Конспект урока по теме "Сложные слова" 6 класс.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Пивнева Татьяна Евгеньевна

Конспект к уроку русского языка в 6 классе  по теме «Сложные слова»   разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Подходит для работы по любому УМК.

Технологическая карта позволила сделать  урок структурированным, спрогнозировать планируемые результаты и формируемые УУД.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС.

6 класс.

Конспект к уроку русского языка в 6 классе  по теме «Сложные слова»   разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Подходит для работы по любому УМК.

Технологическая карта позволила сделать  урок структурированным, спрогнозировать планируемые результаты и формируемые УУД.

Тема урока: «Сложные слова».

Тип урока: закрепление полученных   знаний.

Форма урока: традиционный.

Цели урока:

Образовательные

 - выяснить условия  выбора    гласных  в сложных словах;

-развивать навыки морфемного разбора;

-формировать умение применять на  практике  знания по орфографии;

-развить  навыки рассуждения, способность  воспринимать и усваивать информацию;

-обогащать словарный запас учащихся;

-совершенствовать орфографические и пунктуационные   умения.

Развивающие:

-осуществление системно - деятельностного подхода;

-развитие критического мышления;

-развитие внимания;

-формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

-развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

-развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

-развивать умение применять новые знания;

-развитие творческих, речевых способностей учащихся, формирование логического мышления;

-развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

-развитие умения формулировать проблему;

-развитие умения  работы в парах и группах.

Воспитательные:

-воспитание интереса и уважения к родному языку;

-воспитание ценностного отношения к слову;

-развитие коммуникативных УУД:

-создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

-взаимодействие учащихся в  парной и групповой работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку;

                                                                                                     

                                                                                                   

Этап урока

Ход урока

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

  Мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя (чтение отрывка из стихотворения С.Я. Маршака «Пожелание друзьям»).

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути —

Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Давайте улыбнёмся новым открытиям и друг другу и начнём наш урок .  

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Обобщение ранее изученного

Актуализация

знаний

 

Постановка учебной цели

Проверка домашнего задания

 а)Так что же такое аббревиатура?

(ж.о.) Аббревиатура – это слова, полученные путём сложения начальных букв или звуков: ЧП , вуз.

б) Что такое аббревиация?

( Ж.о.)Процесс образования аббревиатур называется аббревиацией.

в) Какие способы сложения вы знаете?

 2)Работа с текстом.

Послушайте шуточное стихотворение И.Ильина.

   Что за славное бревно!

  Пригодится нам оно.

  «Сделаю, - решил   Степан,-

   Из бревна ракетоплан».

   Получилась у Степана

   Палочка для барабана.

   Только жаль, всего   одна..

   Нет ли где ещё бревна!?

                         ( И. Ильин)

а) Найдите существительное, придуманное автором.    

(Ж.о) Ракетоплан

 б)Объясните, по образцам каких слов оно создано.

(Ж.о) ракета и аэроплан.

 в)Как называются такие слова?

Ж.о. Ракетоплан – сложное слово.

Давайте посмотрим  виртуальный урок по этой теме.

Тема урока: «Сложные слова»

- Исходя из темы урока, сформулируйте цель.

(Уметь находить и правильно писать сложные слова)

Читают текст.

Отвечают на вопросы.

Комментируют выбор гласных.

Формулируют и записывают тему урока.

Формулируют цель урока.

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять полученные знания.

Открытие нового

Групповая работа

Замените словосочетание одним сложным словом и запишите через запятую.

Каждая группа учащихся получает карточки со словами.

1 группа

А  Пить чай – чаепитие

Б    Помогать взаимно – взаимопомощь

В   Любить труд – трудолюбие

2 группа

А   Люди одной фамилии – однофамильцы

Б   Любить свободу – свободолюбие

В  Тот, кто ходит пешком – пешеход

Игра  «Что такое антонимы?»

 К данным словам подберите антонимы.

 Серьёзный – легкомысленный

 Однообразие – разнообразие

 Враждебный –миролюбивый , дружелюбный.

Посмотрите, сколько ошибок можно сделать в сложных словах:

Гор(и-е?)хвостка

Сорок(а-о?)летие

Врем(я-и?)счисление

Ави(а-о?)билет

Показ и защита подготовленной учениками  презентации                              ( исследовательского проекта)

 Групповая работа

Комментируют выбор соединительной гласной

Решают проблемную ситуацию.

Принцип деятельности.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Закрепление нового

Работа  с учебником. Выполнение упражнений.

                         Упражнение

Вставьте пропущенные буквы.

Басн..писец, власто..любие, дальн..восточный, дальн..видный, жизн..описание, камен..тес, каш ...вар, кон...водство, кон..крадство, кост..резный, кров..носный, кров..обращение, москв..рецкий, пар..ходство, растени..водство,  ча...питие.

 

Тест (контролирующее задание)

1. В каком слове на месте пропуска пишется Е?

1) животн...вод

2) песн...пение

3) снег...очиститель
4) песн...творчество

2. В каком слове на месте пропуска пишется О?

1) сорок...дневный
2) сорок...ножка
3) ави...почта
4) камн...дробилка

Работают в парах. Взаимопровер ка

Выполняют тестовое задание

  Самопроверка

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное);

коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

УУД: регулятивные        ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ).

Рефлексия деятельности

Подведение итогов работы.

Продолжите фразу:

  Сегодня я узнал…

 Было интересно…

 Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

Оцените свою работу, продолжив фразу:

На уроке работал…(хорошо, отлично, удовлетворительно)

Я думаю, что мог бы работать …

За работу на уроке я ставлю себе оценку …

Выставление оценок.

Продолжают фразу.

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание

По выбору:

1.Упражнение

2. Написать сочинение-миниатюру, используя  слова  с изученной на уроке орфограммой.

Запись учащимися задания в дневники.

                                          Использованные источники:

1)Мультимедиа уроки: Русский язык. «Морфология. Орфография» 5-6 класс под редакцией О.И.Руденко- Моргун.

2)«Современный русский язык». Учебник: Фонетика. Фразеология. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис./                         Л.А. Новиков, Л.Г. Зубкова, В.В. Иванов и др. СПб: Издательство «Лань» 2001 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...