Научно-исследовательская работа "Русский язык в театре"
проект по русскому языку (6 класс) на тему

Буркова Надежда Викторовна

В рамках двухнедельной научно-исследовательской работы школьники изучали лексику, входящую в состав тематической группы "Театр"  с точки зрения её языковых особенностей. Результатом работы стало создание кроссвордов и рецензий на театральную постановку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_russkiy_yazyk_v_teatre.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская работа

«Русский язык в театре»

Выполнили: учащиеся 6 класса

Учитель: Буркова Н.В.


Проект «Русский язык в театре»

Цели и задачи проекта: расширение и углубление знаний школьников в  области театрального искусства; развитие интереса  учащихся к истории русского языка, расширение кругозора, формирование представления о возможных способах пополнения лексического состава языка (в частности, о заимствованной лексике), овладение учениками умениями и навыками, необходимыми для написания рецензий на театральную постановку.

Предметный раздел: информационные технологии …

Участники проекта: учащиеся 6-го класса, классный руководитель, учитель русского языка и литературы.

Краткое описание проекта: учащиеся 6 класса посетили спектакль «Её друзья» по пьесе В.С. Розова (МХАТ им. М.А. Горького, режиссер В.И. Усков). До этого школьники выполнили объемную словарную работу, состоявшую из нескольких этапов. Результатом работы стало создание кроссвордов под названием «Театральный словарь». После посещения театра и обсуждения спектакля в классе учащиеся получили возможность узнать, как строится театральная рецензия и написали свои рецензии на спектакль «Её друзья». Лучшие работы были опубликованы на школьном сайте.

Введение

Актуальность работы обусловливается необходимостью расширять и активизировать словарный запас школьников, развивать у них умения и навыки для анализа слова на этимологическом, лексическом, фонетическом,   орфоэпическом уровнях;  применять полученные знания при написании творческих работ; развивать умения и навыки  работы в группах и самостоятельно; развивать коммуникативные навыки учащихся ( в частности, при презентации  кроссвордов и рецензий).

Объектом исследования стали лексические  единицы, входящие в тематическую группу  «Театр».

Целями работы являются:

 1) расширение языковых знаний школьников в сфере театрального искусства;

 2) овладение лексической нормой языка;

3) умение применять полученные знания при выполнении творческих работ различного характера;

4) формирование навыков работы в группе;

5)  навыков презентации проведенной работы.  

Общая цель определила следующие задачи:

  1. Выяснить значение, написание и правильное произношение лексических единиц, связанных с театром,  используя при этом словари разных типов (орфографический, толковый, орфоэпический, этимологический).
  2. Составить кроссворды, используя данную  лексику.
  3. Посетить МХАТ им. М.А. Горького (спектакль «Её друзья» автор пьесы В.С. Розов, режиссер В.И. Усков) в рамках внеклассного мероприятия.
  4. Обсудить спектакль «Её друзья» на уроке литературы.
  5. Изучить правила написания рецензии на театральную постановку.
  6. Написать творческую работу в форме рецензии на спектакль «Её друзья».

При решение поставленных задач были использованы следующие методы:

  1. эмпирические (изучение и анализ литературы по данной теме);
  2. теоретические (изучение, обобщение и систематизация полученных сведений);
  3. анализ и оценка языковых единиц;
  4. проектирования;

Сроки выполнения проектной работы:

Проектная работа была краткосрочной и   длилась 2 недели.

В проектной работе можно выделить 9 этапов:

  1. Постановка целей и задач перед учащимися, ознакомление их со списком необходимых лексем из группы «Театр» (см. Приложение 1).
  2. Работа со словарями, выяснение необходимой информации о слове.
  3. Составление кроссвордов.
  4. Посещение МХАТ им. М.А. Горького и просмотр постановки «Её друзья».
  5. Обсуждение спектакля на уроке литературы.
  6. Знакомство с жанром рецензии на театральную постановку.
  7. Написание рецензии.
  8. Представление творческой  работы в классе.
  9. Публикации лучших работ на школьном сайте.

Практическая ценность работы

Практической ценностью работы можно считать составление учащимися кроссворда по теме «Театральный словарь» и написание школьниками рецензий на спектакль «Её друзья»; лучшие работы были опубликованы на школьном сайте.

Основная часть

1. Теоретическая часть

В школьном курсе русского языка уделяется не так много внимания теме «Лексика и фразеология», однако задания, связанный с ней, регулярно встречаются на самых разных этапах проверки знаний учащихся, начиная от Всероссийских проверочных работ и заканчивая ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе. В связи с этим необходимо расширять и углублять знания школьников о родном языке.

В нашем проекте мы рассматриваем лексические единицы, входящие в тематическую группу «театр». Эта группа включает названия разных видов театра, различных форм театрального искусства; лексику, связанную с практикой и теорией театра, аспектами театральной деятельности, актерским исполнением и техникой сценической речи, мастерством драматурга, оформлением спектаклей и техникой сцены, а также историей театра.

Примечательно, что при изучении данной темы учащиеся неизменно решают множество задач, связанных с фонетикой, этимологией, морфологией и даже синтаксисом  русского языка, что, несомненно, служит расширению и обогащению теоретических знаний школьников о структуре  родного языка.


2. Практическая часть

Работа над проектом проводилась поэтапно. На каждом этапе можно было определить результат.

  1. Постановка целей и задач перед учащимися, ознакомление их со списком необходимых лексем из группы «Театр» - информирование и мотивация учащихся.
  2. Работа со словарями, выяснение необходимой информации о слове – приобретение навыков работы со словарями различных типов.
  3. Составление кроссвордов – навыки создания творческой работы (в данном случае – в виде кроссворда) с использованием полученной и обработанной ранее информации.
  4. Посещение МХАТ им. М.А. Горького и просмотр постановки «Её друзья» - расширение кругозора, приобщение к театральному искусству, воспитание личностных качеств учащихся.
  5. Обсуждение спектакля на уроке литературы – развитие личностных навыков учащихся, приобретение навыков участия в дискуссии и отстаивания собственного мнения.
  6. Знакомство с жанром рецензии на театральную постановку – изучение правил написания работы в новом  жанре (рецензия).
  7. Написание рецензии – активизация ранее приобретенных знаний, навыков и умений, их демонстрация.
  8. Представление творческой  работы в классе – развитие навыков презентации собственной творческой работы.
  9. Публикации лучших работ на школьном сайте – ознакомление школьников, не посещавших спектакль «Её друзья», с театральной постановкой и личным взглядом на неё.

Кроме этого, учащиеся провели большую и трудоемкую работу со словарями разных типов и смогли составить описание слов  из предоставленного им списка на самых разных языковых уровнях.

Например, в рамках «Театрального словаря», созданного учащимися, необходимо было вспомнить о таких особенностях заимствованных лексических единиц, как:

  1. правильность произношения («партер», «бельэтаж»);
  2. правильность написания («амфитеатр», «репертуар»);
  3. правильное определение словообразовательного процесса в слове
  4. правильное определение морфологических признаков («авансцена» - singularia tantum, «гастроли» - pluralia tantum);
  5. правильное синтаксическое согласование («кулисы»/»кулиса»)

Заключение

В рамках двухнедельного проекта учащиеся 6 класса работали над словами из тематической группы «Театр». В результате этой работы были достигнуты следующие  результаты:

  1. учащиеся познакомились с основными лексемами из тематической группы «Театр»;
  2.  овладение учащимися теоретическими  знаниями  и практическими  навыками,   необходимых для правильного употребления заимствованной лексики;
  3. формирование у обучающихся  умений применять полученные знания при выполнении творческих работ различного характера (в частности, составление кроссвордов и написание творческой работы в жанре рецензии;
  4.   формирование навыков работы в группе при работе со словарями различных типов;
  5. формирование   навыков презентации проведенной работы.  

Использованная литература

  1. Воробьева Т.В. Использование исследовательских методов в лексической работе на уроках русского языка в основной школе : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Воробьева Татьяна Васильевна; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т]. - Пермь, 2007.
  2. Миронова М.Л.  Лексико-семантические и лингвокультурные особенности формирования театральной лексики в английском и русском языках : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.19 / Миронова Марина Руслановна; [Место защиты: Кубан. гос. ун-т]. - Краснодар, 2007.
  3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М., 1997. 
  4. Русский орфографический словарь: [нормативное написание, ударение и грамматическая информация]: свыше 180000 слов / [О. Е. Иванова и др. ; отв. ред. В. В. Лопатина. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2010.
  5. Школьный словарь иностранных слов / В.В. Одинцов, В.В. Иванов, Г.П. Смолицкая и др.; Под ред. В.В. Иванова. – М.: Просвещение, 1994.
  6. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний / Д. Н. Ушаков. - М.: Альта-Принт [и др.], 2008.
  7. Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение: ок. 25000 слов. – М.: Астрель: АСТ, 2009.
  8. Русский орфографический словарь: [нормативное написание, ударение и грамматическая информация]: свыше 180000 слов / [О. Е. Иванова и др. ; отв. ред. В. В. Лопатина. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2010.

Приложение 1

Список  лексем,

входящих в тематическую группу «Театр»

Найдите лексическое  значения слов, приведенных ниже. Обратите внимание на их написание и правильное произношение, морфологические и синтаксические особенности.  Во время работы пользуйтесь необходимыми словарями.

  1. Авансцена
  2. Амфитеатр  
  3. Антракт  
  4. Аншлаг  
  5. Афиша  
  6. Бельэтаж  
  7. Бутафория  
  8. Гастроли
  9. Грим
  10. Дебют
  11. Декорация
  12. Дублер
  13. Кулисы
  14. Кульминация
  15. Мизансцена
  16. Мимика
  17. Партер
  18. Персонаж
  19. Премьера
  20. Реквизит
  21. Репертуар
  22. Реплика
  23. Фойе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Научно-исследовательская работа по русскому языку "Некоторые вопросы экологии языка"

Язык в опасности!      Так ли страшно состояние русского языка в современном мире? Задавшись этим вопросом, я решила рассмотреть, что же засоряет русский язык, и выделила дв...

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

В основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда он самостоятельно добывает ...

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...

Всероссийской научно-практической конференции на тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельности в школе и вузе» Научно-исследовательская работа по теме: « Возрождение старинных традиций и обычай на основе материалов школьного

Всероссийской научно-практической конференциина тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельностив школе и вузе»  Научно-исследовательская работа по теме: ...

Научно-исследовательская работа по внеурочной организаций учебного процесса (Волшебный мир театра) 2023-2024

Научно-исследовательская работа по внеурочной организаций учебного процесса (Волшебный мир театра) 2023-2024...