конспект урока по теме "Имя существительное как часть речи".
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Кириллова Анна Викторовна

Конспект предназначен для студентов 1 курса колледжа, составлен по учебнику Н.Г. Голцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_professionalnom_kolledzhe.docx216.63 КБ

Предварительный просмотр:

 «Имя существительное как часть речи»

Цель урока: 

Обучающая: совершенствовать навыки правописания имён существительных, закрепить навыки аналитической работы со словом как частью речи;

Развивающая: развить познавательные навыки и умения студентов;

Воспитательная: воспитывать  речевую грамотность в употреблении имен существительных.

Тип урока: изучение нового материала.                                         

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение  темы и целей урока.

Словарный диктант

Проведем словарную работу. Я вам буду читать описание слова, вы должны записать это слово.

  1. тот, кто руководит школой (директор); 2) специалист, знающий законы земледелия (агроном); 3) синоним к словам странствие, турне (путешествие); 4) плод яблони (яблоко); 5) сооружение в виде ступеней для подъема и спуска (лестница); 6) крупное морское судно (корабль); 7) обозначение, название места жительства (адрес); 8) дорога, обсаженная по обеим сторонам деревьями (аллея); 9) сооружение для хранения зерна (элеватор); 10) cизо-чёрная ягода, похожая на малину (eжевика); 11) поездка (экскурсия.); 12) движущаяся лестница в метро (эскалатор); машина с большим ковшом (экскаватор).

- Взаимопроверка, критерии оценки на слайде №3,4

- Что общего у всех слов?

(принадлежат к одной части речи)

- Какая это часть речи.

- Работа со стихотворением С.Есенина «Белая береза».

-Ребята, посмотрите внимательно на это стихотворение. Прочтите его.

Слайд №5

- Вам понятен смысл прочитанного?

- Вставьте недостающие слова . Прочтите, что у вас получилось.

-Кто является автором этих строк?

Слайд №6

- К какой части речи относятся слова, которые вы вставили в это стихотворение?

- Что происходит, если в тексте нет имен существительных?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке? Определите тему урока.

- Тема урока: «Имя существительное как часть речи».

 

  1. Изучение нового материала.

 - Работа с учебником §32.

  1. Дайте определение имени существительному.
  2. Перечислите постоянные признаки имен существительных. (слайд 8)

(Запись в тетради).

Перечислите непостоянные признаки имен существительных.(слайд9) (Запись в тетради).

  1. Лексико-грамматические разряды имен существительных.  (Слайды с лексико-грамматическими разрядами 10,11,12,13). (Запись в тетради).

Одушевленные и неодушевленные различаются еще по форме множественного числа винительного падежа. У одушевленных винительный совпадает с родительным. А у неодушевленных – с именительным.

Упражнение 151,с. 124. Распределить слова по столбикам (конкретные, отвлеченные, собирательные, вещественные)

Лексико-грамматические разряды

конкретные

отвлеченные

вещественные

собирательные

Лист, смфония, городишко (2 скл), партия, мысль, идея, человек, полк, солдат, кустарник, старьевщик, старик, очки, подмастерье (2 скл.),  гриб, ручища (1 скл.), крестьяне

Деление(2скл), дружба, литература, поэзия, свет,

Пшено, молоко, глина, рос, иней.

Листва(1 скл.), старье, детвора (1 скл.), стадо, табун, березняк. крестьянство

  1. Сколько родов у имени существительного?
  2. Какие существительные мы относим к существительным общего рода?
  3. Все ли существительные имеют форму единственного и множественного числа? (слайд 14).

Задание 1. Выписать существительные в 3 столбика:  в первый – слова, которые употребляются и в единственном, и во множественном числе, во второй – имеющие форму только единственного числа, в третий - имеющие форму только множественного числа.

Единственное и множественное число

Только единственное

Только множественное

яблоко, машина, ручка, замок, дерево, цветок, звезда, подушка, книга, тюльпан

нефть, цемент, сахар, жемчуг, студенчество, учительство, студенчество, листва, зверьё, вороньё, детвора;  молоко; Воронеж, Кавказ, Каспий, Урал.

чернила, опилки, очистки; именины, выборы, нападки, козни, побои; Каракумы, Карпаты, деньги, финансы, сумерки, сутки, будни, каникулы.        

- Проверка выполнения.

  1. Как изменяются имена существительные (по падежам, т. е склоняются).
  2. Сколько склонений у имен существительных.
  3. Какие существительные относятся к 1,2,3 склонениям. (слайд 15).

Упражнение 152. Прочитайте текст.

- Из какого произведения взят этот отрывок?

-Кто является автором  этого произведения.

- Составьте таблицу склонений и заполните ее словами из текста.

I скл.

(ж.р. и м.р. с ок. –а(-я)

II скл.

М.р. с нулевым оконч., ср. р. с оконч. –о(-ё), -е

III скл.

Ж.р. с нулевым оконч.

Неделя, услуга, слуга, Европа, Россия

Трактир, блюдо, щи (суп), пирожок, вздор, доход, подлец, хозяин, сударь, мошенник , люди (человек).

- Есть ли в тексте существительные, которые употребляются только во мн. ч. ? (щи, люди).

Вернемся к нашему параграфу: с.122.

В русском языке есть еще и разносклоняемые  и несклоняемые существительные.

  1.  К разносклоняемым относят существительное путь и 10 существительных на мя  бремя, стремя, пламя, знамя, время, вымя, племя, семя, темя, имя).

-  Обратите внимание на слайд 16,17. На нем представлены несклоняемые имена существительные.

10. Как мы будем определять род несклоняемых имен существительных. (По формам прилагательных, причастий и т.д., но некоторые нужно запомнить. В случае затруднения обратиться к орфографическому словарю). Обратите внимание на слайды 18,19.

Слова мужского рода: Рельс, толь, тюль, шампунь, эполет, рюш, багет, шимпанзе, фламинго, хинди

Слова женского рода: Босоножка, клавиша, манжета, мозоль, сандалия, туфля, авеню, салями, кольраби, колибри

Слова среднего рода: Алоэ, мочало, повидло, щупальце, бра, кашне, резюме

Задание 2 . Подберите определение (прилагательное или местоимение) к именам существительным:

Тюль (м.р.), фасоль (ж.р.) , алиби (ср.р),  рояль (м.р,) мышь (ж.р.), жабо (ср.р.), такси (ср.р.), толь (м.р), вермишель (ж.р), шампунь (м.р.), колибри (ж.р),  цеце (ж.р.), шимпанзе (м.р.), хинди (м.р.), кофе (м.р.), какао (ср.р), пальто (ср.р.) пенальти (м.р.).

- Ребята, составьте предложения с несклоняемыми именами существительными.

  1. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. (слайд 19).

Задание 3. Назовите имена существительные, укажите их морфологические признаки и определите синтаксическую роль в предложении.

В кроне старой липы происходили чудеса. Солнечный луч пробил листву и зажег, копошась внутри  липы, много зеленых и золотых огоньков.

IV. Итоги урока

Закончите предложение или вставьте пропущенное слово. (Слайды 21,22 ).

1. Существительное – это... часть речи.

2. Существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает…

3. Существительное – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы…

4. Cуществительное изменяется …

5. К постоянным признакам существительного  относятся…

6. К непостоянным признакам существительного  относятся…

7. К 1-му склонению относятся существительные …

8. Ко 2- му склонению относятся существительные …

9. К 3-му склонению относятся существительный …

10. Существительное в предложении может быть…

  1. Оценки.
  2. Домашнее задание., пар. 32, задания по карточкам, упр.154.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Причастие как часть речи"

Конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР....

Конспект урока по теме "Причастие как часть речи" с использованием ЭОР

Материал редставляет собой конспект   урока по русскому языку в 7 классе на тему "Причастие как часть речи". С использрванием электронных образовательных ресурсов. Урок является первым урок...

Конспект урока по теме "Наречие как часть речи" ФГОС

Конспект урока, который является первым в теме...

Конспект урока русского языка по теме «Части речи» 5 класс

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлена разработка урока русского языка, направленного на формирование универсальных учебных действий учащихся, одним их которых является умение моделировать пр...

Конспект урока русского языка. Тема: « Омонимия частей речи».

Конспект урока русского языка. Тема: « Омонимия частей речи»....

конспект урока по теме "Союз как часть речи"

данный урок - первый по теме "Союз"....

План-конспект урока по теме "Частица - служебная часть речи"

Урок проводится с ипользованием  элементов сингапурской методики...