Адаптированная рабочая программа (выпускная квалификационная работа)
рабочая программа по русскому языку на тему

Шакирова Елена Викторовна

Выпускная квалификационная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_rab._programma_dlya_detey_s_ovz.docx45.45 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Шакирова Елена Викторовна

(МБОУ СОШ №3, г.Когалым,

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра)

Выпускная квалификационная работа

Адаптированная образовательная программа по русскому языку для ребёнка с ОВЗ 6 вида с задержкой психического развития

по программе повышения квалификации для педагогов, учителей-предметников, классных руководителей образовательных организаций, реализуемой в рамках обучающих мероприятий Государственной программы «Доступная среда»

2014 год

Содержание:

  1. Введение
  2. Основная часть:

Глава 1 «Рекомендации по отбору содержания программы по русскому языку в 6 классе»

Глава 2 «Методические рекомендации по реализации программы»

  1. Заключение
  2. Список использованной литературы

Введение

        Цели изучения курса «Русский язык» в специальном (коррекционном) классе аналогичны целям изучения предмета  в общеобразовательных классах и изложены в «Сборнике нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план.  Обязательный минимум содержания основных образовательных программ». Изучение русского языка направлено на достижение целей:

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний;

- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; основных нормах русского литературного языка; обогащение словарного запаса;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

 В каждом разделе рабочей программы предусмотрены темы, направленные на развитие и формирование  коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой  компетенций. Содержание компетенций изложено в федеральном компоненте государственного стандарта.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения. В методических рекомендациях уроки, обеспечивающие формирование коммуникативной компетенции, имеют пометку – К.К.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и учёных-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу языковых явлений, умения пользоваться словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Также исходными документами для составления рекомендаций являются:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004, № 1089;
  • примерная программа, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений,  авторы –  Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.;
  • программа компенсирующего обучения по русскому языку для 5-9 классов, авторы –  Т.А. Костяева, Ю.С. Пиругов);
  • адаптированная программа по русскому языку  для детей VII вида.

Для освоения программы желательно следующее количество часов:

5-6 классы –  6 часов в неделю;

7 класс – 5 часов в неделю;

8 класс – 4 часа в неделю;

9 класс – 3 часа в неделю.

Для изучения предмета можно рекомендовать  учебники:

5 класс – Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.  Русский язык. 5 класс. – М.: Просвещение.

6 класс – Баранов М.Т.,  Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык.  6 класс. – М.: Просвещение.

7 класс – Баранов М.Т. и др.  Русский язык. 7 класс. – М.: Просвещение.

8 класс – Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 8 класс. – М.: Просвещение.

9 класс – Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 9 класс. – М.: Просвещение.

Данные учебники рекомендованы Министерством образования РФ. Как показывает опыт работы, материал в них изложен доступно, есть задания разного уровня сложности. Также в этих учебниках помещён материал для написания сочинений и изложений.

Некоторые темы, изучение которых предписано федеральным компонентом государственного стандарта, не входят в данные учебники. Поэтому эти темы (о них будет сказано в дальнейшем) необходимо ввести для изучения в рабочую программу.

В методических рекомендациях по каждой теме предусмотрено проведение творческих  работ, обеспечивающих формирование коммуникативной компетенции (сочинения и изложения). Их тематика обусловлена обязательным минимумом содержания основных образовательных программ. В методических рекомендациях количество сочинений и изложений является примерным.

Трудность  работы в специальном (коррекционном) классе заключается в том, что многие учащиеся не могут полностью усвоить материал.  Поэтому  некоторые темы, не прописанные в стандарте, будут изучаться ознакомительно (они выделены курсивом).

Ряд тем, которые изучаются ознакомительно в 5-6 классах, станут обязательными для изучения в старших классах (например, тема «Вводные слова», «Обобщающие слова при однородных членах»).

Материал, который требует запоминания достаточно сложных теоретических сведений, например, название разрядов прилагательных или местоимений, лучше изучать на практическом уровне. Это предполагает изучение написания слов, их употребления в речи, но не детального запоминания названий разрядов.

В разделе «Требования к уровню подготовки учащихся» изложены основные теоретические сведения, раскрываются умения и навыки, которыми должен владеть ученик.

Также приведены методические рекомендации по реализации программ: формы и приёмы преподавания, которые можно использовать на уроках.

Рекомендации по отбору содержания программы

6 класс

В 6 классе  продолжается изучение тем: «Морфемика и словообразование», «Лексика», «Морфология». Учащиеся знакомятся с новой для них частью речи – именем числительным, более углублённо изучают такие темы, как «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол». Расширяются знания  детей по словообразованию, лексике. Достаточно трудные задания предлагаются учащимся по развитию связной речи: дети учатся составлять сложный план, собирать и систематизировать материал к сочинению, создавать документы в официально-деловом стиле речи.

Задачи изучения курса «Русский язык» в 6 классе аналогичны задачам изучения курса в общеобразовательном классе:

- формировать орфографические и пунктуационные навыки; учить видеть орфограммы в словах, совершенствовать написанный текст;

- продолжать формирование  навыка производить разбор слов: фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический;

- развивать умение понимать текст, устанавливать смысловые части текста; развивать способность понимать информацию текстов научного, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;

- продолжить развитие умения анализировать языковые единицы с точки зрения правильности,  точности, уместности их употребления;

-  формировать умения:

а) составлять  сложный план текста;

б) систематизировать  материал к сочинению;

в) описывать помещение, пейзаж, создавать документы в официально-деловом стиле речи (заявление, доверенность, расписка), писать сочинения – рассуждения, рассказы на основе услышанного;

- продолжить формирование умений и навыков:

а) находить и исправлять ошибки в тексте;

б) чётко и правильно отвечать на поставленный вопрос;

в) излагать содержание прочитанного или прослушанного текста (подробно, выборочно, сжато);

г) собирать материал к сочинению.

Некоторые темы будут изучаться ознакомительно (см. главу «Содержание программы»), а некоторые на практическом уровне (в главе «Содержание программы» приведены названия этих тем и объяснены приёмы работы над ними).

В рабочую программу включены дополнительно темы, изучение которых  предписано федеральным компонентом государственного стандарта:

1. Из раздела  «Коммуникативная компетенция»:

- основные жанры официально-делового стиля (расписка, доверенность);

- культура речи; критерии культуры речи; оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  -виды чтения, приёмы работы с учебной книгой.

2. Из раздела «Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция»:

- лексические и фразеологические новации последних лет;

- понятие об этимологии как науке о происхождении слов и фразеологизмов;

- основные выразительные средства лексики и фразеологии;

- основные лексические нормы современного русского языка;

- основные выразительные средства  словообразования;

- основные морфологические нормы современного русского языка;

- основные выразительные средства морфологии;

- текст, смысловые части текста и основные средства связи между ними.

3. Из раздела  «Культуроведческая компетенция»:

- единицы языка с национально-культурным компонентом значения (фразеологизмы как носители культурно-национальной информации).              

Содержание программы

(204 часа)

        По программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского выделяется 170 часов. По учебному плану школы выделяется 204 часа (6 часов в неделю). Поэтому в данных рекомендациях количество часов на прохождение тем изменено.

        Количество часов на прохождение тем и на уроки, обеспечивающие формирование коммуникативной компетенции, является примерным.

1. Русский язык – один из развитых языков мира (1).

2. Повторение пройденного в 5 классе (12+3)

Фонетика и графика. Фонетический разбор слова. Основные выразительные средства фонетики.

Морфемика. Виды морфем. Однокоренные слова. Окончание и основа слова. Чередование звуков в морфемах. Морфемный разбор слова.

Лексика. Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение, однозначные и многозначные слова. Синонимы, омонимы, антонимы.

Морфология. Система частей речи в русском языке.

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения.

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.

Прямая речь после слов автора и перед ними. Знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

К.К. Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текстов. Смысловые части текста. Деление текста на части. Основные средства связи между ними. Официально-деловой стиль, его языковые особенности; основные жанры официально-делового стиля (заявление, расписка, доверенность).

Система языка

3. Морфемика и словообразование. Орфография. Культура речи  (22+5)

Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.

Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) – приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение, виды сложения ( осново- и словосложение,  сложение полных и сокращённых слов, сложносокращённые слова, род сложносокращённых слов). 

Правописание чередующихся гласных  о-а в корнях -кас- – -кос-, -гар- – -гор-. Правописание гласных в приставках пре-при,  букв ы-и после приставок на согласные.

Правописание соединительных гласных о-е.

Морфемный разбор слова. Словообразовательный разбор.

Основные выразительные средства словообразования.

К.К. Описание помещения. Структура и признаки текста, языковые особенности. Сбор  материалов к сочинению (рабочие материалы).  Систематизация  материала к сочинению, сложный план.  Выборочный пересказ текста.

4. Лексика и фразеология. Культура речи (13+3)

Повторение пройденного по лексике в 5 классе.

Исконно русские и заимствованные слова. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Толковые словари. Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.

Фразеология как раздел науки о языке. Фразеологизмы. Единицы языка с национально-культурным компонентом значения: фразеологизмы как носители культурно-национальной информации,  их значение и употребление. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

Лексические и фразеологические новации последних лет.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

Понятие об этимологии как науке о происхождении слов и фразеологизмов.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

К.К. Сжатый пересказ исходного текста.

К.К. Культура речи. Критерии культуры речи. Основные требования к речи. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного употребления.

5. Морфология. Орфография. Культура речи (113+22)

Самостоятельные и служебные части речи (1)

Система частей речи в русском языке (имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол; предлог, союз, частица). Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи).

Имя существительное (18+4)

Повторение изученного о существительном в 5 классе: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль существительных; правописание существительных (изученные в 5 классе орфограммы).

Разносклоняемые существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя.

Несклоняемые существительные, род несклоняемых существительных, имена существительные общего рода  (данные темы лучше изучать на практическом уровне: не требовать от учащихся детального запоминания теории, а больше обращать внимания на употребление этих существительных в речи, составление различные предложений с такими существительными).

Правописание не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек -ик; буквы о-е после шипящих и ц в суффиксах -ок ( ек) ,  -онк, -онок. Правописание согласных ч-щ в суффиксе - чик (-щик).

Текстообразующая роль существительных. Словообразование существительных.

Морфологический разбор существительных.

К.К. Различные сферы употребления устной публичной речи.

Имя прилагательное (21+4)

Повторение пройденного  об имени прилагательном в 5 классе: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль прилагательных. Правописание прилагательных (изученные в 5 классе орфограммы).

Качественные, относительные, притяжательные прилагательные (лучше изучать эту тему на практическом уровне: не требовать запоминания названия разрядов, а работать больше над правописанием прилагательных,  их употреблением в речи, изменением их по родам, числам, падежам; названия разрядов можно написать на таблице).

Степени сравнения прилагательных, образование степеней сравнения.

Словообразование имён прилагательных.

Слитное и раздельное написание не с прилагательными. Буквы о-е после шипящих и  ц  в суффиксах прилагательных. Правописание гласных и согласных в суффиксах -ан-, -ян-,   -ин-,  -онн- – -енн-  в именах прилагательных. Различение на письме суффиксов  -к- – -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Морфологический разбор имени прилагательного.

К.К. Описание природы, признаки и структура текста, его языковые особенности. Описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.

Публичное выступление о произведении народного промысла.

Имя числительное  (16+4)

Имя числительное как часть речи. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые.

 Разряды количественных числительных: числительные, обозначающие целые числа, дробные и собирательные числительные (на практическом уровне: при работе над данной темой лучше также не требовать от учащихся детального запоминания разрядов, а больше обращать внимание на склонение и правописание числительных, их употребление в речи; названия разрядов можно написать на таблице).

Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква  ь  в середине и на конце числительных.  Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

Морфологический разбор имени числительного.

К.К. Публичное выступление – призыв. Его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.

Местоимение (20+5)

Местоимение как часть речи. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль местоимений. Разряды местоимений (на практическом уровне: работать, прежде всего,  над правописанием местоимений, их употреблением в речи, названия разрядов можно записать на таблице). Склонение местоимений.   Текстообразующая роль местоимений.

Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква  н  в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределённых местоимений. Дефис в неопределённых местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.

Правописание  не  в неопределённых местоимениях. Слитное и раздельное написание не, ни в отрицательных местоимениях.

Морфологический разбор местоимений.

К.К. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам. Строение, языковые особенности данных текстов.

Рассуждение как тип текста. Его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.

Глагол (35+5)

Повторение изученного о глаголе в 5 классе: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль глагола; правописание глаголов (изученные орфограммы).

Разноспрягаемые глаголы. Переходные и непереходные глаголы.

Изъявительное, условное, повелительное  наклонение. Раздельное написание частицы  бы (б) с глаголами в условном наклонении. Правописание букв  ь  и и  в глаголах в повелительном наклонении. Употребление наклонений в речи.

Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.

Правописание гласных в суффиксах -ова (ть), -ева (ть), -ыва (ть), -ива (ть).

Морфологический разбор глагола.

К.К. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из героев.  Рассказ по сюжетным картинкам  с включением части готового текста.  

Повторение по теме «Морфология» (2)

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Основные выразительные средства морфологии.

6. Повторение и систематизация пройденного в 6 классе (8+2)

К.К. Виды чтения. Приёмы работы с учебной книгой.

К.К. Сочинение на выбранную тему.

Методические рекомендации по реализации программы

При написании конспекта урока учитель обязательно должен ставить  коррекционно-развивающую задачу, которая предусматривает повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего обучения. Например: коррекция и развитие внимания, мышления, восприятия, памяти, развитие речи.  

Существует много упражнений, направленных на коррекцию и развитие психических процессов у детей. Можно привести некоторые из них:

Упражнения для коррекции и  развития мышления

                 Тема урока

                                   Упражнения

 Морфемика. Словообразование

                         

Сложные слова

- Распределите слова по родственным корням. Обоснуй свой выбор:

Водоросль, водоём, наводчик, водить, водовоз, водитель, наводнение, повод.

- Замените одним словом: учитель читает словосочетания, а учащиеся должны заменить эти словосочетания сложным словом. Например: человек, любящий труд – трудолюбивый; человек, охотно принимающий гостей – гостеприимный; человек, любящий жизнь – жизнерадостный.

 Лексика

- Подчеркните противоположное слово:

Погасить – гореть, разжечь, согреть, дуть.

Здоровье – слабость, боль, печаль, болезнь.

- Внимательно рассмотрите слова в левом столбике и подчеркните нужное слово в правом столбике:

Трава : зелёная – Снег : блестящий, , белый, чистый, искристый.

Пища: голод – Напиток: питьё, вкус, жажда.

Морфология. Имя прилагательное

- Зачеркните лишнее слово:

Круглый, зелёный, фиолетовый, жёлтый, белый.

Самый красивый, высочайший, тонкий, самый быстрый, более опасный.

Упражнения для коррекции и  развития внимания

                  Тема урока

                                   Упражнения

Морфемика. Словообразование

Морфемика. Словообразование

На доске написаны корни слов: вод, ход, птиц, воз, вар, лес, коп, сам, пеш, лов, руб, земл. Необходимо составить из этих корней сложные слова, используя соединительные гласные о – е.

На доске записываются слова, например: подорожник – подобрать – подоконник, подозрение – пододеяльник, растение – распорядок, природа – прибежать, водопровод – водовоз. Учащиеся  должны внимательно рассмотреть эти слова, а затем назвать приставку и корень в каждом слове.

Морфология. Глагол

Детям выдаются карточки : с буквой С (совершенный вид) и с буквой Н (несовершенный вид). Учитель читает  слова, а учащиеся должны устно определить вид глагола и поднять соответствующую карточку:

Возразить – возражать, простить – прощать, посещать – посетить, похитить – похищать, спрашивать – спросить.

Синтаксис. Обстоятельство

 Добавьте в предложение нужный деепричастный оборот:

1.Мать … вышла из комнаты.               Взбегая на глинистый берег

2. Деревья … окружали террасу.          Строго поглядев на сына

3. Река неслась куда-то.                         Не заслоняя солнца

Объясните знаки препинания в предложениях, пользуясь схемой деепричастного оборота.

Упражнения для развития восприятия

                  Тема урока

                                  Упражнения

Лексика

Затерянные слова: написать на карточках определения по теме «Лексика» таким образом, чтобы слова находили друг на друга. Учащиеся должны прочитать эти определения.

Слова: омонимы, синонимы, антонимы, заимствованные, устаревшие, профессиональные, диалектные, общеупотребительные слова  и др.

Синтаксис

Графический диктант: учитель диктует предложение, а дети должны записать его с помощью условных обозначений членов предложения (для этого задания лучше выбирать не слишком большие предложения).

Изучение любой темы

На доске записаны слова, похожие по звучанию и написанию, например: одеть – надеть, прибывать – пребывать, подержанный – поддержанный, лавр – лавра и др.  Учащиеся должны объяснить лексическое значение этих слов.

Упражнения для коррекции и развития памяти

                  Тема урока

                                   Упражнения

Изучение орфографических правил по любой теме

Повторить слова по теме (слова должны быть написаны на доске), объясняя орфограммы. Потом написанные слова закрыть. Учитель диктует данные слова, дети их пишут. Затем открываются слова на доске, учащиеся проверяют.

Морфология. Правописание имён существительных на – ий, ия, ие.

Сначала повторяется правило, как пишутся эти существительные, вспоминаются изученные слова. Потом учитель даёт задание: а) написать существительные на – ия,  обозначающие названия различных наук (астрономия, история, география); б) написать слова на  -  ия, обозначающие географические названия (Англия, Австралия, Болгария, Италия); в) написать существительные на – ий, обозначающие мужские имена (Василий, Евгений, Юрий). Написанные существительные надо поставить в  предложный падеж.

Повторение изученного в 6 классе

На доске записаны группы слов: морфемика – корень, лексика – неологизмы, морфология – имя существительное, синтаксис – предложение и т.п. Затем вторые слова необходимо закрыть, а дети   должны восстановить эти пары.

После того как учащиеся выполнили задание, нужно проследить, справились ли они с поставленной задачей. Надо спросить, что делал ребёнок, как он выполнил задание. Пусть учащийся проговорит свои действия вслух. Такая работа способствует тому, что дети будут стараться правильно строить свои высказывания и, возможно, даже найдут и исправят ошибки. Например: можно предложить  прочитать задание к упражнению, а потом спросить нескольких учеников: «Расскажите, что надо сделать,  что вы выполните в первую очередь, во вторую очередь?»

Материал к уроку необходимо подбирать доступный. Абстрактный материал лучше исключить. Новую тему, если она объёмная, надо объяснять постепенно. Например: при изучении темы «Буквы  О - А в корнях - РАСТ-РАЩ-РОС» сначала необходимо отработать условия выбора гласных О-А в корнях, выполнить упражнения, а потом перейти к изучению слов-исключений (Ростов, Ростислав, росток, отрасль).  При работе с любым теоретическим материалом надо помнить, что детям трудно усвоить большое правило  сразу. Лучше это правило разбить на части  или изучать только самое главное, если, конечно, это возможно.

Детям, обучающимся в специальном (коррекционном) классе, тяжело усваивать материал  на слух, поэтому на уроке должно быть как можно больше схем, таблиц. Особенно они помогают при повторении давно изученного материала. При ответе можно дать план, схему. Ребёнку будет легче вспомнить тему. Ещё один положительный  момент такой работы: ученик отвечает последовательно, придерживаясь  плана.  Поэтому ребёнок не только лучше усваивает материал, но и развивает свою речь.

Повторять на уроке в специальном (коррекционном) классе надо как можно больше. Когда заканчивается какой-либо этап урока, лучше сразу сделать вывод.

Необходимо помнить, что дети очень быстро устают, теряют интерес, часто отвлекаются. Поэтому при планировании урока необходимо предусмотреть  чередование различных видов деятельности. Например:

- рассказ учителя – работа с таблицей;

- наблюдение за каким-то явлением – работа в тетради.

Большое значение имеет  и игра. У детей появляется интерес, они начинают лучше работать. Даже учащиеся девятого класса, услышав, что сейчас будем играть, оживляются. Такие игры лучше  проводить на языковом материале. Можно использовать задания на коррекцию  и развитие психических процессов.  Например, в конце урока класс делится на команды и проводится игра на том же изученном материале. В середине  занятия, если дети устали, можно провести наблюдение за каким-то объектом: мы рассматриваем интерьер, наблюдаем за природой, делимся впечатлениями. Потом, когда учащиеся будут писать сочинение-описание природы или интерьера, эти наблюдения обязательно пригодятся.

Что ещё необходимо помнить при проведении урока в специальном коррекционном классе?

1) Дети, обучающиеся в таком классе, эмоционально неустойчивы. Большую роль здесь играет позиция учителя: чтобы ребёнок захотел работать, необходимо создать ситуацию успеха, похвалить  детей даже за малые достижения. По мнению психологов, не всегда уместно говорить, что задание лёгкое: вдруг ученик с ним не справится!  Тогда самооценка ребёнка просто понизится. Поэтому лучше сказать детям, что упражнение достаточно сложное, но они должны с ним справиться.

2) Очень часто учащиеся не воспринимают задания. Они требуют повторить условие, хотя оно звучало уже несколько раз. Особенно часто это происходит тогда, когда предложена многоступенчатая конструкция. Дети усваивают только первую часть задания или последнюю. Отсюда вытекает вывод: инструкции для учеников должны быть немногословными, содержать указания сначала на выполнение 1-2 конкретных действий. Например: «Запишите…», «Подчеркните…».

3) Дети не могут правильно, грамотно высказывать свои мысли вслух. Поэтому не совсем верно, чтобы на уроке преобладала речь учителя. Пусть учащиеся дают отчёт, что они сделали, подводят итоги.

4) Объём домашнего задания в таком классе должен быть соответствующим. Лучше не давать детям многоступенчатые конструкции;

5) Помогают в работе различные карточки, схемы-опоры. Такую карточку можно нарисовать на доске, а можно дать ребёнку на руки.

Заключение

Одной из важнейших задач коррекционного обучения является индивидуализация обучения. Учитель, работающий в специальном (коррекционном) классе, имеет возможность, выполняя этот принцип, обеспечить наибольшую эффективность работы.

Что для этого необходимо? Учитель  должен отслеживать результаты учебной деятельности учеников. Это можно сделать, ведя специальные карты наблюдения за знаниями, умениями и навыками. У педагога будет целостная картина успеваемости детей. В карте наблюдения учитель отслеживает, что усвоили  ученики, какие методы и приёмы можно использовать при ликвидации пробелов, каков результат.

Один из вариантов такой карты:

Фамилия,         имя ученика

Тема

Что усвоено хорошо

Что усвоено средне

Что усвоено плохо

Виды работы

Результат

В такой карте учитель с помощью условных знаков (+,  +-,  -   или каких-либо других) отслеживает, как каждый ученик в классе усвоил изучаемый материал.  Если педагог увидит, что по какой-то конкретной теме много знаков «минус», то необходимо ещё раз вернуться к этому материалу.

Каждый учитель может сделать карты по своему усмотрению, может отслеживать успехи всех учащихся в классе или, допустим, только очень слабых учеников.

Список использованной литературы:

  1. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство наблюдения Министерства просвещения, 1963.
  2. На уроке и после урока. Материалы по занимательной грамматике. Сборник статей из опыта работы учителей / сост.  А.В.Прудникова. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения, 1962.
  3. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2007.
  4. Программы и тематическое планирование для специальных (коррекционных) классов VII вида. Сборник  материалов ГОУ ЯО «Институт развития образования». Выпуск  № 26. Формат: CD. – Ярославль, 2007.
  5. Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский.  – М.: Просвещение, 2009-2010.
  6. Сборник нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план / сост. Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ о выпускных квалификационных работах (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа)

В Данном Положении прописана нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию выпускной квалификационной работы обучающихся техникума по направления начального профессио...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Часть адаптированной образовательной программы по математике для ребенка со спастическим тетрапарезом в 5 классе

Данная работа выполнялась на курсах повышения квалификации. 17 марта 2011 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление №175 о государственной программе Российской Федерации"Доступная ...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА «Часть адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ »

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА «Часть адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ » по программе повышения квалификации педагогов, учителей предметников, классных...

Адаптированная рабочая программа коррекционной логопедической работы для детей с речевыми нарушениями 6 – 7 лет в условиях логопедического пункта в соответствии с ФГОС ДОУ

Пояснительная записка  Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что старший дошкольный возраст является оптимальным для воспитания высшей...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НА ДОШКОЛЬНОМ ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ на 2019-2020 учебный год

Ад  Аптированная рабочая программа учителя-логопеда дошкольного логопункта предназначена для детей с 4 до 6 лет с фонетическим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общ...

Адаптированная рабочая программа по воспитательной работе для обучающихся 5 класса I варианта(интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по воспитательной работе для 5 класса школы-интерната составлена на основе авторской программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов под редакцией...