Рабочая программа по русскому языку в 5 классе (Рыбченковой)
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Антонива Наталья Ивановна

По программе Рыбченковой, Загоровской 5 класс ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15»

Рассмотрено

на заседании   методического объединения учителей гуманитарного цикла

Протокол № ___  

от «         »  __________ 2017 г.,

Руководитель: ______/Бокова Л.Н./

Согласовано

заместитель директора по УВР

________/Некрасова К.М./

        «_____» «__________ » 2010 г

«_____» «__________ » 2017 г

Утверждено:                

 Директор школы:

_________    /Симакина Л.В. /

«_____» «__________ » 2017 г

 

Рабочая программа учебного предмета

«Русский язык».

5 класс.

     

                                                                           Разработана:

                                                                           Антонивой Натальей Ивановной,

учителем русского языка и литературы

                                                         

2017-2018учебный год

                                                                                               

Паспорт рабочей программы

  1. Пояснительная записка………………………………………………...3
  2. Учебно-тематический план……………………………………………3
  3. Планируемые результаты изучения предмета………………………3-6
  4. Содержание учебного предмета…….………………………………6-14
  5. Тематическое планирование……………………………………….14-23

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету для 5-Б класса  разработана  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённого приказом МО  РФ№1897  п.18. 1.2.от 17.12.2010г.

-Приказом МО РФ №1644 от 29.12.2014г «О внесении изменений в приказ  МО РФ №1897от 17.12.2010г»

- На основе Примерной учебной программы основного общего образования по русскому языку  для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (серия «Стандарты второго поколения»),  Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова).

-В соответствии с перечнем учебников, рекомендованных МО РФ №253 от 31.03.2014г.

   Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения. Программа по русскому языку для 5-Б класса основной общеобразовательной школы реализует основные идеи ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык». Данная программа рассчитана на 175 ч, предусмотренных в Федеральном базисном (образовательном) учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации. Обязательное изучение русского языка  осуществляется в объёме: в 5 классе — 175 часов  (5 уроков в неделю).

Учебно–тематический план

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Всего      часов

В том числе на:

уроки

развитие речи

контрольн. работы

1

Введение.

7

4

2

1

2

Фонетика, графика, орфография

16

14

1

1

3

Морфемика, словообразование, орфография

15

9

5

1

4

Лексикология

35

26

7

2

5

Внутрипредметный модуль

5

5

6

Морфология

51

40

7

4

7

Синтаксис и пунктуация

37

29

7

1

8.

Систематизация изученного в 5 классе

9

8

1

Всего:

175

135

29

11

Планируемые результаты  освоения  учебного предмета

ученик научится:

  • понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного художественного текста, воспринимаемого на слух;
  • выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
  • владеть техникой чтения;
  • выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
  • разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
  • владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
  • прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
  • извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
  • правильно расставлять логические ударения, паузы;
  • выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
  • доказательно отвечать на вопросы учителя;
  • подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение,  тип речи;
  • создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
  • выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
  • создавать письменное высказывание разных типов речи;
  • составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
  • определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
  • делить текст на абзацы;
  • писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
  • пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
  • находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
  • подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
  • использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
  • исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении.

фонетика и орфоэпия:

  • выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
  • различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
  • использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения  анализируемого звука и объяснения написания слова;
  • находить в художественном тексте явления звукописи;
  • правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
  • работать с орфоэпическим словарем;

графика:

  • правильно произносить названия букв русского алфавита;
  • свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
  • проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
  • находить слабые позиции гласных; слабые позиции по глухости-звонкости, твердости-мягкости согласных звуков; проверять их по сильной позиции;

морфемика:

  • выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
  • подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
  • учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
  • пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
  • объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

лексикология и фразеология:

  • объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
  • пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
  • распределять слова на тематические группы;
  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
  • различать прямое и переносное значение слов;
  • отличать омонимы от многозначных слов;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
  • находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
  • владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого эти-
  • кета;
  • использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
  • использовать лексические синонимы в речи;

морфология:

  • различать части речи;
  • правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных, глаголов;
  • уметь склонять, правильно, уместно и выразительно употреблять имена существительные в роли главных и второстепенных членов предложения, а также в роли обращения; уметь склонять, употреблять в речи прилагательные, местоимения;
  • различать однокоренные слова разных частей речи по совокупности признаков;

орфография:

  • находить орфограммы в морфемах;
  • группировать слова по видам орфограмм;
  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
  • устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
  • самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
  • уметь обращаться к орфографическому словарю в случае невозможности проверки по сильной позиции или при традиционном написании;

синтаксис и пунктуация:

  • выделять словосочетания в предложении;
  • определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
  • выделять основы предложений с двумя главными членами;
  • конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
  • характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
  • правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
  • составлять простые и сложные предложения изученных видов;
  • опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями;
  • находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
  • устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
  • самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило, ставить знаки препинания в конце предложения, при однородных членах, обращениях, при прямой речи и диалоге, разделять простые предложения в составе сложного.

ученик получит возможность научиться:

  • производить элементарный этимологический анализ слова, пользуясь словарем;
  • определять стихотворный размер;
  • составлять описание картины;
  • использовать знания из истории языка для нужд правописания и/или толкования лексического значения;
  • использовать знания о лексической сочетаемости;
  • использовать в речи лексическое богатство русского языка;
  • различать фразеологизмы и крылатые слова;
  • опознавать наречия, местоимения разных разрядов;
  • определять вид глагола;
  • различать односоставные и двусоставные предложения;
  • находить простые и составные сказуемые;
  • различать виды сложных предложений.

Содержание учебного предмета

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Раздел 1. Речь и речевое общение

1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.

2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Раздел 2. Речевая деятельность

1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями поискового/просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.

Раздел 3. Текст

1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.

Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.

2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части, составление его плана, тезисов. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

Раздел 4. Функциональные разновидности языка

1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

       Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).

2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо,  расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ  КОМПЕТЕНЦИИ

Раздел 5. Общие сведения о языке

1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.

      Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

      Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.

     Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.

     Лингвистика как наука о языке.

     Основные разделы лингвистики.

     Выдающиеся отечественные лингвисты.

2.  Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.

     Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.

     Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.

Раздел 6. Фонетика и орфоэпия

1.  Фонетика как раздел лингвистики.

     Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

     Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.

     Орфоэпический словарь.

2.  Совершенствование навыков различения ударных и безугарных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.

     Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений и собственной речевой практике.

     

Раздел 7. Графика

1.  Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [J'].

2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.

Раздел 8. Морфемика и словообразование

1.  Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.

     Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.

     Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.

     Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.

     Возможность исторических изменений в структуре слова. 11онятие об этимологии. Этимологический словарь.

     Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.

     Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.

      Словообразовательный и морфемный словари.

2.  Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.

     Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.

     Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

     Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.

Раздел 9. Лексикология и фразеология

1.   Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.

     Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.

     Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

     Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.

     Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.

     Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.

     Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

     Стилистические пласты лексики.

     Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.

     Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.

     Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

     Проведение лексического разбора слов.

     Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.

Раздел 10. Морфология

1.   Морфология как раздел грамматики.

     Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

     Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.

     Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и  синтаксическому употреблению.

     Междометия и звукоподражательные слова.

     Омонимия слов разных частей речи.

     Словари грамматических трудностей.

2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.

     Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

     Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.

Раздел 11. Синтаксис

1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

     Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.

     Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и  второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.

     Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные.

    Виды односоставных предложений.

    Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.

     Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.

     Способы передачи чужой речи.

2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.

Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация

1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

     Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.

     Слитные, дефисные и раздельные написания.

     Употребление прописной и строчной буквы.

     Перенос слов.

     Орфографические словари и справочники.

     Пунктуация как система правил правописания.

     Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

     Знаки препинания в конце предложения.

     Знаки препинания в простом неосложнённом предложении

     Знаки препинания в простом осложнённом предложении.

     Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.

     Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.

     Сочетание знаков препинания.

2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

     Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Раздел 13. Язык и культура

Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Введение (7)

 «Язык и языкознание»(§1)

Введение. «Язык и общение» (§2)

Текст.  Основные  типы  речи  (§3)

Знакомство с учебником. Язык как система знаков и средства человеческого общения. Основные разделы языкознания (лингвистики). Осознание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире,  в жизни человека; красоты, богатства, выразительности языка.

Совершенствование умений читать, писать, слушать и говорить: составление схем, словарная работа, выполнение Определение главной мысли прослушанного текста, составление схем и плана.

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Определение типовой принадлежности текста. Усвоение понятий «текст, тема текста, главная мысль текста», умение определять основные типы речи текста.

Фонетика, графика,орфография (16)

Буква и звук. Алфавит.Транскрипция.§4)

Согласные звуки и буквы  (звонкие/глухие, парные/непарные).(§5)

Согласные звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные.Непроизносимые согласные.  (§6)

Гласные звуки и обозначающие их буквы. (§7)

 Слог и ударение.(§8)

Правописание безударных гласных  в корне  слова. (§9)

Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография». (§10)-

Различие звуков и букв. Состав алфавита. Особенности произношения. Транскрипция. Система согласных звуков (звонкие/глухие, парные/непарные). Возможности изменения звуков в речевом потоке. Анализ звуков в речевом потоке. Выявление связи между фонетикой и орфографией.

Умение строить слово по модели или её части, анализировать средства художественной выразительности

Система гласных звуков. Ударение. Ударные и безударные звуки. Изменение качества гласного звука в безударной позиции. Усвоение понятий «слогообразующий звук», «дифтонг». Русское ударение. Фонетический слог. Слоги для переноса. Углубление знаний о слоге, ударении, совершенствование правописных умений. Усвоение роли ударения в слове, понятий «слог, ударение, сильная и слабая позиция слога». Умение проверять безударную гласную.

Правописание безударной гласной корня слова. Совершенствование правописных умений, умений выполнять фонетический разбор слова. Выполнение письменных упражнений и тестовых заданий. Диктант.

Морфемика.  Словообразование(15)

Корень слова. Родственные слова. (§11)

Окончание и основа слова. (§12)

Приставки. (§13)

Суффиксы. (§14)

Сложные слова. (§15)

Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография». (§16)

 Состав слова. Однокоренные слова. Морфемы. Омоформы. Умение разделять слово на морфемы, подбирать проверочные (однокоренные) слова. Окончание как формообразующая морфема. Нулевое окончание. Усвоение понятий «окончание и основа слова».  Умение выделять основу слова и видеть окончание.

Выполнение упражнений и лингвистических задач. Структура сочинения-рассуждения. Создание текста-рассуждения. Приставка как словообразующая морфема. Отличие приставки от предлога. Суффикс  как словообразующая и формообразующая морфема.. Умение различать суффиксы от омонимичных им частей слова. Морфемный разбор

Текст как речевое произведение Заголовок, тема текста, опорные слова.

Развитие умений определять тему, озаглавливать текст, находить опорные слова. Умение читать и создавать тексты в соответствии с заданной темой и типом текста.

Слова, имеющие в составе два корня. Сложение как способ словообразования. Умение образовывать сложные слова

Проверка  умений записывать (списывать) текст без ошибок; графически объяснять условия выбора орфограмм.

Лексикология (35)

Лексическое значение слова. (§17)

Устная и письменная речь. Разговорная, книжная и нейтральная лексика. (§18)

Толковые словари (§19)

Буквы О и Ё после шипящих в корне слова. (§20)

Однозначные и многозначные слова. (§21)

Лексическая сочетаемость. (§22)

Тематическая группа (§23)

Синонимы (§24)

Антонимы (§25)

Омонимы. Паронимы (§26)

Повторение по теме «Лексикология». (§35)

Лексикология. Лексическое значение слова. Развитие орфографической зоркости. Умение объяснять лексическое значение слова разными способами, понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств.

Особенности устной и письменной речи. Знание особенностей устной и письменной речи и умение выделять их в тексте и доказывать свою точку зрения. Речевое высказывание с точки зрения соответствия языковым нормам и ситуации общения.

Развитие орфографической зоркости.  Работа с текстами. Умение устанавливать принадлежность текста к определённой разновидности, оценивать речевые высказывания.

Лексический анализ слова.

Развитие умений использовать словари. Работа со словарными статьями и схемой.

 Правописание букв О и Ё после шипящих в корне слова.

Совершенствование правописных умений, развитие умений опознавать орфограмму. Умение опознавать орфограмму и использовать добытые знания в практике, на письме.

Понятие о значении слова. Прямое и переносное значение слова. Умение объяснять лексическое значение слов разными способами, различать однозначные и многозначные слова.

Понятие о лексической сочетаемости. Ограниченная сочетаемость. Совершенствование умения выбирать слова, опираясь на контекст.

Определение слова. Общее и частное в значении слов одной тематической группы.

Умение группировать слова по тематическим группам, выделять общее и частное в словах одной тематической группы.

Смысловые и стилистические различия синонимов.

Работа со словарём. Умение опознавать синонимы в тексте, различать их, определять принадлежность к разным пластам лексики. Смысловые различия антонимов у многозначных слов. Умение опознавать антонимы в тексте, устанавливать смысловые различия антонимов у многозначных слов.

Омонимия и паронимия как языковые явления. Сочетаемость паронимов. Умение опознавать омонимы в тексте, различать паронимы.

 Функционально-смысловые типы речи. Совершенствование умения подбирать слова, опираясь на заданные параметры текста.

 Изменение звука/буквы в пределах одной морфемы.

Морфемный анализ слова.

Правописание букв Е//И в корнях с чередованием. Умение различать омонимичные корни.

Правописание букв А//О в корнях с чередованием.

Выполнение упражнений. Проверочная работа.

Умение передавать содержание текста подробно, находить ключевые слова текста, продолжить текст по заданному началу.

Правописание букв Ч//Щ в суффиксах. Синонимичность и омонимичность морфем.

Правописание букв И//Ы в приставках.

Правописание букв З//С в конце приставок.

Фразеологический оборот. Различие свободного сочетания слов и фразеологизма. Стилистическая окраска фразеологизмов.  Толкование значений выражений. Работа с текстами, словарями. Крылатые слова и их источники. Умение опознавать крылатые слова, отличать их от фразеологических выражений.

      Внутрипредметный модуль (5)           

Текст. Прямое и переносное значения слова. Богатство  лексики  русского  языка. Богатство  лексики  русского  языка. Защита проектов.

 Морфология(51)

Морфология как раздел науки о языке.

Части речи. (§36)

 Имя существительное как часть речи. (§37)

Род имён существительных (§38)

Склонение имён существительных.  Падеж имён существительных Число имён существительных. (§39)

Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных(§40)

Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных(§41)

Правописание НЕ с именами существительными  (§42)

 Имя прилагательное как часть речи.  (§43) Правописание окончаний имён прилагательных. (§44)

Краткие прилагательные. (§45)

Правописание НЕ с именами прилагательными (§46)

Имя числительное как часть речи (§47)

Местоимение как часть речи (§48)

Контрольная работа по теме «Части речи. Местоимение».

Глагол как часть речи.(§49)

Инфинитив.  (§50)

Время глагола.(§51)

Тип текста. Время в предложении и тексте.  (§51)

Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. (§52)

Правописание окончаний глаголов (§53)

Наречие как часть речи (§54)

Служебные части речи.Роль служебных частей речи в тексте.(§55)

Повторение материала по теме «Морфология». (§56)

Морфологические признаки слов. Грамматическое значение. Умение анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки частей речи, умение читать и понимать текст.

Морфологические признаки имени существительного. Имена собственные и нарицательные. Морфологические признаки имени существительного. Мужской, женский, средний и общий роды имён существительных. Падеж и число имён существительных. Разносклоняемые имена существительные.

Морфологический разбор имён существительных.

Правописание падежных окончания имён существительных.  .

Правописание окончаний имён существительных.

Морфологический анализ слов. Морфемный анализ.

Правописание НЕ с именами существительными.

Подбор антонимов и синонимов к словам. Умение опираться на морфологический анализ при выборе правильного написания слова.

Морфологические признаки имён прилагательных. Синтаксическая роль прилагательного в тексте. Умение анализировать и характеризовать значение и морфологические признаки имени прилагательного Правила написания гласных в безударном окончании имён прилагательных. Полные и краткие прилагательные. Синтаксическая роль кратких прилагательных. Умение распознавать краткие и полные имена прилагательные, произносить прилагательные в краткой форме, определять роль полной и краткой форм прилагательных Морфологические признаки имён числительных.

 Роль числительных в тексте.

 Умение отличать числительные от других частей речи со значением количества, анализировать и характеризовать морфологические признаки числительных.

Морфологические признаки местоимений. Роль местоимений в тексте. Умение анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки местоимения, его синтаксическую роль.

 Морфологические признаки глагола. Роль глагола в тексте.

Морфологический разбор. Анализ и характеристика значений и признаков глагола. Личные и неопределённая формы глагола. Суффиксы инфинитива. Классификация суффиксов инфинитива. Категория времени глагола. Умение определять время глаголов, соблюдать видовременную соотнесённость глаголов-сказуемых в связном тексте Типы спряжения глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Умение определять тип спряжения глаголов по временам, соотносить личные формы глагола с инфинитивом, составлять рассказ с использованием слов одной тематической группы. Правила написания личных окончаний глагольных форм. (Ь, Е//Ё//И после шипящих).  Морфологические признаки наречия. Роль наречий в тексте. Умение опознавать наречия в тексте, анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки наречия, его синтаксическую роль.  Предлоги, союзы, частицы и междометия как части речи. Морфологические признаки служебных частей речи. Их роль в тексте.

Умение характеризовать служебные части речи, обосновывать их отличия от самостоятельных частей речи, прогнозировать продолжение текста.

Создание текста с использованием предлагаемых словосочетаний. Умение читать текст художественного произведения и передавать его содержание письменно.

Текст сочинения. Умение анализировать текст с точки зрения  его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу речи, передавать содержание текста с учётом заданного стиля и типа речи.

Синтаксис. Пунктуация (37)

Что изучает синтаксис? (§57)

Словосочетание.  Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова.

Нормы сочетания слов. (§58) Предложение – основная единица речевого общения.  Роль предложений в  формировании и выражении мысли (§59)

Главные и второстепенные члены предложения. (§59)

Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? (§60)

Грамматическая основа предложения.  Двусоставные и односоставные предложения. Подлежащее. Способы выражения подлежащего в предложении.  Сказуемое. Способы выражения  сказуемого в предложениях.  Тире между главными членами предложения. (§63)

Второстепенные члены предложения. (§64)

 Определение. (§65)

Дополнение. (§66)

Обстоятельство. (§67)

Однородные члены предложения. (§68)

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.  Пунктуация в предложениях с однородными членами и обобщающим словом (§69)

Обращение в предложении: его функции и способы выражения. Формы обращения. (§70)

Прямая речь. (§71) 

Сложное предложение. Виды сложных предложений. Знаки препинания и интонация в сложном предложении. (§72)

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». (§73)

Основные понятия синтаксиса. Роль синтаксиса в формировании и выражении мысли. Умение отличать словосочетания от предложений, выполнять действия согласованно, планировать общие цели и результат работы. Умение разграничивать словосочетания и сочетания слов, определять виды словосочетаний по главному слову.

Моделирование словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний

Понятие о предложении. Границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи.  Умение определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи, отличать предложение от других языковых единиц. Предложение как основная единица речевого общения. Порядок слов в предложении. Умение распознавать главные и второстепенные члены предложений Виды предложений по цели высказывания. Интонационные и смысловые особенности предложения. Утвердительные и отрицательные предложения. Риторический вопрос.

Умение анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности предложений Интонационные и смысловые особенности предложения.  Умение распознавать виды предложений по эмоциональной окраске, анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Смысловая и грамматическая связь в предложении. Умение определять способы выражения подлежащего и сказуемого, ставить тире между главными членами предложения.

Способы выражения дополнения, определения и обстоятельства в предложениях. Распространённые и нераспространённые предложения синтаксический разбор.

Определение как член предложения, способы его выражения. Роль определения в предложении. Эпитеты, синтаксический разбор.

Дополнение как член предложения, способы его выражения. Роль дополнения в предложении. Синтаксический разбор.

Обстоятельство как член предложения, способы его выражения. Роль обстоятельства в предложении.

Умение осознавать условия однородности членов предложения, интонировать предложения с однородными членами, моделировать и использовать в речи предложения с однородными членами. Анализ предложений и текста. Синтаксический разбор. Моделирование предложений. Умение пунктуационно оформлять предложения с однородными членами и обобщающим словом, моделировать и использовать в речи предложения с однородными членами.

Умение определять обращение в предложениях и выделять их пунктуационно, правильно интонировать предложения с обращением, анализировать уместность форм обращения.

Пунктуация и интонация в предложениях с прямой речью. Косвенная речь.

Повторение изученного в 5 классе (9)

Тематическое планирование по русскому языку

№ п/п

Дата

Тема урока

Количество

часов

Примечание

По плану

По факту

ВВЕДЕНИЕ 7 ЧАСОВ (5 часа + 2 часа развития речи)

1

1.09

Язык и языкознание. Знакомство с учебником.

1

2

4.09

Язык и языкознание.

1

3

4.09

Язык и общение.

1

4

6.09

Язык и общение.

1

5

7.09

Р/р. Текст.

1

6

8.09

Р/р. Текст.

1

7

11.09

Административная контрольная работа (срез знаний)

1

ФОНЕТИКА, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ  17 ЧАСОВ (16часов + 1 час развития речи)

8

11.09

Фонетика, графика как разделы лингвистики. Буква и звук. Алфавит.

1

9

13.09

Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные.

1

10

14.09

Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные.

1

11

15.09

Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные.

1

12

18.09

Согласные звуки и обозначающие их буквы. Непроизносимые согласные. Твердые и мягкие согласные.

1

13

18.09

Согласные звуки и обозначающие их буквы. Непроизносимые согласные. Твердые и мягкие согласные.

1

14

20.09

Гласные звуки и обозначающие их буквы.

1

15

21.09

Гласные звуки и обозначающие их буквы.

1

16

22.09

Слог и ударение.

1

17

25.09

Р/р Устный рассказ по картине Б. Кустодиева «Масленица».

1

18-19

25.09

27.09

Правописание безударных гласных в корне слова.

2

20

28.09

Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография».

1

21

29.09

Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография».

1

22

2.10

Контрольный диктант по теме “Фонетика. Графика. Орфография”.

1

23

2.10

Работа над ошибками.

1

Морфемика и словообразование, орфография (15 часов + 5 часов  развития речи)

24

4.10

Морфемика и словообразование как разделы лингвистики. Корень слова. Родственные слова.

1

25-26

5.10

6.10

Окончание и основа слова.

2

27

9.10

Р/р Сочинение- рассуждение по данному началу.

1

28

9.10

Р/р Сочинение- рассуждение по данному началу.

1

29

11.10

Приставки.

1

30

12.10

Суффиксы.

1

31

13.10

Р/р Заголовок текста. Опорные тематические слова текста.

1

32

16.10

Сложные слова.

1

33

16.10

Повторение по теме: «Морфемика. Словообразование».

1

34

18.10

Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография».

1

35

19.10

Контрольное списывание.

1

36

20.10

Работа над ошибками.

1

37

23.10

Р/р Изложение с продолжением.

1

38

23.10

Р/р Изложение с продолжением.

1

ЛЕКСИКОЛОГИЯ 40 ЧАСОВ (35 часов  + 7 часов развития речи)

39

25.10

Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова.

1

40

26.10

Р/р  Устная и письменная речь.

1

41

27.10

Р/р  Разговорная, книжная и нейтральная лексика.

1

42

6.11

7.11

Толковые словари.

1

43

06.11

8.11

Буквы О и Ё после шипящих в корне слова.

1

44

08.11

9.11

Правописание букв О и Ё после шипящих в корне слова.

1

45

9.11

10.11

Однозначные и многозначные слова.

1

46

10.11

13.11-0,5 урока

Понятие о  лексической сочетаемости.

1

47

13.11

13.11-0,5 урока

Тематическая группа.

1

48

13.11

Синонимы.

1

49

15.11

Антонимы.

1

50

16.11

Омонимы.

1

51

17.11

Паронимы.

1

52

20.11

Р/р Текст. Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи.

1

53

20.11

Контрольная работа по теме «Лексика».

1

54

22.11

Понятие о чередовании.

1

55

23.11

Буквы Е//И в корнях с чередованием.

1

56

24.11

Чередование букв Е//И в корнях .

1

57

27.11

Чередование букв А//О в корнях .

1

58

27.11

Чередование букв А//О в корнях .

1

59

29.11

Чередование букв А//О в корнях .

1

60

30.11

Р/р Изложение с продолжением.

1

61

1.12

Р/р Изложение с продолжением.

1

62

4.12

Суффиксы -ЧИК- И ЩИК-

1

63

4.12

Суффиксы -ЧИК- И ЩИК-

1

64

6.12

Буквы И и Ы после приставок на согласные.

1

65

7.12

Буквы И и Ы после приставок на согласные.

1

66

8.12

Р/р Сочинение «Как я первый раз...»

1

67

11.12

Р/р Сочинение «Как я первый раз...»

1

68

11.12

Особенности написания приставок на З//С.

1

69

13.12

Особенности написания приставок на

1

70

14.12

Фразеологизмы.  

1

71

15.12

Крылатые слова.

1

72

18.12

20.12

Повторение по теме «Лексикология»

1

73

18.12

Контрольный диктант   с грамматическим заданием по теме “Лексикология”

1

Внутрипредметный модуль

74

20.12

Текст

1

75

21.12

Прямое и переносное значения слова

1

76

22.12

Богатство  лексики  русского  языка

1

77

25.12

Богатство  лексики  русского  языка

1

78

25.12

Защита проектов.

1

МОРФОЛОГИЯ 51 ЧАС  (44 часа + 7 часов развития речи)

79

27.12

Морфология как раздел лингвистики. Части речи.

1

80

28.12

Имя существительное.

1

81

29.12

Род имён существительных.

1

2 полугодие

82

15.01

Р/р Выборочное изложение.

1

83

15.01

Склонение имён существительных.

Падеж. Число.

1

84

17.01

Морфологический разбор имени существительного

1

85

18.01

Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных

1

86

19.01

Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных

1

87

22.01

Буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных

1

88

22.01

НЕ с  именами существительными.

1

89

24.01

НЕ с  именами существительными.

1

90

25.01

Контрольная работа

 по теме “Имя существительное”

1

91

26.01

Работа над ошибками.

1

92

29.01

Имя прилагательное как часть речи

1

93

29.01

Р/р  Роль прилагательных в тексте

1

94

31.01

Правописание окончаний имён прилагательных.

1

95

1.02

Краткие прилагательные

1

96

2.02

НЕ с именами прилагательными.

1

97

5.02

НЕ с именами прилагательными.

1

98

5.02

Морфологический разбор имени прилагательного. Повторение по теме «Прилагательное»

1

99

7.02

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное».

1

100

8.02

Р/р Описание природы

1

101

9.02

Р/р Сочинение по картине.

1

102

12.02

Р/р Сочинение по картине.

1

103

12.02

Имя числительное как часть речи.

1

104

14.02

Имя числительное как часть речи.

1

105

15.02

Имя числительное как часть речи.

1

106

16.02

Местоимение как часть речи.

1

107

19.02

Местоимение как часть речи.

1

108

19.02

Местоимение как часть речи.

1

109

21.02

Контрольная работа по теме «Именные части речи. Местоимение»..

1

110

22.02

Работа над ошибками. Словарный диктант.

1

111

23.02

Глагол как часть речи.

1

112

26.02

Инфинитив.  

1

113

26.02

Время глагола.

1

114

28.02

Р/р Способы выражения картины времени в предложении и тексте.

1

115

01.03

Изменение глагола по лицам и числам. Спряжение.

1

116

2.03

Изменение глагола по лицам и числам. Спряжение.

1

117

5.03

Морфологический разбор глагола.

1

118

5.03

Правописание окончаний глаголов.

1

119

7.03

Правописание окончаний глаголов.

1

120

8.03

Контрольная работа по теме «Глагол»

1

121

9.03

Наречие как часть речи.

1

122

12.03

Наречие как часть речи.

1

123

12.03

Наречие как часть речи.

1

124

14.03

Служебные части речи.

1

125

15.03

Служебные части речи.

1

126

16.03

Служебные части речи.

1

127

19.03

Повторение материала по теме «Морфология».

1

128

19.03

Повторение материала по теме «Морфология».

1

129

21.03

Р/р. Комплексный анализ текста

1

Синтаксис и пунктуация 37 ЧАСОВ (31 часов + 7 часов развития речи)

130

22.03

Что изучает синтаксис?

1

131

23.03

Словосочетание

1

132

4.04

Словосочетание

1

133

5.04

Предложение – основная единица речевого общения.

1

134

6.04

Главные и второстепенные члены предложения.

1

135-136

9.04

9.04

Р/р Сочинение на историческую тему

2

137

11.04

Р/р. Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Способы их выражения в предложении.

1

138

12.04

Р/р. Наши эмоции и их отражение в предложении

1

139

13.04

Р/р Как писать отзыв?

1

140

16.04

Грамматическая основа предложения.

1

141

16.04

Грамматическая основа предложения.

1

142

18.04

Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения.

1

143

19.04

Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения.

1

144

20.04

Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения.

1

145

23.04

Р/р План текста

1

146

23.04

Второстепенные члены предложения. Их роль в предложении.

1

147

25.04

Определение.

1

148

26.04

Дополнение.

1

149

27.04

Обстоятельство.

1

150

30.04

Р/р Подробное изложение

1

151

30.04

Однородные члены предложения.

1

152

2.05

Р/р Натюрморт

1

153

3.05

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

154

4.05

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

155

7.05

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

156

7.05

Обращение.

1

157

9.05

Обращение.

1

158

10.05

Синтаксический разбор простого предложения

1

159

11.05

Прямая речь.

1

160

14.05

Прямая речь.

1

161

14.05

Прямая речь.

1

162

16.05

Сложное предложение.

1

163

17.05

Сложное предложение.

1

164

18.05

Сложное предложение.

1

165

21.05

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация».

1

166

21.05

Контрольная работа по теме «Синтаксис и

1

Повторение (9 часов)

167

23.05

Систематизация изученного в 5 классе

1

168

24.05

Систематизация изученного в 5 классе

1

169

25.05

Административная контрольная работа

1

170

28.05

Систематизация изученного в 5 классе

1

171

28.05

Систематизация изученного в 5 классе

1

172-175

30.05

Резервные уроки

4

Обоснование причин несоблюдения (невыполнения, отставания) графика тематического планирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Рыбченкова, Александрова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Рыбченкова, Александрова, ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку.5 класс. Рыбченкова Л.М.

Рабочая программа по русскому языку.5 класс. Рыбченкова Л.М....

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (Рыбченкова, Александрова...)

Рабочая программа по русскому языку 7 класс ( Рыбченкова , Александрова...)...

Конспекты уроков русского языка 5 класс Рыбченкова

Краткие конспекты уроков русского языка в 5 классе, автор учебника Рыбченкова...

Рабочая программа по русскому языку в 7 классе РЫБЧЕНКОВА

рабочая программа по русскому языку 7 класс по программа Рыбченковой...

Рабочая программа по русскому языку, 5 класс, Рыбченкова Л.М.

Рабочая программа по русскому языку, 5 класс, Рыбченкова Л. М....