"Лингвистическое ассорти"
презентация к уроку по русскому языку (5, 6, 7 класс) на тему

Фокина Светлана Павловна

Презентация игры будет интересна обучающимся 5-7 классов при закреплении темы "Морфология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvisticheskoe_assorti.pptx992.43 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИГРА Лингвистическое ассорти

Слайд 2

Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью... А. И. Куприн

Слайд 3

орфография морфемика фразеология фонетика лексика пунктуация Второй тур Первый тур

Слайд 4

1. Какие согласные всегда глухие? 2. Сколько раз звук [ ц ] встречается в предложении? Два цветочка в цветнике разрастаются, листочками переплетаются, солнышку улыбаются.

Слайд 5

1. Федя Словарёв привёл примеры слов, начинающихся с буквы а : авиация, аккомпанировать, апельсин, аттестат, аксессуар, аптимизм , акробат. Есть ли у него ошибки? 2. Федя думает, что слова (без) спросу, (без) толку, (без) устали, (без) разбору пишутся раздельно. Прав ли он?

Слайд 6

1. Марфа думает, что все прилагательные, образованные от существительных - названий месяцев, пишутся с мягким знаком, точно так же, как слова: сентябрь - сентябрьский , ноябрь- ноябрьский , декабрь - декабрьский . Верно ли это? 2. Марфа решила, что слова пр…сесть , пр… морский , пр …милый , пр… ближался , пр … градить , пр …касаться , пр…клеить пишутся с буквой и . Правильно ли это?

Слайд 7

2. Объясните смысл выражения « ахилессова пята». С каким историческим персонажем оно связано? Объясните значения фразеологизмов голыми руками взять; водить за нос; без сучка без задоринки; зарубить себе на носу; держать в ежовых рукавицах; чужими руками жар загребать.

Слайд 8

Определите, где верно указаны синонимы: одарённый – талантливый; ликовать – торжествовать; благородный – спокойный; хитрый – лукавый; радушный – гостеприимный. 2. Слова, употребляемые жителями той или иной области, называются: диалектными; профессиональными; устаревшими; заимствованными.

Слайд 9

1. О каких знаках препинания идет речь? Когда слова гремели и блистали, Я в моде был, я был на пьедестале! Однако время новое настало - Оно меня и свергло с пьедестала. Что о себе сказать могу? Согнула жизнь меня в дугу. За свой характер я плачу – За то, что много знать хочу. Известно миру с давних пор, Что знак и я немаловажный И не окончен разговор… И начинает думать каждый. 2. Какой знак препинания впервые был введен Н.М.Карамзиным? В каких случаях мы ставим этот знак препинания?

Слайд 10

имя существительное наречие и мя прилагательное глагол и мя числительное местоимение Третий тур Второй тур

Слайд 11

1. Укажите неверное утверждение «Молоко», «сахар», «снег» – вещественные существительные. «Чтение», «упрямство», «храбрость» - отвлечённые существительные. «Детвора», «студенчество», «листья» – собирательные существительные. «Свеча», «страна», «песня» – конкретные существительные. 3. Какая из национальностей написана с ошибкой? А. Полька В. Молдаванка Б. Латвийка Г. Датчанка 2. Марфа решила, что слова: обжора, соня, задира и зазнайка женского рода, так как они имеют окончание -а и -я. Правильно ли это?

Слайд 12

1. В каком наречии нужно заменить шипящую согласную другой шипящей, чтобы из предметов, идущих друг за другом, получить беспорядочную смесь? 2. Какое наречие состоит из птицы и бесформенного куска? 3. Подберите несколько наречий, конечной буквой которых был бы противительный союз.

Слайд 13

1. Каким членом предложения могут быть прилагательные в сравнительной степени? 2. Изменяются ли прилагательных в простой сравнительной степени по родам, падежам и числам? 3. Изменяются ли краткие прилагательные по падежам?

Слайд 14

Укажите глаголы совершенного вида. Тут Соловей являть своё искусство стал: Защелкал, засвистал. На тысячу ладов тянул, переливался. 2. Укажите предложения с переходными глаголами. А) Люблю родную сторону во всём её наряде скромном. Б) Мужество рождается в борьбе. В) Красота спасёт мир. Г) Он обезумел от страха. 3. Укажите наклонение глаголов в следующих предложениях: Выйдите через калитку . Когда выйдете , поверните направо .

Слайд 15

1.Нужен ли мягкий знак в числительных: 50, 60, 70, 80, 500, 600, 700, 800? 2.Укажите, где есть числительные: а) тройка за ответ; б) дюжина яблок; в) двойной удар; г) первый том; д) полтора метра; е) обе подруги. 3.Расшифруйте слова: по2л,элек3к, 100л, ви3на, па3от, о5, 100рона, 100янка, пи100лет, 40а, 7я, 100п.

Слайд 16

Определите разряды местоимений На рыбную ловлю мы отправились той дорогой, которая вела к озеру. На всякий случай мы взяли с собой свои купальные принадлежности. Некоторое время мы ничего не видели, кроме зарослей. Что блеснуло вдалеке? Наконец-то озеро. 2. Какое местоимение женского рода превратилось в существительное, обозначающее спортивный термин? 3. Какие три местоимения могут быть и личными, и притяжательными?

Слайд 17

причастие деепричастие предлог союз четвертый тур Третий тур

Слайд 18

1. Назовите суффиксы действительных и страдательных причастий. Приведите примеры причастий. 2. От чего зависит написание суффикса причастий настоящего времени? Катя Морфоложкина написала: стелющий, держащий, гонящий, терпящий, дышащий, оберегаемый, видимый. Правильно ли это? 3. Признаки каких частей речи совмещают причастия?

Слайд 19

Отредактируйте предложения: Падая, из стаканов вылилась вода. Он сидел, облокотившись локтями о стол. Вовка гладил Шарика по спине, виляя хвостом. Вася был уставши. 2. Найди верные утверждения. Деепричастия обозначают добавочное действие. Деепричастия в предложении выполняют роль обстоятельств. Деепричастие – неизменяемая часть речи. Деепричастие «чувствуя» совершенного вида. НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимым словом. Деепричастные обороты всегда выделяются запятыми. Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос «что сделав?». Деепричастия не имеют окончаний.

Слайд 20

1. Название какого очень распространенного дерева состоит из четырёх предлогов? 2. Из каких трёх предлогов можно составить название домашнего животного? 3. Из каких четырёх предлогов можно составить название важной принадлежности велосипеда, без которой не следует отправляться в дальнюю поездку?

Слайд 21

Мой первый слог — на дереве, Второй мой слог — союз. А в целом я — материя И на костюм гожусь. Отгадайте шарады Бывает много странного на свете: Вот вам предлог, союз и вновь предлог, А целое в лесу я как-то встретил, Со страху еле ноги уволок. Первый слог мой каждый знает — В классах он всегда бывает. Мы к нему союз прибавим, Сзади дерево поставим. Чтобы целое узнать, Город следует назвать.

Слайд 22

ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! Ждёт вас новое испытание! Ох, и трудное предстоит вам задание! Пассивных сейчас быть не должно. Помните: «Один за всех, и все за одного!»

Слайд 23

Исправьте речевые и грамматические ошибки 1. Утерян кошелек с семьсот тридцатью рублями. 2. Трое спортсменок выступили очень удачно. 3. В магазин привезли красивую тюль. 4. Старик обратно вернулся домой. 5. Он рассказал автобиографию своей жизни 6. Ему была представлена возможность поехать на юг. 7. Все гости получили памятные сувениры. 8. Прыгая с ветки на ветку, мы поймали белку. 9. Подъезжая к лесу, выскочил заяц. 10. Детвора готовились к празднику. 11. Все радовались красотой природы 12. Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.

Слайд 24

ВОПРОС - ШУТКА КАК СКАЗАТЬ ПРАВИЛЬНО? У рыбов нет зубов. У рыбей нет зубей . У рыб нет зубьев.

Слайд 25

СПАСИБО ЗА ИГРУ!

Слайд 26

Использованные ресурсы: Александрова Г. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник»). Санкт-Петербург, « Тригон », 1997 http:// russkiy-na-5.ru/articles/332

Слайд 27

Работа выполнена Светланой Павловной Фокиной, учителем русского языка и литературы МБОУ « Малошуйская СОШ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лингвистическое ассорти". Интеллектуальная игра по русскому языку. 5 класс

"Лингвистическое ассорти" - интеллектуально-познавательная игра для пятиклассников по русскому языку.  Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ин...

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

"Лингвистическое ассорти"(занимательная игра для 7-8 классов по русскому языку).

Данная игра может быть проведена на параллели 7-х или 8-х классов в рамках предметной недели....

Урок-игра "Лингвистическое ассорти"

Занимательный  урок  русского  языка   рассчитан  на  обучающихся  6-7  классов. Можно  провести  как  итоговый  урок  в  конце...

Урок-игра "Лингвистическое ассорти"

Занимательный  урок  русского  языка  для  обучающихся  6-7  классов  можно  провести  как  итоговый  или  в  рамках  Недели...

Лингвистическое ассорти

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Лингвистическое ассорти", вечер русского языка для 7-8 классов...