Р/р Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Разговорный стиль.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Панькова Зоя Викторовна

 Урок развития речи.  Учащиеся учатся анализировать текст с точки зрения его стилистических особенностей, находить в художественном тексте  слова разговорного стиля и находить к ним нейтральные синонимы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ  «Посельская  средняя общеобразовательная школа»

Урок по русскому языку по ФГОС

Класс:  5

Учебник: УМК. (Русский язык. 5 кл. Программа, учебник, методическое сопровождение  Т.А.Ладыженской.)

Тема:        Р/р  Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Разговорный стиль.

Учитель русского языка и литературы:  Панькова З.В.

2017 – 2018 уч.г

Тема:        Р/р  Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Разговорный стиль.

        

Тип урока. Урок развития речи

Задачи урока:

 Образовательные: 1.Продолжить формирование  умения  обнаруживать и исправлять ошибки, объяснять условия выбора орфограмм в устной форме и письменной форме (с помощью графических символов).

2.Формировать   язык предмета.

3. Формировать речеведческие умения.

Развивающие: 1.Развивать устную и письменную речь учащихся.

2.Развивать артикуляционный аппарат, дикцию, расширять словарный запас, кругозор уч-ся.

3. Развивать память и внимание.

Воспитательные: 1. Средствами предмета и средствами  обучения воспитывать интерес и любовь     русскому языку,  к окружающему миру.

2.Воспитывать умение дружно, согласованно работать в микрогруппе, слушать и слышать друг друга.

Средства обучения: компьютер, проектор, принтер,  тесты для инд. работы.

Цели как деятельность учеников.

М/к: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица), из разных источников (текста, словарей), преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу в текст, текст в схему), задавать вопросы, анализировать, сравнивать, обобщать, строить рассуждения.

5ЛР: анализировать текст с точки зрения его стилистических особенностей, находить в художественном тексте слова разговорного стиля и подбирать к ним нейтральные синонимы.

2ЛР: обогащать свой лексический запас на основе работы с синонимическими рядами.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Словарная работа.

– Выпишите из словарика «Пиши правильно» в конце учебника

(с. 241–242) слова, начинающиеся на букву Р, распределив их на группы по какому­либо признаку. Обозначьте орфограммы.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из словарной статьи.

2. Анализировать, классифицировать, обобщать.

III. Актуализация с элементами проверки домашнего задания.

1. Блицопрос (можно использовать материал предметного диска «Монологическая и диалогическя речь. Оформление диалога на письме к § 36»).

– Поставьте «+», если утверждение верное, или «–», если неверное.

1) Диалог и монолог – это формы речи.

2) Текст существует только в форме монолога.

3) При диалоге происходит обмен высказываниями.

4) Реплики характерны для диалога.

5) Каждая реплика диалога заключается в кавычки.

6) Перед репликой в диалоге ставится тире.

7) В диалоге никогда не бывает слов автора.

– Проверьте ответы по ключам: +  –  + + –  +  – .

2. – Составьте схемы первого и второго четверостиший из домашнего упр. 330.

– В чём разница между схемами?

– Разберите по составу слова мышонка, орешек, шёрстку.

Три человека у доски – каждый записывает по три слова.

– Что общего у этих слов?

– Какое значение имеют суффиксы? Как можно назвать такие суффиксы? (Синонимичными.)

Познавательные УУД

Владеть навыками аудирования, адекватно понимать информацию устного сообщения.

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

3. Выступать с сообщением перед аудиторией сверстников.

ТОУУ

IV. Формулирование темы и целей урока.

– Прочитайте название § 36. Задайте вопросы по теме урока.

– Попробуем найти на них ответы на уроке.

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока, его цель.

V. Обобщение и углубление изученного.

1. Упр. 331 – наблюдение над ролью разговорных слов в тексте художественного стиля.

Работа в парах по заданиям к упражнению.

– Сделайте выводы на основе заданий и сформулируйте ответ на вопрос: зачем В. Драгунский использует эти слова в своих произведениях? (Это делает текст непринуждённым, понятным, близким детям, они узнают в герое своего ровесника, эти слова выражают и характер героя: живой, непосредственный, беззаботный.)

2. Упр. 332 – развивается умение сопоставлять синонимы нейтрального и разговорного стиля речи.

Коллективная работа под руководством учителя (задание можно не читать).

– Как называются слова, записанные в каждом столбике? С какими словами из упр. 331 они связаны?

– Что означает запись в скобках рядом со словами?

– Чем же отличаются синонимы в каждом столбике? (Можно после ответов найти подсказку в последнем задании к упр. 332 – после списков слов.)

3. Чтение текста в рамке после упр. 332.

– Прочитайте текст изучающим чтением. Что для этого нужно сделать вначале, что потом?

– Какие слова требуют вашего комментария? (Просторечие.)

– Как вы будете с ними работать? (Найти в словаре толкование этого слова.)

– Составьте схему содержания текста, опираясь на ключевые слова.

Коммуникативные УУД

1. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

2. Свободно излагать содержание в устной форме, соблюдая нормы построения текста.

3. Уметь договариваться о совместной деятельности, работать в парах.

4. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

VI. Развитие учебно­языковых и речевых умений.

1. Выполнение упражнений.

Упр. 333 – развивается умение подбирать синонимы к словам, различать нейтральные и стилистически окрашенные синонимы, обозначать их специальными пометами.

Учитель просит прочитать задание перед списком слов, просмотреть примеры. Задаёт вопрос: как будете выполнять задание? Корректирует работу: сначала в паре нужно выписывать нейтральные слова­синонимы, а затем стилистически окрашенные. Выполняется самостоятельно с последующей проверкой.

Синонимы записываются парами:

суметь – ухитриться (разг.),  

ложь – враньё (разг.) и т.д.

Упр. 334 – развивается умение находить в тексте стилистически окрашенные (разговорные) слова, подбирать к ним синонимы.

Выполняется самостоятельно (можно в парах).

В тетрадях – ряд синонимов: 

не лезь (разг.) – не приставай, не трогай;

поколотить (разг.) – бить и т.д.

Проверка коллективная.

Упр. 335 – развивается умение отличать стилистически окрашенные слова (разговорные) от нейтральных, подбирать к ним синонимы, составлять предложения. Выполняется устно (коллективно 1­й пример, остальные самостоятельно).

2. Чтение текста в рамке после упр. 335.

– К какому стилю относятся рассмотренные на уроке тексты?

– По каким признакам вы это определили?

– Дополните список ключевых слов. (Стиль.)

Ответы на вопросы после текста в рамке.

3. Знакомство с разговорным стилем и его особенностями по таблице в рамке.

– По какому плану вы будете характеризовать разговорный стиль? Расскажите о разговорном стиле по этому плану.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

1. Оформлять свои мысли в устной форме.

2. Свободно излагать содержание в  устной форме, соблюдая нормы построения текста.

3. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица).

2.  Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

VII. Итог урока.

– Как полученные на уроке знания могут пригодиться в жизни?  (Можно быстро ориентироваться в тексте, видя диалог, строить эффективное общение, зная синонимы разной стилистической окраски, правильно записывать диалоги и т.д.)

– Какие универсальные умения-действия развивались при работе над текстами?

– Оцените свою работу на уроке (по алгоритму).

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VIII. Домашнее задание.

1. Материал в рамках  – читать.

2. Упр. 336.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Стили речи: разговорный стиль"

В данной презентации рассматриваются особенности, признаки и функции разговорного стиля речи, а также приводятся примеры использования разговорного стиля в художественных произведениях....

Урок-практикум в 10 классе. Цель: сформировать умения определять стиль текста, распознавать характерные языковые средства, определять стилистическую окраску слов и выражений.

Задачи урока: повторение  и углубление знаний по теме, овладение умениями и навыками в определении стиля текста.Развивающие: с помощью разнообразных  упражнений развивать у учащихся логическ...

Методическая разработка урока "Функциональные стили речи русскогоязыка.Разговорный стиль"

Цели: обобщение и  углубление знаний о разговорном стиле, об особенностях речевых жанров (письмо, SMS).Обучающие:Систематизировать у учащихся знания о стилях русского литературного языка; повтори...

Стилистически окрашенная лексика

Теоретический материал для 5-6 классов по теме "Стилистически окрашенная лексика"...

8 класс, родной русский язык, 4 четверть. Контрольная работа по темам " Прямые и косвенные доказательства", "Способы опровержения доводов оппонента», «Разговорный стиль», «Самопрезентация», «Научный стиль».

В работе использованы материалы учебника О.М. Александрова.Задания как тестового характера, так и требующие развёрнутого ответа на вопрос. В таблице ниже размещены ответы и критерии оценивания....

Внеурочная деятельность «Стилистически окрашенные слова» 8 класс

Программа направлена на совершенствование умений определять стилистически окрашенные слова в тексте и предназначена для обучающихся 8 классов....