Рабочая программа по русскому языку 10-11 классы
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе

 Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.,

  Примерной программы  среднего общего образования по русскому языку (Письмо  Минобрнауки РФ от 07.07. 2005  № 03 -1263  «О примерных программах по учебным предметам  федерального базисного учебного плана»),

  «Русский язык. Для   10-11 классов общеобразовательных учреждений» Н.Г. Гольцовой («Программа курса «Русский язык. Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений», - М.: Русское слово, 2009) и предполагает работу с учебником «Русский язык, 10-11 классы, авторов:  Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. Москва, «Русское слово», 2017. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_10-11_kl.doc364.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 Карасукского района Новосибирской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

для общеобразовательных учреждений

среднее общее образование (10 – 11 классы)

Базовый уровень

                                                                                     Составила

                                                                                     Секарева Ирина Васильевна,

                                                                                     учитель русского языка и литературы

Рассмотрена. Рекомендовать к применению________________

                           

Руководитель МО

Овчарова Н.В.

Рекомендовать к утверждению________________

 

                                                                   

Председатель МС Ткач Е.Н.

УТВЕРЖДАЮ:

директор школы Загарюк П.В.

__________________

                 

               

2017  год

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе 

  • Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.,
  • Примерной программы  среднего общего образования по русскому языку (Письмо  Минобрнауки РФ от 07.07. 2005  № 03 -1263  «О примерных программах по учебным предметам  федерального базисного учебного плана»),
  • «Русский язык. Для   10-11 классов общеобразовательных учреждений» Н.Г. Гольцовой («Программа курса «Русский язык. Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений», - М.: Русское слово, 2009) и предполагает работу с учебником «Русский язык, 10-11 классы, авторов:  Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. Москва, «Русское слово», 2017.

Место предмета в учебном плане

 Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего общего образования в объеме 70 часов: по 35 часов в 10 и 11 классах. Учебным планом школы предусмотрено следующее распределение часов: 72 ч в 10 классе и 68 часов в 11 классе. В программу по русскому языку в 10-11 классах внесены следующие коррективы: программа Гольцовой Н.Г. предусматривает на изучение курса русского языка 34 часа, в данной программе за счет компонента образовательного учреждения добавлен 1 час на изучение русского языка с целью ликвидации пробелов в знаниях и учетом подготовки учащихся 10-11-го классов к экзамену по русскому языку.        Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи

обучающихся.

Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.

Программа составлена в соответствии  с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования  и обеспечивает восполняющее повторение при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития детей.

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык в школе – важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общему духовному развитию, приобщает школьников к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.

Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Концептуальная новизна курса русского языка в 10-11 классах состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Данная рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей.

Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему. В процессе  преподавания русского языка происходит формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции.

Задачи  преподавания русского языка

1. Практические задачи: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладение нормами русского литературного языка; обучение учащихся умению связно излагать свои мысли в устной или письменной форме.

2.   Познавательные задачи: формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о русском языке (его устройстве и функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в речи)

3.    Задачи развития лингвистической компетенции: накопление знаний о науке «Русский язык», о ее разделах, целях научного изучения языка, о выдающихся ученых, сделавших открытия  в изучении родного языка.

4. Общепредметные задачи: воспитание средствами предмета; развитие логического мышления; обучение школьников   умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование  навыков чтения.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  1. коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
  2. интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
  3. информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
  4. организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Технологии, используемые в образовательном процессе

Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

  1. Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
  2. Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
  3. Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала
  4. Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
  1. Технология индивидуализации обучения.
  2. Информационно-коммуникационные технологии.

Виды и формы контроля

Формы контроля

  1. индивидуальный
  2. групповой
  3. фронтальный

Виды контроля

  1. входной
  2. текущий
  3. промежуточная аттестация
  4. итоговый: ЕГЭ

Виды деятельности учащихся на уроке

  • оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • -взаиморецензирование;
  • -анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • разные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
  • лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • выполнение практических заданий из КИМов;
  • разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
  • информационная переработка устного и письменного текста:
  • составление плана текста;
  • пересказ текста по плану;
  • пересказ текста с использованием цитат;
  • определение проблемы текста;
  • аргументация своей точки зрения;
  • переложение текста;
  • продолжение текста;
  • составление тезисов;
  • редактирование;
  • создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
  • создание  устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной,  социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
  • создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
  • составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
  • работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

Методы и приёмы  обучения:

  • обобщающая беседа по изученному материалу;
  • различные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
  • виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
  • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
  • изложения на основе текстов типа повествования, описания, рассуждения;
  • письмо под диктовку;
  • комментирование орфограмм и пунктограмм.

Содержание программы

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

10 класс (72 часа)

ВВЕДЕНИЕ (4 ч.)

        Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Формы существования русского национального языка (литературный, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Литературный язык и язык художественной литературы. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ (11 ч.)

        Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

        Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно- выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимия в системе русского языка. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.  Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. Лексикография.

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ (6 ч.)

        Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения.

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (4 ч.)

        Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова.

Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования. Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор. Основные способы формообразования в современном русском языке.

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ (45 ч.)

        Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания.

        Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц. Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Гласные И и Ы после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов.

Части речи.

        Имя существительное

        Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род имен существительных. Распределение существительных по родам.

Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатуры. Число имен существительных. Падеж и склонение имен существительных. Морфологический разбор имен существительных. Правописание падежных окончаний имен существительных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.

        Имя прилагательное

        Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные. Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном русском языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности. Прилагательные относительные и притяжательные.

Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имен прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий. Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.

        Имя числительное

        Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов. Морфологический разбор числительных. Склонение имен числительных. Правописание имен числительных. Употребление имен числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.

        Местоимение

        Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений. Значение и особенности употребления местоимений ты и вы. Особенности употребления возвратного, притяжательных и определительных местоимений.

        Глагол

        Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы.  Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования. Категория времени глагола. Спряжение глаголов. Две основы глаголов. Формообразование глагола. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов.

        Причастие как особая глагольная форма.

Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий.

Образование причастий. Правописание суффиксов причастий, Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные.         Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.

        Наречие

        Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.

        Слова категории состояния

        Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния.

Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед.ч. Морфологический разбор слов категории состояния.

        Служебные части речи.

        Предлог

        Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.

        Союзы и союзные слова

        Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.

        Частицы

        Частицы как служебная часть речи. Разряды частиц.  Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.

        Междометие

        Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления междометий.

Повторение 2 часа

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

11 класс (68 часов)

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (48 ч)

        Введение (1 ч.)

        Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.

        Словосочетание (1 ч.)

Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.

        Предложение (1 ч.)

        Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.

        Простое предложение (7 ч.)

        Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире. Порядок слов в простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения.

         Простое осложненное предложение (23 ч.)

        Синтаксический разбор простого предложения.

        Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.

        Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.

        Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительном обороте.

        Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.

        Сложное предложение (10 ч.)

        Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. Период. Знаки препинания в периоде. Синонимия разных типов сложного предложения.

        Предложения с чужой речью (3 ч.)

        Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

        Употребление знаков препинания (2 ч.)

        Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

СТИЛИСТИКА (9 ч.)

        Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства. Функциональные стили. Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме.

Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля. Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.

 Текст и его место в системе языка и речи. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров.  Анализ текстов разных стилей и жанров.

КУЛЬТУРА РЕЧИ (9 ч.)

        Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. . Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.  Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Основные особенности устной и письменной речи. Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения. Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование).

Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров (чтение и информационная переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.

Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации (телефон, компьютер, электронная почта и др.).

Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.

Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.

Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.

Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.

Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.

Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.

Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Использование нормативных словарей русского языка.

Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ (2 ч.)

М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

        В результате изучения русского языка ученик должен

        знать/понимать:

  • функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
  • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
  • понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
  • компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
  • основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно- бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

        уметь:

  • проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
  • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
  • проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

        аудирование и чтение:

  • использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  • владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

 говорение и письмо:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

        использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

а) список учебной и методической литературы

  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10—11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2017.
  2.  Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. М.: Вербум-М,  2009.
  3. Баранов М. Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: Справочные материалы. М.: Просвещение, 2009.
  4. Багге М.Б. ЕГЭ. Русский язык: Контрольные измерительные материалы. М.: Просвещение, 2009.
  5. Балыхина Т.М., Кузнецова М.В. Тесты по русскому языку. Пунктуация. М.: Издат-Школа, 2008.
  6. МалюшкинА.Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь. 10—11 классы. М.: ТЦ «Сфера», 2009.
  7. ПучковаЛ.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Грамматика. Речь. 10—11 классы. М.: Просвещение, 2009.

8.         Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку. 9—11 классы. М.: Вербум-М, 2003.

9. Поурочные разработки по русскому языку, 11 класс, Н.В.Егорова, Л.П.Дмитриева, И.В.Золотарева, М.; «Вако», 2010 г

10.  Гольцова П.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10—11 классы: Книга для учителя.

11.  Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. М.: Вербум-М, 2009.

12.  Будникова И.Н, Дмитриева Н.И., Холявина Т.Г. Поурочные разработки по русскому языку: 10-11 классы. М.: ВАКО, 2010.

13.  Львова СИ. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10—11 классы. М.: Мнемозина, 2003.

б) мультимедийные пособия

  • «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
  • 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
  • Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
  • Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
  • Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий
  • Уроки русского языка Кирилла и Мефодия.  
  • Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.

в) адреса сайтов в Интернете:

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

http://www.9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html - Дистанционный семинар

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку,  

Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала.

Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с

языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь

школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому

языку и литературе, ответы на вопросы.

http://vschool.km.ru/ - виртуальная школа Кирилла и Мефодия (русский 5-6)

http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://school-sector.relarn.ru/ -школьный сектор ассоциации РЕЛАРН

http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/ 

Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/ 

Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp 

Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/ 

Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm 

Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4 

Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/ 

Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/

Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/ 

Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm 

Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html

Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/ 

Толковый словарь В.И. Даля  http://www.slova.ru/ 

Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/ 

Словарь-справочник русского языка http://slovar.boom.ru/ 

Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html 

Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/ 

Русский язык. Тест-экзамены, 9-11 классы http://main.emc.spb.ru/Staff/KNV/otvet/russian/RUS11.HTM 

Говорим по-русски! http://www.echo.msk.ru/headings/speakrus.html 

Словесник http://slovesnik-oka.narod.ru/ 

Русское письмо http://character.webzone.ru             

Ономастикон. Русские фамилии http://express.irk.ru/1000/fam/index.htm 

Словесник http://www.slovesnik.ru

Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/ 

Дистанционная поддержка учителей-словесников

http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm 

Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/ 

Русское слово http://www.rusword.com.ua 

Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm

 Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2

Учебно-тематический план – 140 часов

Содержание

Кол-во часов

Из них на развитие речи

Из них на контрольные

10 класс

всего

изл.

соч.

диктант

тест

зачёт

Введение. Нормы литературного языка.

4

1

Лексика и фразеология. Лексикография.

11

2

2

1

Фонетика. Графика.Орфоэпия

6

2

2

Морфемика и словообразование.

4

2

1

Морфология и орфография

45

3

2

1

2

Повторение, обобщение  Промежуточная аттестация

2

1

72

 В том числе развитие речи

12

11 класс

Синтаксис и пунктуация.

51

  • Словосочетание

4

2

1

  • Синтаксис простого предложения

30

6

2

1

2

  • Синтаксис сложного предложения.

10

2

  • Предложения с чужой речью. Употребление знаков препинания.

5

  • Прямая и косвенная речь

6

1

1

  • Стилистика

7

Обобщение. Систематизация.  Промежуточная аттестация

4

2

1

1

68

В том числе развитие речи

15

Сроки реализации программы

Название курса

Классы, для которых разработана программа

Специфика классов

Срок реализации программы

Русский язык

10 «Б»

Общеобразовательный

2017-2019

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

По окончании 10 класса учащиеся должны:

-  иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;

- владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;

-  уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном, - в устной и письменной формах;

- владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах; производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;

-  пользоваться языковыми  средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;

-  составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;

-  участвовать в диспуте, дискуссии;

-  иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.  

Требования к подготовке выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Учебно-методическое обеспечение

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект, включающий следующие учебно-методические пособия:

  1. Греков, В. Ф. Русский язык. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. организаций / В. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. - М.: Просвещение, 2014 г.
  2. Раман, Т. В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 10 кл, к пособию для занятий по русскому языку в старших классах В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Четко / Т. В. Раман. - М.: Экзамен XXI, 2004. - (Серия «Учебно-методический комплект»),
  3. Рамам, Т. В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 11 кл.: к пособию для занятий по русскому языку в старших классах В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко / Т, В. Раман. - М.: Экзамен XXI, 2004. - (Серия «Учебно-методический комплект»).
  4. Русский язык. 10-11 классы: развернутое тематическое планирование по учебнику В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко / авт.-сост. Г. В. Цветкова. - Волгоград: Учитель, 2011.

Список дополнительной литературы:

1.   Н.В.Егорова и др. Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ.- М.: ВАКО, 2004.

2. А.И.Власенков. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. М.: «Просвещение», 2000.

3.  Е.Ю.Махницкая. Сочинение, отзыв, эссе. Пособие для подготовки ЕГЭ, Ростов-на-Дону, Феникс, 2004.

4.  Единый государственный экзамен Русский язык 2004-2005 гг. Контрольные измерительные материалы. М.:

5.  В.И.Капинос и др. Под ред. Ковалевой Г.С.; М.: Просвещение, 2003, 2004.

6.  Розенталь Д. Э., Русский язык для поступающих в вузы, М., 1995.

         7. Тюпа В. И., Анализ художественного: Введение в литературоведческий анализ,   М., 2001.

        8. Шанский Н. М., Махмудов Ш. А., Филологический анализ, С-П., 1999.

  1. Журналы: « Русский язык в школе» и « Русский язык»- приложение к газете « Первое  сентября»
  2. Библиотечка газеты « Первое сентября»
  3. Электронные носители:

- Репетитор. Русский язык. Весь школьный курс

- Репетитор. Тесты по пунктуации

- Готовимся к ЕГЭ. Русский язык.

Тематическое планирование 10 класс

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид самоконтроля, вид сам. работы

Недели

Введение Нормы литературного языка. 4 ч.

1

2

Введение

Слово о русском языке

1

1

Функции языка в современном мире; происхождение русского языка; нормированность литературного языка; функциональные стили языка

Знать основные функции языка в современном мире, истоки русского языка, основные функциональны стили; уметь доказать, почему литературный язык является высшей формой языка, аргументировано охарактеризовать основные функциональные стили русского языка

Выразительное чтение  текста вступительной статьи; составление  сложного плана.

1

1

3

Контрольная работа  (диктант) Входной контроль

1

Определить уровень грамотности учащихся и спланировать индивидуальную работу

Диктант (текст «Глухари» по М.Пришвину)

2

4

Анализ контрольной работы

2

Лексика. Фразеология. Лексикография. 9+2

5

Лексика. Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова.

1

Лексика – один из разделов науки о языке; основные понятия лексики; слово и его лексическое значение; многозначные и однозначные слова

Знать основные понятия лексики, как отличить многозначное слово от однозначного; уметь работать с толковым словарем, употребить в речи нужное по смыслу значение многозначного слова, дать толкование лексического значения слова, определять лексическое значение слова по толковому словарю; соотносить слово и его лексическое значение

Словарный диктант  с дополнительным заданием. Работа со словарем.  Запись в тетради основных способов возникновения переносного значения слова. Задание ЕГЭ

3

6

Изобразительно-выразительные средства языка

Общее понятие  изобразительно-выразительных средства языка. Лексические изобразительно-выразительные средства языка: тропы (эпитет, метафора, метонимия, сравнение, перифраза)

Знать основные лексические  изобразительно-выразительные средства языка и их отличительные черты; уметь находить в художественной речи тропы и объяснять их роль в создании художественного образа, употреблять в своей речи основные лексические средства выразительности.

Словарный диктант. Дифференцированное задание по карточкам. Выборочный опрос.  Самостоятельная работа с учебником: запись основной теоретической информации в тетрадь. Задание ЕГЭ (24). Презентация

3

7

Р.р. Сочинение – рассуждение по тексту

1

Проблематика текста, авторская позиция, способы аргументации, комментарий

Актуализация знаний по интерпретации исходного текста, развитие навыка создания собственного текста с целью подготовки к ЕГЭ (задание 25)

Текст №8 (сборник «Все, что нужно для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку» автор Блинов А.И.). Презентация.

4

8

Р.р.Написание сочинения

1

4

9

Омонимы. Паронимы.

1

Омонимы и их особенности; паронимы и их особенности

Знать определение омонимов, омографов, омофонов, омоформ, паронимов; уметь различать  омонимы, омографы, омоформы, уметь дать толкование лексического значения паронимов, правильно употреблять паронимы в речи.

Работа с текстом (орфографический и пунктуационный разбор). Выразительное чтение стихотворения М.И.Цветаевой. Работа с заданиями ЕГЭ

5

10

Синонимы. Антонимы

1

Синонимы и их основные типы, антонимы, их основные типы

Знать, какие группы слов называются синонимами и антонимами; уметь находить в предложенных текстах синонимы и антонимы, определять роль синонимов и антонимов в тексте.

Самостоятельно составить и записать вопросов к материалам §. Работа со словарными статьями  словарей.

5

11

12

Происхождение лексики. Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления

1

Лексика исконно русская и заимствованная, происхождение исконно русской лексики; пути появления в языке заимствованных слов; старославянизмы – особый пласт ранних заимствований, признаки  старославянизмов, особенности стилистической окраски  старославянизмов; понятие об общеупотребительной лексике и лексике, имеющей ограниченную сферу употребления; диалектизмы; профессионализмы; жаргонизмы.

Знать о происхождении исконно русской лексики, о путях появления в языке заимствованных слов, о старославянизмах как особой группе заимствованной лексики, основные группы слов по сфере их употребления в речи, какие причины вызывают ограниченное употребление слов в русском языке; уметь логически верно и полно рассказать о происхождении лексики русского языка, опираясь на толковый словарь, разъяснять значение иноязычных слов, употреблять в речи заимствованные слова, находить в речи слова общеупотребительн.,  диалектные  и профессиональные, избегать в собственной  речи жаргонных слов и выражений.

Составление плана-конспекта

§8 как текста научного стиля. Составление обобщенной схемы- конспекта материала §9. Устная аналитическая работа

6

6

13

Фразеология. Лексикография

1

Фразеология; фразеологические единицы, лексикография; основные типы словарей русского языка.

Знать определение фразеологических оборотов, основные источники появления фразеологизмов, значение основных фразеологизмов, часто встречающихся в речи, основные типы словарей русского языка; уметь объяснять значение устойчивых оборотов речи, пользоваться справочной лингвистической литературой для получения необходимой информации.

Словарный диктант, Фразеологическая викторина. Работа со словарем. Текст под диктовку. Задание ЕГЭ

7

14

Проверочная работа по теме «Лексика»

1

Закрепление и систематизация знаний

 текст: отрывок из 4 главы поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»

7

15

Анализ проверочной работы

8

Фонетика. Графика. Орфоэпия. 4+2

16

Звуки и буквы.

1

Фонетика- раздел науки о языке; понятие звука и буквы; процессы чередования  гласных и согласных звуков; фонетическая транскрипция.

Знать определение фонетики, основные характеристики гласных и согласных звуков, чем различаются звук и буква, какие буквы звуков не обозначают, какие буквы и в каких случаях обозначают два звука, знать о существовании чередований звуков; уметь соотносить графическое написание слова и его фонетическую транскрипцию, объяснять фонетические процессы, отраженные или не отраженные в графическом написании слова.

Самостоятельная работа с учебником. Текст  под  диктовку.

8

17

Фонетический разбор слова

1

Фонетический разбор слова

Знать порядок фонетического разбора слова; уметь выполнять  фонетический разбор слов, охарактеризовать гласный звук в ударном и безударном положении, охарактеризовать согласный звук.

Фонетический разбор слов. Синтаксический разбор предложения.

9

18

19

Р.р. Изложение с творческим заданием

Написание изложения

1

1

Понятие текста, главная мысль текста.

Уметь адекватно воспринимать текст на слух, выделять главную информацию, выделять главную информацию, определять микротемы, пересказывать основное содержание прослушанного текста, самостоятельно формулировать вопросы на основе прослушанного, включать свое отношение к описываемому.

Изложение по упр., дополненное личными впечатлениями

9

10

20

Орфоэпия. Орфоэпические нормы

        1

Орфоэпия как раздел науки о языке. Нормы произношения гласных и согласных звуков.

Знать, что изучает орфоэпия, что называется орфоэпической нормой, какие нормы произнесения существуют для гласных и согласных звуков. Уметь соблюдать орфоэпические нормы в обыденной речи.

Самостоятельная работа с учебником (план-конспект учебной статьи). Работа со словарем. Задание ЕГЭ

10

21

Проверочный диктант по теме «Фонетика»

1

Проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу.

Диктант с грамматическим заданием

11

Морфемика и словообразование 4 ч.

22

Состав слова.

1

Морфемика как раздел науки о языке, состав слова, слова и морфемы, аффиксы словообразующие и формообразующие, основа слова.

Основа слова, особенности, классификация, способы выделения в слове; сущность и порядок морфемного разбора слова

Знать, что такое морфемика, название и особенности морфем русского языка;  знать, какая часть слова называется основой, какие части слова могут входить в состав основы. Уметь находить значимые части слова, определять их роль в слове, находить основу слова, различать процессы слово- и формообразования.

Работа с учебником. Составление сравнительной таблицы.  Самостоятельная работа

Морфемный разбор слов.

11

23

Словообразование. Формообразование

1

Сущность словообразования; основные способы словообразования слов в русском языке; различие между однокоренными словами и формами одного и того же слова; сущность формообразования; основные способы образования слов в русском языке.

Знать основные способы образования слов в русском языке, основные виды словообразовательных словарей, порядок словообразовательного разбора. Уметь определять способ словообразования, различать морфологические неморфологические способы образования слов, выполнять словообразовательный разбор, пользоваться словообразовательным словарем для уточнения  способа образования слов.

Словообразовательный разбор. Словообразовательные цепочки. Задания ЕГЭ

12

24

Контрольная работа (тесты)

1

Проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу.

Тесты

12

25

Анализ контрольной работы

13

26

Принципы русской орфографии

1

Особенности морфологии как раздела науки о языке; сущность и значение орфографии

Знать, какие вопросы изучаются в курсе морфологии, предмет изучения орфографии.

Самостоятельная работа с учебником.

13

27

Правописание безударных гласных в корне слова

1

Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых и непроверяемых ударением

Знать правила правописания безударных гласных в корне слова. Уметь узнавать и осознавать в слове правописное затруднение, связанное с написанием безударных гласных (опознавательный этап), определять условия выбора верного написания (выборочный этап), на основании правила делать выбор написания (этап решения орфографической задачи)

Самостоятельная работа с учебником. Составление словосочетаний.  Задание ЕГЭ

14

28

Правописание чередующихся гласных в корне слова

1

Правописание чередующихся гласных в корне слова

Знать  правила правописания чередующихся гласных в корне слова. Знать перечень корней с чередованием гласных, уметь замечать         орфограммы,         характеризовать     и     объяснять правописание, списывать текст без  ошибок,   писать   грамотно текст,   воспринятый   на   слух, обращаться к словарям в случае    затруднения,    подбирать примеры    с    изученными    орфограммами.

Списывание текста с обоснованием выбора вставленных орфограмм. Морфемный и словообразовательный разбор слов. Синтаксический разбор предложений.

Задание ЕГЭ

14

29

Правописание  гласных после шипящих

1

Традиционные написания гласных после шипящих; правописание  гласных после шипящих  в корнях слов, в окончаниях слов, в суффиксах слов разных частей речи.

Знать состав слова, части речи, употребление гласных после шипящих. Уметь распознавать морфемы в словах, определять часть речи, правильно писать гласные после шипящих.

Работа по карточкам. Словарный диктант. Самостоятельная работа с учебником. Работа со словарем.

15

30

Правописание  гласных после Ц

1

Употребление гласных после Ц

Знать состав слова, части речи, употребление гласных после Ц. Уметь распознавать морфемы в словах, определять часть речи, правильно писать гласные после Ц.

Самостоятельная работа с учебником.

15

31

32

Р.р.Сжатое изложение с творческим заданием

Р.р.Написание изложения.

1

1

Пересказать текст сжато, озаглавить. Рассказать о произведении искусства, которое произвело неизгладимое впечатление.

Изложение по эпизоду из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

16

16

33

Правописание звонких и глухих согласных; проверяемых, непроизносимых и двойных согласных

1

Звонкие и глухие согласные; непроизносимые согласные; двойные согласные

Знать правописание  звонких и глухих согласных; непроизносимых согласных; двойных согласных. Уметь находить  звонкие и глухие, непроизносимые и двойные согласные; правильно писать указанные орфограммы в словах.

Словарный диктант.  Комментированное письмо. Орфографическая работа.

17

34

Правописание гласных и согласных в приставках.

1

Приставки, пишущиеся в соответствии с морфологическим принципом; приставки, правописание которых определяется фонетическим принципом орфографии; написание приставок, зависящее от ударения и от значения

Знать правописание приставок,  зависящее от значения,  правописание приставок, основанное на фонетическом принципе;  правописание приставок, основанное на морфологическом принципе. Уметь правильно писать приставки

Словарный диктант. Самостоятельная работа с учебником. Дифференцированное задание. Словарная работа. Задание ЕГЭ

17

35

Гласные и – ы после приставок

приставки, правописание которых определяется фонетическим принципом

Знать правописание приставок,  зависящее от значения,  правописание приставок, основанное на фонетическом принципе;

Работа с учебником

18

36

Употребление Ъ и Ь, прописных букв, правила переноса

1

Функции твердого и мягкого знаков, строчные и прописные буквы, правила переноса.

Знать функции ъ и ь, правила переноса, в каких случаях пишется прописная буква, а в каких строчная. Уметь правильно переносить слова, определять функции ъ и ь и в соответствии с этим правильно писать слова, различать строчные и прописные буквы.

Словарный диктант. Работа с учебником. Аналитическая словарная работа.

18

37

Контрольная работа

по теме «Принципы русской орфографии»

1

Проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу.

Диктант с грамматическим заданием

19

38

Имя существительное как часть речи.

1

Лексико – грамматические разряды: род, число  имён существительных; склонение

Знать  лексико – грамматические разряды имён существительных, род, число, падеж и склонение  имён существительных. Уметь делать морфологический разбор имен существительных.

Словарный диктант. Самостоятельная работа с учебником. Морфологический разбор имен существительных. Дифференцированное задание

19

39

Правописание падежных окончаний имен существительных

1

Правописание падежных окончаний имен существительных. Орфографическая норма. Стилистические нормы

Знать  правописание падежных окончаний имен существительных. Уметь не ошибаться в написании  падежных окончаний имен существительных; выбирать нужный вариант  падежных окончаний в речи.

Работа с учебником.  Дифференцированное задание. Стилистиче-ская работа

20

40

Правописание суффиксов имён существительных

1

Суффиксы –ек/ -ик,  -енк/ -инк, -ец/-иц, -ичк/-ечк, -оньк/

-еньк, -ышк/ -юшк, -чик/ -щик  имён существительных

Знать правописание суффиксов имен существительных. Уметь правильно писать суффиксы имен существительных

Словарная разминка. Грамматическая работа. Самостоятель-ная работа с учебником. Словообразо-вательный разбор.

20

41

Правописание сложных имён существительных

1

Слитные и дефисные написания сложных имен существительных

Знать правила написания сложных имен существительных. Уметь делать правильный выбор в пользу слитного или дефисного написания сложных существительных

Самостоятель-ная работа с учебником. Работа со словарем.  Синтаксический разбор предложения

21

42

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

Проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу.

Диктант с грамматическим заданием

21

43

Имя прилагательное как часть речи. Правописание падежных окончаний

1

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные; Сравнительная и превосходная степени. Полные и краткие формы. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Склонение качественных и относительных прилагательных

Знать определение имени прилагательного, лексико – грамматические разряды имен прилагательных. Склонение  качественных и относительных прилагательных. Уметь производить морфологический разбор, правильно писать окончания имен прилагательных.

Словарный диктант. Морфологический разбор имен прилагательных. Аналитическая работа. Словообразовательная работа.

Развитие речи. Выразительное чтение

22

44

Правописание суффиксов имён прилагательных. Н и НН в суффиксах прилагательных

1

Суффиксы –к-/-ск-,

-ев-/-ив-, --лив-/

-чив-, -ов-, -оват-/

-овит-, -инск-,

-оньк-/-еньк-,

 -ан-/-ян-, -ын/-ин,

 -ен-/-енн-/-онн- имен прилагательных

Знать правописание суффиксов имен прилагательных, правописание –н- и –нн- в суффиксах имен прилагательных. Уметь мотивировать выбор при написании –н-,-нн-

Творческая работа. Самостоятельная работа с учебником. Синтаксический разбор предложения.

Задание ЕГЭ

22

45

Правописание сложных  прилагательных

1

Слитные и дефисные написания сложных прилагательных

Знать правописание сложных прилагательных. Уметь отличать сложные прилагательные, пишущиеся через дефис, от словосочетаний наречие+прилагательное ,пишущихся раздельно

Работа  с учебником. Дифференцированное задание. Задание на конструирова-ние.

23

46

Проверочная работа по теме  «Имя прилагательное»

1

Проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу.

Комплексный анализ текста

23

47

Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имен числительных.

1

Имена числительные количественные, порядковые, собирательные; простые, сложные, составные. Склонение имен числительных, слитные, дефисные и раздельные написания имен числительных.

Знать определение имени числительного, его разряды и виды, правописание имен числительных, склонение. Уметь делать морфологический разбор, склонять, правильно писать имена числительные.

Словарный диктант. Самостоятель-ная работа с учебником. Морфологический разбор числительных. Дифференцированное задание. Задание ЕГЭ

24

48

Употребление имен числительных в речи

1

Особенности употребления числительных один, оба/обе, собирательных числительных,числительных полтора, два три , четыре

Знать особенности употребления числительных в речи. Уметь правильно употреблять в речи имена числительные.

Индивидуальные задания. Работа с учебником. Грамматическая работа.  Задание ЕГЭ

24

49

Контрольное тестирование в форме  ЕГЭ

1

Проверка знаний, умений и навыков

Тесты

25

50

Местоимение как часть речи

Правописание местоимений

Разряды местоимений. Правописание местоимений

Знать лексико-грамматические разряды местоимений, особенности их изменения, правописание. Уметь делать морфологический разбор местоимения, правильно употреблять местоимения в речи, склонять их.

Индивидуальная работа по карточкам. Морфологический разбор. Работа с учебником.   Дифференцированное задание. Задание ЕГЭ

25

51

Морфологический разбор местоимений.

1

Проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу.

26

52

Глагол как часть речи

1

Инфинитив; категория вида (совершенный и несовершенный); переходность/непе-реходность; возвратные глаголы; категория наклонения (изъявительное, условное, повелительное); категория времени; спряжение

Знать определение глагола, его грамматические категории, образование глагола. Уметь делать морфологический разбор.

Работа с учебником.   Составление плана. Морфологический разбор глагола. Развитие речи.

26

53

Правописание глаголов

1

Правописание личных окончаний глаголов, буквы ь в глагольных формах

Знать образование глагола, правописание  личных окончаний глаголов, буквы ь в глагольных формах. Уметь правильно писать личные окончания глаголов, употреблять ь в глагольных формах, если это необходимо.

Работа с учебником.  Дифференцированное задание. Индивидуаль-ная работа.  Задание ЕГЭ

27

54

Правописание глаголов

1

Правописание суффиксов глаголов

Знать  правописание суффиксов глаголов, уметь их правильно писать.

Работа с учебником.  Задание ЕГЭ Самостоятельная работа.

27

55

Причастие как глагольная форма. Образование причастий.

1

Причастия действительные и страдательные; переходность/непе-реходность; возвратность/невозвратность, вид, время, число, падеж

Знать определение причастия, разряды по значению, признаки глагола и прилагательного, образование. Уметь находить вид и залог.

Самостоятельная работа с учебником.  Морфологический разбор причастий. Грамматическая работа.

28

56

Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

1

Адъективация,  правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Знать правописание причастий. Уметь различать причастия и отглагольные прилагательные, правильно писать суффиксы причастий.

Работа с учебником. Дифференцированное задание. Задание ЕГЭ

28

57

Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Тест.

1

Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Знать правописание причастий. Уметь различать причастия и отглагольные прилагательные, правильно писать суффиксы причастий.

Словарный диктант. Задание ЕГЭ Самостоятельная работа. Тест.

29

58

Деепричастие как глагольная форма

1

Деепричастия настоящего и прошедшего времени, совмещение признаков глагола и наречия

Знать определение деепричастия, разряды по значению, признаки глагола и наречия, способы образования. Уметь находить деепричастия в тексте, различать деепричастия совершенного и несовершенного вида, правильно употреблять деепричастия в речи, избегая стилистических ошибок, правильно ставить запятые при деепричастных оборотах.

Самостоятельная работа с учебником. Составление таблицы. Морфологический разбор деепричастия.

29

59

Деепричастие как глагольная форма

1

Деепричастия настоящего и прошедшего времени, совмещение признаков глагола и наречия

Знать определение деепричастия, разряды по значению, признаки глагола и наречия, способы образования. Уметь находить деепричастия в тексте, различать деепричастия совершенного и несовершенного вида, правильно употреблять деепричастия в речи, избегая стилистических ошибок, правильно ставить запятые при деепричастных оборотах.

Развитие речи. Задание ЕГЭ

30

60

61

Р.р. Сочинение-рассуждение по заданному тексту

Написание сочинения

1

1

Типы речи; словарно-стилистическая работа, лексическая работа

Актуализация знаний по интерпретации исходного текста, развитие навыка создания собственного текста с целью подготовки к ЕГЭ

Текст

30

31

62

Наречие как часть речи

1

Наречия обстоятельственные и определительные

Знать определение наречий, разряды по значению, степени сравнения. Уметь определять разряд по значению, образовывать степени сравнения.

Работа с учебником. Морфологический разбор наречия. Самостоятельная проверочная работа.

32

63

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий

1

Слитное, раздельное, дефисное написание

Знать правописание наречий. Уметь правильно писать наречия.

Работа с учебником. Самостоятельная работа. Дифференцированное задание. Задание ЕГЭ

32

64

Слова категории состояния

1

Состояние человека, окружающей среды, оценка действий

Знать опр-е слов кат. состояния, морфологический разбор. Уметь находить слова категории состояния в речи, различать их от наречий и кратких прилагательных

Словарный диктант.  Морфологический разбор. Аналитическая работа

33

65

Предлог как служебная часть речи

Правописание предлогов

1

Предлоги простые и сложные, производные и непроизводные, отношения пространственные, временные, причинные, целевые

Знать определение предлога, какие отношения выражаются с помощью предлогов, виды предлогов по структуре и происхождению, правописание предлогов. Уметь отличать предлоги от других частей речи, грамотно писать предлоги

Словарный диктант. Самостоятельная работа с учебником.  Дифференцированное задание.  Задание ЕГЭ

33

66

Союз как служебная часть речи. Союзные слова

Правописание союзов

1

Союзы, союзные слова, союзы производные и непроизводные, простые и составные, сочинительные и подчинительные

Знать определение союза, виды союзов по происхождению, по структуре и по значению. Уметь делать  морфологический разбор союза, различать союзы и союзные слова, правильно писать союзы  

Самостоятельная работа с учебником.  Морфологический разбор союзов.  Дифференцированное задание.  Задание ЕГЭ

34

67

Частица как служебная часть речи. Правописание частиц. Частицы  НЕ и НИ. Их значение и употребление.

1

Частицы восклицательные, вопросительные, указательные, усилительные, уточняющие, отрицательные, формообразующие; раздельное и дефисное написание  частиц

Знать определение частицы, разряды по значению, правописание частиц. Уметь определять значение частиц, правильно их писать

Самостоятельная работа с учебником.  Морфологический разбор частиц.  Выполнение упр. учебника. Задания ЕГЭ

34

68

Слитное и раздельное правописание НЕ и НИ с различными частями речи

1

Слитное и раздельное правописание НЕ и НИ

Знать правописание частиц НЕ и НИ с различными частями речи. Уметь находить орфограмму, безошибочно определять часть речи, сделать правильный выбор в пользу слитного или раздельно написания частиц Неи НИ

Творческий опрос. Составление таблиц. Дифференцированное задание. Презентация. Задания ЕГЭ

33

69

Слитное и раздельное правописание НЕ и НИ с различными частями речи

1

Слитное и раздельное правописание НЕ и НИ

Знать правописание частиц НЕ и НИ с различными частями речи. Уметь находить орфограмму, безошибочно определять часть речи, сделать правильный выбор в пользу слитного или раздельно написания частиц Неи НИ

Индивидуальные занятия.  Диктант. Задания ЕГЭ

35

70

Междометие(1)

Звукоподражательные слова

1

Эмоциональность, экспрессивность, интонация

Знать определение междометия, типы междометий, их правописание и пунктуационное оформление. Уметь находить междометия в тексте, различать междометия и звукоподражательные слова, правильно писать сложные междометия, ставить знаки препинания при междометиях.

Развитие связной монологической речи. Самостоятельная работа с учебником.

35

71

Итоговый контрольный тест в форме ЕГЭ

1

Проверка знаний, умений, навыков, полученных в течение учебного года

Промежуточная аттестация.

36

72

Повторение

1

36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (к учебнику "Русский язык" Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская)

Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений Граник Г. Г. и др. Русский язык. 5-9 классы / Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская. – М.: ОЛМА М...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса "Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА"

Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при...

КТП по русскому языку 5 класс. Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы (ФГОС ООО)

КТП по русскому языку 5 класс Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...