Глагол как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Тема урока: Глагол как часть речи

Класс: 5 класс

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие нового знания

Сформировать понятие о глаголе как о части речи, дать понятие о грамматических категориях глагола.

- обучающие: формировать у обучающихся умения реализации новых способов действия;

-развивающие: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков обучающихся в связи с использованием глагола в речи;

-воспитательные: воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения, чувство прекрасного через изучение глагола.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока в соответствии с требованиями ФГОС

Тема урока: Глагол как часть речи

Класс: 5 класс

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие нового знания

ФИО учителя: Калимуллина Наиля Мансуровна, учитель русского языка и литературы

МБУ «Школа № 86»

 

Цель

Задачи

 Сформировать понятие о глаголе как о части речи, дать понятие о грамматических категориях глагола.

- обучающие:   формировать у обучающихся умения реализации новых способов действия;

-развивающие:   развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков обучающихся в связи с использованием глагола в речи;

  -воспитательные:  воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения, чувство прекрасного через изучение глагола.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

  1. Определять морфологические признаки глагола, его синтаксическую функцию.
  2. Определять глаголы-сказуемые в предложениях.
  3. Характеризовать глаголы по времени, лицу, числу.
  4. Указывать, как согласуются глаголы-сказуемые с подлежащими.

Предметные: знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола; уметь находить глаголы в тексте, определять и синтаксическую роль в предложении, определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием;

 Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; контроль, коррекция.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, составление плана и последовательности действий, предвосхищение результата и уровня усвоения, оценка своих достижений.

            

отвечать на них; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Основные понятия

Глагол как часть речи, морфологические признаки и синтаксическая функция.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литература

Индивидуальная, групповая, фронтальная

-учебник «Русский язык» для 5 класса под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.

- компьютерная презентация  материала, использование интерактивной доски

Этапы урока

Этапы деятельности на уроке в соответствии с типом урока

Цель этапа

Деятельность учителя: содержание работы, приёмы и способы реализации содержания, формы организации

Деятельность обучающихся: самостоятельная работа

Какие УУД формируются на каждом этапе

Мотивационно-ориентировочный

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

Читаю текст, выделяя голосом глаголы.

Организует погружение в проблему, задаёт вопросы по осмыслению

Слушают учителя, пытаются решить задачу известным способом, находят в тексте часть речи, которую можно считать обозначением действия и состояния предмета.

Выразительно читают предложения, чтобы получился текст. Работают с первым кругом вопросов и заданий: составляют текст, находят основную мысль, вставляют безударные гласные корня.

Работают со вторым кругом вопросов и заданий, анализируют слова, которые обозначают действия, находят все глаголы в тексте.

(К) – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

(Р) – целеполагание

(Л) - самоопределение

фронтальная

Работа по теме урока

Актуализация  учебного содержания, необходимого для изучения нового материала

Выполнение задания на интерактивной доске

Выполнение задания на развитие речи.

Знакомлю учеников с новой информацией в форме задания на интерактивной доске.  

Организую практическую работу по стихотворению А. Усачёва (повторяем имена собственные, орфограмму тся/ться, изменение глагола по временам и лицам).

Организую работу по определению времени глагола

Организую практическую работу с текстом, работа с глаголами, восстановление текста при помощи выписанных глаголов по памяти.

Формулируют тему и цель урока.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Создают морфологический портрет глагола. Записывают информацию.

Проводят коллективное исследование, Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Анализируют, контролируют и оценивают результат.

Вспоминают вопросы времен глагола, распределяют глаголы по столбикам

Находят глаголы, определяют время глаголов и лицо, восстанавливают текст по выписанным глаголам

(Р) – выполнение пробного учебного действия

(Р) – целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)

(П) – осознанное и произвольное построение речевого высказывания

(П) – самостоятельное выделение познавательной цели

(К) –  передача информации, постановка вопросов

Индивидуальная

Фронтальная

Групповая

Рефлексивно-оценочный

Оценить результаты собственной деятельности

Организую контрольно-оценивающую деятельность.

Организую подведение итогов урока.

Объясняю домашнее задание.

Оценить свои знания о глаголе по схеме на доске

Систематизируют полученную информацию о глаголе как части речи.

Актуализируют полученные знания.

Выражают своё мнение об итогах работы.

Оценивают достигнутые результаты   урока.

(П) – рефлексия способов и условий действия

(П) – контроль и оценка процесса и результатов деятельности

(К) – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

(К) – учёт разных мнений

Индивидуальная

Фронтальная


Тема урока: Глагол как часть речи

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие нового знания

ФИО учителя: Калимуллина Наиля Мансуровна, учитель русского языка и литературы

МБУ «Школа № 86»

 

Цель

Задачи

 Сформировать понятие о глаголе как о части речи, дать понятие о грамматических категориях глагола.

- обучающие:   формировать у обучающихся умения реализации новых способов действия;

-развивающие:   развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков обучающихся в связи с использованием глагола в речи;

  -воспитательные:  воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения, чувство прекрасного через изучение глагола.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

  1. Определять морфологические признаки глагола, его синтаксическую функцию.
  2. Определять глаголы-сказуемые в предложениях.
  3. Характеризовать глаголы по времени, лицу, числу.
  4. Указывать, как согласуются глаголы-сказуемые с подлежащими.

Предметные: знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола; уметь находить глаголы в тексте, определять и синтаксическую роль в предложении, определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием;

 Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; контроль, коррекция.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, составление плана и последовательности действий, предвосхищение результата и уровня усвоения, оценка своих достижений.

            

отвечать на них; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Основные понятия

Глагол как часть речи, морфологические признаки и синтаксическая функция.

Ход урока:

  1. Орг. момент. Приветствие, заполнение рабочего листочка. Вкладываем этот листочек потом в папочку с теоретическим материалом. (1 слайд) ПРЕЗЕНТАЦИЯ
  2. Мотивационно-ориентировочный этап урока.

  1. Текст читается выразительно (детьми?) (2 слайд) БЛОКНОТ

1.Многие существа полностью вымерли, другие сохранились и ж_вут до сих пор на Земле. 2. Развитие ж_зни на Земле нач_лось около трех с половиной миллиардов лет назад в океане. 3. С течением времени одни виды и группы организмов давали начало другим. 4.  Постепенно ж_вые существа заселили и сушу.

Я:Ребята, мы с вами прочитали предложения, можно ли их назвать текстом? Правильно, потому что эти предложения стоят не по порядку, они не связаны между собой. Попробуйте поставить предложения в таком порядке, чтобы получился связный текст( Текст – это  несколько  предложений, связанных между собой  по  смыслу  (и  построенных  в  строгой последовательности  действий).

ОТПУСКАЮ ШИРМУ И ПРОВЕРЯЕМ ТЕКСТ

2. Развитие ж_зни на Земле нач_лось около трех с половиной миллиардов лет назад в океане. 4.  Постепенно ж_вые существа заселили и сушу.3. С течением времени одни виды и группы организмов давали начало другим. 1.Многие существа полностью вымерли, другие сохранились и ж_вут до сих пор на Земле.

-  Я: Молодцы, мы в правильном порядке расположили предложения, и у нас получился текст.

 - Какая тема и основная мысль текста?

 - Ребята, обратите внимание, что есть в тексте слова, в которых пропущены буквы. В каких частях слова пропущены эти буквы (в корне). Мы можем проверить эти гласные (да, ударением.) Подбираем проверочные слова и вписываем на доске.

 - Мы с вами повторили очень важную орфограмму – безударные гласные в корне.

 - А теперь найдите, пожалуйста, в этом тексте слова, которые обозначают действие предмета. (живут, началось, давали, заселили). Как вы определили, что эти слова обозначают действие предмета?

 - НА ДОСКЕ ВЫВЕШИВАЮ, ЧТО ГЛАГОЛ –ЭТО САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ Ч.Р., КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТ ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА…

2.  ВЫВОДИМ ТЕМУ  И ЦЕЛИ УРОКА (Слайд 2,3 на презентации)

3.  - Молодцы, а теперь мне нужен один человек для эксперимента.

 - В одной коробочке глаголы (читать, прыгать, писать) – изображает эти действия, чтобы ребята отгадали

 - В другой коробочке (думать, негодовать, потеплело).

 - Делаем вывод, что глаголы, обозначают не только действие предмета, но и его состояние. В этом тексте есть такие глаголы?

 - ВЫВЕШИВАЮ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЕЩЕ ЛИСТОЧЕК С СОСТОЯНИЕМ

4. - Мы с вами наши в тексте глаголы. Скажите, пожалуйста, в каком времени стоят глаголы в нашем тексте? (в прошедшем)

- как вы это определили? (задали вопрос)

- а какие еще есть времена в русском языке? (наст и буд)

-на какие вопросы они отвечают? ВЫВЕШИВАЮ КАРТОЧКУ С ВРЕМЕНАМИ И ВОПРОСАМИ

-Молодцы, очень хорошо изучили эту тему в начальной школе: очень быстро ответили на мои вопросы.

5. Предлагаю проверить наши теоретические знания на практике.

(РАЗДАТЬ ЗАРАНЕЕ КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЕМ и ПЕРЕКЛЮЧИТЬ ИНТЕРАКТИВКУ)

 Определи время глагола

                                                               Прошедшее                                                             Настоящее                                         Будущее

Делал

Учу

Рисовал

Занимался

Рисую

Делаю

Пишу

Буду делать

Читаю

Буду читать

Писал

Учил

Буду учить

Занимаюсь

Буду рисовать

Буду писать

Буду заниматься

Читал

Вывод делаем по временам: какие бывают и на какие вопросы отвечают

  1. ПРЕЗНТАЦИЯ (Слайд 4)

Текст Усачева Андрея (автор текста тотального диктанта)

Земля, как мячик, катит(?)ся

По Солнечной системе,

А Солнце по Галактике

Несет(?)ся с нами всеми…

Когда вокруг все тащит(?)ся,

Летит, несет(?)ся, мчит(?)ся,

Сидим мы в кресле  и запросто

Можем заблудит(?)ся.

(Андрей Усачёв)

-Какое интересное стихотворение, прочитал нам…. Скажите, оно такое динамичное, хочется читать его быстро, за счет чего достигается такая динамичность текста?

- Скажите, а почему некоторые слова, которые стоят не в начале предложения, написаны с заглавной буквы?

- В словах какой части речи требуется узнать их написание? Как вы объясните правописание этих глаголов?

-Молодцы, ребята, отлично справились с заданием!

-Давайте теперь в этом тексте подчеркнем грамматические основы. Это задание очень важно, потому что такое же задание есть в заданиях гос.экзамена. И сделаем теперь вывод, какая синтаксическая роль глагола в предложении (ВЫВЕШИВАЮ НА ДОСКУ ТАБЛИЧКУ- ГЛАГОЛ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ЯВЛЯЕТСЯ СКАЗУЕМЫМ)

7. Блокнот

Тест М. Пришвина

СЛОВО- ЗВЕЗДА

В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и как звезда погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени. Погасшая для себя звезда, для нас, людей, на земле горит еще тысячи лет. Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во вселенной. 

-Выразительно прочитаем текст Михаила Пришвина и скажем какая у этого текста основная мысль.

-Выписать глаголы (подчеркнуть) назвать устно время и лицо

-Восстановить по памяти текст, закрываю его ширмой

8. Задаю домашнее задание

Домашнее задание. Выбери ОДНО любое задание, которое тебя больше заинтересовало.

  1. Параграф 106, выучить теоретический материал в рамочке. Упр.606 (по заданию в учебнике)
  2. Параграф 106, выучить теоретический материал в рамочке. В сказке «О мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина найдите глаголы, которые обозначают стремительное движение. Почему в этом произведении часто используются такие глаголы?
  3. Параграф 106, выучить теоретический материал в рамочке. Напиши небольшое сочинение-повествование о своем выходном или учебном дне. Слова какой части речи в твоем сочинении будут преобладать? Почему?

9. Рефлексия

Раздаточный материал.


Работа ученика ___класса _______________________________________________________

Тема урока___________________________________________________________________

Задание № 1.

1.Многие существа полностью вымерли, другие сохранились и ж_вут до сих пор на Земле. 2. Развитие ж_зни на Земле нач_лось около трех с половиной миллиардов лет назад в океане. 3. С течением времени одни виды и группы организмов давали начало другим. 4.  Постепенно ж_вые существа заселили и сушу.

Ответ:__________________________________________________________________________

Задание № 2. Определи время глаголов.

Прошедшее                                                             Настоящее                                    Будущее

Делал

Учу

Рисовал

Занимался

Рисую

Делаю

Пишу

Буду делать

Читаю

Буду читать

Писал

Учил

Буду учить

Занимаюсь

Буду рисовать

Буду писать

Буду заниматься

Читал

Задание № 3.

Земля, как мячик, катит(?)ся

По Солнечной системе,

А Солнце по Галактике

Несет(?)ся с нами всеми…

Когда вокруг все тащит(?)ся,

Летит, несет(?)ся, мчит(?)ся,

Сидим мы в кресле  и запросто

Можем заблудит(?)ся.

(Андрей Усачёв)

Домашнее задание. Выбери ОДНО любое задание, которое тебя больше заинтересовало.

  1. Параграф 106, выучить теоретический материал в рамочке. Упр.606 (по заданию в учебнике)
  2. Параграф 106, выучить теоретический материал в рамочке. В сказке «О мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина найдите глаголы, которые обозначают стремительное движение. Почему в этом произведении часто используются такие глаголы?
  3. Параграф 106, выучить теоретический материал в рамочке. Напиши небольшое сочинение-повествование о своем выходном или учебном дне. Слова какой части речи в твоем сочинении будут преобладать? Почему?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Глагол – необыкновенная часть речи»

Урок- экскурсия для систематизации и обобщения знаний по теме  «Глагол»  в 6 классе. ...

Презентация "Глагол как часть речи"

Презентация к вводному уроку по теме...

"Глагол как часть речи"

"Глагол как часть речи"...

Презентация к уроку русского языка "Глагол как часть речи"

Презентация по теме "Глагол как часть речи"....

Тема урока: Глагол как часть речи.

Урок открытия нового знания. Материал построен так, что учащиеся самостоятельно определяют свои знания-незнания по данной теме, ставят цели и выбирают пути их достижения. В качестве мотивации использу...

Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчеств...

План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе коррекционной школы "Глагол как часть речи. Определение глагола в предложении".

Данный урок русского языка предназначен для учащихся  9 класса коррекционной школы. Образовательная цель урока: дать понятие глагола как части речи; формировать умение находить глаголы в предложе...