"Русский язык и культура речи"
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме

Скворцова Маргарита Викторовна

Учебный курс  ориентирован на учебник Е.И Никитиной "Русская речь".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnyy_kurs_russkiy_yazyk_i_kultura_rechi.docx72.49 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство постижения и обретения социокультурных ценностей, формирования духовно-нравственного мира человека, приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, именно поэтому изучение курса «Русский язык и культура речи» направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;
  • осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
  • осознание эстетической ценности родного языка;
  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;
  • развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка;
  • развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;
  • овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса;
  • расширение объема используемых в речи грамматических средств;
  • совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, Примерной образовательной программой основного общего образования и  Примерной программой по русскому языку для образовательных учреждений (5-9 классы), авторской программой по русскому языку и культуре речи для 5—9 классов общеобразовательной школы/ Под редакцией Е.И. Никитиной.

Реализация данной рабочей программы предполагается в рамках завершенной предметной линии комплекта учебников по культуре речи для 5–9 классов под редакцией Е.И. Никитиной, (Никитина  Е.И.. Русская речь. Учебное пособие для 7 классов. М. Просвещение. 2014 г.), опираясь на традиции, сложившиеся в практике создания учебной литературы, в то же время учитывали современные тенденции в обновлении учебно-методического аппарата и содержания предмета.

В процессе реализации программы предусмотрено уточнение заявленной в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России системы базовых национальных ценностей(патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество), так как русский язык — это средство межнационального общения, консолидации и единения народов России,  основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе. Родной язык, отличающийся богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагающий неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств и стилистическим разнообразием, является средством приобщения учащихся к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту нашей страны и всего человечества.

Рабочая  программа по курсу «Русский язык и культура речи» взаимосвязана с программой воспитания и социализации обучающихся, так как родной язык, являясь основой формирования этических норм поведения школьника в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм, формирует у него приоритетные для общества ценностные ориентации и качества личности. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Содержание курса соответствует познавательным возможностям школьников, развивает их учебную мотивацию через опыт работы на уровне повышенных требований. Программа курса представляет собой расширенный, углубленный вариант изучения вопросов, связанных с культурой речи, и включает темы, не нашедшие отражения в действующих базовых программах, но необходимые для речевой подготовки учащихся.

В программе расширена понятийная основа обучения культуре речи, язык соотнесен с действительностью непосредственно (культура общения). С этой целью предлагается углубление сведений из области орфоэпии, орфографии, пунктуации, грамматики, рассмотрение различных языковых средств с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения, ориентация учащихся на экологический подход к процессу засорения языковой среды внелитературной лексикой.

Рабочая программа реализует идею межпредметных связей при обучении культуре общения, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.

Таким образом, предложенный учебный курс «Русский язык и культура речи» для учащихся 7 классов отражает потребность школьников в специфических знаниях и умениях, составляющих коммуникативную компетентность.

Соответствуя требованиям ФГОС, рабочая программа по учебному курсу «Русский язык и культура речи» реализует коммуникативно-деятельностный подход,  который означает предъявление материала не столько в знаниевой, сколько в деятельностной форме. Программа базируется на современных, уже получивших признание подходах к обучению: личностно-ориентированном, деятельностном, когнитивно-коммуникативном (сознательном). Таким образом, развитие личности школьника на каждом уроке становится основной целью образования, а ученик – активным субъектом учебной деятельности. Обучение коммуникации сочетается с сознательным познанием и усвоением системы сведений о языке, развитием познавательных способностей, языковой материал рассматривается как органическая и системно организованная часть учебного материала, на основе которой развивается речевая деятельность школьников. Осознанное усвоение языковых явлений, фактов, правил – обязательное условие достижения целей обучения русскому языку. Организация материала и соответствующей ему учебно-познавательной деятельности учащихся способствует самостоятельному постижению ими знаний о системе языка. В то же время она формирует такие важные в условиях становления информационного общества метапредметные умения, как адекватное понимание информации, способность извлекать ее из различных источников, умение вести самостоятельный поиск нужной информации (обращение к словарям, справочникам, Интернету).

Общая характеристика учебного предмета

Учебный курс «Русский язык и культура речи», наряду с русским и иностранными языками, входит в образовательную область «Филология». В рамках предмета «Русский язык» основное внимание уделяется обучению учащихся письменной речи. Предмет «Культура речи» дополняет обучение русскому языку и формирует у учащихся прежде всего культуру устного общения. На современном этапе общественного развития повышение культуры поведения и общения молодежи – важнейшая задача.

Русский язык и культура речи - учебная дисциплина, формирующая адекватное коммуникативное поведение подрастающего поколения.

Коммуникативное поведение личности формируется в процессе её индивидуального развития как члена определённой национально-культурной общности и представляет собой совокупность усвоенных путём подражания другим членам общества норм и традиций общения, а также включает сугубо индивидуальные нормы и традиции, сформировавшиеся в процессе индивидуальной практики человека, его личного опыта общения и взаимодействия с людьми.

Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённого типа ситуации нормам и является эффективным. Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы общения (как надо? как принято?), правила и приёмы эффективного речевого воздействия (как лучше? как эффективней?).

Место учебного предмета, курса в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования. В 7 классе повторяются знания по фонетике, орфоэпии, лексике, морфемике, морфологии и орфографии; изучаются причастие и деепричастие, а также служебные части речи: предлог, союз, частица. С целью повышения речевой культуры учащихся введён учебный курс «Русский язык и культура речи».

Рабочая программа по учебному курсу «Русский  язык и культура речи в 7 классе рассчитана на 35 часа (1 час в неделю) согласно учебному плану МБОУ «Никифоровская СОШ №1» на 2017/2018 учебный год. Предмет «Русский язык и культура речи» включен в обязательную учебную нагрузку учащегося как учебный курс. В рабочей программе предусмотрено время для реализации инновационных подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Данный курс реализуется в рамках учебного предмета «русский язык», опирается на межпредметные связи: литературу, историю, психологию.

   

 Личностные, метапредметные  и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

Обучение русскому языку и культуре речи в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях, что обеспечивается личностными, метапредметными и предметными результатами изучения данного учебного предмета

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1)Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

7) Понимание  русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования;

8) Осознание  важности уважительного отношения к русскому языку, его эстетической ценности.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются: 

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  1. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  1. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  1. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  1. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  1. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,

строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  1. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  1. смысловое чтение;

  1. умение  организовывать   учебное  сотрудничество  и  совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  1. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  1. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

  1. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

  1. Формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности;
  2. Умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними; выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи;
  3. Умение овладевать приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;  вести самостоятельный поиск информации,учиться аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию;
  4. Способность достаточно полно и точно выражать свои мысли, соблюдать правила построения текста;
  5. оценивать свою речь с точки зрения её содержания  и языкового оформления; совершенствовать самостоятельно созданный текст, редактировать его;

  1. Умение овладевать приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;  вести самостоятельный поиск информации, учиться аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию
  2. Умение овладевать приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;  вести самостоятельный поиск информации, учиться аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию
  3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  4. Способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  5. Умение  адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования   выборочным, ознакомительным, детальным);
  6. Умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
  7. Формирование умения  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать и обобщать материал.
  8. Формирование умения вносить коррективы и дополнения в способ действий в случае расхождения эталона; выражать смысл ситуации различными графическими средствами; планировать общие способы работы

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  1. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  1. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  1. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  1. умение  выявлять роль родного языка в жизни человека и общества;

  1. умение анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата;

  1. умение понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  2. осуществление  осознанного выбора языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения;
  3. способность анализировать образцы устной и письменной речи; соотнесение их с целями, ситуациями и условиями общения;
  4. умение  оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления
  5. способность опознавать различные выразительные средства речевого этикета.
  6. умение создавать письменные монологические высказывания; соблюдать в практике письма нормы современного русского литературного языка;
  7. умение участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  8. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  9. умение анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их

Содержание учебного курса

Раздел 1. Речь как средство общения. Культура общения. Понятие литературного языка. Понятие этикета. Речевой этикет. Национально- культурная специфика общения и этикета. Вербальные и невербальные средства общения.

Требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС:  

  • личностные Осознавать эстетическую ценность русского языка; уважительно относиться к родному языку, испытывать гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремиться к речевому самосовершенствованию;
  • метапредметные Владеть приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; уметь вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий. Определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной или коллективной) последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • предметные Осознавать роль речевой культуры, коммуникативных умений, в жизни человека; знать   основные особенности устной и письменной речи. Основные причины коммуникативных неудач и уметь преодолевать их. Владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога) – нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения. Анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания. Характеризовать коммуникативные цели говорящего. Сравнивать образцы диалогической и монологической речи. Осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения.

Раздел 2. Этический аспект культуры речи. Культура диалога. Ситуации речевого общения. Формулы вежливости. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Телефонный этикет. Служебный и деловой этикет. Одежда как способ передачи информации. Дресс-код. Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета. Речевая ситуация. Элементы речевой ситуации. Коммуникативные качества личности. Понятие коммуникабельности.

Требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС:

  • личностные    Иметь достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения. Развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
  • метапредметные Владеть всеми видами речевой деятельности, знать основные особенности каждого вида речевой деятельности. Применять приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни. Использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
  • предметные Иметь представление об основных видах речевой деятельности и их особенностях.  Адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринимаемого зрительно или на слух.  Понимать содержание небольшого по объему учебно-научного, художественного, публицистического текста, определять его основную мысль. Выделять в тексте главную информацию, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста. Составлять простой план. Создавать устные и письменные монологические высказывания небольшого объема на учебно-научные, нравственно-этические, социокультурные темы. Подробно, сжато, выборочно излагать содержание прочитанного текста. Передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде. Осуществлять изучающее, поисковое чтение текста.

Раздел 3. Публичное выступление. Коммуникативная хакрактеристика личности. Культура публичного выступления. Требования к публичному выступлению различных видов.

Требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС:

  • личностные    Иметь достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения. Развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
  • метапредметные.  Владеть всеми видами речевой деятельности, знать основные особенности каждого вида речевой деятельности. Владеть умением  выбирать и использовать адекватные языковые средства при построении текста, обеспечивая простоту и ясность высказывания, умением создавать текст для публичного выступления и выступать перед аудиторией. Применять приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни. Использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне.  Создавать текст для публичного выступления и выступать перед аудиторией.
  • предметные. Иметь представление об основных видах публичного выступления и их особенностях. Участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

Раздел 4. Правильность речи. Правильность речи как соответствие её нормам современного русского литературного языка.

 Качества хорошей речи: точность, логичность, выразительность, богатство и др. Понятие языковой нормы.

  • личностные    Иметь достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения. Развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
  • метапредметные Владеть всеми видами речевой деятельности, знать основные особенности каждого вида речевой деятельности. Владеть умением  выбирать и использовать адекватные языковые средства при построении текста, обеспечивая простоту и ясность высказывания, умением создавать текст для публичного выступления и выступать перед аудиторией. Применять приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни. Использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
  • предметные. Иметь представление о языковой норме и  основных способах  правильной речи.  Адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринимаемого зрительно или на слух.  Понимать содержание небольшого по объему учебно-научного, художественного, публицистического текста, определять его основную мысль. Выделять в тексте главную информацию, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста. Создавать устные и письменные монологические высказывания небольшого объема на учебно-научные, нравственно-этические, социокультурные темы. Подробно, сжато, выборочно излагать содержание прочитанного текста. Передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде, используя

качества хорошей речи.

Раздел 5. Нормы современного русского литературного языка: орфоэпия и акцентология. Интонация.

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные, раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса; 5) правила графического сокращения слов.

 Пунктуационные нормы. Правила постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях. Знаки на конце предложения. Оформление предложений с прямой речью, диалогов.

  • личностные Осознавать эстетическую ценность русского языка; относиться уважительно к родному языку, испытывать гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремиться к речевому самосовершенствованию;
  • метапредметные Применять приобретённые знания, умения и навык в повседневной жизни; использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
  • предметные Иметь представление об орфографии как о системе правил. Обладать орфографической и пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритм их использования. Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Использовать орфографические и пунктуационные справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.

        

Виды деятельности

Изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» организуется с привлечением различных видов и форм деятельности учащихся: это могут быть выступления с докладами и презентациями, познавательные экскурсии, викторины, лингвистические игры, дидактические инсценировки, проблемно- ценностные дискуссии, тематические диспуты, культпоходы в музей, театр, просмотр видеозаписей спектаклей с последующим речевым и языковым анализом.

С целью уяснения уровня освоения изученного материала предполагается проведение творческих работ: написание эссе, заметок, сочинений, сказок и рассказов.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1.Балашова Л. В. Русский язык и культура общения. Практикум в двух частях. Саратов. «Лицей», 2001.

2. Бердникова Е.Д., Петрякова А.Г. Тесты по культуре речи. М., 2000.

3. Васильевых И. П., Гостева Ю. Н. Русский язык. 6 класс. Культура речи. Рабочая тетрадь. Изд-во «Экзамен», 2014.

4. Голуб И. Б., Розенталь Д. Э.. Книга о хорошей речи. М.: «ЮНИТИ», 1997.

5. Голуб И. Б. Основы культуры речи: пособие для учащихся 9 классов. М.: «Просвещение», 2005.

6. Колесов В.З. Культура речи – культура поведения. Л., 1988.

7. Львова С. И.. «Позвольте пригласить вас…», или речевой этикет. М, Дрофа, 2006.

8. Львова С.Л. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. — М., 2004.

9. Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. М., 2002.

10. Никитина  Е.И.. Русская речь. Учебное пособие для 7 классов. М. Просвещение. 2014 г.

11. Скворцов Л. И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. М.: «Просвещение», 2009.

12. Смирнова Л. Г. Культура русской речи: учебное пособие по развитию речи. М.: Русское слово - РС, 2007.

13. Флоренская Э. А. Русский язык. 7 класс. Правописание. Культура речи. Рабочая тетрадь. Изд-во Вентана-Граф, 2016.

14. Фраза [Электронный ресурс]. Обучающая программа-тренажёр по русскому языку. Изд-во Russia, 2006.

  • CD-ROM «Русский язык. Интерактивные дидактические материалы. 8 класс»
  • CD-ROM «Уроки русского языка 5 - 8 класс»
  • CD-ROM «Русский язык. Уроки развития речи 5 - 8 класс»
  • CD-ROM «Словари русского языка»
  • CD-ROM «Курс русского языка»


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Темы разделов и уроков

Кол-во  часов

Вид контроля

Планируемые результаты

Дата

личностные

метапредметные

предметные

 по плану

по факт.

1.

Введение. Что такое культура речи.

1 час

текущий

Понимание  русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования.

Формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности

Умение  выявлять роль родного языка в жизни человека и общества.

2.

Культура общения и культура речи как социальное явление.

 

1 час

текущий

Понимание  русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования.

Овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

Умение анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата. 

3.

Литературный язык как основа культуры речи.

1 час

текущий

Проявление  интереса к новому учебному материалу.

 Формирование умения осознавать качество и уровень усвоения, корректировать свою работу; выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текст; учиться аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию

Умение понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

4.

«Нелитературные» формы языка: диалектная речь, просторечие, жаргоны и их отличительные признаки.

1 час

текущий

 Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками.

Умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними; выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи

  Осуществление  осознанного выбора языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения.

5.

Понятие этикета. Речевой этикет.

1 час

текущий

Осознание  важности уважительного отношения к русскому языку, его эстетической ценности.

Формирование умение определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировка своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией

Способность анализировать образцы устной и письменной речи; соотнесение их с целями, ситуациями и условиями общения.

6.

Вклад русских лингвистов в формирование русского речевого этикета.

1 час

текущий

Проявление интереса к новому учебному материалу.

Умение овладевать приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;  вести самостоятельный поиск информации, учиться аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию

 Освоение лингвистического понятия речевой этикет.

7.

Вербальные и невербальные средства общения. Неязыковые средства выразительности.

1 час

контрольный

Высказывание своего мнения, своей позиции.

Формирование умения осознавать качество и уровень усвоения, корректируют свою работу; составлять план текста и писать цельное сочинение; выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи

Умение  оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления

8.

Формулы речевого этикета. Беседа.

1 час

текущий

Проявление интереса к новому учебному материалу.

Формирование умения осознавать качество и уровень усвоения, корректировать свою работу; выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, тип речи, средства связи, составлять план текст; выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи

Умение воспроизводить формулы речевого этикета.

9.

Эмоционально - экспрессивная окраска формул речевого этикета.

1 час

текущий

Сформированность основ языковой культуры, сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний.

Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы

Способность опознавать различные выразительные средства речевого этикета.

10.

Служебный и деловой этикет.

1 час

текущий

Способность к саморазвитию; сформированность мотивации

к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Способность достаточно полно и точно выражать свои мысли;

соблюдать правила построения текста; оценивать свою речь с точки зрения её содержания и языкового оформления; совершенствовать самостоятельно созданный текст, редактировать его

Умение создавать письменные монологические высказывания; соблюдать в практике письма нормы современного

русского литературного языка.

11.

Одежда как способ передачи информации. Дресс-код.

1 час

текущий

Формирование способности к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Умение использовать предметы одежды в качестве способа передачи информации. Соблюдать дресс-код.

Умение участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта.

12.

Телефонный этикет. Особенности речевого этикета при дистанционном общении: SMS, электр. почта, социальные сети и др.).

1 час

текущий

Сформированность основ языковой культуры, сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний.

Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному

Владение различными видами монолога и диалога,  умение оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления

13

Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.

1 час

текущий

Формулирование собственного мнения и позиции

Способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

Умение анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их

14.

Речевая ситуация. Элементы речевой  ситуации.

1 час

текущий

Потребность  сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.

Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения

Умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения.

15.

Коммуникативные качества личности. Понятие коммуникабельности.

1 час

текущий

Критично относиться к своему мнению. Понимать точку зрения другого

Коммуникативно - целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения

Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.

16.

Виды публичных выступлений.

1 час

текущий

Осознание  русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования.

Формирование умения создавать текст для публичного выступления и выступать перед аудиторией.

Овладение различными видами монолога

(повествование, описание, рассуждение), сочетание разных видов монолога

17.

Требования к публичному выступлению.

1 час

текущий

 Овладение достаточным объемом словарного запаса для  свободного выражения мыслей и чувств в процессе  речевого общения; способность к самооценке на основе  наблюдения за собственной речью.

Умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации

Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний

18.

Культура публичной речи

1 час

текущий

Формирование способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному

Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний

19.

Формирование культуры слушания.

1 час

текущий

Развитие мотивов

учебной деятельности

и личностных смыслов учения сформированность, коммуникативных компетенций (умение сотрудничать со сверстниками в процессе образовательной, творческой деятельности)

Умение  адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования   выборочным, ознакомительным, детальным)

Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров, владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным).

20-21.

Качества хорошей речи: точность, логичность, выразительность, богатство и др.

2 часа

текущий

Овладение достаточным объёмом словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Умение создавать письменные монологические высказывания (в соответствии с заданной коммуникативной направленностью; с учётом цели и ситуации общения); соблюдать в практике письма освоенные нормы современного русского литературного языка (лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные)

Формирование умения достаточно полно и точно выражать свои мысли;

соблюдать правила построения текста; оценивать свою

речь с точки зрения её содержания и языкового оформления; совершенствовать самостоятельно созданный текст, редактировать его

22.

Правильность речи. Понятие языковой нормы.

1 час

текущий

Стремление к адекватной  самооценке на основе наблюдения за собственной речью. К речевому самосовершенствованию.

Способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения

23-24.

Практическое занятие «Публичные выступления учащихся».

2 часа

контрольный

Осознание  русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования.

Умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации

Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в своей речевой практике.

25.

Нормы современного русского литературного языка: орфоэпия и акцентология. Интонация.

1 час

контрольный

  Формирование способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Формирование умения самостоятельно разрабатывать алгоритм выполнения задания; корректировать работу в процессе её выполнения.; работать с текстом; применять методы информационного поиска; достаточно полно и точно выражать свои мысли; соблюдать правила по  - строения текста; оценивать свою речь с точки зрения её содержания и языкового оформления

Умение создавать письменные монологические

высказывания (в соответствии с заданной коммуникативной

направленностью; с учётом цели и ситуации общения); соблюдать в практике письма освоенные нормы современного русского литературного

языка

26.

Орфографические нормы.

1 час

контрольный

Стремление  к речевому самосовершенствованию.

Способность  свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Умение соблюдать в процессе письма орфографические

и пунктуационные нормы (в объёме содержания курса);

опознавать основные единицы языка; выполнять разные виды языкового разбора

27.

Правописание корней, приставок, окончаний.

2 часа

текущий

Овладение достаточным объёмом словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения

Формирование умения вносить коррективы и дополнения в способ действий в случае расхождения эталона; выражать смысл ситуации различными графическими средствами; планировать общие способы работы

Соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения

28.

Правописание суффиксов различных частей речи.

1 час

текущий

Формирование уважительного отношения к родному языку, гордости за него, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.

Способность   распределять слова по тематическим группам.

Соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения

29-30.

Слитное, дефисное и раздельное написание слов и их частей

2 часа

текущий

Стремление к адекватной самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Формирование умения  характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу, сферы употребления и стилистической окраски.

Проводить лексический анализ слова.

Соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения

31.

Пунктуационные нормы. Правила постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях.

1 час

Осознание эстетической ценности русского языка

Освоение базовых понятий лингвистики.

Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни

Усвоение правил постановки знаков препинания в простом и сложном предложении.

32.

Знаки на конце предложения.

1 час

Уважительное отношение к родному языку, гордость за него.

Овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

Усвоение правил постановки знаков препинания в конце предложения.

33.

Оформление предложений с прямой речью, диалогов.

1 час

Потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

Умение оформлять предложения с прямой речью и диалогом.

34.

Контрольное тестирование.

1 час

Контроль

ный

Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа

Умение  оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения.

Формирование навыков практической грамотности.

35.

Итоговое занятие

1 час

текущий

Осознание  русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования.

Формирование умения  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать и обобщать материал.

Способность участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый бинарный урок по дисциплине «Русский язык и культура речи» и «Иностранный язык» (английский язык; немецкий язык; французский язык)

Цели  урока: показать своеобразие культур ,особую ментальность;  найти точки соприкосновения для лучшего понимания народов посредством малых фольклорных жанров; раскрыть мудрость, поучающий ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

Рабочая программа по русскому языку. Внеурочная деятельность. "Русский язык и культура речи". 9 класс.

Рабочая программа. Внеурочная деятельнсть. "Русский язык и культура речи". 9 класс....

Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД

Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины....

План-конспект теоретического занятия№8 в форме круглого стола по теме «Орфоэпические нормы русского языка» (курс «Русский язык», «Русский язык и культура речи»)

В условиях перехода на ФГОС формирование языковой и речевой компетентности студентов колледжа невозможно без знания русского языка. Поэтому актуальным методом  в формировании коммуникативной комп...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДЕЛОВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Роль обучающегося заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать пробле...