программа по русскому языку 5-9 классы
рабочая программа по русскому языку на тему

Шакирова Елена Викторовна

программа по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_russkiy_yazyk_5-9_kl.docx54.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» города Когалыма

Утверждаю

Директор

МАОУ «Средняя школа №3»

(Ф.И.О.)

Приказ №________

от «___» __________201___ г.

 

Рассмотрено

на МС школы

Протокол №_____

От «___» __________ 201__ г.

 

Председатель МС

_____________________

(Ф.И.О.)

Согласовано

на МО учителей русского языка и литературы

Протокол № _____

от  «____» _________ 201__ г.

Руководитель МО

___________________

(Ф.И.О.)

Рабочая учебная программа

по русскому языку

(наименование учебного предмета/курса)

основного общего образования 5-9 класс

(ступень образования/класс)

5 лет

(срок реализации программы)

Составлена на основе федерального компонента государственного стандарта

основного общего образования по русскому языку, примерной программы общего образования МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией

М.М. Разумовской, В.И. Капинос, утвержденной МО РФ, 2004 г.

(наименование программы, автор, где издана)

Программу составил: _Шакирова Е.В.________________________________

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)

г. Когалым, 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(V-IX классы)

Пояснительная записка 

Рабочая программа по русскому языку за курс основного общего образования составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку, примерной программы основного общего образования по русскому языку МО РФ 2004г. и авторской программы под редакцией М.М. Разумовской, В. И. Капинос,     С.И. Львова, Г. А. Богдановой, В. В. Львова «Русский язык 5-9 классы» - М., Дрофа, 2000г. Предлагаемая программа ориентирована на учебник М.М. Разумовская, Русский язык (5, 6, 7, 8, 9 класс), М.: Дрофа, 2000г.

        Программа отражает обязательный минимум содержания курса русского языка как учебного предмета, создает основу для оптимального сочетания самостоятельного поиска учащихся и обучающей работы учителя, а также для нормированного учебного времени согласно базисного учебного плана.

В программе усилена речевая направленность курса русского языка. Расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики.

Структура курса сформирована с учетом закономерностей усвоения русского языка: 5-й класс рассматривается как переходный от начального этапа учения к основному; 5—7-й классы имеют морфолого-орфографическую направленность, хотя и  включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; 8—9-й классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.

Некоторое изменение традиционной структуры курса является стремлением создать более благоприятные условия успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. ( Причастие и деепричастие изучаются в 6-м классе, затем трудные вопросы этой темы закрепляются в 7-м классе; такое расположение материала повышает качество его усвоения.)

Особое место в курсе русского языка отводится морфемной семантике. Кроме того, в нем усилено внимание к эстетической стороне родного языка.

Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Вместе с тем, очевидно, что положение с обучением предмету «Русский язык» в общей средней школе требует к себе самого серьезного внимания. Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную грамотность; недостаточно формируются навыки и умения специализированной устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке изучаются изолированно и не используются для формирования практической речевой деятельности на родном языке. Это означает, что проблема соотношения знания о языке и практического владения языком все еще не решена. Кроме того, курс родного языка оторван от параллельно изучаемого иностранного языка, практически никак не связан с «неязыковыми» школьными предметами, а с курсом литературы учитель вынужден искусственно устанавливать так называемые межпредметные связи.
Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы не могут не учитывать и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования:
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно - ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Настоящая программа по русскому языку для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы Т.Г. Рамзаева «Русский язык», М., Просвещение,2003г.  Допущено МО РФ) и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского языка.

             В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической. В соответствии с этими видами компетенций нами выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Русский язык».

Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений:

– формирование у учащихся языковой интуиции;

– приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.
Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений:

– овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью мы понимаем способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении.

Функциональная грамотность – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения) и умение понимать и анализировать художественный текст;
– дальнейшее овладение родным языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка);
– овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста;
– овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста;
– овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи;
– овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю.
Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах.
Культурологическая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.
Все перечисленные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык» имеют свое начало в курсе русского языка для начальной школы.

Программа рассчитана на количество часов в неделю, определенное Базисным учебным планом:

5-6 класс – 6 часов (210 часов), 7 класс – 4 часа (140 часов), 8 класс – 3 часа (105 часа), 9 класс – 2 часа (68 часов). Итого на изучение всего курса  5-9 классы– 523 часа. Из них на развитие связной речи отводится  - 136 часов (27%) от общего количества часов.

В 7-8-9-х классах добавлен один час из школьного компонента.

Содержание программы 

5-й класс (210 ч) 

О языке и речи  ( 4ч.)

Зачем человеку нужен язык, Что мы знаем о русском языке. Что такое речь. Речь монологическая и диалогическая.

Повторение изученного в начальных классах

Фонетика и графика ( 6ч. )

Звуки и буквы. Алфавит
Двойная роль букв
е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных на письме.
Фонетический разбор слова.

Развитие речи.

Текст ( 5ч. )

Что такое текст. Тема текста. Основная мысль текста.

Письмо. Орфография ( 19ч. )

Зачем людям письмо. Орфография. Нужны ли правила? Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков. Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков. Сочетания букв жи-ши, ча-ща, чу-щу, нч, чн, чк, нщ, щн, рщ. Ь после шипящих в конце имен существительных и глаголов. Разделительный ь и ъ. Не с глаголами. Написание –тся, -ться в глаголах.

Строение слова ( 5ч. )

Почему корень, приставка ,суффикс и окончание – значимые части слова. Как образуются формы слова.

Слово как часть речи ( 5ч.)

Самостоятельные части речи. Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы. Служебные части речи

Развитие речи.

Текст ( продолжение)  ( 4ч.)

От чего зависит порядок расположения предложений в тексте. Абзац как часть текста.

Систематический курс русского языка.

Фонетика. Орфоэпия ( 11ч.)

Что изучает фонетика. Звуки гласные и согласные. Слог, ударение. Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков. Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова.

Лексика. Словообразование. Правописание ( 22ч.)

Как определить лексическое значение слова. Сколько лексических значений имеет слово. Когда слово употребляется в переносном значении. Как пополняется словарный состав русского языка. Как образуются слова в русском языке. Какие чередования гласных и согласных происходят в словах.. Правописание корней с чередованием гласных (-лаг- – -лож, -рос- – -раст- ращ). Буквы о-е после шипящих в корнях слов. Чем отличаются друг от друга слова-омонимы. Что такое профессиональные и диалектные слова. О чем рассказывают  устаревшие слова. Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова. Правописание приставок. Буквы ы-и после ц.

Развитие речи.

Стили речи ( 10ч.)  Что изучает стилистика. Разговорная и книжная речь. Художественная и научно-деловая речь.

Синтаксис и пунктуация  (вводный курс)  ( 35ч.)

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.

Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Предложения распространенные и нераспространенные. Второстепенные члены предложения.

Дополнение. Определение. Обстоятельство. Однородные члены предложения. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Обращение.

Синтаксический разбор простого предложения.

Сложное предложение. Прямая речь. Диалог.

Развитие речи.

Типы речи ( 10ч.) Что такое тип речи. Описание, повествование, рассуждение. Оценка действительности.

Строение текста ( 1ч.)   Строение текста типа рассуждения-доказательства.

Морфология. Правописание

Глагол ( 24ч.)

 Глагол как часть речи.
Лексическое значение глаголов.
Общее грамматическое значение глагола.
Основные способы словообразования глаголов.
Морфологические признаки глагола.
Постоянные и непостоянные признаки.
Неопределенная форма глагола.
Переходность/непереходность, возвратность/невозвратность.
Вид глагола. Корни с чередованием букв е-и. Инфинитив. Правописание –тся и –ться в глаголах
Спряжение. I и II спряжение. Разноспрягаемые глаголы.
Правописание гласных в безударных личных окончаниях глагола.
Наклонение. Способы образования форм наклонения. Как образуется сослагательное и повелительное  наклонение глаголов
Настоящее и будущее время глагола. Лицо и число.
Прошедшее время глагола. Род.
Способы образования форм времени.
Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы.

Развитие речи.

Строение текста ( 2ч.) Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях. Строение текста типа повествование.

Имя существительное ( 20ч.)

 Имя существительное как часть речи.

Лексическое значение имен существительных.

Как образуются имена существительные. Способы образования имен существительных (морфологические и сложение). Гласные в суффиксах имен существительных -ек-/-ик-. Буквы ч, щ в суффиксе имен существительных -чик- (-щик-). Слитное и раздельное написание не с именами существительными. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Собственные и нарицательные имена существительные. Род имен существительных. Существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных. Число имен существительных. Падеж и склонение имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний. Употребление имен существительных в речи.

Развитие речи.

Строение текста ( 4ч.)  Строение текста типа описания предмета. Соединение типов речи в тексте.

Имя прилагательное ( 17ч.)

Что обозначает имя прилагательное. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Правописание окончаний имен прилагательных. Образование имен прилагательных. Прилагательные полные и краткие. Сравнительная и превосходная степень. Как образуется сравнительная и превосходная степень имен прилагательных.

Резерв – 6 часов

Учебно-тематический план по русскому языку в 5 классе

Содержание

Кол-во часов

В том числе разв. речи

О языке

4

2

Повторение изученного в начальных классах

34

8

Фонетика и графика

5

2

Письмо. Орфография

16

2

Строение слова

3

Слово как часть речи

10

3

Систематический курс русского языка

159

Фонетика. Орфоэпия

11

1

Лексика. Словообразование. Правописание

38

7

Синтаксис и пунктуация  

46

8

Морфология. Правописание

64

8

Самостоятельные и служебные части речи

2

Глагол

24

2

Имя существительное

23

7

Имя прилагательное

15

Повторение и обобщение изученного в 5 классе

7+ 6 (резерв)

1

210

35

Результаты 5-го года обучения

Учащиеся должны уметь:
по фонетике и графике: производить фонетический разбор слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не смешивать буквы и звуки;
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем;
по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения слова;
по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ; производить морфемный разбор; производить словообразовательный разбор;
по морфологии: различать части речи по наличию у слова определенных морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи;
по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова; определять вид предложения по цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ; определять вид предл по цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ; определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения; определять однородные члены, вводные слова и обращения; различать простое и сложное предложение; производить синтаксический разбор предложения;
по связной речи: читать учебно-научный и художественный тексты изучающим чтением; владеть отдельными приемами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль (авторский замысел) в художественном тексте, пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков;
по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила.

6 класс ( 210 часов)

Слово – основная единица языка ( 1ч.)

Речь. Язык. Правописание. Культура речи ( 5ч.)

Речь. Что мы знаем о речи, ее стилях и типах. Что мы знаем о тексте

Правописание ( 15ч.)

Орфография и пунктуация. Употребление прописных букв. Буквы ь и ъ знак. Орфограммы корня. Правописание окончаний слов. Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными

Части речи, их грамматические признаки, словообразование, правописание и употребление в речи

Части речи и члены предложения ( 1ч.)

Имя существительное ( 15ч.)

Роль имени существительного в предложении. Словообразование имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Употребление имен существительных в речи. Произношение имен существительных.

Развитие речи.

Речь. Стили речи ( 5ч.)  Разграничение деловой и научной речи. Характеристика научного стиля. Определение научного понятия. Рассуждение-объяснение. Характеристика делового стиля.

Имя прилагательное ( 25ч.)

Роль имени прилагательного в предложении. Словообразование имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных, Употребление имен прилагательных в речи. Произношение имен прилагательных.

Развитие речи.

Текст ( 5ч.)  Способы и средства связи предложений в тексте. Употребление параллельной связи с повтором. Как исправить текст с неудачным повтором.

Глагол ( 25ч.)

Роль глагола в предложении. Словообразование глаголов. Правописание приставок при и пре. Буквы ы – и в корне после приставок. Употребление глаголов в речи. Произношение глаголов.

Морфология. Причастие ( 31ч.)

Причастие как особая форма глагола.
Грамматическое значение.
Морфологические признаки.
Глагольные признаки: время (настоящее, прошедшее), вид. Действительные и страдательные причастия.
Признаки имени прилагательного: изменение по родам, числам, падежам, наличие полной и краткой формы.
Причастный оборот.
Выделение причастного оборота на письме.
Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Правописание безударных гласных в падежных окончаниях причастий. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных перед суффиксом
–вш- действительных причастий прошедшего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Полная и краткая форма страдательных причастий.
Правописание
н и нн в суффиксах полных и кратких страдательных причастий и в прилагательных, образованных от глаголов. Правописание гласных перед суффиксом –нн- в страдательных причастиях прошедшего времени.
Правописание
е, ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Правописание
не с причастиями.

 Развитие речи.

Типы речи. Повествование ( 6ч.) Описание места. Описание состояния окружающей среды.

Повествование художественного и разговорного стилей. Повествование в рассказе. Повествование делового и научного стилей.

Деепричастие ( 20ч.)

Что такое деепричастие. Деепричастный оборот. Правописание не с деепричастиями. Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида. Употребление причастий и деепричастий в речи. Произношение причастий и деепричастий.

Имя числительное ( 25ч.)

Имя числительное как часть речи.
Лексическое и грамматическое значение количественных числительных.
Морфологические признаки количественных числительных.
Простые, сложные, составные имена числительные. Разряды количественных числительных: целые, дробные и собирательные числительные.
Склонение количественных числительных. Нормы употребления количественных числительных в речи. Буква
ь в середине и на конце количественных числительных. Слитное и раздельное написание количественных числительных. Буква и в безударных падежных окончаниях числительных.
Род числительных
два/две, оба/обе, полтора/полторы.
Сочетательные возможности количественных числительных.
Лексическая сочетаемость. Сочетаемость собирательных числительных с существительными.
Грамматическая сочетаемость.
Роль количественных числительных в предложении и тексте.

Местоимение ( 20ч.)

Морфологические признаки местоимений, указывающих на признак предметов и количество предметов. На какие разряды делятся местоимения по значению. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя.
Вопросительно-относительные местоимения
какой, каков, который, чей, сколько. Склонение вопросительно-относительных местоимений.
Неопределенные местоимения
некоторый, несколько, кое-какой, какой-то, сколько-нибудь и др. Склонение неопределенных местоимений. Правописание не в неопределенных местоимениях. Дефис в неопределенных местоимениях.
Отрицательные местоимения
никакой, ничей, нисколько. Склонение отрицательных местоимений.
Притяжательные местоимения
мой, твой, наш, ваш, свой и др.
Склонение притяжательных местоимений.
Указательные местоимения
этот, тот, такой, таков, столько.
Склонение указательных местоимений.
Определительные местоимения
сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой.
Склонение определительных местоимений.
Роль местоимений, указывающих на признак предмета и количество предметов, в предложении.
Произношение местоимений.

Развитие речи.

Речь. Текст ( 5ч.)  Соединение в тексте разных типовых фрагментов

Резерв – 7 часов

Учебно-тематический план по русскому языку в 6 классе

№ раздела

Тема

Количество часов

1

Вводный урок

1

2

Повторение изученного в 5 классе

20

3

Части речи, их грамматические признаки, словообразование, правописание и употребление в речи

161

Имя существительное

15

Имя прилагательное

25

Глагол

25

Причастие

31

Деепричастие

20

Имя числительное

25

Местоимение

20

4

Развитие речи

21

5

Повторение и обобщение изученного в 5-6 кл.

7

Итого:

210 ч.

Результаты 6-го года обучения

Учащиеся должны уметь:
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
по лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; пользоваться разными видами словарей;
по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор изученных частей речи; составлять словообразовательную цепочку; образовывать новые слова при помощи характерных для изученных частей речи средств;
по морфологии: образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; давать определения изученных частей речи;
по синтаксису: образовывать словосочетания с именем числительным, прилагательным, местоимением и причастием в качестве главного и зависимого слова; составлять предложения с причастными оборотами; составлять предложения с разными видами сказуемого;
по связной речи: использовать в речи изученные группы слов, исходя из их текстообразующей функции, стиля речи; правильно использовать варианты форм имен прилагательных; использовать в речи синонимические формы имен прилагательных; различать широкие и узкие темы, составлять простой и сложный план текста, подбирать эпиграф; определять научный, художественный, официально-деловой стили речи; видеть в тексте художественного стиля описание пейзажа, интерьера; подробно и выборочно пересказывать (устно и письменно) повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием пейзажа, интерьера; собирать и систематизировать (в зависимости от стиля речи и темы) материал к сочинению; писать сочинения-описания пейзажа, интерьера, рассказ о себе; рассуждение, отзыв о книге, находить и устранять повторы-недочеты; читать учебно-научные тексты изучающим чтением;
по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки.


7-й класс (140 ч)

Русский язык в кругу других славянских языков. Русский язык и языковые контакты. Видные ученые-русисты ( 2ч.)

Слово в языке и речи ( 30ч.)
(повторение и углубление изученного в 6-м классе)

Звуковая сторона русской речи. Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Словарное богатство русского языка. Грамматика: морфология и синтаксис.

Язык. Правописание. Культура речи.

Наречие в языке и речи ( 38ч.)
Наречие как часть речи.
Общее грамматическое значение.
Лексическое значение наречий. Разряды наречия по лексическому значению. Грамматическое значение наречий. Словообразование наречий. Степени сравнения наречий в сопоставлении со степенями сравнения прилагательных. Буквы
е, и в приставках не-, ни- отрицательных наречий.
Буквы
о и а на конце наречий с приставками.
Буквы
-о, -е после шипящих в суффиксах наречий.
Буква
ь после шипящих на конце наречий.
Правописание
н и нн в наречиях на -о, -е.
Дефис в наречиях.
Слитное и раздельное написание наречий.
Правописание
не и ни  в отрицательных наречиях Употребление наречий в речи. Произношение наречий.

Служебные слова
Предлог ( 15ч.)

• Предлог как часть речи.
• Разряды предлогов по структуре.
• Разряды предлогов по значению.
Дефис в предлогах.
• Производные и непроизводные предлоги, их правописание.
Синонимика предлогов (
из-за, благодаря, для, в целях и т.п.).
Нормы употребления предлогов
по, под, против.
Особенности употребления предлогов в текстах разных стилей.
Союз  ( 15ч.)
• Союз как часть речи.
Простые и составные союзы. Правописание союзов.
Разряды союзов по роли в предложении.
Сочинительные союзы. Сочинительные союзы в простом и сложном предложении (однородные члены предложения, сложносочиненное предложение).
Подчинительные союзы в сложном предложении.

Частица ( 13ч.)
Частица как часть речи.
Разряды частиц: смысловые (отрицательные, указательные, выделительные, уточняющие, усилительные, вопросительные, восклицательные, выражающие сомнение) и формообразующие. Раздельное и дефисное написание частиц. Значение и употребление частиц
не и ни.
Разграничение на письме частиц
не и ни. Правописание не и ни с разными частями речи.
Частицы в тексте.
Междометие ( 5ч.)
Междометие как часть речи.
Интонационное выделение междометий.
Группы междометий по значению. Производные и непроизводные междометия.
Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Дефис в междометиях.
Употребление междометий в значении других частей речи.
Звукоподражательные слова.

Развитие речи.

Речь. Стили речи ( 20ч.) Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах изученных стилей речи.
Стили речи. Публицистический стиль (задача речи, сфера употребления, характерные языковые средства).
Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Сочетание разных типов речи в одном тексте. Порядок слов в спокойной монологической речи. Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи.

Развитие речи.

Типы речи ( 8ч.)  Описание состояния человека. Характеристика человека. Описание внешности человека.

Резерв часов – 4 часа

Учебно-тематический план по русскому языку в 7 классе

№ раздела

Тема

Количество часов по базисному плану

Школьный компонент

1

Русский язык в кругу других славянских языков. Русский язык и языковые контакты. Видные ученые-русисты 

2

2

Слово в языке и речи

30

3

Наречие в языке и речи

38

6

4

Служебные слова

Предлог

15

4

Союз  

15

5

Частица

13

4

Междометие

5

1

5

Развитие речи

28

5

6

Резерв часов

4

Итого:

175

Результаты 7-го года обучения

Учащиеся должны уметь:
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
по лексике: пользоваться разными видами словарей;
по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор наречий и деепричастий; образовывать новые слова с помощью характерных для изученных частей речи способов словообразования;
по морфологии: давать определения изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; различать омонимичные формы разных частей речи;
по синтаксису: образовывать словосочетания с наречием и деепричастием в качестве одного из компонентов; выполнять разбор словосочетаний; составлять предложения с разными видами обстоятельств; составлять предложения с разными способами связи между частями;
по связной речи: составлять предложения с учетом текстообразующих свойств изученных групп слов; использовать синонимику предложений с деепричастными оборотами и сложноподчиненных предложений, стилистически обоснованно использовать предлоги, союзы; использовать частицы в стилистических целях; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; излагать подробно, сжато и выборочно текст публицистического стиля; осознанно и бегло читать тексты публицистического стиля; описывать внешность, состояние и действия человека; создавать тексты изученных типов речи, тексты, сочетающие в себе разные типы речи;
по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 7-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
по пунктуации: находить смысловые отрезки, пунктуационно правильно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки.

8-й класс (105 ч)

Русский язык в семье славянских языков (1ч.)

Язык. Правописание. Культура речи (повторение изученного в 5-7 классах) (8)

Морфология и орфография. Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи. Употребление дефиса. Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи.

Развитие речи

Повторение:  Речь и её разновидности. Текст. Его тема и основная мысль. Стили речи, средства выразительности в художественной речи.

Синтаксис и пунктуация

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса (8)

Словосочетание. Предложение и его типы. Интонация простого предложения

Развитие речи

Типы речи.

Двусоставное предложение

Синтаксис простого предложения (5)

Систематизация знаний: грамматическая основа предложения, средства связи слов в простом предложении, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы выражения подлежащего, типы сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Правила согласования главных членов предложения.

Развитие речи

Текст: способы и средства связи предложений в тексте.

Второстепенные члены предложения (6ч.)

Определение. Приложение. Дополнение. Обстоятельство.

Развитие речи

Репортаж, его тематика, задачи речи.

Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения.

Односоставные предложения (11+4ч.)

Предложения нераспространенные и распространенные.
Предложения односоставные/двусоставные. Виды односоставных предложений. Стилистические функции разных типов простого предложения. Определенно – личные предложения. Неопределенно – личные предложения. Обобщенно – личные предложения. Безличные предложения. Назывные предложения.
Предложения полные/неполные.

Развитие речи

Репортаж – повествование; его строение, характерные языковые средства. Репортаж – описание.

Простое осложненное предложение (7+4ч.)

Предложения с однородными членами. Систематизация изученного об однородных членах предложения: понятие  об однородности  членов предложения, союзы при однородных членах предложения, обобщающие слова при однородных членах предложения. Средства связи между однородными членами предложения.
Однородные и неоднородные члены предложения.
Стилистические функции однородных членов предложения.
Пунктуация.
Знаки препинания между однородными членами предложения. Обобщающие слова при однородных членах. Однородные и неоднородные определения

Развитие речи

Статья в газету. Понятие о жанре. Строение текста статьи.

Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями (8+2ч.)

Предложения с обращениями и вводными словами. Знаки препинания при нём.

Понятие о водности как речевой категории. Предложения с вводными конструкциями. Предложения с вставными конструкциями. Предложения с междометиями и словами да, нет.

Развитие речи

Портретный очерк, общее представление о жанре. Типы речи, композиция, языковые особенности портретного очерка.

Предложения с обособленными членами (12+2ч.)

Понятие об обособленных членах предложения.
Обособленные определения, приложения.
Обособленные дополнения.
Обособленные обстоятельства.
Обособленные уточняющие члены предложения.
Синонимика предложений с обособленными членами предложения и простых (сложных) предложений. Стилистические функции осложненных предложений.
Пунктуация.
Знаки препинания при обособленных членах предложения.

Развитие речи.

Сочинение по картине в жанре портретного очерка

Прямая и косвенная речь (6+2ч.)  Оформление прямой речи на письме. Диалог. Косвенная речь. Цитаты и их оформление на письме

Развитие речи

Газета. Особенности газетной статьи.

Речь (23ч.)  Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.
Художественный стиль (расширение понятия).
Повествование в художественном стиле. Рассказ.
Повествование с элементами рассуждения. Рассказ на основе услышанного.
Публицистический стиль (расширение понятия).
Повествование и описание в публицистическом стиле. Отзыв о книге.
Описание с элементами рассуждения. Портретный очерк.
Научный стиль (расширение понятия).
Повествование в научном стиле.
Рассуждение с элементами повествования и описания в научном стиле.
Тезисы и конспект. Доклад.
Официально-деловой стиль (расширение понятия).
Тексты официально-делового стиля: заявление, автобиография.

Жанры публицистики, их строение и языковые особенности 

Репортаж. Статья. Портретный очерк.
Повторение изученного в 8-м классе (5ч.)            

Итого: на изучение основных тем курса по русскому языку – 79ч., на развитие речи – 23ч.

Резерв 3 часа

Учебно-тематический план по русскому языку в 8 классе

Тема

Количество

 часов

Школьный компонент

1

Русский язык в семье славянских языков

1

2

Язык. Правописание. Культура речи

12

3

Синтаксис и пунктуация

8

2

4

Синтаксис простого предложения

5

3

5

Второстепенные члены предложения

6

4

6

Односоставные предложения

10

2

7

Простое осложненное предложение

7

5

8

Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями

8

2

9

Предложения с обособленными членами

8

5

10

Прямая и косвенная речь

8

2

11

Речь

22

2

12

Жанры публицистики, их строение и языковые особенности

8

13

Повторение изученного в 8 классе

3

7

                                                   Итого

140

Результаты 8-го года обучения

Учащиеся должны уметь:
по фонетике: производить фонетический разбор слов;
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова разных частей речи;
по лексике и фразеологии: употреблять фразеологизмы в соответствии с их лексическим значением; пользоваться фразеологическим словарем; пользоваться этимологическим словарем;
по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор слов; различать словоизменение и словообразование;
по морфологии: классифицировать части речи; составлять письменный и устный ответ о любой части речи и ее категориях;
по синтаксису: различать и составлять разные виды словосочетаний; различать и составлять разные виды простых предложений; предложения со сравнительными оборотами; с однородными членами; с обособленными членами, с вводными словами и обращениями;
по связной речи: использовать стилистически обоснованно разные типы простого предложения, варианты форм сказуемого, варианты согласования сказуемого с подлежащим; составлять предложение в соответствии со стилистическими задачами; пересказывать (устно и письменно) тексты художественного, публицистического и научного стиля (повествование с элементами рассуждения, рассуждения с элементами описания и т.п.); создавать тексты изученных типов в соответствующем стиле речи; писать заявление, автобиографию;
по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; обосновывать выбор написания; правильно писать слова с изученными орфограммами; классифицировать орфограммы по типам и видам; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 8-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и текстах; пунктуационно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки препинания по их функции.


9-й класс (68 ч) 

Русский язык как национально-культурный феномен, отражающий духовно-нравственный опыт народа.
Русский язык – первоэлемент великой русской литературы ( 1ч.)

Язык. Правописание. Культура речи.

Повторение изученного в 5 – 8 классах ( 5ч.)

Фонетика. Орфоэпия. Графика.

Лексика. Морфемика. Словообразование.

Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация.

Синтаксис и пунктуация

Сложное предложение ( 2ч.)

Систематизация изученного: сложное предложение; сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное предложения; средства связи частей сложного предложения.
Сложносочиненные предложения ( 4ч.)
Союзы и значения сложносочиненного предложения.
Стилистические функции сложносочиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения ( 24ч.)
Строение сложноподчиненных предложений.
Подчинительные союзы и союзные слова.
Роль указательных слов в подчинении предложений.
Виды придаточных предложений: изъяснительные, определительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия, уступки).

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
 ( 4ч.)

Типы подчинения в предложениях с несколькими придаточными.
Синонимика простых осложненных и сложносочиненных/сложноподчиненных предложений.
Пунктуация.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Сложное бессоюзное предложение ( 8ч.)

Понятие бессоюзного сложного предложения. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления, причины, пояснения, дополнения, противопоставления, времени,
Синонимика бессоюзных и сложносочиненных предложений.
Стилистические функции сложных бессоюзных предложений.
Сложные предложения с разными видами связи ( 6ч.)

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи
Пунктуация.
Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.
Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов.

Развитие речи.

Речь ( 5ч.) Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях и типах речи. Строение текста
Научный стиль.
Публицистический стиль.
Углубление знаний о стилях и жанрах речи ( 9ч.) Использование различных стилей речи в художественном  произведении. Эссе. Путевые заметки. Рецензия, деловая речь.
• Систематизация изученного в 5–9-м классах.

Учебно-тематический план по русскому языку в 9 классе

Содержание

Кол-во часов

Школьный компонент

1

Русский язык –национальный язык русского народа. Русский  среди других языков

1

2

Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах

5

7

3

Сложное предложение.

Сложносочиненное предложение

6

5

4

Сложноподчиненное предложение

24

3

5

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

4

3

6

Бессоюзное сложное  предложение

8

1

7

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

6

4

8

Развитие речи

5

10

9

Итоговое повторение и систематизация  изученного в 5- 9 классе

9

4

Итого:

105

Результаты 9-го года обучения

Учащиеся должны уметь:
– производить все виды разборов: фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; составлять разные виды простых и сложных предложений; составлять предложения с чужой речью; производить синтаксический разбор простых и сложных предложений;
по связной речи: заменять сложные предложения простыми осложненными, стилистически обоснованно использовать бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения или синонимичные простые осложненные предложения; содержательно и стилистически оправданно использовать различные способы передачи чужой речи, различные способы цитирования; составлять устные и пи писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; классифицировать орфограммы по типам и видам; производить орфографический разбор слов; правильно писать изученные в 5–9-м классах слова с непроверяемыми орфограммами;
по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; пунктуационно правильно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки препинания по их функции; производить пунктуационный разбор предложения.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения русского языка ученик должен

        знать/понимать:

 роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

 смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

 основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

 особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

 признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

 основные единицы языка, их признаки;

 основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

 различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

 определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

 опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

 объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

 адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

 читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

 извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

 воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

 создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

 осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

 владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями,

установление и регулирование межличностных отношений);

 свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

 соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

 соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

 соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

 осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

 развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

 удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

 увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

 использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Учебно-методический комплект:

Литература для учителя:

 1. Богданова Г.А. . Уроки русского языка в 7 классе. - М.: Просвещение,2007. -230с.;

2. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1996.

 3. Обучение русскому языку в 7 классе. Методические рекомендации к учебнику для 7 класса общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2002. -93с.;

4. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

5. Примерная программа по русскому языку основного общего образования для образовательных учреждений с русским языком обучения.

6. Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы/Сост.: Л.М.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2007

 7. Разумовская М.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 7 класс». – М.: Дрофа, 2005. -160с.;

 8. Разумовская М.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 класс». – М.: Дрофа, 2005. -160с.;

9. Разумовская М.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 6 класс». – М.: Дрофа, 2005. -160с.;

10. Разумовская М.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 9 класс». – М.: Дрофа, 2005. -160с.;

 11. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская.

12. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская.

 13. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская.

14. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская.

15. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская.

16. Уроки русского языка в 7 классе. Поурочные планы (по программе М.М.Разумовской)./Сост. О.А.Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2004.

17. Уроки русского языка в 5 классе. Поурочные планы (по программе М.М.Разумовской)./Сост. О.А.Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2004.

18. Уроки русского языка в 6 классе. Поурочные планы (по программе М.М.Разумовской)./Сост. О.А.Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2004.

 19. Уроки русского языка в 8 классе. Поурочные планы (по программе М.М.Разумовской)./Сост. О.А.Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2004.

 20. Уроки русского языка в 9 классе. Поурочные планы (по программе М.М.Разумовской)./Сост. О.А.Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2004.

Литература  для учащихся:

1. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. –М.: Просвещение, 1990. – 253с.;

2. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998. -300с.;

 3. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

4. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская.

5. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская.

6. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская.

7. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (к учебнику "Русский язык" Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская)

Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений Граник Г. Г. и др. Русский язык. 5-9 классы / Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская. – М.: ОЛМА М...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса "Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА"

Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при...

КТП по русскому языку 5 класс. Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы (ФГОС ООО)

КТП по русскому языку 5 класс Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...