Р/р Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Разговорный стиль.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок развития речи. Учащиеся учатся анализировать текст с точки зрения его стилистических особенностей, находить в художественном тексте слова разговорного стиля и находить к ним нейтральные синонимы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neytralnye_i_stilisticheski_okrashennye_slova._razgovornyy_stil.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Посельская средняя общеобразовательная школа»
Урок по русскому языку по ФГОС
Класс: 5
Учебник: УМК. (Русский язык. 5 кл. Программа, учебник, методическое сопровождение Т.А.Ладыженской.)
Тема: Р/р Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Разговорный стиль.
Учитель русского языка и литературы: Панькова З.В.
2017 – 2018 уч.г
Тема: Р/р Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Разговорный стиль.
Тип урока. Урок развития речи
Задачи урока:
Образовательные: 1.Продолжить формирование умения обнаруживать и исправлять ошибки, объяснять условия выбора орфограмм в устной форме и письменной форме (с помощью графических символов).
2.Формировать язык предмета.
3. Формировать речеведческие умения.
Развивающие: 1.Развивать устную и письменную речь учащихся.
2.Развивать артикуляционный аппарат, дикцию, расширять словарный запас, кругозор уч-ся.
3. Развивать память и внимание.
Воспитательные: 1. Средствами предмета и средствами обучения воспитывать интерес и любовь русскому языку, к окружающему миру.
2.Воспитывать умение дружно, согласованно работать в микрогруппе, слушать и слышать друг друга.
Средства обучения: компьютер, проектор, принтер, тесты для инд. работы.
Цели как деятельность учеников.
М/к: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица), из разных источников (текста, словарей), преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу в текст, текст в схему), задавать вопросы, анализировать, сравнивать, обобщать, строить рассуждения.
5ЛР: анализировать текст с точки зрения его стилистических особенностей, находить в художественном тексте слова разговорного стиля и подбирать к ним нейтральные синонимы.
2ЛР: обогащать свой лексический запас на основе работы с синонимическими рядами.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | |
II. Словарная работа. | – Выпишите из словарика «Пиши правильно» в конце учебника (с. 241–242) слова, начинающиеся на букву Р, распределив их на группы по какомулибо признаку. Обозначьте орфограммы. | Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из словарной статьи. 2. Анализировать, классифицировать, обобщать. |
III. Актуализация с элементами проверки домашнего задания. | 1. Блицопрос (можно использовать материал предметного диска «Монологическая и диалогическя речь. Оформление диалога на письме к § 36»). – Поставьте «+», если утверждение верное, или «–», если неверное. 1) Диалог и монолог – это формы речи. 2) Текст существует только в форме монолога. 3) При диалоге происходит обмен высказываниями. 4) Реплики характерны для диалога. 5) Каждая реплика диалога заключается в кавычки. 6) Перед репликой в диалоге ставится тире. 7) В диалоге никогда не бывает слов автора. – Проверьте ответы по ключам: + – + + – + – . 2. – Составьте схемы первого и второго четверостиший из домашнего упр. 330. – В чём разница между схемами? – Разберите по составу слова мышонка, орешек, шёрстку. Три человека у доски – каждый записывает по три слова. – Что общего у этих слов? – Какое значение имеют суффиксы? Как можно назвать такие суффиксы? (Синонимичными.) | Познавательные УУД Владеть навыками аудирования, адекватно понимать информацию устного сообщения. Коммуникативные УУД 1. Владеть монологической речью. 2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 3. Выступать с сообщением перед аудиторией сверстников. ТОУУ |
IV. Формулирование темы и целей урока. | – Прочитайте название § 36. Задайте вопросы по теме урока. – Попробуем найти на них ответы на уроке. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока, его цель. |
V. Обобщение и углубление изученного. | 1. Упр. 331 – наблюдение над ролью разговорных слов в тексте художественного стиля. Работа в парах по заданиям к упражнению. – Сделайте выводы на основе заданий и сформулируйте ответ на вопрос: зачем В. Драгунский использует эти слова в своих произведениях? (Это делает текст непринуждённым, понятным, близким детям, они узнают в герое своего ровесника, эти слова выражают и характер героя: живой, непосредственный, беззаботный.) 2. Упр. 332 – развивается умение сопоставлять синонимы нейтрального и разговорного стиля речи. Коллективная работа под руководством учителя (задание можно не читать). – Как называются слова, записанные в каждом столбике? С какими словами из упр. 331 они связаны? – Что означает запись в скобках рядом со словами? – Чем же отличаются синонимы в каждом столбике? (Можно после ответов найти подсказку в последнем задании к упр. 332 – после списков слов.) 3. Чтение текста в рамке после упр. 332. – Прочитайте текст изучающим чтением. Что для этого нужно сделать вначале, что потом? – Какие слова требуют вашего комментария? (Просторечие.) – Как вы будете с ними работать? (Найти в словаре толкование этого слова.) – Составьте схему содержания текста, опираясь на ключевые слова. | Коммуникативные УУД 1. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. 2. Свободно излагать содержание в устной форме, соблюдая нормы построения текста. 3. Уметь договариваться о совместной деятельности, работать в парах. 4. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности. |
VI. Развитие учебноязыковых и речевых умений. | 1. Выполнение упражнений. Упр. 333 – развивается умение подбирать синонимы к словам, различать нейтральные и стилистически окрашенные синонимы, обозначать их специальными пометами. Учитель просит прочитать задание перед списком слов, просмотреть примеры. Задаёт вопрос: как будете выполнять задание? Корректирует работу: сначала в паре нужно выписывать нейтральные словасинонимы, а затем стилистически окрашенные. Выполняется самостоятельно с последующей проверкой. Синонимы записываются парами: суметь – ухитриться (разг.), ложь – враньё (разг.) и т.д. Упр. 334 – развивается умение находить в тексте стилистически окрашенные (разговорные) слова, подбирать к ним синонимы. Выполняется самостоятельно (можно в парах). В тетрадях – ряд синонимов: не лезь (разг.) – не приставай, не трогай; поколотить (разг.) – бить и т.д. Проверка коллективная. Упр. 335 – развивается умение отличать стилистически окрашенные слова (разговорные) от нейтральных, подбирать к ним синонимы, составлять предложения. Выполняется устно (коллективно 1й пример, остальные самостоятельно). 2. Чтение текста в рамке после упр. 335. – К какому стилю относятся рассмотренные на уроке тексты? – По каким признакам вы это определили? – Дополните список ключевых слов. (Стиль.) Ответы на вопросы после текста в рамке. 3. Знакомство с разговорным стилем и его особенностями по таблице в рамке. – По какому плану вы будете характеризовать разговорный стиль? Расскажите о разговорном стиле по этому плану. | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы. 2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. Коммуникативные УУД 1. Оформлять свои мысли в устной форме. 2. Свободно излагать содержание в устной форме, соблюдая нормы построения текста. 3. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности. Познавательные УУД 1. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица). 2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему). |
VII. Итог урока. | – Как полученные на уроке знания могут пригодиться в жизни? (Можно быстро ориентироваться в тексте, видя диалог, строить эффективное общение, зная синонимы разной стилистической окраски, правильно записывать диалоги и т.д.) – Какие универсальные умения-действия развивались при работе над текстами? – Оцените свою работу на уроке (по алгоритму). | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ |
VIII. Домашнее задание. | 1. Материал в рамках – читать. 2. Упр. 336. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Стили речи: разговорный стиль"
В данной презентации рассматриваются особенности, признаки и функции разговорного стиля речи, а также приводятся примеры использования разговорного стиля в художественных произведениях....
Урок-практикум в 10 классе. Цель: сформировать умения определять стиль текста, распознавать характерные языковые средства, определять стилистическую окраску слов и выражений.
Задачи урока: повторение и углубление знаний по теме, овладение умениями и навыками в определении стиля текста.Развивающие: с помощью разнообразных упражнений развивать у учащихся логическ...
Разговорная и книжная речь. Характеристика разговорного стиля
Технологическая карта урока...
Методическая разработка урока "Функциональные стили речи русскогоязыка.Разговорный стиль"
Цели: обобщение и углубление знаний о разговорном стиле, об особенностях речевых жанров (письмо, SMS).Обучающие:Систематизировать у учащихся знания о стилях русского литературного языка; повтори...
Стилистически окрашенная лексика
Теоретический материал для 5-6 классов по теме "Стилистически окрашенная лексика"...
8 класс, родной русский язык, 4 четверть. Контрольная работа по темам " Прямые и косвенные доказательства", "Способы опровержения доводов оппонента», «Разговорный стиль», «Самопрезентация», «Научный стиль».
В работе использованы материалы учебника О.М. Александрова.Задания как тестового характера, так и требующие развёрнутого ответа на вопрос. В таблице ниже размещены ответы и критерии оценивания....
Внеурочная деятельность «Стилистически окрашенные слова» 8 класс
Программа направлена на совершенствование умений определять стилистически окрашенные слова в тексте и предназначена для обучающихся 8 классов....