План-конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Грамматическая основа предложения. Повторение»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Урок направлен на систематизацию и обобщение знаний о грамматической основе предложения. В ходе урока, опираясь на повторение теории, учащиеся в разнообразных практических заданиях, как индивидуальных, так и групповых, тренируются в нахождении и определении грамматической основы в простых и сложных предложениях, а также анализируют способы её выражения и типы сказуемого. Интерактивные методы, такие как игра "Найди ошибку", и рефлексия в конце урока, позволяют закрепить материал и оценить уровень его усвоения. Урок направлен на формирование предметных, метапредметных и личностных компетенций в соответствии с ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Грамматическая основа предложения. Повторение»

Предмет: Русский язык

Класс: 9

Тема: Грамматическая основа предложения

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний.

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о грамматической основе предложения (подлежащее и сказуемое), способах их выражения, а также умение находить и определять грамматическую основу в простых и сложных предложениях.

Задачи урока:

• Предметные:

* Повторить теоретический материал о грамматической основе предложения, способах выражения подлежащего и сказуемого.

* Совершенствовать умение находить грамматическую основу в предложениях различной структуры.

* Закрепить знания о типах сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное).

• Метапредметные:

* *Регулятивные:

* Формулировать тему и цель урока.

* Планировать свою деятельность на уроке, исходя из поставленной цели.

* Оценивать правильность выполнения заданий (самооценка, взаимооценка).

* Корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

* *Коммуникативные:

* Выражать свои мысли в устной и письменной форме, аргументировать свою точку зрения.

* Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, слушать и понимать мнение других.

* Уметь работать в паре и группе.

* *Познавательные:

* Анализировать и сравнивать языковые явления.

* Классифицировать и систематизировать информацию.

* Обобщать и делать выводы.

* Использовать ранее полученные знания для решения новых задач.

• Личностные:

* Проявлять интерес к изучению русского языка.

* Осознавать важность грамотной речи для успешной коммуникации.

* Формировать умение работать в коллективе, уважительно относиться к мнению других.

* Воспитывать любовь к родному языку.

Методы и приемы:

• Словесные (беседа, объяснение, комментированное письмо).

• Наглядные (презентация, карточки с заданиями).

• Практические (упражнения, работа с текстом).

• Проблемные (постановка проблемных вопросов, поиск решений).

• Работа в группах и парах.

Оборудование:

• Компьютер, проектор, экран.

• Презентация к уроку (с теоретическим материалом, заданиями).

• Карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы.

• Раздаточный материал (таблицы, схемы).

• Учебник русского языка для 9 класса.

Ход урока:

I. Организационный момент (2 мин)

• Приветствие учащихся.

• Проверка готовности к уроку.

• Создание положительного эмоционального настроя.

II. Актуализация знаний и целеполагание (5 мин)

• Беседа:

* Что такое предложение?

* Какие признаки предложения вам известны?

* Какие члены предложения вы знаете?

* Что такое грамматическая основа предложения?

• Проблемный вопрос: Для чего нам необходимо уметь находить и определять грамматическую основу предложения? (понимание смысла, правильная расстановка знаков препинания)

• Формулирование темы и цели урока учащимися: Обобщение и систематизация знаний о грамматической основе предложения.

III. Повторение теоретического материала (10 мин)

• Презентация (с использованием проектора):

* Определение грамматической основы предложения.

* Подлежащее: способы выражения (существительное, местоимение, прилагательное, числительное, инфинитив, словосочетание).

* Сказуемое: типы сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное).

* Опорные схемы и таблицы для запоминания способов выражения главных членов предложения.

• Вопросы к учащимся по материалу презентации:

* Приведите примеры предложений, в которых подлежащее выражено разными частями речи.

* Как отличить простое глагольное сказуемое от составного глагольного?

* Какие компоненты входят в составное именное сказуемое?

IV. Практическая работа (20 мин)

• Индивидуальная работа (карточки с заданиями):

Карточка 1 (Уровень 1 - базовый):

Задание: В данных предложениях найдите грамматическую основу. Определите, чем выражено подлежащее и чем выражено сказуемое.

1. Наступила долгожданная весна.

2. Я люблю читать книги.

3. Солнце ярко светило.

4. Он – мой лучший друг.

5. Дважды два – четыре.

Карточка 2 (Уровень 2 - средний):

Задание: В данных предложениях найдите грамматическую основу. Определите способ выражения подлежащего и тип сказуемого (ПГС, СГС, СИС).

1. Он должен был прийти вовремя.

2. Моя мечта – стать врачом.

3. Листья начали желтеть.

4. Она была очень рада.

5. Любить – значит страдать.

Карточка 3 (Уровень 3 - повышенный):

Задание: В данных предложениях найдите грамматическую основу. Определите способ выражения подлежащего и тип сказуемого (ПГС, СГС, СИС). Подчеркните все члены предложения.

1. Никто из нас не хотел уходить.

2. Оказалось, что он не знает правды.

3. Она пришла какая-то задумчивая.

4. Желание учиться – это залог успеха.

5. Быть счастливым – значит дарить счастье другим.

• Работа в парах (взаимопроверка): Обмен карточками, проверка правильности выполнения заданий, обсуждение возникших вопросов.

• Работа в группах (анализ сложных предложений):

* Каждой группе предлагается сложное предложение.

* Задача: определить количество грамматических основ, определить тип каждой части сложного предложения, составить схему предложения.

* Представление результатов работы каждой группы.

Каждой группе выдается одно из следующих предложений:

Группа 1: Солнце уже село, когда мы вернулись домой.

Группа 2: Я знал, что он придет, но не ожидал его так скоро.

Группа 3: Если ты будешь хорошо учиться, то сможешь поступить в университет.

Задание для группы:

1. Определите количество грамматических основ в предложении.

2. Определите тип каждой части сложного предложения (главное, придаточное).

3. Составьте схему предложения.

4. Представьте результаты работы группы у доски.

V. Физкультминутка (2 мин)

• Упражнения для глаз и шеи.

VI. Закрепление материала (5 мин)

• Игра "Найди ошибку":

* На экране демонстрируются предложения с ошибками в определении грамматической основы.

* Задача учащихся: найти и исправить ошибки.

1. Предложение: Лес стоял тихий и задумчивый.

• Грамматическая основа (неправильно): Лес стоял

• Правильная грамматическая основа: Лес стоял тихий и задумчивый

2. Предложение: Было решено поехать на экскурсию.

• Грамматическая основа (неправильно): Было решено

• Правильная грамматическая основа: Поехать было решено

3. Предложение: Я хочу тебе помочь.

• Грамматическая основа (неправильно): Я хочу, помочь

• Правильная грамматическая основа: Я хочу помочь

4. Предложение: Каждый из нас должен стремиться к знаниям.

• Грамматическая основа (неправильно): Каждый, должен стремиться

• Правильная грамматическая основа: Каждый должен стремиться

• Обобщающая беседа:

* Какие основные моменты мы повторили сегодня на уроке?

* Что нового вы узнали для себя?

* Какие задания вызвали у вас наибольшие затруднения?

VII. Рефлексия (3 мин)

• Учащимся предлагается закончить предложения:

* Сегодня на уроке я узнал…

* Мне было интересно…

* Мне было трудно…

* Теперь я могу…

VIII. Домашнее задание (3 мин)

• Повторить теоретический материал по теме "Грамматическая основа предложения".

• Упражнение из учебника (на выбор учителя, в зависимости от уровня подготовки класса).

• Творческое задание (по желанию): написать небольшое сочинение-миниатюру, используя разные типы сказуемого и разные способы выражения подлежащего.

IX. Оценивание (2 мин)

• Оценивание работы учащихся на уроке (учитывается активность, правильность выполнения заданий).

• Объявление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Грамматическая основа предложения"

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Грамматическая основа предложения" с использованием технологий РКМЧП и ИКТ...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Урок русского языка 8 класс "Строение и грамматическое значение предложения"

Надеюсь, что этот урок заинтересует учителей русского языка. Он построен по методике обучения русскому языку средствами субъективизации  (методика проф. Г.А. Бакулиной).Содержание и организация у...

Проверочная работа по русскому языку в 5 классе на тему "Грамматическая основа предложения"

Проверочная работа по русскому языку в 5 классе на тему "Грамматическая основа предложения" (2 варианта)...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Разбор задания № 8 (нахождение грамматической основы предложения).

Данный материал систематизирует темы "Подлежащие"и "Сказуемое", изученные в 8 классе, и помогает учащимся успешно выполнить экзаменационное задание....