Разговорная и книжная речь. Характеристика разговорного стиля
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Технологическая карта урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Урок №

Дата урока

Тема урока: Разговорная и книжная речь. Характеристика разговорного стиля. §47

Тип урока: Урок развития речи

Цель  урока: знакомство с разными стилями речи; дать понятие «разговорный» и «книжные» стили; научить отличать тексты разных стилей

Планируемые результаты

Предметные

Разбираться в понятиях книжная и разговорная речь, сферах их использования.

метапредметные

Уметь использовать  определенный вид лексики в соответствии с речевой ситуацией

личностные

Формировать культуру общения; Развивать мотивационную основу деятельности

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

- На прошлом уроке мы начали говорить о стилистике. Что она изучает?

- От чего определяется стиль речи? (от речевой ситуации – с кем говоришь, с какой целью, в какой обстановке)

- Сегодня мы продолжим и углубим свои знания по стилистике.

Демонстрируют готовность к уроку, понимают учебную задачу

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей.

  1. Целеполагание

- Чтобы определить тему текста, мы прочитаем название §47.

- О чем вам говорит название параграфа. Можем ли мы сформулировать для себя цель урока, чему мы должны научиться?

- упр. 368 (устно +задания 2, 3, 4)

Читают название параграфа, определяют тему урока и формулируют совместно с учителем учебную цель.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные:  планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями

  1. Планирование учебной деятельности

- Прочитайте материал учебника на стр. 132, перескажите.

Заполним таблицу

сфера общения

стиль

общение людей в быту

разговорный

общение граждан в учреждении

книжный, официально-деловой

агитационно-массовая деятельность (газета, журнал. Листовки и др.)

книжный, публицистический

научная деятельность (научные статьи, работы, учебный материал)

книжный, научный

словесно-художественное творчество

книжный, художественный

- Почему книжными стилями считаются официально-деловой,  публицистический, научный, художественный?

Знакомятся с материалом учебника самостоятельно, заполняют таблицу «Стили русского литературного языка», отвечают на вопросы. Планируют свою дальнейшую деятельность.

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные:  извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные:  строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач.

  1. Самоконтроль

- упр. 369 (письменно)

- упр.370 (обратить внимание на обращения)

Распознавание стилей речи.

- Я зачитаю вам тексты, а вы определите его стиль и докажите правильность своего ответа.

1. Вышел я на поляну..и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком.  Хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик! (разговорный)

2. Снегирь. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера с первым снегом и заморозками . (научный, из словаря)

3. Возле речки, у обрыва,

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко?

Может ей на солнце жарко? (художественный)

Выполняют упражнения, тест, обсуждение выполненных работ. Выявление трудностей и их преодоление.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Информация о домашнем задании

упр.371 (составить два небольших текста)

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Что мы к концу урока с вами научились делать?

- С каким настроением вы уходите с урока?

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать  свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки 2 класс. Проектирование учебного занятия в формате рекомендаций ФГОС. Тема учебного занятия: «Особенности разговорной и музыкальной речи. Интонация».

Открытый урок проводился на окружном семинаре. Дети делились на 4 группы, вели себя очень октивно, урок всем понравился....

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Презентация знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывает особенности языковых средств разговорного стиля ...

Методическая разработка урока "Функциональные стили речи русскогоязыка.Разговорный стиль"

Цели: обобщение и  углубление знаний о разговорном стиле, об особенностях речевых жанров (письмо, SMS).Обучающие:Систематизировать у учащихся знания о стилях русского литературного языка; повтори...

план урока "Разговорная и книжная речь" 5 класс

Данный план обучающиеся могут использовать на уроке русского языка, если учитель работает с классном удаленно....

Разговорная и книжная речь

Разговорная и книжная речь...