Разговорная и книжная речь
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цхай Ирина Александровна

Разговорная и книжная речь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razgovornaya_i_knizhnaya_rech.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

12.09

Тема: «Разговорная и книжная речь».

Тип урока: объяснение нового материала.

Цель урока: выработка умения определять и отличать  разговорную и книжную речь.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте! Присаживаетесь.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Прежде чем мы начнем урок, я предлагаю вам, ребята разыграть диалог. Для этого нужно 2 человека.

Инсценировка ситуации.

Доктор: - Проходите, пожалуйста, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь, молодой человек?

Мальчик: - Приветик!

Д: -На что жалуетесь?

М: - Прихворнул я, что-то горло дерет, крыша болит.

Д: - Температуру измеряли?

М: -  Да вчера градусник кокнул!

Д: -   А чем вы вчера лечились?

М: - Дрыхнул весь день, аж надоела.

Д: - Да… тяжелый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень болен язык. Его срочно лечить нужно.

- Какие слова, по вашему мнению, совершенно неуместно используются в этой речевой ситуации? (приветик, прихворнул, дерет, крыша болит)

- Какой совет вы бы дали мальчику? (нельзя употреблять такие слова в разговоре с доктором. Ребята, какой вывод напрашивается, что  в русском языке есть разговорные слова, которые уместны при употреблении со сверстниками, также есть книжные слова, которые  используются в книгах, официальных беседах).  

- Какова тема нашего урока? (разговорная и книжная речь)

- Какова цель нашего урока?  (учиться различать книжную речь от разговорной).

Сейчас я вам раздам листочки, вы в парах их заполните, а затем проверим.

Признаки

Разговорная речь

Книжная речь

Обдумываем ли заранее мысли?

Отбираем ли заранее языковой материал?

Как чувствуем себя в разговоре? Какие слова употребляем?

Следим ли за  правильностью произношения и ударения?

 РС – с кем говорим?                      РС                              РС

- где говорим?

- с какой целью?

  1. Этап реализации поставленной цели.

   А теперь, предлагаю вам сравнить 2 слова – крошечный и микроскопический (работа со словарями); слова имеют одно лексическое значение, но отличаются по своему употреблению.

- В какой речи употребляем слово крошечный? А микроскопический? – (Первое слово употребляется в разговорной речи, 2ое слово – в книжной речи.)

- А теперь, ребята, самостоятельно сформулируйте и запишите в тетрадь:

Книжные слова – это слова, которые используются в книгах, газетах, официальных выступлениях.

Разговорные слова – это слова, свойственные повседневной, бытовой речи.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

РАЗГОВОРНУЮ И КНИЖНУЮ РЕЧЬ СЕГОДНЯ ИЗУЧАЕМ,

ДРУЖНО ГОЛОВОЮ ПОКАЧАЕМ,
РУКУ ВПРАВО, РУКУ ВЛЕВО,

А ТЕПЕРЬ ВОЗЬМЕМСЯ МЫ ЗА ДЕЛО!

  1. Этап первичного закрепления изученного.

Ребята, представьте, что в пятницу наш класс идет на спектакль. Вам нужно составить 2 текста, в 1м тексте воспользуйтесь разговорной речью (объявить об этом родителям), а во 2м - книжной речью (объявить одноклассникам на уроке).

Тексты (на партах у детей).

Телефон.

- Але! Мишка, это ты? Нет? Позовите Мишку.

- Что случилось?

- Хочу знать, у него задачка сошлась с ответом?

- А кто это говорит?

- Санька.

- Скажи, Саша, шепотом спросила бабушка Ивановых, в этой задачке не спрашивается, удобно ли звонить так поздно?

- Не, - удивился Саня. – А чё тут такого?

(Признаки разговорной речи видны в словах мальчика. Его речь имеет свободный порядок слов. Неполные предложения. Используется диалог).

В Перми и Пермском крае сегодня ожидается переменная облачность, временами снег. Ветер слабый. Температура днем минус 10-12  градусов.

 5. Домашнее задание.

1. Найти примеры текстов разговорной и книжной речи, доказать их принадлежность.

2. Составить диалог (инсценировка какой-либо ситуации в школе, на улице и т.д.)

6. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какова была цель урока? Достигнута ли она?

- С какими трудностями вам пришлось столкнуться при изучении данной темы урока?

- Пригодится ли вам эта тема в жизни?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слова книжные и разговорные. Урок русского языка. 5 класс.

Тип урока: объяснение нового материала. Цели урока: организация работы в классе для открытия и закрепления нового материала; выработка умения определять и отличать слова друг от друга; принимать решен...

Урок музыки 2 класс. Проектирование учебного занятия в формате рекомендаций ФГОС. Тема учебного занятия: «Особенности разговорной и музыкальной речи. Интонация».

Открытый урок проводился на окружном семинаре. Дети делились на 4 группы, вели себя очень октивно, урок всем понравился....

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Презентация знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывает особенности языковых средств разговорного стиля ...

план урока "Разговорная и книжная речь" 5 класс

Данный план обучающиеся могут использовать на уроке русского языка, если учитель работает с классном удаленно....