ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА «Часть адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ »
материал на тему
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
«Часть адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ »
по программе повышения квалификации педагогов, учителей предметников, классных руководителей образовательных организаций , реализуемой в рамках обучающих мероприятий
Государственной программы «Доступная среда»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hezh_sa_kvalif_rabota_po_inklyuzivnomu_obrazovaniyu.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Хеж Сусанна Азиковна
(МБОУ «СОШ №4», а.Гатлукай г.Адыгейск, Республика Адыгея)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
«Часть адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ »
по программе повышения квалификации педагогов, учителей предметников, классных руководителей образовательных организаций , реализуемой в рамках обучающих мероприятий
Государственной программы «Доступная среда»
2015 год
Содержание.
Введение.
Глава 1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме создания адаптивной образовательной программы для детей ОВЗ
- Научно-методические и правовые основы инклюзивного образования.
- Структура адаптивной образовательной программы для детей с ОВЗ
- Содержание пояснительной записки к адаптивной образовательной программы для детей с ОВЗ
- Целевое назначение образовательной программы для детей с ОВЗ.
- Принципы разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ.
Глава 2. Практические аспекты деятельности образовательного учреждения.
2.1 Условия реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ
2.2 Характеристика режима образовательного процесса для детей с ОВЗ (обучающегося инклюзивно в классе)
2.3 Система аттестации учащихся.
2.4 Ожидаемые результаты освоения адаптированной образовательной программы учащегося с ОВЗ.
2.5 Модель выпускника основной школы
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение.
Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей инвалидов. Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной среды. В настоящее время огромное количество детей относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. Это - дети с нарушениями восприятия (неслышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие), дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, умственно отсталые (в том числе и глубоко умственно отсталые) дети и дети с задержкой психического развития, дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, дети с тяжелыми нарушениями речи, а также дети со сложными, комбинированными недостатками в развитии.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании в Российской Федерации» эти дети имеют равные со всеми права на образование.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Педагогический и воспитательный корпус образовательных учреждений в основе своей практической деятельности исходит из личностно-ориентированного похода, развивающего обучения, теории поэтапного формирования умственных действий и пр.
Однако, учитывая контингент школы, который неоднороден по своему составу с точки зрения картины нарушений каждого ребенка, необходимо опираться на научно-методические разработки, которые бы обеспечивали коррекционно - развивающее сопровождение разноуровневых групп детей одного возраста с разными видами нарушений.
Главной целью адаптивной школы является - самореализация выпускников в социальном включении. Речь идет не просто об их пассивной интеграции в окружающий мир, а о том, что молодые люди с ограниченными возможностями здоровья являются равноправными членами нашего общества, достойными не только жалости и сострадания, а равноправного партнерского отношения.
Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
Соответствующие условия реализации прав на получение образования детьми с ОВЗ обосновываются международными документами в области образования и закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе «Об образовании в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 29 декабря 2012 года, «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (с дополнениями и изменениями), «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012года.
Как показала практика, идею инклюзивного обучения поддерживают родители и родительские организации «особенных детей»; остальная часть общества (педагогическая общественность, родители нормально развивающихся детей) относятся к данному процессу чрезвычайно осторожно. Кроме того, реализация концепции интегрированного обучения изначально содержит в себе ряд противоречий и проблем, которые достаточно сложно разрешить с организационной точки зрения. Это касается не только источников финансирования общего и специального образования, но и подготовки, переподготовки специалистов и их трудоустройства; установления образовательного ценза для «особенных» детей и подростков в условиях массового обучения, академическая составляющая методического обеспечения процесса обучения; целесообразности введения дифференциации внутри общеобразовательной школы и т.д.
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено: « … содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В связи с этим, для получения общего образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.
Основной документ, который содержит гигиенические требования к организации данной работы – это новые «Санитарно-эпидемиологические правила, нормативы и требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13; начало действия документа – 30.07.2013). В которых говорится: «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов в случае их пребывания в учреждении…». Нормы СанПиН 2.4.1.3049-13 распространяются на все дошкольные учреждения, независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Проблемой данного исследования является: «Разработка модели адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ в сельской школе».
Цель исследования: обосновать и апробировать модель адаптироанной образовательной программы инклюзивного образовательного пространства в сельской общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
- Определить сущность и характеристики инклюзивного образовательного пространства.
- Разработать систему оптимального использования ресурсного обеспечения сельской школы для организации инклюзивного образовательного пространства.
- Обосновать условия эффективного включения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в инклюзивное образовательное пространство сельской школы.
Методы исследования:
теоретические: анализ литературы по проблеме, синтез и обобщение изученного материала;
практические: обобщение педагогического опыта, анализ педагогических практик, наблюдение.
Практическая значимость исследования заключается в разработке условий социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в процессе обучения.
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме создания адаптивной образовательной программы для детей ОВЗ
- Научно-методические и правовые основы инклюзивного образования.
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. (С.В.Алехина, 2013)
Особое внимание необходимо уделить уязвимым категориям детей. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество.
Право детей с ОВЗ и детей-инвалидов на получение образования, прежде всего, закреплено в Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года.
Закон определил основные положения и понятия в части образования детей с ОВЗ:
- обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.- индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение
образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
- инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
- специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья - условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В Законе установлены основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования - обучающимся предоставляются академические права на условия для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (ст. 34); обучение по индивидуальному учебному плану, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации; предлагаются различные формы получения образования – надомная, семейная, смешанная, с применением дистанционных, электронных средств.
Также, Закон определяет круг основных образовательных программ на каждой ступени обучения, дополнительные, профессиональные образовательные программы. Для обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях, реализующих основные образовательные программы, создается адаптированная образовательная программа с учетом его особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Кроме того, обучение ребенка с ОВЗ может организовываться по адаптированной основной образовательной программе, реализуемой в образовательной организации или классе для детей с нарушениями слуха, зрения, нарушений опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи, с умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра и др. Дети с ограниченными возможностями здоровья приниматься на обучение по адаптированной общеобразовательной программе и по адаптированной основной образовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ст.52). Подчеркивается, что повторное обучение, обучение по индивидуальному учебному плану или перевод на обучение по адаптированным программам возможен при не ликвидированной в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования и в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ст.58).
В статье 42 обозначено, что обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ЦППМСП), а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются.
Цель и смысл инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном (массовом, неспециальном) учреждении – это полноценное развитие и самореализация детей, имеющих те или иные нарушения, освоение ими общеобразовательной программы (государственного образовательного стандарта), важнейших социальных навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии.
Как стратегическое направление развития системы образования инклюзивное образование требует перестройки образования на всех уровнях. Ориентиры перестройки системы образования в направлении инклюзии детей с ОВЗ задаются основными принципами инклюзивного образования, предусматривающими реализацию равных прав на образование и социализацию при неравных возможностях.
1.2 Структура адаптивной образовательной программы для детей с ОВЗ
1.2.1 Пояснительная записка.
В пояснительной записке к адаптивной образовательной программы для детей с ОВЗ следует указать актуальность программы. Актуальность программы можно обосновать тем, что начальное образование – это первый этап общего образования у детей. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что подчёркивает его важность для общества и государства. Первый уровень общего образования нацелен на обеспечение функциональной грамотности и социальной адаптации обучающихся, их общественное и гражданское самоопределению. Начальная школа призвана сформировать первоначальных учебные и общетрудовые умения и навыки, совершенствовать интеллектуальное развитие каждого ученика, дать знания основ наук, активизировать интерес к художественному и техническому творчеству, приобщать к общекультурным ценностям человечества. Учитывать индивидуальное развитие школьника важно на всех ступенях обучения, когда закладывается фундамент успешного обучения в целом. Практика показывает, что обучение детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися сверстниками дает хороший эффект в отношении личностного развития и социализации данной категории учащихся, а также соответствует нормам международного права и российского законодательства. Таким образом, инклюзивное обучение при соответствующем обеспечении следует признать оптимальной формой организации учебно-воспитательного процесса. Для решения этой проблемы необходимо обеспечить доступность образования через возможность выбора содержания обучения, его форм, т.е.через организацию обучения по адаптированной образовательной программе.
Такая программа является программой образовательной деятельности учащегося, составленной на основе его образовательных и индивидуальных интересов, уровня успеваемости, предшествующих результатов обучения, состояния здоровья, и фиксирующей образовательные цели и результаты, с учетом реальных возможностей образовательного учреждения (материально-
техническая база, обеспечение квалифицированными педагогическими кадрами и специалистами медицинского и коррекционного профиля, методическое обеспечение образовательного процесса).
Образовательная программа фиксирует учебную нагрузку, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута, определяет цели, виды, ценности и результаты образовательной деятельности, формы взаимодействия и диагностики.
1.2.2 Целевое назначение адаптивной образовательной программы для детей с ОВЗ
Цель адаптивной образовательной программы для детей с ОВЗ - содействие получению учащимся с ограниченными возможностями здоровья качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов, в соответствии с его специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием нервнопсихического и соматического здоровья.
При реализации поставленной цели, мы решаем следующие задачи:
- предоставление возможности ученику развиваться в своем персональномтемпе, исходя из собственных образовательных способностей и интересов;
- определение цели и задач образования учащегося с ОВЗ независимо от состояния здоровья, наличия физических недостатков;
- отбор содержания образования, форм и способов образовательной деятельности, построении графика образовательного процесса;
- расширение возможностей социализации;
- реализация коррекционной медико-психолого-педагогической помощи учащемуся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей его психофизического развития.
Следует выделить некоторые особенности обучения детей с задержкой психического развития. У таких детей не сформирована учебная мотивация и ведущей деятельностью для них является игра и, весь процесс обучения строится на игре (ролевой и дидактической). Фонематический слух развит слабо, запоминанию зрительного образа изучаемого способствуют ассоциации с предметами из окружающего мира. Речь детей с задержкой психического развития отличается бедностью и недифференцированностью словаря. Высказывания детей нецеленаправленны. Слабая моторика руки, повышенная утомляемость – основные трудности при обучении. Детям свойственны неорганизованность, импульсивность, склонность к поспешным необдуманным действиям. Ограниченность словарного запаса детей с задержкой психического развития связана с обеднённостью их знаний и представлений об окружающем мире, что препятствует пониманию лексических значений многих слов. Они также затрудняются в установлении простейших логических связей в текстах, им трудно выражать свои мысли, поэтому тексты учебника можно заменить или упростить, затрудняются в усвоении правил правописания, поэтому необходимо предоставить им возможность постоянного зрительного восприятия их для повторения через мобильные схемы и таблицы, выполненные с наименьшим употреблением слов и преобладанием рисунков, так как у таких детей лучше развито наглядно-образное мышление.
- Принципы разработки и реализации адаптивной образовательной программы.
Разработка и реализация адаптивной образовательной программы строится с учетом следующих принципов:
— Принцип гуманизации предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности учащегося с ОВЗ, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь;
— Принцип индивидуального подхода предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.
— Принцип системности обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей его развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка;
— Принцип интегрированного подхода предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития учащегося..
— Принцип непрерывности гарантирует учащемуся с ОВЗ непрерывность педагогической помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
— Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации образовательной программы для детей с ОВЗ предполагает постоянное сотрудничество педагогов, психолога, администрации ОУ, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения.
— Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности учащегося предполагает максимальную активность и самостоятельность в ходе обучения.
Глава 2. Практические аспекты деятельности образовательного учреждения.
2.1 Условия реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ
В соответствии с рекомендациями в общеобразовательной школе для реализации адаптивной образовательной программы для детей с ОВЗ необходимо иметь определенные условия. Учебно-воспитательный процесс должен осуществляться в классном помещении, оборудованном компьютером, проектором, экраном. В школе должен быть медицинский кабинет, библиотека, столовая, спортивный зал, спортивная площадка. В библиотеке в наличии должны быть УМК для учащихся 8 вида.
В течение учебного года необходимо постоянно уделять внимание улучшению материально-технической базы, охране здоровья, обеспечению санитарно-гигиенического режима работы с детьми с ОВЗ.
2.2 Характеристика режима образовательного процесса для детей с ОВЗ (обучающегося инклюзивно в классе)
Согласно рекомендациям психологов, медиков и специалистов ПМПК образовательный процесс при реализации адаптивной образовательной программы строится следующим образом:
- Режим работы школы – шесть дней.
- Начало занятий - 8ч. 30 мин.
- Продолжительность урока – 45 мин.
- Продолжительность перемен от 10 до 20 мин.
- Период обучения – 4 учебные четверти, продолжительность учебного года - 34 недели.
- Форма образования: очная.
- Объем максимальной учебной нагрузки: основная школа: в 6 классе.– 33ч.
Организация учебного процесса ведется в целях охраны жизни и здоровья учащегося. Обучение и воспитание несут коррекционно-развивающий характер, сопровождаются в течение учебного года работой психолого-медико-социальной службы.
Проводятся медосмотры, беседы на уроках и классных часах с приглашением специалистов. На уроках применяются здоровьесберегающие технологии. В школе проходят дни здоровья, спортивные соревнования. Организовано горячее питание. В пищевом рационе школьников предусмотрены белковые продукты, овощи и фрукты. Пища содержит растительное масло и витамины, которые повышают сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, способствуют правильному развитию и росту ребенка. Медицинский работник и администрация школы регулярно ведут контроль за качеством пищи и её дозировкой. С целью отработки алгоритма действий учащихся с ОВЗ во время чрезвычайных ситуаций в школе проводятся тренировки.
2.3 Система аттестации учащихся.
В нашей школе принята 5-балльная система отметок всех работ детей с ОВЗ, как и для остальных учащихся. Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя. Вопросы качества обучения учащегося контролируются по плану внутришкольного контроля. Промежуточная аттестация осуществляется по итогам успеваемости за четверть. Итоговая аттестация проводится в традиционной форме по русскому языку и математике за год.
Ведущими формами промежуточной и итоговой аттестации являются:
- мониторинг знаний, умений и навыков по предметам инвариантной части учебного плана;
- административные контрольные работы инвариантной части учебного плана;
- мониторинг уровня развития учащихся (совместно с психологом).
Система оценки, контроля и учета знаний учащейся позволяет отследить как рост познавательных интересов, стремление к знаниям, так и уровень знаний, умений и навыков по всем предметам. Она включает в себя диагностические методы, тесты, психолого-диагностические методики изучения уровня психического развития личности, письменные промежуточные и годовые контрольные работы. Сравнительный анализ, производимый по итоговым оценкам по различным предметам, позволяет отследить эффективность процесса обучения, определить шаги по ликвидации пробелов в знаниях учащегося.
Формы контроля и учета достижений обучающейся.
Обязательные формы и методы контроля: текущая аттестация (устный опрос, письменные и самостоятельные работы, проектные задания, контрольные работы, тестовые задания); итоговая (полугодие, год) аттестация (диагностическая контрольная работа ,тесты ,тематический контроль по предметам, промежуточные диагностики , итоговые диагностики, портфолио, анализ психолого-педагогических исследований).
2.4 Ожидаемые результаты освоения адаптированной образовательной программы учащегося с ОВЗ.
- достижение учащимся уровня образованности, достаточного для творческой, трудовой, досуговой деятельности (готовность к социальному взаимодействию; коммуникативная компетентность);
- положительная динамика личностного, эмоционального, творческого развития учащегося;
- активная позиция в образовательном процессе (участие в школьных мероприятиях, общественных акциях и т.д.);
- сохранение и улучшение здоровья, коррекция недостатков психофизического развития
Критерии оценки:
- положительная динамика успеваемости ученика;
- допустимый уровень удовлетворенности всех участников образовательного процесса ходом и результатами обучения учащегося с ОВЗ по образовательной программе;
- выявленная в ходе психолого-педагогической диагностики положительная
динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческого развития учащегося;
- отсутствие отрицательной динамики психофизического развития учащегося с ОВЗ;
- эффективное социальное взаимодействие здоровых детей и учащегося с ОВЗ, выражающееся в совместном участии в различных мероприятиях, толерантном отношении друг к другу.
2.5 Модель выпускника основной школы
Выпускник основной школы – это социально адаптированный человек, соблюдающий нормы общественного поведения, владеющий коммуникативными навыками. Это профессионально – определившаяся личность с развитыми творческими способностями; личность, умеющая принимать решения с учетом жизненных обстоятельств и реализовать свои способности наиболее эффективными для себя и окружающих способами, ведущими к постоянному успеху, самореализации и самоактуализации.
Воспитанник школы:
- уровень образовательных способностей, успеваемость;
- участие в коллективных, творческих делах школы;
- внешностные показатели поведения.
- сформированность психических процессов.
Семьянин:
- социальный статус семьи;
- психофизическое здоровье.
Член сообщества:
- участие в досуговой деятельности;
- характер межличностных отношений в коллективе.
- знание историко-культурных и трудовых традиций края;
- участие в городских акциях, программах;
- трудовая активность.
Гражданин:
- сформированность правосознания;
- сформированность человеческих качеств личности
- профессиональная ориентация;
- участие в самоуправлении.
Индивидуальность:
- направленность и особенности личности;
- гражданская позиция;
- способность интегрироваться в различные социальные сферы.
Заключение.
В своей работе мы показали, что дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды имеют право выбора места получения образования, и это право закреплено в системе федерального законодательства и регламентировано на уровне практики. Обучение этих детей в общей школе существенно облегчит их дальнейшую социальную интеграцию, а также повысит уровень мотивированности и комфорта при получении ими послешкольного образования, а также позитивным образом скажется на воспитании толерантного отношения к "инаковости" среди здоровых учеников.
Мы также смогли увидеть, что практика инклюзивного обучения уже присутствует в российских школах, реализуемая силами отдельных энтузиастов из числа людей, непосредственно в ней заинтересованных, что, в свою очередь, свидетельствует о готовности нашего общества эту практику принять. Вследствие чего можно констатировать, что система, коррекционного образования детей с ОВЗ и инвалидностью находится на пороге неизбежных изменений.
Проанализировав необходимые условия включения детей с ОВЗ и детей – инвалидов в инклюзивное образовательное пространство, мы можем сделать вывод, что образовательным организациям необходимо принять систему правил и инструкций, четко регламентирующих механизм реализации инклюзивного обучения на практике (в том числе и механизм создания дополнительных условий) применительно к каждой группе ограничений в зависимости от характера и степени инвалидности; выработать систему по разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка с ОВЗ и инвалидностью, создать методические центры помощи детям с нарушениями в развитии, получающим образование в общей школе. Это должны быть центры, оказывающие индивидуальную, техническую и информационную помощь детям и их учителям. Мы считаем, что следует разработать механизм участия родителей ребенка с ОВЗ и инвалидностью в образовательном процессе. Подводя итог нашего исследования, мы говорим о том, что инклюзия в образовании - это процесс, осуществление которого предполагает не только техническое или организационное изменение системы, но и изменение философии, образования.
Список использованной литературы.
Международные документы:
- Всеобщая Декларация прав человека» - принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года
- «Декларация Генеральной Ассамблеей ООН о правах умственно отсталых лиц» - принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1971 г
- «Декларация ООН о правах инвалидов» - провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года
- « Конвенция ООН о правах ребенка» - Принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблей ООН от 20 ноября 1989 г., ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.
- «Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» , Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г.
- «Конвенция о правах инвалидов» - принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года
Федеральные документы:
- «Об образовании в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 29 декабря 2012 года.
- «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (с дополнениями и изменениями)
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена Президент Российской Д.Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271)
- «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599
Правительственные документы: - «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» - Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р
- О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы» - Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 163-р
- «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы» - Постановление Правительства РФ от 17 марта 2011 г. №175
- Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека.- 3 издание,- М., Академия:Смысл, 2007.
- Грозная Н.С. Инклюзивное образование за рубежом. От мечты к реальности// Синдром дауна ХХI век.-2011, № 1, с.34-41.
- Гусева С.В. «Противоречия, ограничения, риски инклюзивного обучения детей с ОВЗ». Сб.науч.тр.
- Дмитриева Т.П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. Инклюзивное образование. Выпуск 3.- Москва: Школьная книга, 2010.
- Зарубежные и российские исследования в сфере инклюзивного образования. Под ред. Рыскиной В.Л., Самсоновой Е.В. - Москва: Форум, 2012.
- Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России / Сб. науч. тр., СПб., 2010.
- Иттерстад Г. Инклюзия – что означает это понятие и с какими проблемами сталкивается норвежская школа, претворяя его в жизнь? //Психологическая наука и образование, 2011, №3. С. 41-49.
- Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / Под научной редакцией И.Ю.Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2013.
- Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Л.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. Инклюзивное образование. Выпуск 7.- Москва: МГППУ, 2011.
- Леонгард Э.И.,Краснова Н.А., Пирожник Н.Т., Прудникова М.С. Инклюзивное образование в различных условиях интеграции //Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М., 2010. – С. 139-148.
- Лореман Т., Деппелер Д., Харви Д. Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе /Пер. с англ. Н.В.Борисовой – М., РООИ «Перспектива», 2008.
- Малофеев Н.Н. «Почему интеграция в образование закономерна и неизбежна» // Альманах ИКП РАО, №11/2007, стр.2.Электронная версия).
- Малофеев Н.Н. Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения/ Дефектология, № 5, 2005.
- Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. – М.: Просвещение, 2009.
- Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России. – М.: Просвещение, 2011.
- Моргачева Е.Н. Формирование специального образования в США. – М.: Спутник+, 2010.
- Назарова Н.М. Системные риски развития инклюзивного и специального образования в современных условиях // Специальное образование, № 3 (27), 2012.
- Никифорова Н.Н.Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья//Сайт tzrruo.ru
- Об условиях реализации инклюзивного образования Семаго Н.Я.
Россия, г. Москва, ИПИО МГППУ Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013) - Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. – М.: МГППУ, 2013.
- Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012.)
- Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография/ Под ред. С.В.Алёхиной, М., МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.
- Программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Под редакцией В.В. Воронковой, И.М. Бгажноковой, М., Владос, 2013 г.
- Семаго Н.Я. Технологии определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Серия: Инклюзивное образование. вып. 2. – М.: «Школьная книга», 2010.
- Специальная педагогика в 3-х томах. Том I. Назарова Н.М., Пенин Г.Н. История специальной педагогики.- М., 2007.
- Шеманов А.Ю. Связь идеологии и практики инклюзии и проблемы ее акцепции в России.
- Шеманов А.Ю., Попова Н.Т. Инклюзия в культурологической перспективе // Психологическая наука и образование. 2011. №1. C. 74-82.
- Шпек О. Люди с умственной отсталостью. Обучение и воспитание.- М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Технология построения адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ или ребенка -инвалида
В данной статье рассматривается технология построения адаптированной программы для детей с ОВЗ или ребенка -инвалида. Вступление в силу нового закона "Об образовании в Российской Федерации" требует вв...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Часть адаптированной образовательной программы по математике для ребенка со спастическим тетрапарезом в 5 классе
Данная работа выполнялась на курсах повышения квалификации. 17 марта 2011 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление №175 о государственной программе Российской Федерации"Доступная ...
Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 год обучения
Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)...
Инклюзивная программа по физической культуре для обучающихся, как часть адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ
Цели и задачи программы Программа «Адаптивная физкультура» направлена на коррекцию физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, реабилитацию двигательных функци...
Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 6 класс
Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 6 класс на 2017-2018 учебный год...
Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 7 класс
Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 7 класс на 2018-2019 учебный год...
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...