долгожданная весна.
2. Я люблю читать книги.
3. Солнце ярко светило.
4. Он – мой лучший друг.
5. Дважды два – четыре.
Карточка 2 (Уровень 2 - средний):
Задание: В данных предложениях найдите грамматическую основу. Определите способ выражения подлежащего и тип сказуемого (ПГС, СГС, СИС).
1. Он должен был прийти вовремя.
2. Моя мечта – стать врачом.
3. Листья начали желтеть.
4. Она была очень рада.
5. Любить – значит страдать.
Карточка 3 (Уровень 3 - повышенный):
Задание: В данных предложениях найдите грамматическую основу. Определите способ выражения подлежащего и тип сказуемого (ПГС, СГС, СИС). Подчеркните все члены предложения.
1. Никто из нас не хотел уходить.
2. Оказалось, что он не знает правды.
3. Она пришла какая-то задумчивая.
4. Желание учиться – это залог успеха.
5. Быть счастливым – значит дарить счастье другим.
• Работа в парах (взаимопроверка): Обмен карточками, проверка правильности выполнения заданий, обсуждение возникших вопросов.
• Работа в группах (анализ сложных предложений):
* Каждой группе предлагается сложное предложение.
* Задача: определить количество грамматических основ, определить тип каждой части сложного предложения, составить схему предложения.
* Представление результатов работы каждой группы.
Каждой группе выдается одно из следующих предложений:
Группа 1: Солнце уже село, когда мы вернулись домой.
Группа 2: Я знал, что он придет, но не ожидал его так скоро.
Группа 3: Если ты будешь хорошо учиться, то сможешь поступить в университет.
Задание для группы:
1. Определите количество грамматических основ в предложении.
2. Определите тип каждой части сложного предложения (главное, придаточное).
3. Составьте схему предложения.
4. Представьте результаты работы группы у доски.
V. Физкультминутка (2 мин)
• Упражнения для глаз и шеи.
VI. Закрепление материала (5 мин)
• Игра "Найди ошибку":
* На экране демонстрируются предложения с ошибками в определении грамматической основы.
* Задача учащихся: найти и исправить ошибки.
1. Предложение: Лес стоял тихий и задумчивый.
• Грамматическая основа (неправильно): Лес стоял
• Правильная грамматическая основа: Лес стоял тихий и задумчивый
2. Предложение: Было решено поехать на экскурсию.
• Грамматическая основа (неправильно): Было решено
• Правильная грамматическая основа: Поехать было решено
3. Предложение: Я хочу тебе помочь.
• Грамматическая основа (неправильно): Я хочу, помочь
• Правильная грамматическая основа: Я хочу помочь
4. Предложение: Каждый из нас должен стремиться к знаниям.
• Грамматическая основа (неправильно): Каждый, должен стремиться
• Правильная грамматическая основа: Каждый должен стремиться
• Обобщающая беседа:
* Какие основные моменты мы повторили сегодня на уроке?
* Что нового вы узнали для себя?
* Какие задания вызвали у вас наибольшие затруднения?
VII. Рефлексия (3 мин)
• Учащимся предлагается закончить предложения:
* Сегодня на уроке я узнал…
* Мне было интересно…
* Мне было трудно…
* Теперь я могу…
VIII. Домашнее задание (3 мин)
• Повторить теоретический материал по теме "Грамматическая основа предложения".
• Упражнение из учебника (на выбор учителя, в зависимости от уровня подготовки класса).
• Творческое задание (по желанию): написать небольшое сочинение-миниатюру, используя разные типы сказуемого и разные способы выражения подлежащего.
IX. Оценивание (2 мин)
• Оценивание работы учащихся на уроке (учитывается активность, правильность выполнения заданий).
• Объявление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Грамматическая основа предложения"
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Грамматическая основа предложения" с использованием технологий РКМЧП и ИКТ...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...

Урок русского языка 8 класс "Строение и грамматическое значение предложения"
Надеюсь, что этот урок заинтересует учителей русского языка. Он построен по методике обучения русскому языку средствами субъективизации (методика проф. Г.А. Бакулиной).Содержание и организация у...

Проверочная работа по русскому языку в 5 классе на тему "Грамматическая основа предложения"
Проверочная работа по русскому языку в 5 классе на тему "Грамматическая основа предложения" (2 варианта)...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Разбор задания № 8 (нахождение грамматической основы предложения).
Данный материал систематизирует темы "Подлежащие"и "Сказуемое", изученные в 8 классе, и помогает учащимся успешно выполнить экзаменационное задание....

Модульный урок по русскому языку в 11 классе по теме" Грамматическая основа предложения"
Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку...