Приставки пре- и при-
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Нестерова Ирина Валериановна

Конспект урока  5 класс ФГОС. Имеет практическую значимость для работы с любым УМК

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Автор материала (ФИО)

НЕСТЕРОВА ИРИНА ВАЛЕРИАНОВНА

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1   Кувандыкского городского округа Оренбургской области»

Название материала

 

 Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС

Тема урока: Приставки пре- и при-

 

Класс (возраст)

5  класс

Учебный предмет

Русский язык

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

 Русский язык  (автор УМК Е.А.Быстрова)

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ  и другие)

текстовый документ, презентация

Техническое оснащение

Компьютер, интерактивная доска, проектор

Цели/

Задачи материала

   Цель урока:  

 познакомить с приставками пре- и при- ; правилами их написания  

Краткое описание работы с ресурсом

(на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивидуальная, групповая и другое, на усмотрение автора).

 Ресурс имеет практическую значимость  при изучении раздела «Морфемика. Словообразование. Орфография», применим к любому УМК



Предварительный просмотр:

Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС

Тема урока: Приставки пре - и при -

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: познакомить с приставками пре- и при- ; правилами их написания  

Ожидаемые результаты

Предметные:  

Знать:  что приставка – значимая часть слова ; о роли приставок как средства образования слов.

     Уметь: выделять приставки в словах; определять их значение.

       грамотно использовать слова с приставками в устной и письменной речи в соответствии с речевой ситуацией;

Метапредметные:

Личностные

Руководствоваться значимыми учебными мотивами

Определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве

Пользоваться формулами речевого этикета

Воспитывать культуру общения в устной и письменной речи.

Регулятивные

Понимать смысл условных обозначений и пользоваться ими

Определять и формулировать цель деятельности

Учиться работать по предложенному плану

Осознавать качество и уровень усвоения знаний

Вносить необходимые коррективы в действия после их завершения

Оценить правильность выполнения действия

Познавательные

Анализировать объекты с целью выделения признаков, осуществлять классификацию, сравнения, подводить под понятие

Самостоятельное создавать способы решения проблем творческого и поискового характера;

Анализировать деятельность на уроке

Отличать новые знания от известного

 Коммуникативные

 Уметь правильно задать вопрос для получения необходимой информации

Оформляют внутреннюю речь во внешнюю

Уметь договариваться с людьми для того, чтобы сделать что-то сообща

Уметь слушать и слышать, понимать речь других

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что смогу»;

Учитель дает положительный эмоциональный настрой, организует, проверяет готовность уч-ся к уроку

- Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте?

Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

- Присаживайтесь на места. На сегодняшнем уроке нам понадобятся знания прошлого урока, ваше внимание и сосредоточенность. Итак, начнем.

Готовятся к уроку  

Личностные

определяют под руководством учителя общие правила  поведения при сотрудничестве; руководствуются значимыми учебными  мотивами;

самоопределение.  

Коммуникативные умение отвечать за себя и других участников учебного процесса

II. Актуализация опорных знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Учитель активизирует ведущие формы деятельности, мотивирует к пробному учебному действию, создает проблемную ситуацию

  Слайд №2 проверка домашнего задания

Слайд №3

Двадцатое января

Классная работа

- До Олимпиады осталось 18 дней. Сделаем первые шаги  не в спорте, а в науке с надеждой, что кто-то из вас через несколько лет будет выступать на настоящей олимпиаде. В качестве спортсмена или волонтера.

   Предлагает повторить тему «Морфемика»

Слайд №4 Разминка

Слайд№5

- С Древней Греции, с Эллады,
взял пример и новый век,
возродил Олимпиады
современный человек.

 -назовите слова с приставками (возродил, современный)

- Кто догадался, о чем будем говорить на  уроке?(о приставках)

-А что такое приставка?( Какую роль играют приставки?(служат для образования новых слов)

Слайд №6

-Подумайте, что общего имеют выделенные слова (приставки при- и пре-)

-кто может сформулировать тему урока?

Фиксируют индивидуальные затруднения

 Осуществляют самопроверку

Дают ответ

Выделяют признак

Выставляют  себе оценку

Отвечают на вопросы

Регулятивные

Выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения, фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения  

коммуникативные Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений, уметь слушать и слышать, оформление внутренней речи во внешнюю

познавательные

Анализировать объекты с целью выделения признаков, осуществлять классификацию, сравнения, подводить под понятие

III. Постановка учебной задачи

Цель этапа: обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока

Учитель озвучивает тему урока и цель, уточняет понимание уч-ся поставленных учебных задач урока

Слайд№ 7тема урока

- Сформулируйте вопросы к теме.   Какие учебные задачи нам предстоит решить на уроке?

Учитель задает/ записывает на доске/ проблемные вопросы. Побуждает к высказыванию своего мнения. Координирует действия. Создаёт условия для проблемной ситуации в технологии проблемного (побуждающего от проблемы) диалога.

Проводит параллель с ранее изученным матери алом.

 Записывают   тему урока в тетрадь

Ставят вопросы к теме

Личностные

уч-ся задается вопросом: какое  значение и какой смысл имеют меня полученные знания и уметь на него отвечать

Регулятивные целеполагание, составление плана действий

Познавательные

Самостоятельное и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера

Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

IV. «Открытие нового знания»

Цель этапа:  решение учебных задач

проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Учитель  формулирует задания, организует работу уч-ся

 Разъясняет действия.

 Слайд №8 Какое общее значение имеют слова?(приближение)

Слайд№ 9правило стих

Слайд №10 какое общее значение имеют слова? (присоединение)

Слайд №11правило-стих

Слайд№12 выясните значение приставки (нахождение около чего-то)

Слайд№13 запомни! (неполнота действия)

Слайд№ 14правило-стих

Слайд№ 15замените словосочетания одним словом

Слайд№ 16 основание для написания – смысл

Слайд№ 17вывод- смысловое значение приставки при-

Слайд№18 работа в тетрадях по рядам + самопроверка с экрана

 

 -как звучит тема урока? (приставки пре-и при-)
слайд№ 19 –

проанализируйте, какое смысловое значение имеет приставка пре-? (очень)

слайд№ 20 пре- = очень

слайд№ 21 сформулируйте правмло(пре-=пере-)

слайд№ 22 вывод- смысловые значения приставки пре-

Дают краткий ответ

Работают   с проговариванием в громкой речи

Выполняют задания  

 

Работают в тетрадях по рядам и проводят самопроверку по эталону

Познавательные

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие;  

Коммуникативные

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Личностные

Оценивание усваемого содержания  

проявляет познавательный интерес к учебной деятельности

Регулятивные обнаружение отклонений от эталона; понимают смысл условных обозначений и пользуются ими

Контроль, коррекция, оценка  Познавательные  поиск и выделение необходимой информации;   находят ответы в иллюстрации

Коммуникативные инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

V. Первичное закрепление

Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности, проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала

Учитель устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение; подводит уч-ся к выводу.  Организует работу  учащихся, консультирует, координирует, стимулирует деятельность учащихся, отслеживает правильность выполнения работы  учащимися

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ  упр.73 Стр.47 (устно) –какое значение имеет приставка пре- в данных словах?

 

Уч-ся  решают типовые задачи  

Читают слова и отвечают на вопросы

Личностные определяют под руководством учителя общие правила поведения

Познавательные подведение под понятие; самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера

Регулятивные

саморегуляция; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Коммуникативные

управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: осознание каждым уч-ся степени овладения полученными знаниями -каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет

Учитель  контролирует выполнение работы, организует взаимопроверку, коллективную проверку

  Слайд №23 выполните задания самостоятельно. Секретарь, печатая, пропустила буквы. Отредактируйте текст.

Слайд№24 - Проверьте друг у друга в паре

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Уч-ся осуществляют самопроверку, самооценку

Работают в парах

Работают в парах, оценивают работу

Личностные самоопределение; наличие адекватной позитивной самооценки, самоуважения

Регулятивные контроль, коррекция, осознание качества и уровень усвоения

Познавательные  самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные формулируют собственное мнение и позицию

VII. Включение нового знания в систему и повторение

Цель: тренировка и активизация употребления новых знаний, включение нового в систему

Учитель формулирует задание; проводит параллель с ранее изученным материалом

-Теперь я вижу, мы – одна страна- одна команда. Поработаем в командах-группах.

Составьте по два предложения с данными словосочетаниями.  (смотри пиктограммы в приложении)

Проверяем.

  

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.   Упр. 79 стр. 49 /упр. 81 стр. 50 / упр. 80 стр.50 ( на выбор уч-ся)

Учитель  дает комментарий к домашнему заданию. Уточняет понимание задания.

 

         

Уч-ся решают типовые задания, которые содержат новый алгоритм или новое понятие; выполняют упражнения, в которых новое знание используется вместе с ранее изученным

   

Работают в группах

   

 

Личностные определяют границы применимости новых знаний; оценивают усваиваемое содержание (исходя из социальных и личностных ценностей)

Регулятивные коррекция; осознание качества и уровня усвоения; при выполнении действий ориентируются на правило контроля и успешно используют его в процессе выполнения упражнений

Познавательные ориентируются на разнообразие способов решения задач; анализируют объекты с целью выделения признаков; проводят сравнение и  классификацию; используют имеющиеся знания; используют знаково-символические средства; находят ответы на вопросы в иллюстрациях

Коммуникативные владение монологической и диалогической формами речи;

Отвечают на вопросы;

Оформляют внутреннюю речь во внутреннюю

VIII.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Подведем итог.

Учитель организует рефлексию через подводящий диалог.

 

Учитель  отмечает степень вовлеченности уч-ся в работу на уроке;

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Уточняет понимание задания, осуществляет индивидуальный контроль 

- Проставьте плюсы в отсеках нашей мишени.

-Где  могут пригодиться эти знания?

-Что было сложным?

-Что осталось непонятным по теме урока?

-Какие моменты урока вам понравились больше всего?

-Кто готов оценить свою работу на уроке?

Дают ответы на вопросы

  формулируют конечный результат своей работы на уроке; называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

 

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Личностные

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям,  правильно идентифицирует себя с позиции учащегося;

 Регулятивные

 вносят необходимые

 коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок

Познавательные рефлексия способов и условий действия; формирование внутреннего плана дальнейших действий

Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и аргументация своего мнения, учёт разных мнений



                                                                                                                                                                                               

 



Предварительный просмотр:

Весь день шел Иванушка, и пр…вела его тропинка к пр…высокой стене. Пр…сел он на пр…дорожный камень и пр…горюнился. Как пр…граду пр…одолеть? И пр…звал он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Пр…бегай ко мне, дружок!»

Весь день шел Иванушка, и пр…вела его тропинка к пр…высокой стене. Пр…сел он на пр…дорожный камень и пр…горюнился. Как пр…граду пр…одолеть? И пр…звал он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Пр…бегай ко мне, дружок!»

Весь день шел Иванушка, и пр…вела его тропинка к пр…высокой стене. Пр…сел он на пр…дорожный камень и пр…горюнился. Как пр…граду пр…одолеть? И пр…звал он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Пр…бегай ко мне, дружок!»

Весь день шел Иванушка, и пр…вела его тропинка к пр…высокой стене. Пр…сел он на пр…дорожный камень и пр…горюнился. Как пр…граду пр…одолеть? И пр…звал он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Пр…бегай ко мне, дружок!»



Предварительный просмотр:

0_9d72d_39c08034_XL         

проходить дистанцию

выиграть забег

обогнать соперника

превосходный результат

передать эстафету

покататься на лыжах

отработать программу

прибежать на каток

превосходный результат

порадовать болельщиков

0_9d72a_313ca0d3_XL

обогнать соперника

приходить к финишу

оторваться от соперника

подсчитать очки

отстрелять без промаха

0_9d729_6f746d24_XL

открыть счет

отыграть шайбу

обхитрить нападающего

защитить ворота

выиграть матч

0_9d72b_77eb537c_XL

удержаться на виражах

покататься на сноуборде

превосходный результат

порадовать фанатов

приехать на стадион

Image2445

Image2445


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 5 класс

Слайд 2

Проверь! Упр.72 стр.46 Под ы тожить, без ы дейный, без ы мянный, р аз ы скать, пред ы дущий, об ы ндеветь, меж и здательский , от ы скать, сверх и нтересный, с ы змальства, из ы мать, из ы скать, под ы грать, вз ы скательный, от ы грываться, пред ы стория.

Слайд 3

Двадцатое января Классная работа

Слайд 4

Р азминка. Составьте целые слова из слогов, записанных в разных колонках. Ста….. жи Ба …… бол Сам….. ризм Лы …. дион Шаш …. бо Мара …… тут Ганд …. фон Авто…… ки Ту…… дром

Слайд 5

Найдите! Слова с приставкой. С Древней Греции, с Эллады, Взял пример и новый век, Возродил Олимпиады Современный человек.

Слайд 6

Подумайте! Что общего имеют выделенные слова? 1) Час обеда ПРИ БЛИЖАЛСЯ, Топот по двору раздался. 2) Кто-то терем ПРИ БИРАЛ Да хозяев поджидал. 3) Пирожок лишь разломила Да кусочек ПРИ КУСИЛА. 4) Здравствуй, князь ты мой ПРЕ КРАСНЫЙ! Что ж ты тих, как день ненастный? 5) Только поп один Балду не любит, Никогда его не ПРИ ГОЛУБИТ. 6) ПРИ ПЛЫЛА к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

Слайд 7

Двадцатое января Классная работа Приставки пре- и при-

Слайд 8

Понаблюдайте! Какое общее значение имеют слова? финиш при тащился при шел при скакал при близился при бежал

Слайд 9

При был ли поезд, при плыл пароход, Космонавт при летел из вселенной- В словах при дет, при летит, при плывет Пишется ПРИ- , несомненно. финиш при тащился при шел при скакал при близился при бежал

Слайд 10

при- шил бил вязал Подумайте! Какое общее значение имеют слова? ставил присоединил

Слайд 11

Винт при винтил, при крутил колесо, При клеил, при шил умело - Пишем мы ПРИ- , говоря обо всем, Что добрые руки при делали. при- шил бил вязал

Слайд 12

Выясните еще одно значение приставки ПРИ- Образуйте с помощью приставки при- имена прилагательные от данных слов. Вот так: Участок при школе - Пришкольный участок Край при море - Приморский край Канава при дороге - Придорожная канава Посёлок при городе - Пригородный посёлок нахождение около чего - то ПРИ - обозначает Вывод:

Слайд 13

Запомни! Если что-то делается не до конца, не очень сильно, немного или ненадолго, такие действия называются неполными, незаконченным. Слова их обозначающие, пишутся с приставкой ПРИ- ПРИ - открыл горел гнуться

Слайд 14

Язык при кусил - не совсем откусил, При горело – не значит сгорит. Помни – что сделано, но не совсем, Пишем с приставкой ПРИ- . при- ? горел

Слайд 15

Замените словосочетания одним словом: Немного поднял – Немного хромает – Слегка коснулся – не совсем заглушил - приподнял прихрамывает прикоснулся приглушил

Слайд 16

Основание для правописания – смысл. Сделаем вывод.

Слайд 17

Смысловое значение приставки ПРИ- ЗНАЧЕНИЕ ПРИБЛИЖЕНИЯ (прибыть, прилететь) ЗНАЧЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ БЛИЗОСТИ (пригородный) ЗНАЧЕНИЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ (приклеить, пришить) СОВЕРШЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ НЕ В ПОЛНОМ ОБЪЁМЕ (прикусить, пригореть)

Слайд 18

Запишите данные слова так: 1 ряд 2 ряд 3 ряд Значение приближения Значение присоединения Значение нахождения около чего-то Приморский, прилетел, прилепил, приходил, прикаспийский, прибывший, причалить, приколотить, приползти, привинтить. п риморский прикаспийский прилетел приходил прибывший приползти прилепил причалить приколотить привинтить

Слайд 19

В прекрасном замке на горе Жила-была приставка пре- Особа пре отважная, Важная- пре важная, Гордая- пре гордая , Добрая- пре добрая. Её считали очень мудрой И называли все Пре мудрой. Проанализируйте! Какое смысловое значение имеет приставка?

Слайд 20

ПРЕ - = ОЧЕНЬ ПРЕ высокий ПРЕ красный

Слайд 21

Сформулируйте правило. Пре пере = градить городить

Слайд 22

Смысловое значение приставки ПРЕ- ЗНАЧЕНИЕ ВЫСОКОЙ СТЕПЕНИ КАЧЕСТВА (=ОЧЕНЬ) (предобрый, предлинный) БЛИЗКА ПО ЗНАЧЕНИЮ ПРИСТАВКИ ПЕРЕ- (преграда, прервать)

Слайд 23

В ыполни задание. Секретарь, печатая, пропустила буквы. Вам предлагается отредактировать текст. Весь день шел Иванушка, и пр…вела его тропинка к пр…высокой стене. Пр…сел он на пр…дорожный камень и пр…горюнился. Как пр…граду пр…одолеть? И пр…звал он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Пр…бегай ко мне, дружок!»

Слайд 24

ПРОВЕРЬТЕ друг у друга! Весь день шел Иванушка, и пр и вела его тропинка к пр е высокой стене. Пр и сел он на пр и дорожный камень и пр и горюнился. Как пр е граду пр е одолеть? И пр и звал он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Пр и бегай ко мне, дружок!»

Слайд 25

Упр. 79 стр. 49 упр . 81 стр. 50 упр. 80 стр.50 ( на выбор ) Домашнее задание

Слайд 26

Подведем итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока русского языка. Понятие о приставке.

Данная мини-презентация дает понятие учащимся 5 класса коррекционной школы VIII вида о приставке, о её роли в нашей речи...

Методическая разработка. Орфография. Ы, И в приставках.

Задания предназначены тем, кто решил избавиться от ошибок в письменной речи. Русский язык по праву считается одним из самых трудных, и наибольшие трудности вызывает орфография и пунктуация. Кто ...

Урок русского языка в 6 классе коррекционной школы VIII вида "Предлоги и приставки"

Повторительно - обобщающий урок по теме "Состав слова"...

Тест для подготовки к ГИА. А6. Приставки пре-при

Интерактивный тест для подготовки к ГИА.9 класс.Пристаки пре-при....

диктант для 6 класса по теме "приставки пре- и при-".

использовать при или после изучения темы "приставки пре- и при-"...

Приставка

Логопедическое занятие по коррекции аграмматической дисграфии во втором классе. В презентации использовано пособие Мазановой Е. В. Презентация позволяет сделать урок более динамичны м и красочным....