Конспект урока "Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Маслова Наталья Михайловна

Конспект урока "СПП с несколькими придаточными".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

по русскому языку

(9 класс)

     Тема урока: «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными».

     Цель урока: формирование у учащихся представления об основных видах СПП с несколькими придаточными.

     Задачи:

  1. Воспитательная: учить учащихся разнообразить, обогащать свою речь, используя различные конструкции СПП с несколькими придаточными, таким образом наиболее полно отражать явления окружающей действительности.

  1. Развивающая: развивать у учащихся логическое мышление, аналитические способности в ходе изучения данной темы.

  1. Обучающая: дать понятие о видах СПП с несколькими придаточными, об особенностях пунктуации в них.

Этап урока

Текущее время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы обучения

1. Организационный

1

Приветствие учащихся.

Дети, откройте тетради, запишите сегодняшнее число, вид работы. Тему урока определим и запишем чуть позже.

Учащиеся записывают число, вид работы.

2. Лингвистическая

    разминка

4

А сейчас лингвистическая разминка.

Словарный диктант (на экране) с лексическим заданием (объяснить значение указанных учителем слов).

Учащиеся работают в тетрадях (записывает слова), затем комментируют правописание с места, проверяют написанное.

Фронтальная работа

3. Проверка

    домашнего задания

8

На предыдущем уроке мы говорили с вами о СПП с придаточными следствия, присоединительными, а также вспоминали другие виды придаточных.

Дома вы должны были сделать упражнение 128  на закрепление этой темы.

Кроме того, некоторые из вас получили дополнительное задание: составить схемы отдельных предложений.

Проверим, как вы выполнили домашнее задание.

В чём особенность предложений, схемы которых записаны на доске?

На доске 1 ученик записывает схемы 1, 2, 5 и 7 предложений из упражнения 128.

Ученики с места зачитывают предложения упражнения 128, проговаривают знаки препинания, называют придаточные, указывают их виды.

Ученик (у доски) комментирует схемы и делает вывод о том, что это СПП с несколькими придаточными, по – разному присоединяющимися к главному.

Индивидуальное задание

Фронтальный опрос

4. Изучение нового

    материала

1

5

Сегодня на уроке мы с вами подробнее поговорим о СПП с несколькими придаточными (тема на экране).

Наша цель – познакомиться с видами СПП с несколькими придаточными.

Задачи:

  • учиться определять виды СПП с несколькими придаточными,
  • обратить внимание на пунктуацию в таких СПП,
  • учиться конструировать СПП с несколькими видами придаточных.

Наблюдение за материалом упражнения 130.

Учащиеся записывают тему урока.

Учащиеся читают предложение, комментируют постановку знаков препинания, анализируют, как придаточные связаны с главным предложением и друг с другом (в первом предложении все три придаточных относятся к главному, отвечают на один вопрос, похожи на однородные дополнения; во втором – первое придаточное относится к главному предложению, а второе придаточное – к первому придаточному; в третьем – оба придаточных относятся к

Работа в парах

4

1

Итак, перед нами несколько видов СПП с несколькими придаточными (схемы на экране).

Работа с материалом учебника (параграф 9, стр.53, 54), во время чтения учитель акцентирует внимание учащихся на особенностях пунктуации в СПП с несколькими придаточными.

О более сложных комбинациях придаточных мы будем говорить на следующих уроках.

А сейчас вернёмся к упражнению 130. Определите вид подчинения в каждом из рассмотренных предложений.

(таблица на экране)

главному предложению, отвечают на разные вопросы, относятся к разным членам главного предложения, не связаны друг с другом, независимы), составляют схемы предложений.

Учащиеся читают материал параграфа.

1 – однородное подчинение,

2 – последовательное подчинение,

3 – параллельное подчинение, потому что…

Объяснительно– иллюстративный метод

5. Закрепление

    нового материала

7

11

Работа с предложениями:

  • записать правильно,
  • определить вид подчинения,
  • составить схему.

Делаем вывод по записанным предложениям.

Выполним упражнение 132.

Ваша задача: из трёх простых предложений составить и записать СПП предложение с двумя придаточными. Устно определить вид подчинения.

Одновременно

  • группе «слабых» учеников предлагается выполнить задание по материалу упражнения 131 (2 часть): записать предложения, расставляя в них знаки препинания, определить границы предложений, указать вид подчинения;
  • другой группе задание: из упражнения 131 выписать предложения, соответствующие данным схемам.

(работы проверяются учителем после урока).

К доске выходят по одному 3 ученика, записывают предложения, комментируют знаки препинания, определяют виды подчинения, составляют схемы предложений. Класс сверяет записи в тетрадях с тем, что записано на доске.

В СПП с последовательным подчинением запятая между двумя подчинительными союзами не ставится, если далее следует продолжение с  то или так.

В СПП с однородным подчинением знаки препинания ставятся, как при однородных членах предложения: если между придаточными есть сочинительный союз и, запятая не ставится, если его нет – ставится.

К доске выходят сначала 1 ученик, вместе с классом выполняет задание, далее 3 ученика (по одному представителю от каждого ряда), выполняют задание, комментируют его, делают вывод, что используется параллельное подчинение.

.

Фронтальная работа

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

6. Итоговый

3

1

1

Подведём итоги урока (выводы учащихся появляются на экране). Скажите, пожалуйста,

1. О чём мы говорили на уроке?

2. Какие основные виды СПП с несколькими придаточными можно выделить?

3. Что такое СПП с последовательным подчинением?

4. Что такое СПП с параллельным подчинением?

5. Что такое СПП с однородным подчинением?

6. Каковы особенности пунктуации в таких предложениях?

Сообщение домашнего задания: параграф 9, упражнение 133

(на экране).

Оценки учащимся за активную работу на уроке.

Окончание урока.

О видах СПП с несколькими придаточными.

СПП с последовательным, параллельным и однородным подчинением.

Это такие СПП, в которых первое придаточное относится к главному предложению, второе придаточное – к первому придаточному.

Это такие СПП, в которых разные по значению придаточные относятся к одному главному предложению.

Это такие СПП, в которых одинаковые по значению (однородные) придаточные относятся к одному главному предложению

В таких предложениях, как правило, каждое придаточное обособляется (иногда вместо запятой может стоять точка с запятой), но бывают случаи, когда запятая не ставится

Учащиеся записывают домашнее задание в дневниках.

Учащиеся выполнявшие индивидуальные задания, сдают тетради.

Фронтальный опрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»

Данный урок разработан для учащихся 9-х классов, это второй урок по теме из трех запланированных. Урок спланирован на основе использования современных педагогических технологий: технологии личностно о...

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."

Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....

Конспект урока "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными".

Конспект урока по русскому языку в 9 классе по разделу "Синтаксис. Сложное предложение". Урок построен по технологии встречных усилий.Форма - урок смешанного типа.Тип - урок изучения новых знаний. Осн...

Конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными"

Цель данного урока - закрепить знания о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе Тема урока «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» (практикум)

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Задачи урока: Обучающие задачи: - закрепить полученные знания...