Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 9 класса  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_9rya.doc296 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 9 класса  составлена на основе следующих документов:

  • Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования 2004 года (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N 69)
  • Примерной программы основного общего образования по русскому языку

Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий  разделы:

  1. пояснительную записку
  2. требования к уровню подготовки учащихся
  3. учебно-тематический план
  4. содержание тем учебного курса
  5. календарно-тематическое планирование
  6. контроль уровня обученности
  7. учебно-методические материалы

                Общая характеристика учебного предмета

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и учёных-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально – культурной специфики языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Учебный предмет «Русский язык» в образовательных учреждениях с русским языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребёнка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых в школе учебных предметов.

Цели обучения

Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: 

-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовой ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- развитие  речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка  речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

-применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 9 классе в объеме 70 часов,  учебным планом  МОБУ «СОШ №34» предусмотрено изучение русского языка в 9 классе в объеме 70 часов  (2 часа в неделю). Таким образом, рабочая программа по русскому языку рассчитана  на 70 часов.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Принципы отбора материала.

В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

Сроки реализации программы –  1 год.

2. Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 9 класса, т.е. требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы по русскому языку

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать и понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация peче вого общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь: РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

  • фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
  • формулировать вопросы по содержанию текста;

-        замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:

  • понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
  • составлять конспект прочитанного текста;
  • оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
  • прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

  • создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
  • владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

-        строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
ПИСЬМО:

  • владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
  • писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
  • вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
  • писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
  • составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
  • совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

ТЕКСТ:

-        проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основ
ная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

-        правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

-        анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения
'.орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

  • владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
  • толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
  • пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
  • опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

-        разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики
пользоваться разными видами толковых словарей;

  • верно использовать термины в текстах научного стиля;
  • оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
  • проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

  • распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
  • правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
  • определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
  • опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

  • применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
  • пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
  • проводить орфографический анализ текста;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

  • различать изученные виды простых и сложных предложений;
  • интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
  • составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировав предложения по заданным схемам;
  • уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
  • правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь к венной;
  • проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
  • устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
  • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
  • применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания простом и сложном предложениях, используя на    письме специальные графические о" значения;
  • строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
  • самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
  • проводить пунктуационный анализ текста;
  • аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

3. Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

работ (из общего кол-ва)

Развитие речи

(из общего кол-ва)

Международное значение русского языка

1

Повторение пройденного в 5 - 8 классах

6

1

2

Сложное предложение. Культура речи. Сложные предложения

1

Союзные сложные предложения.  

6

1

Сложносочиненные предложения

7

1

2

Сложноподчиненные предложения

22

1

4

Бессоюзные сложные предложения

8

1

2

Сложные предложения с различными видами связи

9

1

2

Общие сведения о языке

2

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

8

1

2

ИТОГО

70

7

14

Рабочая программа по русскому языку в IX классе рассчитана на 70 учебных часа (2 часа в неделю); из них на развитие речи отводится всего 14 часов, на контрольные работы – 7 часов.

4. Содержание тем учебного курса

Международное значение русского языка (1 ч)

Повторение пройденного в 5 - 8 классах (4 ч + 2 ч)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи

Сложные предложения (1 ч)

Союзные сложные предложения.  (6 ч)

Сложносочиненные предложения (5 ч + 2 ч)

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения (18 ч + 4 ч)

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения (6 ч + 2 ч)

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи (7 ч + 2 ч)

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке (2 ч)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (6 ч + 2 ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

5. Календарно-тематическое планирование 

1 четверть

(17 часов, из них 2 ч. отведено на уроки развития речи)

№ п/п

Дата

Раздел/тема

Обязательный минимум

Планируемые результаты

Задание на дом

Примечание (повторение, подготовка к ГРЭ)

план

факт

1.

Понятие о русском литературном языке и его нормах. Международное значение русского языка

Русский    литературный язык   -   основа    национального     русского языка.      Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка от языка    художественной литературы.

Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.

Международное значение русского языка

Знать, почему русский язык является мировым языком, избираемым для широкого международного общения и сотрудничества, понимать общечеловеческую значимость всей культуры, созданной на русском языке, краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.

Уметь находить отличия литературного языка от языка    художественной литературы.

Упр. 6

Стили текста, типы речи

2.

Р.Р. Устная и письменная речь. Монолог, диалог

Разновидности речевого общения: неопосредованное и опосредованное; устное и письменное; диалогическое и монологическое; их особенности

Устное сочинение – рассуждение  «Чем отличается монолог от диалога»

Знать разновидности речевого общения.

Уметь вести диалог, владеть основными нормами построения устного и письменного высказывания, выразительной интонацией

П.1-2, упр. 15

Средства выделения частей высказывания (разделы, главы, параграфы, абзацы) и средства выделения смысла отдельных частей предложения (знаки препинания, шрифт, цвет)

3.

Стили языка

Стили речи. Сфера употребления, задачи речи, языковые средства, характерные для каждого стиля. Основные жанры стилей

Знать названия стилей.

Уметь различать стили, определять их жанры, тему, основную мысль текста, тип, создавать собственное высказывание, учитывая выразительные средства каждого стиля речи

П. 3, упр. 24

Повторить смысловую и композиционную целостность текста: вступление заключение, основная часть. Повторить основные признаки текста: относительная завершенность текста, законченность и видовременное единство.

4.

Простое предложение и его грамматическая основа

Синтаксис и пунктуация простого предложения. Способы выражения главных членов предложения; виды предложений по наличию главных членов; виды односоставных предложений

Знать определения простого предложения, д/с, о/с, о/л, н/л, б/л, н.

Уметь производить полный синтаксический анализ простого предложения, давать характеристику, строить схему

П. 4, упр 31

Классификацию простых предложений по наличию главных членов, второстепенных членов, по пропуску какого–либо члена предложения, виды односоставных предложений

5.

Предложения с обособленными членами

Предложения с обособленными второстепенными членами. Виды обособлений

Знать определения второстепенных членов предложения.

Уметь опознавать предложения с обособленными членами, устанавливать смысловую и интонационную связь, использовать в речи

П. 5, упр. 35

Правописание суффиксов причастий и прилагательных, не с причастиями, историзмы, архаизмы

6.

Предложения с обособленными членами

Предложения с обособленными второстепенными членами. Виды обособлений

Знать определения второстепенных членов предложения.

Уметь опознавать предложения с обособленными членами, устанавливать смысловую и интонационную связь, использовать в речи

П. 5, упр. 36

Правописание суффиксов причастий и прилагательных, не с причастиями, историзмы, архаизмы

7.

Обращения, вводные слова и вставные конструкции

Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями

Знать определения предложений с обращениями, с вводными словами и вставными конструкциями.

Уметь интонационно выразительно читать предложения, объяснять постановку знаков препинания

П. 6, упр. 40

Письмо, диалог, интонацию вводности (паузы, понижение силы голоса, более быстрое их проговаривание)

8.

Обращения, вводные слова и вставные конструкции

Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями

Знать определения предложений с обращениями, с вводными словами и вставными конструкциями.

Уметь интонационно выразительно читать предложения, объяснять постановку знаков препинания

П. 6, упр. 41

Письмо, диалог, интонацию вводности (паузы, понижение силы голоса, более быстрое их проговаривание)

9.

Входной контрольный диктант

Орфография и пунктуация

Повторение изученного в 5-8 классах. Уметь  правильно воспринимать звучащий текст, правильно записать и оформить в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами

ГРЭ

Часть 2, з.2-14

10.

Анализ контрольного диктанта. Понятие о сложном предложении

Сложное   предложение как единица синтаксиса. Смысловое, структурное и интонационное единство   частей   сложного предложения. Основные средства синтаксической связи   между   частями сложного предложения

Повторить и углубить сведения о сложном предложении, известные в курсе 5-8 классах, начать работу над формированием умений различать виды сложных предложений и по значению и средствам связи

П. 7, упр. 44

Правописание гласных в корне слова, буквы е и и  в безударных окончаниях существительных, постановка знаков препинания при причастном обороте

11.

Союзные и бессоюзные сложные предложения

Типы сложных предложений. Смысловые отношения   между   простыми предложениями в составе сложного. Знаки препинания в союзных   и   бессоюзных предложениях

Вспомнить сведения о том, что в зависимости  от средств связи между частями сложного предложения выделяются бессоюзные и союзные сложные предложения . Отработать умения различать простые и сложные предложения, определять средства связи частей сложного предложения, разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова

П. 8, упр. 51

Синтаксический разбор предложений, постановку знаков препинания в сложном предложении. Правописание безударных гласных корня, букв н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

12.

Союзные и бессоюзные сложные предложения

Типы сложных предложений. Смысловые отношения   между   простыми предложениями в составе сложного. Знаки препинания в союзных   и   бессоюзных предложениях

Вспомнить сведения о том, что в зависимости  от средств связи между частями сложного предложения выделяются бессоюзные и союзные сложные предложения . Отработать умения различать простые и сложные предложения, определять средства связи частей сложного предложения, разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова

П. 8, упр. 52

Синтаксический разбор предложений, постановку знаков препинания в сложном предложении. Правописание безударных гласных корня, букв н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

13.

Р.Р. Сжатое изложение (по тексту ГИА)

Свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста

Уметь сжимать лингвистический текст,  используя прием замены одних синтаксических конструкций синонимичными.

Знать композиционные особенности форм сочинения.

Уметь пересказывать текст, соблюдать нормы на письме

Орфограммы корня: безударные гласные проверяемые и непроверяемые ударением

14.

Анализ изложений. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения

Знаки препинания и их функция. Знаки препинания в сложном предложении. Авторское употребление знаков препинания

Уметь интонационно оформлять сложные предложения с разными типами смысловых отношений между частями, моделировать предложения, расставлять знаки препинания

Вспомнить о функциях знаков препинания (знаки завершения, разделения, выделения). Ознакомить учеников с выделительной ролью запятых в СПП, с авторской пунктуацией в сложных предложениях. Рассмотреть вопрос об интонации сложного предложения

П. 9,10 упр. 57-58

Знаки препинания при причастных, деепричастных оборотах; однородные члены предложения

15.

Понятие о сложносочиненном предложении

Сложносочиненное предложение (ССП), его грамматические признаки, строение. Смысловые отношения между его частями и способы их выражения

Знать грамматические признаки ССП, его строение. Уметь интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, выявлять эти отношения, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений .

Повторить и углубить сведения о ССП: выделение грамматических основ простых предложений, которые связываются в сложное предложение с помощью сочинительных союзов и интонации, формировать умение находить такие конструкции и определять их структуру, устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в составе ССП, правильно ставить и объяснять знаки препинания, проводить синтаксический разбор

П. 11,12 упр. 60, 62

Сведения о сочинительных союзах и особенностях их употребления

16.

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами.

Сложносочиненные предложения с противительными союзами      

Сложносочиненные предложения с соединительными,   разделительными,      противительными союзами.

Знать основные группы ССП по значению и союзам, уметь определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения

Повторить и углубить сведения о смысловых отношениях в ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами

П. 13,14,15 упр. 64

Правописание слов тоже, также, зато и то же, так же, за то

17.

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами.

Сложносочиненные предложения с противительными союзами      

Сложносочиненные предложения с соединительными,   разделительными,      противительными союзами.

Знать основные группы ССП по значению и союзам, уметь определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения

Повторить и углубить сведения о смысловых отношениях в ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами

П. 13,14,15 упр. 68

Правописание слов тоже, также, зато и то же, так же, за то

2 четверть

  1.  (15часов, из них 3 часа отведено на уроки развития речи)

№ п/п

Дата

Раздел/тема

Обязательный минимум

Планируемые результаты

Задание на дом

Примечание (повторение, подготовка к ГРЭ)

план

факт

1.  (18)

Р.Р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Отбор материала к сочинению. Определение жанра. Простой план.

Свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста

Знать композиционные особенности сочинения.

Уметь составлять план сочинения, передавать последовательность микротекстов, использовать выразительные средства языка, соблюдая нормы литературного языка

Вариант из сборн. подгот к ГИА

Тема, основная мысль, типы речи

2. (19)

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения

Знаки препинания и их функция. Знаки препинания в сложном предложении. Авторское употребление знаков препинания

Уметь интонационно оформлять сложные предложения с разными типами смысловых отношений между частями, моделировать предложения, расставлять знаки препинания

Совершенствовать постановку знаков препинания в ССП. Дать понятие о постановке тире между частями сложного предложения (примечание на стр. 42), познакомиться с ССП, в которых запятая не ставится

П. 16 упр. 71

Типы односоставных предложений, однородные члены предложения

3. (20)

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Повторение

Средства связи простых предложений в составе сложного. Знаки   препинания   в ССП

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор    ССП

Познакомиться с планом и образцами устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора ССП, закрепить умения устанавливать средства связи простых предложений в составе сложных, различать по характеру средств связи БСП, ССП и СПП, квалифицировать знаки завершения, выделения, разделения, закрепить изученные пунктуационные правила, характеризовать смысловые отношения в ССП

П. 17 упр. 76; контрольные вопросы с. – 47

Употребление разделительных, соединительных, противительных союзов в ССП

4. (21)

Контрольная работа.

Тест   по теме  «Сложносочиненные предложения»

Средства связи простых предложений в составе сложного.

Знаки   препинания   в ССП

Уметь работать с инструкцией к тесту, правильно оформлять тест, производить замену ошибочно выбранных вариантов ответа

Орфограммы в корнях, суффиксах, окончаниях. Основа предложения.

5. (22)

Понятие о сложноподчиненном предложении

Сложноподчиненное предложение,         его строение.   Главная   и придаточная       части. Средства связи частей сложноподчиненного предложения:    интонация,    подчинительные союзы, союзные слова

Знать грамматические признаки СПП, его строение, средства связи частей, опознавать СПП в тексте, правильно ставить знаки препинания

Совершенствовать умение видеть структуру СПП, определять границы между главным и придаточным предложениями и на этой основе правильно ставить пунктуационные знаки

П. 18 упр. 85

Стили речи, правописание приставок пре и при, -тся и –ться в глаголах

6. (23)

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Главная и придаточная части предложения, их единство   (смысловое, интонационное,    грамматическое). Средства связи частей СПП. Знаки препинания в СПП

Уметь определять место придаточного предложения по отношению к главному, правильно расставлять знаки препинания, использовать различные средства связи главной и придаточной части, интонационно оформлять ССП

Закрепление умения понимать строение СПП, выделять запятой придаточные предложения. Определять место придаточного предложения, средства его связи с главным

П. 19 упр. 91

Орфограммы 3-7, словарные слова

7. (24)

Р.Р. Сочинение на лингвистическую тему

Отбор материала к сочинению. Определение жанра. Простой план.

Свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста

Знать критерии оценивания сочинения на экзамене по новой форме. Уметь излагать мысли письменно  по заданной теме в форме рассуждения

Повторить словарные слова

Границы предложения. Пропуск слов в предложении

8. (25)

Анализ сочинений. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении

Средства связи частей сложноподчиненного предложения:    интонация,    подчинительные союзы, союзные слова

Научить отличать союзы от союзных слов, определять какой частью речи и каким членом предложения в придаточной части является союзное слово

П. 20 упр. 97

Орфограммы 1-5, правописание союзов тоже - также

9. (26)

Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении

Место придаточного в СПП.

Главное предложение с указательным   словом. Пунктуационные и синтаксические нормы

Рассказать о роли  указательных слов в СПП, продолжить изучение конструктивных особенностей СПП

П. 21 упр. 104

Не с разными частями речи

10. (27)

Р.Р.  Изложение упр. 106

Лингвистическое изложение

Восстановить порядок следования выделенных в четыре абзаца частей текста (3, 4, 1, 2), подробно изложить текст, соблюдая восстановленную логическую последовательность

Вариант из сборн. подгот к ГИА

Часть 1 ГИА

11.

(28)

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Основные группы сложноподчиненных    предложений по значению и строению.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Формирование умений:

  1. Находить придаточные определительные в СПП, производить (где это возможно и необходимо) их синонимическую замену, правильно употреблять в речи.
  2. Расставлять знаки препинания.
  3. Составлять схемы предложений с придаточными определительными

П. 22 упр. 111

Орфограммы 18-21, правописание порядковых числительных

12.

(29)

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Формирование умений:

  1. Находить придаточные определительные в СПП, производить (где это возможно и необходимо) их синонимическую замену, правильно употреблять в речи.
  2. Расставлять знаки препинания.
  3. Составлять схемы предложений с придаточными определительными

П. 22 упр. 114

Орфограммы 18-21, правописание порядковых числительных

13.

(30)

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Место      придаточных изъяснительных СПП. Средства связи главного предложения с придаточным. Синтаксические и пунктуационные нормы

Формирование умений:

  1. Определять место придаточных изъяснительных в СПП, средства связи с главным, производить (где это возможно и целесообразно) их синонимическую замену.
  2. Правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточным изъяснительным.
  3. Составлять схемы предложений с указанными придаточными

П. 23 упр. 120

Правописание производных предлогов, правописание ъ и ь знаков

14.

(31)

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Место      придаточных изъяснительных СПП. Средства связи главного предложения с придаточным.

Синтаксические и пунктуационные нормы

Формирование умений:

  1. Определять место придаточных изъяснительных в СПП, средства связи с главным, производить (где это возможно и целесообразно) их синонимическую замену.
  2. Правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточным изъяснительным.
  3. Составлять схемы предложений с указанными придаточными

П. 23 упр. 122

Правописание производных предлогов, правописание ъ и ь знаков

15. (32)

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

Виды придаточных обстоятельственных. Простые  и  составные союзы в СПП с придаточными обстоятельственными. Синонимия простых и сложных предложений

Знакомство со СПП с придаточными обстоятельственными. Обобщенное представление об этих предложениях

П. 24, теоретическая справка на с. – 78-80

Словарные слова, орфограммы 17-20

3 четверть (21 час, из них 5 часов отведено на уроки развития речи)

урока

Дата

Раздел/тема

Обязательный минимум

Планируемые результаты

Задание на дом

Примечание (повторение, подготовка к ГРЭ)

план

факт

1. (33)

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места

Сложноподчиненные предложения с придаточными    времени    и места

Формирование умений:

  1. Распознавать придаточные места, времени, отличать их от других видов придаточных.
  2. Правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений

П. 25 упр. 128

Знаки препинания при однородных и обособленных членах. Постановка тире между подлежащим и сказуемым

2. (34)

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, следствия, условия

Структура СПП с придаточными условия, причины, следствия и их отличие от других видов. Знаки препинания в СПП. Стилистические особенности     союзов, связывающие     придаточные предложения с главным

Формирование умений:

  1. Распознавать придаточные причины, следствия, условия, отличать их от других видов придаточных.
  2. Правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений

П. 26 упр. 136

Правописание частиц не - ни

3. (35)

Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки, цели

Средства связи придаточного с главным. Знаки препинания в СПП с придаточными уступки, цели

Формирование умений:

  1. Распознавать придаточные уступки, цели.
  2. Правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений

П. 26 упр. 153

Е – и в окончаниях имен существительных, причастный оборот, синонимы

4. (36)

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени, сравнительными

Формирование умений:

  1. Распознавать придаточные образа действия, меры, степени, сравнительные.
  2. Правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений

П. 27 упр. 163,

Стили речи, орфограммы 28-30

5.

(37)

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени, сравнительными

Средства связи главного предложения с придаточным. Синтаксические нормы. Отличие СПП с придаточным сравнительным и простых предложений со сравнительным оборотом.

Формирование умений:

  1. Распознавать придаточные образа действия, меры, степени, сравнительные.
  2. Правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений

П. 27 упр. 165

Стили речи, орфограммы 28-30

6. (38)

Р/р Сочинение по данному началу (на основе картины В. П. Фельдмана «Родина» упр. 166)

Отбор материала к сочинению. Определение жанра. Простой план.

Свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста

Написать сочинение по данному началу, используя репродукцию картины В. П. Фельдмана «Родина»  

Дописать

сочинение

Типы речи

7. (39)

Анализ сочинений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них

Значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному. Последовательное и параллельное подчинение. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными

Формирование умений:

  1. Распознавать СПП с несколькими придаточными.
  2. Правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений.
  3. Правильно ставить запятую между союзами, относящимися к разным придаточным (что и если, что и когда, так что и хотя и т.д.)

П. 28 упр.172

Сравнительные обороты, з – с на конце приставок

8.

(40)

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них

Значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному. Последовательное и параллельное подчинение. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными

Формирование умений:

  1. Распознавать СПП с несколькими придаточными.
  2. Правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений.
  3. Правильно ставить запятую между союзами, относящимися к разным придаточным (что и если, что и когда, так что и хотя и т.д.)

П. 28 упр. 174

Сравнительные обороты, з – с на конце приставок

9. (41)

Р/р Деловые документы.

(автобиография, заявление)

Деловые документы.

(автобиография, заявление)

Знать виды деловых документов: заявление, автобиография, уметь составлять данного рода деловые бумаги

Написать

 свою автобиографию

Уметь составлять свою автобиографию

10. (42)

Анализ автобиографий. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения

Синтаксический и пунктуационный       разбор сложноподчиненного предложения

Совершенствовать умения анализировать языковой материал и классифицировать его, осуществлять синтаксический и пунктуационный разборы на основе образцов устного и письменного разборов

П. 29,30 упр. 179

Стили речи, орфограммы 32-34

11. (43)

Р/р Изложение с включением дополнительного материала. По тексту «Сергей Иванович Ожегов» (упр. 177)

Лингвистическое изложение с элементами сочинения-рассуждения в публицистическом стиле

Написать подробное изложение, указывая сведения о научной деятельности и о Толковом словаре русского языка С. Ожегова

Стили речи

12. (44)

Анализ изложений. 

Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчиненные предложения»

Виды       придаточных предложений. Средства связи и знаки препинания в СПП

Привести в систему знания учащихся СПП

Контрольные вопросы с. –118,

упр. 183

Орфограммы 21-24

13. (45)

Контрольная работа.

Тест  по теме «Сложноподчиненные предложения

Виды       придаточных предложений. Средства связи и знаки препинания в СПП

Повторение сведений о СПП

Словарные слова

14. (46)

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях

Бессоюзные предложения, их грамматические признаки.

Смысловые отношения между частями в БСП. Знаки препинания в БСП

Показать особенности БСП; сопоставить их с синонимичными ССП и СПП; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки

П. 31,32 упр. 187

Орфограммы 35-37

15. (47)

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. Смысловые отношения между   частями   БСП. Интонационные     особенности БСП. Пунктуационные нормы

Выяснить особенности постановки знаков препинания в случаях перечисления фактов в БСП; совершенствовать речевые орфографические и пунктуационные навыки

П. 33 упр. 193

Однородные члены предложения, орфограммы 11-13

16. (48)

Р/р Подробное изложение с дополнительным заданием (отрывок из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» упр. 192)

Лингвистическое изложение с элементами сочинения-рассуждения в публицистическом стиле

Написать подробное изложение с дополнительным заданием, ответив на вопрос: О каких чертах характера помещика Манилова говорит описание его поместья

Вариант из сборн. подгот к к ГИА

Деталь в художественном произведении. Запятая и точка с запятой в БСП

17. (49)

Анализ подробного изложения.

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Бессоюзные    сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Закрепить умение различать БСП с двоеточием; работать над правильной интонацией, совершенствовать пунктуационные навыки в простом и сложном предложениях

П. 34 упр. 197

Орфограммы 17-19, слитное и раздельное написание не - ни

18. (50)

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении

Закрепить умение различать БСП с тире; работать над правильной интонацией, совершенствовать пунктуационные навыки в простом и сложном предложениях

П. 35 упр. 200

Орфограммы 37-39

19. (51)

Р/р Сочинение-отзыв по картине Н. М. Ромадина «Село Хмелевка» (из серии «Волга – русская река»)

Жанры сочинений. Отбор материала к сочинению. Определение жанра. Простой план

Написать отзыв по картине Н. М. Ромадина «Село Хмелевка»

Закончить сочинение

Типы речи, стили речи, отзыв

20. (52)

Анализ сочинений. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение

Бессоюзное     сложное предложение.      Знаки препинания в нем. План устного и письменного синтаксического   и   пунктуационного разбора

Знать порядок  устного и письменного синтаксического и пунктуационного разборов БСП , уметь выполнять разборы

П. 36, контрольные вопросы 139

Словарные слова

21. (53)

Контрольный диктант 

Бессоюзное     сложное предложение.      Знаки препинания в нем.

Закрепить пройденный материал по БСП

Повторить словарные слова

Знаки препинания в БСП

4 четверть (17 часов, из них 4 часов отведено на уроки развития речи)

№ п/п

Дата

Раздел/тема

Обязательный минимум

Планируемые результаты

Задание на дом

Примечание (повторение, подготовка к ГРЭ)

план

факт

1. (54)

Анализ контрольного диктанта. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях

Структурные особенности сложного предложения с разными видами связи.

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях

Углубить представления о структуре сложных предложений; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки

П. 37 упр. 212

Орфограммы 37 - 40

2. (55)

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Знаки препинания в предложениях с различными видами связи. Сочетание знаков препинания.

Сочинительные и подчинительные союзы

Углубить представление о структуре сложных предложениях с разными видами связи; развивать умение схематически представлять предложение; прививать навыки анализа текста; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки

П. 28 упр. 217

Орфограммы 41 - 42

3. (56)

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи

Структура сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, разное сочетание видов связи

Познакомить учащихся с планами, образцами устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи, отработать умения  синтаксического и пунктуационного разборов на практике

П. 39 упр. 218

Знаки препинания при причастном обороте

4. (57)

Р/р Сжатое изложение фрагмента из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

Работа с текстами сборника для подготовки к экзамену: анализ текстов, объединенных одной проблемой, устный пересказ, составление планов, выбор ключевых слов, воспроизведение отдельных фрагментов по ключевым словам

Сжато пересказать фрагмент легенды о Ларре из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», употребив по возможности сложные предложения с различными видами связи

П. 39 упр. 219

Знаки препинания в БСП

5. (58)

Повторение по теме «Сложные предложения с различными видами связи»

Структура сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, разное сочетание видов связи

Повторить сложные предложения с различными видами связи

Контрольные вопросы с. –154 упр. 224

Знаки препинания в предложениях с различными видами связи

6. (59)

Словарь как вид справочной литературы.  Публичная речь.

Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические

Знакомство с публичной речью, отличие понятий «публичный» и «публицистический»

П. 40 упр. 221

Диалог

7. (60)

Контрольный диктант

Знаки препинания в предложениях с различными видами связи. Сочетание знаков препинания.

Обобщить знания о сложных предложениях с различными видами связи и знаках препинания в них

Вариант из сборн. подгот. к ГИА

Словарные слова

8. (61)

Язык художественной литературы

Язык художественной литературы: цели, функции, языковые средства и средства художественной выразительности.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Знать цели, функции, языковые средства и средства художественной выразительности

Уметь объяснять термины, называющие функции языка; составлять опорные конспекты и пересказывать тексты

Вариант из сборн. подгот  к ГИА

9.

(62)

Русский речевой этикет. Культура межнационального общения.

Русский речевой этикет. Культура межнационального общения.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

Знать культуру межнацилнального общения, русский речевой этикет

Уметь применять русский речевой этикет

Вариант из сборн. подгот  к ГИА

10.    (63)

Фонетика и графика.

Звуки русского языка, их классификация.  

Смыслоразличительная роль звука.  

Орфоэпические нормы и нормы письма

Обобщить знания по фонетике и графике; в совершенствовать навыки работы с разными видами лингвистических словарей

П. 41,42 упр. 234

Сведения о предложении – одной из основных единиц синтаксиса, выполняющей коммуникативную функцию

11.

(64)

Лексика и фразеология

Морфемы,  передающие информацию   о   слове. Употребление слов в речи в зависимости от лексического значения. Основные способы объяснения лексического значения.

Обобщить знания по лексике и фразеологии; в совершенствовать навыки работы с разными видами лингвистических словарей

12.

(65)  

Морфемика. Словообразование

Определение основных способов словообразования. Правописание морфем с опорой на морфемно-словообразовательный анализ

Обобщить знания по разделам «Морфемика», «словообразование»; совершенствовать орфографические навыки

П. 43,44 упр. 244

Правописание приставок на з – с, пре – при, Безударных гласных и согласных в суффиксах разных частей речи

13.

(66)

           

Морфология

Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка. Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий

Обобщить знания по морфологии именных частей речи; совершенствовать орфографические навыки и навыки морфологического разбора

П. 45 упр. 250, 254

Служебные части речи. Правописание н – нн в суффиксах прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени

14.    (67)

Синтаксис

Виды связи слов в предложении. Функции знаков препинания

Закрепить знания о синтаксисе словосочетания, сложного и простого предложения

П. 46 упр. 258, 260

Вводные слова

15.      (68)

Р/р Изложение с элементами сочинения (упр. 259)

Лингвистическое изложение с элементами сочинения-рассуждения в публицистическом стиле

Написать сжатое (5 – 8 предложений) выборочное изложение на тему «За что мы любим киноискусство»

Повторить словарные слова

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

16.    (69)

Р/р Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Жанры сочинений. Отбор материала к сочинению. Определение жанра.

Написать сочинение

Вариант из сборн. подгот  к ГИА

Типы речи, стили речи

17.

(70)

Подготовке к ГРЭ. Решение вариантов.

Изложение + комплексный анализ текста+ тестирование+сочинение-рассуждение.

Знать обязательный минимум

Уметь работать с инструкцией к тесту, правильно оформлять тест, производить замену ошибочно выбранных вариантов ответа

Вариант из сборн. подгот  к ГИА

6. Контроль уровня обученности

  1. Виды контроля

1

четверть

2

четверть

3

четверть

4

четверть

Итого

Административный контроль ЗУНов

1

1

1

1

 9

Количество плановых контрольных работ

1

1

2

1

Всего уроков развития речи

из них:

2

3

5

4

14

Изложений

1

1

2

2

6

сочинений

1

2

2

1

6

Итого

4

5

7

5

7. Литература и средства обучения

Мультимедийные презентации за курс русского языка в 9 классе по темам (источник – интернет)

Тростенцова А. А. Русский язык 9 кл. / А. А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2013

Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 9 класс А. Б. Малюшкин. - М.: ТЦ «Сфера», 2011

УМК «Русский язык. Подготовка к ГИА». Тренировочная тетрадь «Русский язык 9 класс. Готовимся к ГИА на уроке и дома». Автор: Н.А.Сенина – Ростов-на-Дону: Легион, 2013

УМК «Русский язык. Подготовка к ГИА». Автор: Н.А.Сенина – Ростов-на-Дону: Легион, 2014

Рабочая тетрадь: Тесты по русскому языку: 9кл. - Саратов: Лицей, 2005.

Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.

Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2006.

Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.

Шаповалова Т. Е. Русский язык: Сложное предложение. Тематическая тетрадь / Т. Е. Шаповалова. - М.: Дрофа, 2006.

Войлова К. А. Русский язык. Культура речи / К. А. Войлова. - М.: Дрофа, 2006.

Дейкина А. Д. Русский язык: Раздаточные материалы: 9 класс / А. Д. Дейкина. -М.: Дрофа, 2006.

Пахнова Т. М. Русский язык: Комплексная работа с текстом: Рабочая тетрадь: 9 класс / Т. М. Пахнова. - М.: Экзамен, 2004. Для учителя

Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Л. А. Тростенцова. -М.: Просвещение, 2004.

Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2001.

Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя / С. И. Львова. - М.: Мнемозина, 2003.

Текучева И. В. Русский язык: Контрольные и проверочные работы: 9 кл. / И. В. Текучева. - М.: Астрель, 2002.

Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2006.

Угроватова Т. Ю. Русский язык: 9 класс / Т. Ю. Угроватова. - М.: Просвещение,

2005.

Николина Н. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005.

Пучкова Л. И. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь / Л. И. Пучкова, Ю. М. Гостева. - М.: Просвещение, 2004.

Голуб И. Б. Основы культуры речи / И. Б. Голуб. - М.: Просвещение, 2005.

Цыбулько И. П. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подготовки / И. П. Цыбулько. - М.: Просвещение, 2006.

Сенина Н. А. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация-2007 год: Предпрофильная подготовка / Н. А. Сенина, Т. А. Петрова. - Ростов н/Д: Легион, 2006.

ГИА. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И. П. Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование», 2012. – 224с. – (ГИА-2015. ФИПИ – школе)

Тростенцова Л. А.   Русский язык. 9 класс. Поурочные разработки  - М.: Просвещение, 2011

Диктанты по русскому языку 8-9 классы + аудиоверсия. Автор: С.А.Лебеденко. – М.:ЭКСМО, 2012

Путь к успеху. Сочинение-рассуждение. Творческое задание (часть С) на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах. Автор: Т.И.Павлова. - Ростов-на-Дону: Легион, 2013

КИМ. Русский язык 9 класс к учебникам С.Г.Бархударова, Л.А.Тростенцова и др.  Сост.Н.Е.Егорова. – М.: ВАКО, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык". 8 класс

Данная учебная рабочая программа - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебного предмета "Русский язык" в 8 классе, основывающийся на типовой программ...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5 класс

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса создана на основе  Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089),  При...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 7 класс

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса создана на основе  Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004),  Примерно...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 7 класс

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса создана на основе  Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004),  Примерно...

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" 5 класс

Рабочая программа по русскому языку для 5— 11 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, включённых в Фед...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета  «Русский язык» 5 класс основного общего образования       на  2013-2014 учебный год составлена в соответствии с Ф...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык», 6 класс

Рабочая  программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования  и программы по русскому языку к учебникам для 5 -9 классов /авторы...